Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация типов общественного развития по М. Кастельсу




Определяющий элемент Способ развития индустриального общества Способ развития информационного общества
Источник повышения производительности производственного процесса Новые источники энергии: способность к децентрализации использования энергии в производственных процессах и ее перераспределение Знания, технологические процессы генерации знаний, обработки информации и символической коммуникации  
Способ проявления структурно детермини-рованного принципа функционирования общества Ориентация экономики на технологическое развитие как на максимизацию выпуска продукции и услуг Ориентация экономики на технологическое развитие как на накопление знаний и повышение уровней сложности обработки информации  

На основе этого подхода М. Кастельс исследовал движущие силы экономического развития индустриального и информационного общества как первого этапа постиндустриального. В соответствии с выводами М. Кастельса формирование следующего этапа развития происходит параллельно с расцветом предыдущего. Определение существующего этапа зависит от доминирования элементов одного типа над другим.

Принадлежность теории Д. Белла, М. Кастельса и С. Глазьева к единому подходу свидетельствует о возможности сочетания их основных положений.

Системообразующим элементом цивилизационного подхода является развитие производства, производительных сил. Именно они определяют производственные отношения, и развитие общественного сознания, а следовательно, и характер развития общества на том или ином уровне исторического развития. Господствующей концепцией в цивилизационном подходе в настоящее время является теория волн Е. Тоффлера. По этому подходу каждая волна — всесторонняя трансформация социального и общественного бытия, связанная с развитием нации и техники

По определению Е. Тоффлера были три волны. Первая волна — сельскохозяйственная цивилизация, которой были присущи такие черты: земля – основа экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики; простое разделение труда и существование нескольких четко определенных каст или классов; авторитарность власти; децентрализация экономики.

Предсказателем начала второй волны была «промышленная революция». Для второй волны характерно углубление расхождения между производителем и потребителем; развитие рыночной системы координации; становление финансовой системы; демократизация; появление экологических проблем; тенденция к массовой унификации.

Тоффлер отмечает, что уже с 50-х гг. XX в. началась третья волна, которая по своей сущности напоминает первую, однако на современной технологической базе. Она несет распространение разнообразных типов техники, товаров и услуг; углубление специализации труда; разнообразит организационные формы управления. Это многообразие расшатывает традиционные структуры «второй волны».

После открытия российским экономистом Н. Кондратьевым долгосрочных циклов развития мирового хозяйства многие исследователи принялись по аналогии разрабатывать тему циклов мирового развития. Система длинных циклов Кондратьева описывает технологическую и экономическую сторону развития, учитывая политическую, социальную, военную, культурную стороны мирового развития. Они отражают преимущественно подъем и упадок ведущих отраслей экономики. Продолжительность одного длинного цикла составляет около 40-60 лет.

3. Оценка базисных институтов национальной экономики.

Экономическая деятельность в любой стране осуществляется в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе. Эти правила могут быть объектами государственного (юридически оформленного соответствующими законами) или обычного (принятого в данном обществе обычаев, традиций) права. Эти правила и нормы, укоренившиеся в обществе, принято называть институтами. Институты, которые получили законодательную основу, называют формальными, а институты, базирующиеся на неписаных законах (обычаи, традиции, морально-этические нормы поведения, религиозные убеждения), называют неформальными. Совокупность действующих в стране формальных и неформальных институтов составляет институциональную среду, в условиях которой ведется любая, в том числе и экономическая деятельность.

Теория институтов представляет собой комплексное экономическое учение, объектами исследования которого являются такие институты, как корпорация, государство, профсоюзы, рынок, психологические, моральные и этические (обычаи, нормы, навыки, инстинкты и тому подобное) факторы развития современной цивилизации и отдельно взятых национальных хозяйственных систем.

Основная идея экономики развития как составной экономической теории заключается в особенности рациональности выбора — восприятия некоторых моделей (образцов) развития как норм. В основу всех модернистских теорий заложено рассмотрение развития как изменения идентичности. Следует подчеркнуть, что не все из моделей (образцов) имеют четко определенные эталонные параметры. Более того, эталонная структура вообще, как считают современные научные работники и практики, — не устойчивая величина, а динамический вектор, который изменяется в соответствии с социальными, экономическими и другими потребностями.

Выделяют разные формы развития, среди которых три основные: колонизация; вестернизация; «догоняющая» модернизация.

Колонизация свойственна для тех ситуаций, когда функционирование капитала не нарушает социальные субстанции. Если осуществляется вторжение в культуру при неизменности других сфер жизни и сохранения функций капитала — происходит вестернизация. «Догоняющая» модернизация направлена на то, чтобы обеспечить капиталу адекватность всех социальных субстанций, достичь подобия с развитым западным обществом.

Недостатком модернистских теорий является то, что в них делается ставка на привлечение передовых технологий, но при этом не учитываются проблемы освоения имеющейся рабочей силы, новых технологий; неравномерность распределения знаний в мире.

Украина в основном находится за пределами глобальной экономики. В нее входят лидеры мирового развития, которые сумели создать технологически уникальный продукт на основе информационных и научных инноваций, новейших знаний. Потенциально у каждого общества есть шанс изобрести что-то особенное, что будет высшим достижением человечества в данной сфере и выведет его в круг монопольных производителей этого продукта. Считается, что стать участником глобальной экономики невозможно благодаря простой имитации, но создание хотя бы одного уникального достижения дает такой шанс. Поэтому государственная политика Украины должна быть направлена на формирование условий, при которых возможно как становление национальной социальной субстанции, так и эффективная реализация функций капитала и создание технологически уникальных продуктов.

Стратегической целью Украины на современном этапе развития является построение высокоразвитого, социального по своей сути, демократического правового государства с конкурентоспособной экономикой. Для достижения указанной цели необходима реализация инновационной модели развития, которая предусматривает институциональные превращения и эффективное государственное регулирование для адаптации национальной экономики к закономерностям развития мировой хозяйственной системы.

Стратегические, тактические и оперативные цели, пути и способы их реализации определяются в концепции социально-экономического развития страны. Достижение стратегических приоритетов предусматривает осуществление изменений в таких сферах:

• макроэкономической политике;

• институциональной;

• социальной;

• инновационно-инвестиционной;

• внутреннего рынка и реального сектора экономики;

• внешнеэкономической.

Основной целью изменений в макроэкономической политике является обеспечение стойкого длительного роста, структурно-инновационной и социальной переориентации экономики, формирование благоприятной инвестиционной среды.

Институциональное регулирование призвано обеспечить эффективное действие институциональных механизмов и создание новых институциональных предпосылок и возможностей социально-экономического развития Украины.

Социальная стратегия должна быть последовательно направлена на создание цивилизованной социальной рыночной системы ведения хозяйства, способной органически совместить экономический и социальный прогресс. Социальная политика должна четко разграничивать краткосрочные, среднесрочные и безотлагательные мероприятия. К экстренным мероприятиям относят обеспечение условий для социального и физического выживания людей, приостановки разрушения социальной сферы. В среднесрочной перспективе — достижение докризисного уровня и качества жизни, присущих им стандартов потребления при условии ежегодного увеличения ВВП, инвестиций, роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, снижения инфляции и бюджетного дефицита повышения жизненного уровня населения. В долгосрочной перспективе — приближение уровня и качества жизни в Украине к стандартам постиндустриального общества.

Успешность реализации заданий инновационно-инвестиционной стратегии зависит от становления эффективной системы мобилизации инвестиционных ресурсов и управления ими. Обеспечению инвестиционного характера экономического развития в Украине будет способствовать:

· возобновление инвестиционного потенциала государства путем формирования централизованных капиталовложений;

· контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;

· налоговое стимулирование инвестиционных и инновационных процессов;

· создание условий для увеличения объемов поступлений прямых иностранных инвестиций через применение дополнительных макроэкономических и административно-правовых стимулов и механизмов.

Важным достижением предыдущих реформ является утверждение внутреннего рынка. В то же время качественные и количественные его параметры не отвечают требованиям модели инновационного развития. Устранение существующих недостатков и последующее развитие внутреннего рынка предусматривает:

• усовершенствование механизмов защиты внутреннего рынка;

• модернизацию промышленности;

• формирование внутреннего рынка высоких технологий;

• развитие телекоммуникаций и информационной структуры;

• техническое переоснащение Вооруженных Сил на базе отечественной промышленности;

• углубление реформ в аграрном секторе экономики;

• качественные превращения в энергетическом секторе;

• использование геостратегического потенциала;

• модернизацию туристической и рекреационной сферы.

Ключевое задание внешнеэкономической стратегии заключается в обеспечении в соответствии с мировыми стандартами и критериями оптимальных параметров открытости украинской экономики, соблюдение которых будет способствовать экономической безопасности государства, будет обеспечивать более тесное сочетание внутренней и внешней экономической политики. Основными направлениями является:

• создание предпосылок для полноправного членства Украины в ЕС;

• оптимизация экономических отношений с Российской Федерацией;

• сотрудничество с другими странами мира;

• евроатлантическая интеграция;

• продолжение и углубление сотрудничества с международными финансовыми институтами.

Интеграция Украины в европейские структуры требует выработки и реализации новой модели взаимоотношений с регионами и управления ими. Модель должна отвечать принципам региональной политики Европейского Союза, способствовать становлению новых форм сотрудничества в формате «центр—регионы». Целью государственной региональной политики является:

· создание условий для динамического, сбалансированного развития территорий, устранения основных региональных диспропорций через формирование оптимальной структуры хозяйства регионов;

· внедрение системы стратегического бюджетного планирования и финансового выравнивания с применением объективных критериев, гарантированных государством социальных стандартов и тому подобное;

· решение общих региональных и межрегиональных проблем развития путем объединения финансовых ресурсов местных органов исполнительной власти и самоуправления;

· повышение роли регионов во внешнеэкономическом сотрудничестве;

· усовершенствование системы государственного стратегического программирования регионального развития

· обоснование стратегии развития отдельных регионов;

· формирование инфраструктуры поддержки регионального развития через создание специальных институтов;

· повышение роли регионов в реализации экологической политики государства;

· адаптацию национального законодательства по вопросам региональной политики к нормам и стандартам Евросоюза.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных