ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Психика. Сознание. Деятельность.Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира через построение неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Формы проявления психики (психические явления): 1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. 2. Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования человека, характерное для него в каждый данный момент времени. 3. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянные проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно - количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Источники психики: нервная система и ее клеточные аналоги.
Формы проявления адаптивной функции психики: А. Постоянства внутренней среды организма для сохранения его целостности; Б. Поведение – сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Стадии развития живой материи: I. Уровень до психического развития живой материи (растения) характеризуется наличием раздражимости. Раздражимость – это элементарная способность избирательно реагировать на жизненно важные (т.е. биотические) воздействия внешней среды. II. Уровень психики характеризуется появление чувствительности и других форм психического отражения. Чувствительность – это способность живого организма отражать и реагировать на биологически нейтральные (т.е. абиотические) воздействия среды. 1. Стадия элементарной сенсорной психики: наличие ощущений (т.е. способность отражать отдельные свойства среды), способность к формированию элементарных условных рефлексов, научение через привыкание и методом проб и ошибок. Представители: инфузория туфелька, улитки, морские звезды, дождевые черви. 2. Стадия перцептивной психики: наличие восприятия (т.е. отражение внешней действительности в форме целостных образов предметов), способность различать форму предметов, цвета, появление общения и группового поведения, наличие элементарных формы мышления: анализ и обобщение. Представители: рыбы, птицы, насекомые, осьминоги. 3. Стадия интеллекта: наличие интеллектуальной деятельности, способность переносить однажды найденный принцип решения задачи в новые условия, создание и использование примитивных орудий, познание окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей, способность решать одну и ту же задачу разными методами, способность понять причинно-следственные связи между явлениями в практических действиях. Представители: собаки, дельфины, обезьяны. III. Уровень высших психических функций характеризуется наличием сознания. Только у человека. Сознание – это высший уровень психического отражения действительности в форме образов и понятий, результат общественно-исторического развития человека, его трудовой деятельности при постоянном общении с др. людьми. ВПФ (высшие психические функции или сознание) характеризуется: активностью, произвольностью, опосредованностью, осознанностью, социальностью. Предпосылки развития сознания: ТРУД 1. Прямохождение освободило руки от функции передвижения, большой палец стал противопоставлен другим пальцам, улучшилась координация движений. Человек стал использовать руки только для изготовления, применения и хранения орудий труда. 2. Развитие головного мозга – увеличение площади коры головного мозга за счет появления извилин, дифференциация участков мозга, ответственных за интеграцию информации и произвольное поведение. 3. Возникновение речи и речевой коммуникации, необходимой для трудовой деятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|