Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Психика. Сознание. Деятельность.




Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира через построение неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Формы проявления психики (психические явления):

1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности.

2. Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования человека, характерное для него в каждый данный момент времени.

3. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянные проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно - количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Источники психики: нервная система и ее клеточные аналоги.

Функция психики – обеспечение адаптация живого организма к окружающей среде через
отражение окружающей действительности обеспечение целостности организма регуляцию поведения.

Формы проявления адаптивной функции психики:

А. Постоянства внутренней среды организма для сохранения его целостности;

Б. Поведение – сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.

Стадии развития живой материи:

I. Уровень до психического развития живой материи (растения) характеризуется наличием раздражимости. Раздражимость – это элементарная способность избирательно реагировать на жизненно важные (т.е. биотические) воздействия внешней среды.

II. Уровень психики характеризуется появление чувствительности и других форм психического отражения. Чувствительность – это способность живого организма отражать и реагировать на биологически нейтральные (т.е. абиотические) воздействия среды.

1. Стадия элементарной сенсорной психики: наличие ощущений (т.е. способность отражать отдельные свойства среды), способность к формированию элементарных условных рефлексов, научение через привыкание и методом проб и ошибок.

Представители: инфузория туфелька, улитки, морские звезды, дождевые черви.

2. Стадия перцептивной психики: наличие восприятия (т.е. отражение внешней действительности в форме целостных образов предметов), способность различать форму предметов, цвета, появление общения и группового поведения, наличие элементарных формы мышления: анализ и обобщение.

Представители: рыбы, птицы, насекомые, осьминоги.

3. Стадия интеллекта: наличие интеллектуальной деятельности, способность переносить однажды найденный принцип решения задачи в новые условия, создание и использование примитивных орудий, познание окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей, способность решать одну и ту же задачу разными методами, способность понять причинно-следственные связи между явлениями в практических действиях.

Представители: собаки, дельфины, обезьяны.

III. Уровень высших психических функций характеризуется наличием сознания. Только у человека. Сознание – это высший уровень психического отражения действительности в форме образов и понятий, результат общественно-исторического развития человека, его трудовой деятельности при постоянном общении с др. людьми.

ВПФ (высшие психические функции или сознание) характеризуется: активностью, произвольностью, опосредованностью, осознанностью, социальностью.

Предпосылки развития сознания: ТРУД

1. Прямохождение освободило руки от функции передвижения, большой палец стал противопоставлен другим пальцам, улучшилась координация движений. Человек стал использовать руки только для изготовления, применения и хранения орудий труда.

2. Развитие головного мозга – увеличение площади коры головного мозга за счет появления извилин, дифференциация участков мозга, ответственных за интеграцию информации и произвольное поведение.

3. Возникновение речи и речевой коммуникации, необходимой для трудовой деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных