Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С.Выготского.




1. Человек-Природа. При переходе от животных к человеку произошло изменение отношений субъекта с окружающим миром. Среда действует на животное, животное адаптируется. Человек действует на среду, меняя и адаптируя ее под себя. Человек изменяет природу благодаря орудиям труда и развитию материального производства.

2. Человек-Психика. Научившись изменять природу, человек овладел своей психикой и подчинил ее собственному контролю через создание «психологических» орудий – знаков. Знаки - это искусственные средства контроля психических функций. Пр.: узелок на память, речь, письменность.

3. Человек-Развитие (генетические аспекты).

Филогенез: В совместном труде один человек указывал другим, что делать. В дальнейшем функция управления эволюционировала в самоконтроль.

Онтогенез: Маленький ребенок не способен управлять собой. За него это делают взрослые. С развитием активной речи, ребенок пытается воздействовать и управлять взрослым, а затем и самим собой через самоприказ.

Структура сознания.

Сознание для бытия 1. Биодинамическая ткань – живое движение, которое дает возможность отражать окружающий мир, выполнять произвольные и целесообразные движения.
2. Чувственная ткань дает возможность создать чувственный образ окружающих предметов. Позволяет отделить внешний объективно существующий мир от внутренней картины мира, субъективного мира.
Сознание для сознания (рефлексия) 3. Значение – предметы и явления, суть которых обозначена словом, единица человеческого сознания. Позволяет передавать накопленный опыт, общаться и понимать другого человека.
4. Смысл – включение сознания в жизнедеятельность человека (значение + отношение), пристрастность человека, личные переживания и ощущения

Неосознаваемые психические процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий: 1. неосознаваемые автоматизмы. а). первичные автоматизмы (автоматические действия) – никогда не осознавались, врожденные или сформированы в 1 год жизни (чихание, моргание, ходьба и т.д.) б). автоматизированные дейст-вия и навыки – действия, которые после многократного повторения перестали нуждаться в сознательном контроле (письмо, вождение машины, танцы и т.д) 2. Неосознаваемые установки – готовность субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении (Д.Н.Узандзе) 3. Неосознаваемые сопровож-дения сознательных действий – мимика, пантомимика, жесты, пара- и экстралингвистические системы. Неосознаваемые побудители сознательных действий - это содержание бессознательного, активно влияющее на поведение человека. (теория З.Фрейда) Формы проявления: сновидения, ошибочные действия, неврозы и психозы. Бессознательное – это хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Надсознательные процессы – процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной работы. Примеры: процесс творчества, озарение, процесс горевания, возникновение высших чувств (любви).

 

 

Деятельность.

Бытие определяет сознание (С.Л.Рубинштейн).

Сознание определяет бытия (А.Н. Леонтьев).

Деятельность – это взаимодействие человека с миром, в результате которого человек изменяет мир и самого себя (К.К. Платонов); - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация человеком своих отношений с окружающим миром.

Деятельность направляется мотивом. Мотив – это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

Структура деятельности (см. Рис.).

1. Уровень психофизиологических функций – физиологическое обеспечение психических процессов и движений, данное человеку от природы.

2. Уровень операций. Операция – способ выполнения действия, зависящий от условий, в которых оно выполняется. Операция направляется задачей, т.е. целью, заданная в определенных условиях.

3. Уровень действий. Действие – главная структурная единица анализа деятельности; совокупность операций, подчиненных цели. Цель – осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого, направлено действие человека. Виды действий: а. внешние, предметные действия; б. внутренние умственные действия.

Интериоризация – процесс перехода внешних действий во внутренние. Экстериоризация – процесс перехода внутренних, умственных действий во внешние, предметные.

4. Уровень деятельности.

Виды деятельности:

-игра – это особый вид деятельности, заключающийся в выражении определенного отношения личности к окружающей действительности, целью которого не является производство какого-либо материального или идеального продукта;

-учение – это особый вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков, и который служит непосредственным средством психического развития;

-труд – это основной вид деятельности, в процессе которого создаются материальные и идеальные продукты;

-общение – это вид деятельности, в процессе которого устанавливается психический контакт между людьми, отражающий передачу информации, взаимодействие и взаимовлияние людей друг на друга.

Конспекты к теме 2:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. 3. Понятие о психике
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. 6. Неосознаваемые психические процессы
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. 3. Развитие психики животных
  4. Маклаков А.Г. Общая психология. 4.. Происхождение и развитие сознания человека
  5. Ж.Годфруа Что такое психология. Т1. Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. 5. Общая характеристика деятельности
  7. Кара-Мурза Манипуляция сознанием
  8. Зимбардо, Андерсен Объяснение контроля сознания
  9. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания

Доклады:

  1. Психотерапия животными (собаки, дельфины, лошади)
  2. Эксперименты по обучению животных речи
  3. Сравнительная характеристика эмоций человека и животных.
  4. Сон: функции, фазы, значение сновидений.
  5. Измененные состояния сознания: влияние психоактивных веществ на психическое, психологическое и физическое здоровье.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных