Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ и прогнозирование производственной программы и оборота ПОП.




Тема 3. Производственная программа и ОБОРОТ ПОП

План

1. Производственная программа, оборот ПОП: понятие, значение, состав, виды, система показателей, факторы, влияющие на формирование оборота ПОП.

2. Покупательные фонды населения, емкость рынка: понятие и расчет. Расчет численности потребителей, пользующихся услугами ПОП.

3. Производственная мощность предприятия и пропускная способность его торгового зала: понятие, расчет.

Анализ и прогнозирование производственной программы и оборота ПОП.

 

1. Производственная программа, оборот ПОП: понятие, значение, состав, виды, система показателей, факторы, влияющие на формирование оборота ПОП.

Розничный оборот делится на оборот розничной торговли и оборот общественного питания. Товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж.

Товарооборот общественного питания выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания.

 

Розничный оборот ПОП реализация населению продукции собственного производства и покупных товаров.

Оптовый оборот отпуск готовой продукции или полуфабрикатов одними предприятиями другим. При этом не завершается движение продукта. Переход его в сферу потребления происходит только после доработки и реализации или перепродажи.

Розничный и оптовый обороты в совокупности составляют валовой оборот, характеризующий полный объем производственно-торговой деятельности предприятий ОП. По отношению к нему планируются и учитываются качественные показатели работы предприятий: уровень издержек производства и обращения, уровень валового дохода, рентабельность и др.

К продукции собственного производства относятся пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания либо подвергшиеся здесь какой–либо обработке. Она включает в себя блюда, горячие напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д.

Продукция собственного производства по степени готовности подразделяется на готовые блюда и кулинарные изделия и полуфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной доработки.

В зависимости от форм потребления, назначения в питании человека продукцию собственного производства можно подразделить на обеденную и прочую продукцию.

Обеденная продукция – это блюда, реализуемые и потребляемые в залах, а также отпускаемые на дом. Блюдо – порция пищи, изготовленная из определенного набора сырья, прошедшего полную или частичную тепловую обработку, и готовая к употреблению.

Остальные виды продукции собственного производства (бутерброды, изделия, запеченные в тесте, горячие напитки, мороженное, молочно-кислая продукция и т.д.), а также полуфабрикаты, изготовленные для продажи, кондитерские, мучные изделия как блюда не учитываются и относятся к прочей продукции собственного производства.

Реализация покупных товаров в стоимостном выражении составляет оборот по покупным товарам (хлеб и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; консервы; мороженное; фрукты, ягоды и др., а так же изделия, которые не являются продуктами питания, - алкогольные напитки, пиво, безалкогольные напитки, табачные изделия, спички.)

Товарооборот предприятий ОП планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку общественного питания.

В оборот общественного питания включается:

v стоимость проданной населению собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и на других предприятиях ОП;

v мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте;

v стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных на дом по заказам населения;

v стоимость кулинарной продукции, отпущенной работникам организации с последующим удержанием из заработной платы;

v отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам и др.) и полностью оплаченной органами социальной защиты;

v отпуск питания по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания.

Роль и значение оборота как экономического показателя:

ü Оборот предприятия является объемным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия ОП;

ü По удельному весу оборота ПОП в обороте региона можно судить о доле предприятия на рынке;

ü Оборот предприятия в расчете на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;

ü По доле оборота ОП в обороте региона определяется предприятие – монополист (оно считается таковым, если уд. вес превышает 30%);

ü По отношению к обороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия общественного питания (оборот предприятия, рентабельность, уровень издержек и др.)

Система показателей розничного оборота:

Показатель Методика расчета Усл. обознач. Экономическое содержание
1) V ОРТ в действующих ценах, тыс. р.     2) V ОРТ в сопоставимых ценах, тыс. р.   3) Среднедневной V ОРТ, тыс. р.     4) Ассортиментная структура ОРТ, %   5) Время товарного обращения, дни   6) Скорость товарного обращения, раз, оборот   7) V ОРТ на 1м2 площади, тыс. р.     8) V ОРТ на одного средне-списочного работника, тыс. р. Кi кол-во реализованных товаров i -того вида; Цi цена единицы реализованного товара i- того вида; n – количество видов реализованн. товаров.   – индекс цен, раз. (по прогноз. на 2003г. потреб. тов. = 1,15, т.е. цены увели. на 15%)   Д – количество дней в периоде РТОi V реали-зованных товаров i -того вида     средний размер товарных запасов   S – размер общей площади, м2     Ч – среднесписочная численность работников, чел.   Характеризует V реализованных товаров в действующих ценах     Характеризует V реализованных товаров в действующих ценах   Характеризует V реализованных товаров в среднем за день   Характеризует долю V i -той группы в общем V ОРТ.     Характеризует количество дней, в течении которых средний товарный запас совершит один оборот   Показывает количество оборотов, совершаемых средним товарным запасом за период   Характеризует V реализованных товаров, приходящийся на 1 м2 площади   Характеризует V реализованных товаров на одного среднесписочного работника  

Кроме того, показателями ОРТ являются показатели, находящиеся во взаимной увязке, представляющие собой форму товарного баланса.

Зн + П = Р + В + Зк

Факторы, влияющие на формирование ОРТ

Внешние Внутренние
- экономические: * инфляция; * %-ная ставка; * развитие экономики (стабилизация, рост, спад); * развитие конкуренции (покупателя интересует цена и качество, но и уровень и методы обслуживания); - политические: * налоги; * ценообразование; * перспективы жилищного строительства, дорожно-транспортные и др. - социально-демографические: * возрастная структура населения; * экономическая деятельность; * географическое распределение населения. - факторы, связанные с обеспеченностью товарными ресурсами; - факторы, связанные с трудовыми ресурсами; - факторы, связанные с состоянием, развитием и использованием МТБ ПОП.

 

2. Покупательные фонды населения, емкость рынка: понятие и расчет. Расчет численности потребителей, пользующихся услугами ПОП.

Покупательные фонды населения – та часть денежных доходов населения, которая направляется на приобретение предметов потребления.

Определение ПФ населения является одним из условий экономически обоснованного планирования розничного товарооборота. Его объем должен быть равен объему ПФ населения.

Если V РТО < V ПФ, то потребность населения в товарах не удовлетворена (дефицит), если V РТО > V ПФ, то часть товаров не будет реализована, осядет на складах отсюда финансовые затруднения.

 

ПФ = Д – НР (доходы – нетоварные расходы)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных