Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поля и композиционные схемы




Мы рассмотрели композиционные средства гармонизации, с помощью которых осуществляется композиционное построение и создается художественная форма. Но рассмотрение это будет неполным, если не сказать о роли изобразительного поля в композиционном построении.

Изобразительным полем мы называем ограниченную поверхность, плоскость, где располагается изображение, картина. Этим полем может служить лист бумаги или холст определенного размера и формата, или пространство стены, или поверхность объемного предмета (упаковки). Характерной особенностью изобразительного поля является то, что оно не нейтрально по отношению к изображаемому на нем, а оказывает на него определенное воздействие, так как не все точки этого поля равноценны. Изображение находится в зависимости от размера, пропорций сторон, формы поля и от окружающей среды. Неравноценность поля проистекает из особенностей нашего зрительного восприятия, (о чем уже говорилось выше). В результате, одни участки поля находятся в зоне активного восприятия, другие вне его.

Если представить поле в виде правильной геометрической фигуры, то легко обнаружить эти активные точки. Например:

- В прямоугольнике наиболее активны точки, лежащие на центральной оси и горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре точки, лежащие на диагоналях, точки, обозначающие пропорции золотого сечения, точки, лежащие на границах овала, который вписывается в данный прямоугольник

- В квадрате - точки, лежащие на диагоналях, точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат, точка пересечения диагоналей

- В круге - центр круга и точки вокруг него и чуть выше геометрического центра, тачки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях

- В треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан. Таким образом, геометрическая фигура сама по себе уже содержит "активные точки", на которых концентрируется внимание и поэтому ясно, что композиция не может игнорировать воздействие этих точек, обусловленное спецификой зрительного восприятия.

Известно, что взгляд наш, двигаясь внутри поля, еще не заполненного изображением, совершает ряд движений, скользя по воображаемым кривым и прямым. Движение это нельзя назвать хаотическим, так как о но имеет определенную направленность, в первую очередь зависимую от геометрической формы поля. В вытянутом по вертикали прямоугольнике наиболее характерно движение, имеющее S- образную форму. Для круга - характерно движение вдоль окружности. Для многих фигур характерно движение по горизонтали и вертикали, составляющее крест. Мастера эпохи Возрождения и последующих эпох - Рафаэль, Пуссен, Делакруа, Суриков -придавали большое значение композиционному построению, признавая роль композиционных схем, "основных линий", "активных точек", сознательно учитывая их воздействие в своих произведениях.

Активные зоны и силовые линии поля придают напряженность полю, благодаря чему элементы изображения, совпадая с различными точками изобразительного поля испытывают различные состояния. Так например, изобразительный элемент, совпадающий с центром круга или со зрительным центром прямоугольника, занимает твердую позицию и не стремится изменить свое местонахождение. Элементы, попавшие в неактивную зону поля, наоборот, стремятся ее покинуть, обрести равновесие. Перекликаясь с другими элементами, также находящимися в неуравновешенном состоянии, или группируясь возле уравновешенных, они с помощью ритма и других средств гармонизации приходят в состояние динамического равновесия.

В произведениях искусства мы часто наблюдаем, что главные узловые моменты композиции совпадают по своему местоположению с активными точками изобразительного поля. Однако, слишком последовательное применение этого приема приводит к жесткости и однообразию композиции, к самодовлеющему влиянию схемы. Поэтому художники в поисках новых композиционных возможностей ищут такие отношения между элементами композиции и "активными точками" поля, которые позволяли бы добиваться уравновешенности композиции и без, казалось бы, обязательного совпадения с активными точками. Это удается благодаря тем же средствам гармонизации. Например, вместо того, чтобы расположить главный элемент в центре или на оси симметрии, располагают уравновешивающие друг друга элементы по разные стороны оси, выделяя главный с помощью контрастных цветовых или тоновых отношений или иных приемов. Создавая сложное движение форм с помощью ритмической организации элементов, можно добиться переклички их с силовыми линиями поля и активными точками, избегая таким образом жестких схем.

 

ГЛАВА II

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ

В данной главе предлагаются 5 групп заданий - упражнений, охватывающих различные аспекты формализации композиционных задач и рассчитанных на подготовку художников по прикладной графике (промышленной графике, упаковке, графическому дизайну), работающих преимущественно с плоскостью, за исключением области упаковки, связанной с объемными формами, и некоторых других пограничных областей графики.

Специфика прикладной графики требует от художника умения ясно мыслить, четко формулировать задачу, целенаправленно действовать, лаконичными изобразительными и точными композиционными средствами добиваясь эффекта выразительности и функциональности решений. Предлагаемые задания предназначены развивать эти способности у учащихся.

Курс "Основы композиции" преподается на I и II курсах высших художественных учебных заведений. Он своевременно приучает к дисциплинированном у мышлению, осознанной работе с художественным материалом.

Предложенные упражнения основаны на формальном методе разложения на элементы художественной формы и создания простейших моделей сложных композиционных ситуаций художественного произведения. На раннем этапе обучения композиции этот формальный метод зарекомендовал, себя как плодотворный и принят в художественных ВУЗах СССР, Европы, Америки, Японии.

При составлении упражнений автором были час-тично использованы задания из курсов композиции и из методик ВХУТЕМАСА - ВХУТЕИНА, художественных школ Польши и Швейцарии, а также из курсов В. Ляхова (МПИ) и М. Коника (Сенежская студия).

Помимо перечня заданий к данной главе прилагаются иллюстрации в качестве вспомогательного методического материала. Задания расположены в порядке от простого к более сложному, от общих понятий к частным решениям, от взаимодействия простейших графических элементов на плоскости к взаимодействию элементов на поверхности объемной формы, к фактурным рельефным поверхностям, к взаимодействию объема и пространства.

Через взаимодействие элементов выражаются композиционные связи (соразмерность, контрастность, симметричность и др.), выявление которых и является целью предлагаемых заданий.

Условия выполнения заданий все упражнения выполняются в заданном формате и представляют собой композиционные задания, в которых независимо от конкретно поставленной задачи, общими обязательными условиями являются

1 Композиционная цельность

2 Уравновешенность целого

3 Вписанность в границы

4 Выразительность решения (т. е., пластическое решение должно быть не только ясным, логичным, но и эмоционально выразительным).

Группа I

Задания на отношения простейших графических элементов и плоскости (точка, пятно, линия). Ознакомление с понятиями изобразительная плоскость, силовые линии поля, наряженность, зрительный и геометрический центры, масса, равновесие, доминанта, движение, ритм, силуэт, объем, пространство.

(формат листа 21 ХЗО, материал бумага, картон, тушь, техника - аппликация из черной бумаги на белом фоне и из белой бумаги на черном)

1) Установить связь между 2-3 точками, на плоскости, постепенно перемещая их, усиливая и ослабляя связь, отрывая друг от друга.

2) Определить "активные точки" разных геометрических фигур визуально, а затем проверяя геометрически.

3) Сгруппировать точки таким образом, чтобы группы точек у равно веши вал и друг друга.

4) Уравновесить черную точку - пятно эквивалентным тоновым пятном.

5) Рассмотреть взаимодействие произвольного черного пятна свободной формы с белым фоном поля. Понятие борющихся масс.

6) Выявить центр в свободном расположении точек.

7) Составить регулярные ряды из точек, затем, изменяя расстояния между точками, менять характер движения ритм (формат 30 Х 40).

8) Показать сгущение, уплотнение массы и переход к разряженному пространству.

9) Построить из однородных элементов открытые ритмические ряды с фиксированным центром, доминантой композиции (фиксировать доминанту внесением цвета, формат 30 Х 40).

10) Создать замкнутую композицию из 1 - 2 видов элементов (ЗОХ 40).

11) Покрыть лист бумаги 30ХЗО регулярными рядами черных кружочков одинаковой величины, соединяя по несколько кружочков из соседних рядов, залить полученные фигуры тушью, получив фигуры - силуэты и одновременно проследить за возникающим белым пространством между фигурами.

12) Взаимодействие линий на плоскости. Членение плоскости прямыми вертикальными и горизонтальными линиями в пропорциональных отношениях.

13) Кривые, волнистые линии. Организация плоскости пересекающимися кривыми с последующей заливкой тушью замкнутых площадей. Впечатление объемности. Получение правильных геометрических объемов (полусфера) и свободных выпукло-вогнутых объемов.

14) Центростремительная композиция из кривых дугообразных линий и точек разного размера (30Х40).

15) Штриховка линиями. Изменение толщины линий - изменение пространственных характеристик. Получение впечатления объема. Штриховка с постепенным утолщением линий, переход от черного поля к белому.

16) Силуэт. Сочетание нескольких форм, имеющих контуры разной кривизны.

17) Негативное и позитивное силуэтное изображение.

18) Черное и белое - силуэтные изображения реальных форм, входящих одна в другую, заполняющие пространство.

19) Черно-белая композиция из родственных по форме предметов (листья или цветы, бокалы, инструменты), ЗОХ 40 или 30 ХЗО.

20) Силуэт предмета в сочетании со словом из 4-5 букв.

Группа II

Задания на овладение композиционными средствами с использованием тона, цвета, фактуры (Предварительное теоретическое ознакомление с понятиями симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, подобие, тождество, соразмерность, метр, ритм, т.е., с понятиями композиционными, а также и понятиями физическими - тон, насыщенность, градация, цвет, спектр, основные и дополнительные цвета, холодные, теплые, фак-тура).

(формат 30 Х40, техника - акварель, гуашь, аппликация из цветной бумаги)

1) Композиция монохромная из квадратов 2Х2, разных по тону (4 или 5 градаций тона). Тоновой нюанс - контраст.

2) Композиция из однородных геометрических элементов, сближенных по цвету (холодная гамма или теплая) и контрастных по тону.

3) Композиция из контрастных по цвету, сближенных по тону элементов.

4) Ритмическая композиция из разнородных по форме, тону и цвету элементов (орнамент). Симметрия, асимметрия ритм.

5) Асимметричная композиция из элементов, контрастных по величине.

6) Композиция на сочетание линейных, плоских и объемных форм (в цвете).

7) Фактуры. Метроритмический ряд с разными фактурами (перо, тушь), фактуры в природе.

8) Ритмическая композиция из геометрических фигур с разной фактурой, (гладкой, ворсистой, зернистой и т. д. Могут быть использованы в задании натуральные материалы мех, ткань, зерна и др.).

9) Композиция на сочетание родственных элементов (например, круг в сочетании с квадратом, в который вписан тот же круг, - исполнить в дополнительных цветах или в контрастных по тону).

10) Композиция из модульных элементов.

Группа III

В эту группу входят задания на движение (статика - динамика) и задания на развитие фантазии и образности, ставящие целью развитие творческих способностей и требующих свободного владения композиционными средствами на уровне организации плоскости формальными отношениями элементов.

а) Задания на движение.

1) Статическая композиция из произвольных элементов. Нарушение статики одним каким-нибудь элементом.

2) Показать начало, зарождение движения.

3) Движение организованное (равномерное и ускоряющееся) и движение хаотичное.

4) Виды движения, возникающие под воздействием различных физических сил фонтанная струя, волнообразное движение, взрыв, сдвиг, падение, колебание, вращение и прочие виды.

5) Задания на развитие фантазии и образности представлений на материале абстрактных форм.

б) Смысловые, но неизобразительные композиции из простых элементов, выражающие действие, состояние, настроение. (Композиции из цветной бумаги аппликацией, ФорматЗОХ40).

1) Используя в качестве материала красные и черные кружки (или треугольники), составить композицию "Победа красных".

2) Композиция "Противостояние".

3) Композиция неизобразительная из однородных элементов - "Одиночество", (или монохромная, или сближенная по цвету, или контрастная. Композиция из разнородных элементов (в цвете) - "Сближение - единство - разделение".

5) Композиция из элементе в разных по тону и по размеру - "Далекое и близкое".

 

6) Композиция - "Разрушение" и "Созидание".

7) Композиция - "Погоня".

8) Композиция - "Дуэт".

(К данной группе заданий требовать от студентов пояснительную записку с описанием и обоснованием избранных композиционных средств).

Группа IV

Задания на организацию поверхности объемной формы (куба, параллелепипеда, цилиндра). Показать влияние графического решения на восприятие объема.

1) Прямоугольный параллелепипед, - подчеркнуть грани цветом и тоном.

2) Цилиндр. Подчеркнуть форму цилиндра линейным графическим способом. И наоборот, зрительно разбить цилиндр на грани или показать ребристость поверхности.

Остальные упражнения на поверхности кубиков, склеенных из бумаги или картона, 7Х7Х7 см в кубе.

3) Деформировать форму куба с помощью свободного линейного изображения на его поверхностях.

4) Свободным расположением различных цветовых пятен, полос разбить форму (срезать углы, сплющить грани или создать впечатление выступов, углублений или вздутий поверхности и т.д.).

5) Изменить фактуру поверхности.

6) Зрительно уменьшить, или наоборот, увеличить высоту куба.

7) Подчеркнуть, акцентировать какую-либо из сторон или верх куба.

8) Ориентировать положение в пространстве, утяжелив низ или иным образом.

9) Для уже выполненых в предыдущих упражнениях кубиков подобрать подходящий по цвету фон, составить композицию из готовых кубиков на соответствующем фоне (экспозиция).

Группа V

Конструирование рельефных и объемных форм из листа бумаги. Начать с геометрического членения плоскости листа параллельными линиями, пересекая их перпендикулярными и диагональными. Путем сгибания получить, фактурные рельефные поверхности. Дальнейшее усложнение заданий - с использованием пересечений кривых линий и использование разрезов.

1) Сделать из листа бумаги "гармошку", гофрированную поверхность.

2) С помощью пересекающих прямых внести декор - выпуклые ромбы, двойные, тройные, ломаные линии - рельефные.

3) Тот же декор передать на форме с лучеобразной основой путем пересечения лучей косыми линиями, получив декоративные "розетки".

4) Композиция рельефная с усложненной основой и разрезами.

5) Путем сворачивания рельефного листа получить объемную форму.

5) На объемной рельефной форме найти зону, оптимальную для расположения информации, знака, цветового сигнального пятна.

6) Пользуясь тем же принципом получения рельефных и объемных форм сделать игрушку (зверушку, человечка).

7) Сделать объемную карнавальную маску.

8) Скомпоновать несколько объемов из бумаги в общей экспозиции с фоном.

 


ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ (I)

 

Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием вещей. Цель композиции в дизайне - утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность. Структура вещи, формируемая по законам композиции, получает такие функциональные и конструктивные особенности, которые наилучшим образом отвечают назначению вещи.

Композиционный поиск в художественном проектировании направлен на придание форме свойств, обеспечивающих получение потребителем полезных эффектов. Композицию - "сочинение" - понимают в области искусства как систему построения художественного произведения. Это понятие применимо к про-цессу проектирования, к проекту и самому изделию.

Прежде чем рассмотреть различные закономерности композиции, надо познакомиться со свойствами пространственной формы материальных предметов.

Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид (конфигурация), величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень.

Геометрический вид- свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства, а также характером (конфигурацией) поверхности формы. В зависимости от преобладания одного из трех основ-ных измерений выделяются три вида формы:

1) объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений (рис. 64, а);

2) плоскостной, определяющийся резкой (или полной) уменьшенностью размеров по одной из координат измерения (рис. 64, б);

3) линейный, для которого характерно преобладание какого-либо одного измерения над двумя другими при их относительно малой величине (рис. 64, в).

Другим признаком геометрического вида формы является прямолинейность (криволинейность) поверхности. По данному признаку форма характеризуется крайними состояниями:

а) прямая линия (многоугольник) - окружность;

б) плоская (цилиндрическая, шаровая, коническая) - многогранная поверхность.

Между пределами "прямая линия - окружность", "плоская - многогранная поверхность" находится бесконечный ряд промежуточных состояний (рис. 65).

Величина - свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам. Величина формы оценивается по отношению к размерам человека или других форм (рис. 66, а, б) или как соотношение величин элементов одной и той же формы (рис. 66, в, г).

При сопоставлении форм по величине наблюдается их равенство или неравенство.

Положение в пространстве - свойство формы, определяемое ее местонахождением среди других форм, а также относительно наблюдателя в системе трех координатных плоскостей: фронтальной, профильной и горизонтальной.

Предмет, форма которого приближается к прямоугольному параллелепипеду, имеющему два равноценных измерения, может занимать три типовых положения по отношению к зрителю: фронтальное, профильное или горизонтальное (рис. 67). Прямоугольный параллелепипед, в котором различны все три измерения, имеет шесть типовых положений. Куб, у которого все три измерения равны, имеет только одно типовое положение. То же самое можно сказать и о предметах, форма которых приближается к этим фигурам.

Взаимное расположение форм в простран-стве по отношению друг к другу и зрителю рассматривается и но другому признаку. Они могут быть расположены в отношении друг друга или зрителя ближе, дальше, выше, ниже, слева, справа (рис. 68).

Форма может располагаться и на различ-ных уровнях по отношению к линии горизонта, т. е. на уровне горизонта, выше или ниже ее. Одна или несколько форм по отношению к другим могут быть расположены на одном или нескольких уровнях (см. рис. 69). Сочетание указанных типовых положений дает сложные ситуации.

При решении многих композиционных за-дач большую роль играет учет зрительного восприятия массы. Оно зависит от многих факторов. Большое значение имеют размеры и форма того или иного предмета. "Зрительная масса" - свойство формы, определяемое визуальной оценкой количества вещества (мате-риала), заполняющего пространство в пределах видимой геометрической формы. Как и при анализе других свойств формы, здесь можно установить степени массивности, зависящие от различных условий. Большей по величине форме зрительно соответствует и большая масса (рис. 70, и), если примерно одинаковы все другие их свойства и условия восприятия.

Восприятие массы изменяется и в зависимости от геометрического вида формы. Наибольшей "зрительной массой" обладают формы, приближающиеся к кубу и шару, и все те, измерения которых по трем координатам равны между собой или близки к равным. Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к линейным (рис. 70, б).

Восприятие массы различно также в зависимости от степени плотности наполнения и фактурности формы. Если плотность заполнения такова, что структура поверхности зрительно не различается (например, у гладкой поверхности), то массивность формы может не восприниматься.

Изменение восприятия массы происходит также в зависимости от величины пространства, остающегося свободным от "вещества" в пределах данной формы. При минимуме "вещества" пространство максимально доминирует: наибольшую массивность предметы получают при отсутствии пустот (рис. 70, в).

Изменение массы формы зависит, кроме того, от цвета, фактуры и текстуры материала, из которого она сделана, и от величины предмета или элементов, соседствующих с ней. Увеличение массы наблюдается при сопоставлении с данной формой предметов или деталей меньших размеров. При увеличении сопоставляемых деталей масса того же предмета уменьшается (рис. 71). Все эти изменения массивности форм иллюзорные, а не фактические и часто используются при проектировании изделий.

Большое значение в восприятии форм имеет фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.).

Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности (рис. 72). Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Очевидно, что восприятие фактуры зависит от расстояния зрителя от поверхности. При увеличении расстояния мелкие детали (членения) перестают восприниматься как отдельные элементы формы, представая в качестве элементов фактуры поверхности (рис. 73). При положении в точке O1 зритель воспринимает ограниченное число элементов рельефа поверхности. Элементы фактуры воспринимаются наблюдателем как рельеф. По мере удаления от рассматриваемой поверхности (точки O2, О3) число охватываемых зрением элементов увеличивается, их угловые размеры уменьшаются, и они воспринимаются уже как фактура поверхности.

Фактура создает зрительный образ изделия и выступает одним из основных источников осязательной информации. Именно различие фактур дает нам возможность различать на черно-белом изображении воду и металл, снег и бумагу. При разработке художественно-конструкторского проекта любого изделия выбор фактуры поверхности столь же важная задача, как и выбор материала. Один и тот же материал может выглядеть весьма по-разному при различной обработке его поверхности. Фактура выступает активным свойством поверхности, способным влиять даже на восприятие пропорциональных отношений формы.

Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одном изделии часто приводит к дробности и дисгармонии формы.

Восприятие фактуры зависит и от характера освещения поверхности. Например, шероховатость поверхности хорошо видна с близкого расстояния при сильном боковом свете. Если увеличить угол освещения, такая поверхность будет выглядеть относительно гладкой. Используя в изделии ту или иную фактуру поверхности, проектировщик должен учитывать те конкретные условия, при которых она будет восприниматься: удаленность от наблюдателя, характер (угол, яркость, цветность) освещения и др.

В восприятии формы важное значение играет и текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани.

Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т. п.

Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

Цвет - свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света.

Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности). Все разнообразие цвета можно свести к трем основным рядам:

1) ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета;

2) хроматический ряд (цвета спектра), который можно разделить по следующим признакам:

а) теплая гамма: желтый, оранжевый красный и их промежуточные состояния;

б) холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния;

в) дополнительные цвета: синий - оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый. Дополнительные цвета располагаются в круге спектральных цветов диаметрально, друг против друга;

3) ряды, идущие от хроматических (спектральных) цветов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зеленого к серому, от зеленого к черному.

Изменение цвета но указанным признакам создает бесконечное его разнообразие. Цвет может быть использован в качестве активного композиционного средства.

Светотень - свойство, характеризуемое распределением светлых и темных участков на поверхности формы. Распределение светотени обусловлено формой предмета, рельефом его поверхности и освещением. Светотень облегчает зрительное восприятие объема и рельефа, способна обобщить или расчленить объем или поверхность предмета.

Вообще рельеф предмета и его трехмерная форма воспринимаются, прежде всего, благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к менее освещенным. Наиболее богаты нюансами переходы света и тени на мягко освещенных предметах. Форма изделия воспринимается отчетливо, если освещенные места и тени на ее поверхности соответствуют реальной композиционной взаимосвязи элементов, частей предмета. При неблагоприятном направлении света форма зрительно разрушается: наблюдатель видит только набор светлых и темных пятен. Отсутствие теней (бестеневое освещение) лишает округлую форму объемности, поэтому, если условия освещения предмета будут только такие, следует изменять форму или исправлять се, привлекая для этого такие средства, как цвет, фактура поверхности и т. п.

На хорошо обработанной поверхности часто возникают светлые блики, которые в совокупности образуют так называемый световой каркас поверхности. Форма светового каркаса должна быть согласована с формой предмета. При проектировании изделий с полированной поверхностью сложной формы следует обязательно испытывать получающийся световой каркас в условиях различного освещения. Беспорядочный световой каркас может зрительно разрушить в целом хорошую форму.

Форма, освещенная под прямым углом к ее картинной плоскости, обычно воспринимается как светлый силуэт на относительно темном фоне окружающей среды. В этом случае собственные тени криволинейной поверхности почти пропадают.

Свет, направленный под углом 45°, хорошо выявляет объемные и фактурные качества трехмерной формы. На ней появляются все светотеневые градации: свет, полутон, тень, рефлекс, падающая тень.

Фактурная поверхность исключает блики - характерную особенность гладких поверхностей. Приближая источник света к предмету вплотную, можно добиться более контрастных световых отношений с сильными рефлексами и густой (плотной) тенью. На собственной и падающей тенях появятся сложные тональные градации.

На криволинейной поверхности, в тех местах, где падает скользящий свет, фактура выделяется яснее. С удалением источника света светотеневые градации исчезают, "материальность" формы уменьшается, и с определенного момента предмет воспринимается как силуэт, лишенный объема и деталей.

Свободно стоящая вертикальная плоскость все время сохраняет свою плоскостность независимо от направления и силы источника света. Объемная же форма претерпевает значительные изменения, а особенно при боковом освещении. Криволинейная поверхность обладает светотенью и рефлексами при любом направлении лучей, но при рассеянном свете особенности ее рельефа могут пропадать.

Если две грани объемной формы освещены равномерно, то угол, образуемый этими гранями, читается слабо и вся форма приобретает плоскостной характер. Если же одна из граней освещена сильнее других, строение формы становится более очевидным, но при чрезмерном контрасте между освещенной и затененной гранями зрительная связь между ними нарушается, а, следовательно, нарушается целостность формы.

Особенности светотени были рассмотрены выше без учета влияния окружающей среды - близости других предметов, отражающих свет.

Свойства формы не изолированы друг от друга. Форма характеризуется их совокупностью и единством. Анализируя взаимосвязи между элементарными свойствами, мы изучаем более сложные закономерности объемно-пространственных форм, а именно композиционные, или художественные.

Важнейшая предпосылка высокого художественного качества изделий - единство всех элементов их формы, т. е. их соразмерность и соподчиненность. Средствами приведения первичных свойств формы к композиционному единству являются пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс. Применение этих средств композиции должно подчиняться функциональным и конструктивным требованиям, предъявляемым к изделиям, а также требованию оптимальной взаимосвязи изделия со средой и человеком. Нужно помнить, что любые композиционные приемы не самоцель, а только средство для выражения в форме существенных, содержательных свойств изделия - его назначения, особенностей устройства, конструкции и др.

(II)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных