Тема 1. История культурологической мысли. Школы культурологии (2 часа)
История возникновения понятия «культура». Культура как поклонение и почитание, культура души – воспитанность, образованность, нравственно-эстетическое совершенство (Цицерон).
Субъективно-идеалистическая школа. Культура как способ самореализации субъективного духа (Гегель). Искусство как наиболее совершенное воплощение культуры (Шеллинг). Нравственность как основа культуры. (Кант). Религия как способ иллюзорного удвоения бытия культуры (Фейербах). Язык культуры как способ воплощения национального духа (Гумбольдт).
Деятельностная школа. Культура как деятельность по опредмечиванию и распредмечиванию родовой человеческой сущности (К. Маркс, М. С. Каган, В. М. Межуев, Л. Н. Коган).
Этнологическая школа. Культура – результат становления этноса в природной среде (Э. Б. Тайлор, Г. Л. Морган, Л. Н. Гумилев, А. Ф. Еремеев).
Семиотическая школа. Культура – мир языков культуры, их знаков, символов и значений (Р. Барт, К. Леви – Строс, Ю. М. Лотман).
Диалогическая школа. Культура как непрестанный диалог субъектов различных видов, уровней, структурных единиц культуры (Э. Гуссерль, М. Бубер, М. М. Бахтин, В. С. Библер).
Психоаналитическая школа. Культура как система запретов, направленных на преодоление и ограничение бессознательных проявлений натуры человека (З. Фрейд), архетипов коллективного бессознательного (К. Г. Юнг).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|