Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внеклассного мероприятия




 

Школа №__________________________________________________________

Класс _____________________________________________________________

Дата ______________________________________________________________

Студент-практикант_________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Тема ______________________________________________________________

Цель______________________________________________________________

Задачи____________________________________________________________

Оборудование______________________________________________________

 

1. Психолого-педагогическое, методическое обоснование выбора темы и формы проведения внеклассного воспитательного мероприятия (лекция, беседа, тематический вечер, экскурсия и т.д.).

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика коллектива класса.

3. Возрастные особенности учащихся.

4. Место и значение данного мероприятия в общей системе воспитательной работы в классе, школе.

5. Содержание мероприятия.

6. Подготовка мероприятия: подбор литературы, музыкальных произведений, средств наглядности, распределение поручений между учащимися, подготовка оборудования, объявление, приглашение гостей, художественное оформление и т.д..

7. Сценарий мероприятия: а) композиция, б) ход мероприятия (организационное начало, основная.

8. Приёмы активизации участников мероприятия.

9. Связь внеклассного мероприятия с уроками изобразительного искусства.

10. Анализ мероприятия (положительные стороны и недочёты мероприятия, отзывы учащихся о мероприятии).

11. Выводы.

12. Список литературы, использованной при разработке внеклассного мероприятия.

 

После проведения данного мероприятия студент делает краткий педагогический анализ в дневнике. Можно использовать следующие вопросы для анализа:

- соответствует ли тема, форма и содержание мероприятия возрастным особенностям учащихся, направленности их интересов;

- удалось ли решить поставленные задачи;

- важность и значение подготовительной работы;

- что удалось? Что не удалось? В чём причины удач и неудач?

- степень активности учащихся, характер их участия;

- выводы для совершенствования собственной воспитательной работы с учащимися.

Ориентировочная схема общедидактического анализа урока

изобразительного искусства

(для студентов предвыпускного курса)

Общие сведения об уроке:

1. Школа, класс, фамилия, имя и отчество учителя (студента-практиканта), дата проведения урока.

2. Санитарно-гигиеническое состояние кабинета.

3. Оборудование кабинета.

4. Наглядные пособия в кабинете.

5. Тема, цель, задачи, тип урока.

1. Место данного урока в системе занятий по изобразительному искусству.

2. Организационная структура урока, его выстроенность, последовательность его этапов, их взаимосвязь и распределение по времени. Готовность учащихся к занятиям.

3. Организация учащихся (мобилизация их внимания, требования к подготов­ке рабочих мест и т.п.).

4. Содержание учебного материала: научность, соотношение фактического и теоретического материала, соответствие программе и уровню знаний учащихся по изобразительному искусству и смежным предметам, воспитательное значение, связь с жизнью и практикой.

10. Если урок изобразительного искусства предусматривает практическую работу по изображению на плоскости или в объёме (рисование с натуры, на тему, декоративно-прикладная деятельность, лепка), то необходима характеристика и анализ методов подачи изобразительных техник учителем и освоения их учащимися.

11. Анализ уроков-бесед по изобразительному искусству желательно проводить следующим образом:

- анализ тематики изобразительного материала, который использует учитель для работы с детьми;

- характеристика художественной ценности, доступности для учащихся, воспитательной значимости рассматриваемых произведений искусства;

- организация процесса художественного восприятия произведений изобразительного искусства школьниками;

- соответствие литературного и зрительного ряда теме урока, их сочетание и педагогическая целесообразность;

- анализ форм и методов, используемых учителем для развития у детей умений рассуждать о произведениях искусства, об используемых художником выразительных средствах; передавать собственные впечатления о произведении при помощи графического изображения (быстрые наброски и зарисовки по памяти карандашом, кистью, пером и тушью, пастелью, углём, сангиной).

12.Методика проведения урока:

- постановка цели и задач урока;

- принципы обучения, реализуемые на уроке;

- разнообразие методов, характер их сочетания, психолого-педагогическая обоснованность их выбора;

- приёмы актуализации уже имеющихся знаний и умений учащихся и осуществление их преемственной связи с новым материалом;

методика проверки знаний, умений и навыков учащихся:

- цель и место проверки знаний, умений и навыков;

- методы проверки: содержание вопросов для фронтального и индивидуального опроса, практических заданий, самостоятельных работ, заданий дифференциро­ванного характера; качество ответов учащихся; активность класса; подведение итога проверки знаний; оценка ответов учащихся;

методика сообщения нового материала учителем:

- методы изложения учебного материала; его объем, научность, связь с жизнью, воспитывающий характер; последовательность, образность, доступность из­ложения, связь с ранее пройденным; выделение внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале;

- особенности речи учителя: ясность, простота выразительность, эмоциональность;

- использование учителем иллюстративного материала, наглядных пособий и технических средств обучения на уроке; владение педагогическим рисунком;

методика закрепления нового материала:

- организация самостоятельной практической работы учащихся на уроке;

- приёмы, направленные на развитие творческих способностей учащихся;

- приёмы активизации мышления, восприятия, внимания, представления, фантазии учащихся при опросе, изложении нового материала учителем, изучении и закреплении нового материала на уроке;

- учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся, специфических особенностей данного коллектива класса;

- приёмы воспитания интереса к искусству;

- связь уроков изобразительного искусства с внеклассной и внешкольной работой учащихся;

- элементы урока, которые содействуют нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся; формированию их мировоззрения;

методика объяснения домашних заданий и их проверка;

- объем и виды домашнего задания;

- инструктаж о его выполнении;

- дополнительные (индивидуаль­ные) задания отдельным учащимся;

13.Поведение учащихся на уроке:

- подготовка рабочего места учителя и учащихся;

- устойчивость внимания школьников в начале и на всех этапах работы на уроке в классе;

- характер участия в работе на уроке коллектива класса в целом и отдельных учеников;

- взаимоотношения учителя и учащихся на уроке - дисциплина, положительное отношение к изучаемому материалу, атмосфера творческого поиска, взаимопонимания, доброжелательности и взаимного доверия;

- отношение учащихся к учебной деятельности на данном уроке (положительное, отрицательное, безразличное), активность учащихся (как включаются в урок, слушают учителя, задают вопросы). При отрицательном, безразличном отношении к учебе выяснить возможные причины для психолого-педагогической коррекции.

14.Результаты урока:

- в какой мере достигнуты его цель, задачи: обучающая развивающая и воспитательная;

- выполнение плана урока;

- качество знаний учащихся;

- качество детских рисунков;

- уровень анализа детских рисунков и их оценка.

15.Характеристика учителя и его деятельности как организатора урока, его роли в учебно-воспитательном процессе: внешний вид, мимика, пантомимика, речь (дикция, темп, культура речи, образность, эмоциональность), общая культура, поведение, отношения с учащимися. Знание материала. Методическое мастерство. Увлечение учителя предметом. Педагогический такт. Какие педагогические способности наиболее ярко проявились у него? Какие черты характера содействовали или не способствовали проведению урока? Отношение учащихся к ответам и оценкам учителя. Удовлетворены ли школьники выпол­ненным заданием? «Заражал» ли учитель учащихся своим отношением к учебному предмету и способствовал ли тем самым появлению у них новых мотивов поведения? Как в процессе учебной деятельности формировались интеллектуальные, волевые и другие свойства личности?

 

Общая оценка урока, выводы, предложения и пожелания по усовершенствованию методики проведения урока.

 

 

Ориентировочная схема анализа внеклассного

воспитательного мероприятия

(для студентов предвыпускного курса)

Студент-практикант ______________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Школа, класс, дата проведения.

Форма мероприятия (тематический вечер, неделя изобразительного искусства, кинолекторий, лекция, беседа, экскурсия, выставка и др.).

Тема, цель, задачи.

План мероприятия.

Подготовительная работа.

Соответствие мероприятия образовательно-воспитательным задачам данного класса.

Методы активизации школьников, в чём проявилась их самостоятельность и инициатива.

Характеристика мероприятия с точки зрения места и времени его проведения (проводится в классе, музее, на художественной выставке, и т.д.; после уроков, вечером, в выходной день и т.д.). Состав участников мероприятия.

Оценка содержания и методических приёмов, применяемых при проведении мероприятия: характер устных выступлений, демонстрация кинофильмов, использование звукозаписи и других технических и наглядных средств.

Отношение учащихся к проводимому мероприятию (заинтересованность, равнодушие, увлечённость).

Отзывы учащихся о проведённом внеклассном мероприятии.

Воспитательная ценность мероприятия.

Положительные стороны и недочёты при проведении занятия.

Пожелания и предложения по усовершенствованию методики подготовки и проведения внеклассных мероприятий по изобразительному искусству.

 

 

Ориентировочная схема анализа внеклассного

воспитательного мероприятия

(для студентов предвыпускного курса)

Студент-практикант ______________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Школа, класс, дата проведения.

Форма мероприятия (тематический вечер, неделя изобразительного искусства, кинолекторий, лекция, беседа, экскурсия, выставка и др.).

Тема, цель, задачи.

План мероприятия.

Подготовительная работа.

Соответствие мероприятия образовательно-воспитательным задачам данного класса.

Методы активизации школьников, в чём проявилась их самостоятельность и инициатива.

Характеристика мероприятия с точки зрения места и времени его проведения (проводится в классе, музее, на художественной выставке, и т.д.; после уроков, вечером, в выходной день и т.д.). Состав участников мероприятия.

Оценка содержания и методических приёмов, применяемых при проведении мероприятия: характер устных выступлений, демонстрация кинофильмов, использование звукозаписи и других технических и наглядных средств.

Отношение учащихся к проводимому мероприятию (заинтересованность, равнодушие, увлечённость).

Отзывы учащихся о проведённом внеклассном мероприятии.

Воспитательная ценность мероприятия.

Положительные стороны и недочёты при проведении занятия.

Пожелания и предложения по усовершенствованию методики подготовки и проведения внеклассных мероприятий по изобразительному искусству.

 

 

Методические рекомендации по подготовке студентов-практикантов

к уроку изобразительного искусства

Отечественная педагогическая наука определяет урок как основную форму учебно-воспитательной работы с учащимися в общеобразовательной школе. Эффективность урока обусловливается прежде всего его научно обоснованным содержанием и чёткой структурой.

Современный урок изобразительного искусства должен соответствовать следующим дидактическим требованиям:

1) наличие цели и задач, намечаемых учителем в соответствии с общими целями и задачами современной школы, предмета «изобразительное искусство», конкретной темой и содержанием урока;

2) постоянное обогащение школьников знаниями, умениями и навыками по предмету;

3) использование различных методов работы, которые соответствуют особенностям учебного материала, содержанию урока и активизируют познавательно-творческие способности учащихся;

4) гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса на уроке, формирование нравственных и эстетических ценностных ориентаций;

5) внутрипредметная и межпредметная связь на уроках изобразительного искусства (использование произведений музыки, литературы);

6) Постоянный учёт преподавателем возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

 

В зависимости от цели и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип:

- урок сообщения нового материала;

- урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся;

- урок проверки и оценки знаний учащихся;

- урок смешанного типа.

Использование указанных типов уроков в преподавании изобразительного искусства обусловливается прежде всего особенностями каждого вида занятий по этому предмету. Как известно, программа по изобразительному искусству в каждом классе состоит с двух основных частей: 1) восприятие действительности и искусства; 2) практическая художественная деятельность.

Эти виды работ служат основными структурными компонентами содержания уроков. Причём эстетическое восприятие действительности и искусства должно иметь место на всех уроках. Вместе с тем оно предусмотрено в программах в качестве самостоятельного вида занятий. Систематическая работа в данном направлении важна для понимания школьниками взаимосвязи искусства и жизни. Уроки эстетического восприятия действительности проводятся, как правило, с дальнейшей практической изобразительно-художественной деятельностью (рисованием, лепкой, изготовлением изделий декоративно-прикладного характера, макетов и др.); первая половина урока – беседа по теме, вторая – практическая работа. Начиная с четвёртого класса, беседе может быть посвящён целый урок. Разные виды занятий могут быть сгруппированы в виде циклов для решения единых учебно-воспитательных задач.

На уроках изобразительного искусства выполняются следующие пять основных видов деятельности:

работа на плоскости (рисунок, живопись, графика, аппликация);

прикладная работа на плоскости и в объёме (декоративно-прикладная деятельность и художественное конструирование);

создание образов в объёме (лепка, керамика, скульптура);

восприятие произведений изобразительного искусства;

эстетическое восприятие действительности и художественно организованных предметов.

Каждому с этих видов занятий соответствует определённый тип урока. Чаще всего в преподавании изобразительного искусства используется урок смешанного (комбинированного) типа.

К каждому своему уроку практикант разрабатывает план-конспект урока, который утверждается групповым методистом и учителем изобразительного искусства. Кон­спект должен быть иллюстрирован. Эскизы и наброски должны располагаться в конспекте по­следовательно, по мере изложения материала.

В плане-конспекте урока должны быть отражены: 1)вид занятий; 2) тема урока; 3)цель, задачи урока; 4) оборудование: а) для учителя, б) для учащихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока; а) организационная часть, б) изложение нового материала, в) самостоятельная практическая работа учащихся, г) подведение итогов урока, задание на дом; 7) список используемой литературы.

Студенту-практиканту планы-конспекты уроков рекомендуется писать подробно, следить за формой изложения учебного материала, избегать сложных терминов, а если без них обойтись нельзя, то тут же раскрывать их значение в доступной для детей форме. Короче говоря, по конспекту должно быть видно, как учитель будет вести урок и общаться с детьми в классе. Конспект урока должен быть руководством к действию, а не догмой.

Готовиться к урокам изобразительного искусства и составлять план-конспект к нему рекомендуем примерно в такой последовательности:

1) определить тему урока (программа, календарный план), точно определить учебный материал;

2) определить место данного урока в системе уроков по теме, в общей системе художественного образования, преемственность в знаниях, умениях и навыках (программа предыдущего класса по изобразительному искусству, беседа с учителем);

3) установить, какими новыми знаниями, умениями и навыками должны овладеть учащиеся на этом уроке;

4) посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайть и фикси­ровать ход урока, работу учащихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отно­шение учащихся к учителю, друг к другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумать взаи­мосвязи проводимого Вами урока с предыдущим и последующим;

5) определить содержание и тип урока;

6) определите цели урока, его структуру, распределить учебное время на каждый этап;

7) определить и сформулировать задачи: а) образовательную, б) воспитательную, в) развивающую;

8) ознакомится с литературой по теории, истории и методике преподавания изобразительного искусства по теме урока;

9) выявить пути реализации дидактических принципов;

10) определить формы и методы работы на уроке, примерные варианты активизации мыслительной и изобразительно-творческой деятельности учащихся на разных его этапах;

11) разработать систему заданий, вопросов, которые содействовали бы осмыслению изучаемого материала;

12) установить и использовать в учебном процессе взаимосвязь видов художественно-творческой деятельности и межпредметную связь;

13) определить возможность использования на уроке произведений других видов искусства: литературы, музыки, элементов театрализации и т.д.;

14) продумать организацию восприятия произведений изобразительного искусства (цель, план анализа произведения в его единстве содержания и формы, вопросы которые активизируют восприятие);

15) продумать и отработать для использования на уроке педагогический рисунок, оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске;

16) подобрать и подготовить необходимый материал, оборудование и инструменты;

17) подобрать необходимые для урока наглядно-демонстрационные и технические средства обучения, продумать методику их использования;

18) продумать чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся;

19) включить в занятие, если необходимо, упражнение занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки и др.;

20) продумать организационную сторону самостоятельной работы учащихся;

21) организовать экспозицию лучших художественно-творческих работ учащихся;

22) завершение урока, домашнее задание, связанное с содержанием следующего урока изобразительного искусства.

 

Примерная схема составления психолого-педагогической

характеристики личности учащегося

1. Общие сведения о школьнике:

- фамилия, имя, год рождения, класс;

- общее физическое развитие и состояние здоровья.

- уровень художественных способностей.

 

2. Условия жизни в семье: сведения о родителях, состав семьи, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к ученику со стороны родителей и других родственников, отношение родителей к изобразительной деятельности ученика.

3. Учебно-познавательные мотивы учения (отношение ученика к разным учебным предметам, в том числе и к изобразительному искусству; направленность его активности на усвоение новых знаний об искусстве и овладение новыми способами изобразительной деятельности, потребность в общении с искусством).

Мотивы занятий учащегося изобразительной деятельностью:

- самостоятельное решение,

- советы товарищей,

- советы родителей, родственников,

- привлекательность художественной деятельности,

- непреодолимое желание рисовать, лепить, выжигать, вырезать ….

4. Направленность личности ученика и специальные способности:

- интересы (перечислить интересы ученика, отметить их характер, подробно осветить интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, любит ли читать литературу о художниках и их творчестве, коллекционирует ли марки или открытки об искусстве, посещает ли художественные выставки, музеи, картинные галереи; какие виды и жанры изобразительного искусства его больше привлекают);

- специальные способности к какой-либо деятельности (сценические, музыкальные, литературные, изобразительные), в чём они проявляются;

- ценностные ориентации ученика;

- жизненные планы ученика (о чём мечтает и что намеревается делать в будущем.

 

5. Отношение к учёбе и изобразительной деятельности. Успеваемость по всем предметам и изобразительному искусству.

 

6. Отношение к домашним заданиям по изобразительной деятельности:

- систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения, художественная выразительность;

- спонтанное проявление изобразительной деятельности, в домашних условиях, в школе и т.д.;

- выбор тематики, художественных материалов;

(преобладающие оценки, уровень знаний, практических умений и навыков);

 

7. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).

 

8. Развитие речи (тезаурус, образность, эмоциональность речи, умение выражать свою мысль письменно и устно).

 

 

9. Способность к обучению:

a) особенность внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению;

б) осмысленность восприятия учебного материала;

в) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти;

г) развитие мышления (отличает ли существенные и второсте­пенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абст­рактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);

д) развитие воображения;

е) старательность в учебной работе.

 

10.Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролиро­вать себя, составлять планы, конспекты и пр.).

 

11. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома):

- отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебре­жительно, заинтересован ли в общественной пользе своего труда, любит ли трудиться и что именно его привлекает - процесс работы, сделанная вещь или овладение навыками работы);

- имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает;

- организованность и дисциплинированность в труде;

- есть ли привычка к длительным трудовым усилиям;

- какие виды труда предпочитает;

- отношение к художественному труду;

- самостоятельный выбор видов и жанров изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

 

12. Участие в общественной жизни коллектива класса, школы:

- отношение к общественным поручениям, качество их выполнения;

- участие во внеклассных мероприятиях по изобразительной деятельности;

- пути повышения активности и самостоятельности учащегося в коллективной деятельности.

 

13.Дисциплинированность:

- общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость);

- мотивы дисциплинированности;

- выполнение школьного режима.

- выполнение требований взрослых (отметить наиболее типичные нару­шения дисциплины);

- методы воспитательного воздействия на данного ученика.

 

14.Имидж изучаемого учащегося в коллективе. Пути воздействия на него через коллектив и отдельных членов.

 

15.Взаимоотношение ученика с окружающими и отношение к самому себе:

- положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем оп­ределяется это отношение);

- доволен ли своим положением в коллективе, какое положение хотел бы занять;

- отношение к учителям, родителям, одноклассникам;

- дружба с товарищами, мотивы дружбы;

- умение приказывать и подчиняться;

- требовательность к себе;

- отношение к критическим замечаниям.

 

16.Уровень развития психических процессов:

- мышление (проблемность, абстрагированность);

- качества ума (пытливость, любознательность, логичность, доказательность, критичность, остроумие и т.д.);

- наличие и уровень художественно-образного мышления;

- память (образная, словесно-логическая, механическая, зрительная);

- воображение (активное, пассивное, воссоздающее, творческое);

- творческие качества личности (стремление к созданию нового, мечтательность, увлечённость, одухотворённость, романтичность, поэтичность);

- внимание (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное, внимательность, рассеянность);

- речь (красноречие, немногословность, преобладание диалогической или монологической речи).

 

17. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты харак­тера:

a) черты направленности личности (по отношению к людям, учёбе, са­мому себе);

б) волевые черты характера.

18.Выражение особенностей темперамента (эмоциональная сфера, рабо­тоспособность, подвижность, общительность). Преобладающее настроение, устойчивость его, чем вызываются смены настроения.

 

 

Методы: изучение документов, беседа с учителем и активом класса, наблюдение, анкетирование, социометрия, эксперимент, тестирование, изучение детских рисунков.

 

19.Общие выводы и рекомендации по дальнейшей работе с учащимся в области изобразительной деятельности, его воспитания и развития средствами изобразительного искусства. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учаще­гося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков: определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед воспитателем, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимся.

Характеристика должна быть подписана классным руководителем.

 

 

Примерная схема отчёта студента по педпрактике

О т ч ё т






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных