ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Внеклассного мероприятия
Школа №__________________________________________________________ Класс _____________________________________________________________ Дата ______________________________________________________________ Студент-практикант_________________________________________________ Фамилия, имя, отчество Тема ______________________________________________________________ Цель______________________________________________________________ Задачи____________________________________________________________ Оборудование______________________________________________________
1. Психолого-педагогическое, методическое обоснование выбора темы и формы проведения внеклассного воспитательного мероприятия (лекция, беседа, тематический вечер, экскурсия и т.д.). 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика коллектива класса. 3. Возрастные особенности учащихся. 4. Место и значение данного мероприятия в общей системе воспитательной работы в классе, школе. 5. Содержание мероприятия. 6. Подготовка мероприятия: подбор литературы, музыкальных произведений, средств наглядности, распределение поручений между учащимися, подготовка оборудования, объявление, приглашение гостей, художественное оформление и т.д.. 7. Сценарий мероприятия: а) композиция, б) ход мероприятия (организационное начало, основная. 8. Приёмы активизации участников мероприятия. 9. Связь внеклассного мероприятия с уроками изобразительного искусства. 10. Анализ мероприятия (положительные стороны и недочёты мероприятия, отзывы учащихся о мероприятии). 11. Выводы. 12. Список литературы, использованной при разработке внеклассного мероприятия.
После проведения данного мероприятия студент делает краткий педагогический анализ в дневнике. Можно использовать следующие вопросы для анализа: - соответствует ли тема, форма и содержание мероприятия возрастным особенностям учащихся, направленности их интересов; - удалось ли решить поставленные задачи; - важность и значение подготовительной работы; - что удалось? Что не удалось? В чём причины удач и неудач? - степень активности учащихся, характер их участия; - выводы для совершенствования собственной воспитательной работы с учащимися. Ориентировочная схема общедидактического анализа урока изобразительного искусства (для студентов предвыпускного курса) Общие сведения об уроке: 1. Школа, класс, фамилия, имя и отчество учителя (студента-практиканта), дата проведения урока. 2. Санитарно-гигиеническое состояние кабинета. 3. Оборудование кабинета. 4. Наглядные пособия в кабинете. 5. Тема, цель, задачи, тип урока. 1. Место данного урока в системе занятий по изобразительному искусству. 2. Организационная структура урока, его выстроенность, последовательность его этапов, их взаимосвязь и распределение по времени. Готовность учащихся к занятиям. 3. Организация учащихся (мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и т.п.). 4. Содержание учебного материала: научность, соотношение фактического и теоретического материала, соответствие программе и уровню знаний учащихся по изобразительному искусству и смежным предметам, воспитательное значение, связь с жизнью и практикой. 10. Если урок изобразительного искусства предусматривает практическую работу по изображению на плоскости или в объёме (рисование с натуры, на тему, декоративно-прикладная деятельность, лепка), то необходима характеристика и анализ методов подачи изобразительных техник учителем и освоения их учащимися. 11. Анализ уроков-бесед по изобразительному искусству желательно проводить следующим образом: - анализ тематики изобразительного материала, который использует учитель для работы с детьми; - характеристика художественной ценности, доступности для учащихся, воспитательной значимости рассматриваемых произведений искусства; - организация процесса художественного восприятия произведений изобразительного искусства школьниками; - соответствие литературного и зрительного ряда теме урока, их сочетание и педагогическая целесообразность; - анализ форм и методов, используемых учителем для развития у детей умений рассуждать о произведениях искусства, об используемых художником выразительных средствах; передавать собственные впечатления о произведении при помощи графического изображения (быстрые наброски и зарисовки по памяти карандашом, кистью, пером и тушью, пастелью, углём, сангиной). 12.Методика проведения урока: - постановка цели и задач урока; - принципы обучения, реализуемые на уроке; - разнообразие методов, характер их сочетания, психолого-педагогическая обоснованность их выбора; - приёмы актуализации уже имеющихся знаний и умений учащихся и осуществление их преемственной связи с новым материалом; методика проверки знаний, умений и навыков учащихся: - цель и место проверки знаний, умений и навыков; - методы проверки: содержание вопросов для фронтального и индивидуального опроса, практических заданий, самостоятельных работ, заданий дифференцированного характера; качество ответов учащихся; активность класса; подведение итога проверки знаний; оценка ответов учащихся; методика сообщения нового материала учителем: - методы изложения учебного материала; его объем, научность, связь с жизнью, воспитывающий характер; последовательность, образность, доступность изложения, связь с ранее пройденным; выделение внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале; - особенности речи учителя: ясность, простота выразительность, эмоциональность; - использование учителем иллюстративного материала, наглядных пособий и технических средств обучения на уроке; владение педагогическим рисунком; методика закрепления нового материала: - организация самостоятельной практической работы учащихся на уроке; - приёмы, направленные на развитие творческих способностей учащихся; - приёмы активизации мышления, восприятия, внимания, представления, фантазии учащихся при опросе, изложении нового материала учителем, изучении и закреплении нового материала на уроке; - учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся, специфических особенностей данного коллектива класса; - приёмы воспитания интереса к искусству; - связь уроков изобразительного искусства с внеклассной и внешкольной работой учащихся; - элементы урока, которые содействуют нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся; формированию их мировоззрения; методика объяснения домашних заданий и их проверка; - объем и виды домашнего задания; - инструктаж о его выполнении; - дополнительные (индивидуальные) задания отдельным учащимся; 13.Поведение учащихся на уроке: - подготовка рабочего места учителя и учащихся; - устойчивость внимания школьников в начале и на всех этапах работы на уроке в классе; - характер участия в работе на уроке коллектива класса в целом и отдельных учеников; - взаимоотношения учителя и учащихся на уроке - дисциплина, положительное отношение к изучаемому материалу, атмосфера творческого поиска, взаимопонимания, доброжелательности и взаимного доверия; - отношение учащихся к учебной деятельности на данном уроке (положительное, отрицательное, безразличное), активность учащихся (как включаются в урок, слушают учителя, задают вопросы). При отрицательном, безразличном отношении к учебе выяснить возможные причины для психолого-педагогической коррекции. 14.Результаты урока: - в какой мере достигнуты его цель, задачи: обучающая развивающая и воспитательная; - выполнение плана урока; - качество знаний учащихся; - качество детских рисунков; - уровень анализа детских рисунков и их оценка. 15.Характеристика учителя и его деятельности как организатора урока, его роли в учебно-воспитательном процессе: внешний вид, мимика, пантомимика, речь (дикция, темп, культура речи, образность, эмоциональность), общая культура, поведение, отношения с учащимися. Знание материала. Методическое мастерство. Увлечение учителя предметом. Педагогический такт. Какие педагогические способности наиболее ярко проявились у него? Какие черты характера содействовали или не способствовали проведению урока? Отношение учащихся к ответам и оценкам учителя. Удовлетворены ли школьники выполненным заданием? «Заражал» ли учитель учащихся своим отношением к учебному предмету и способствовал ли тем самым появлению у них новых мотивов поведения? Как в процессе учебной деятельности формировались интеллектуальные, волевые и другие свойства личности?
Общая оценка урока, выводы, предложения и пожелания по усовершенствованию методики проведения урока.
Ориентировочная схема анализа внеклассного воспитательного мероприятия (для студентов предвыпускного курса) Студент-практикант ______________________________________________ Фамилия, имя, отчество Школа, класс, дата проведения. Форма мероприятия (тематический вечер, неделя изобразительного искусства, кинолекторий, лекция, беседа, экскурсия, выставка и др.). Тема, цель, задачи. План мероприятия. Подготовительная работа. Соответствие мероприятия образовательно-воспитательным задачам данного класса. Методы активизации школьников, в чём проявилась их самостоятельность и инициатива. Характеристика мероприятия с точки зрения места и времени его проведения (проводится в классе, музее, на художественной выставке, и т.д.; после уроков, вечером, в выходной день и т.д.). Состав участников мероприятия. Оценка содержания и методических приёмов, применяемых при проведении мероприятия: характер устных выступлений, демонстрация кинофильмов, использование звукозаписи и других технических и наглядных средств. Отношение учащихся к проводимому мероприятию (заинтересованность, равнодушие, увлечённость). Отзывы учащихся о проведённом внеклассном мероприятии. Воспитательная ценность мероприятия. Положительные стороны и недочёты при проведении занятия. Пожелания и предложения по усовершенствованию методики подготовки и проведения внеклассных мероприятий по изобразительному искусству.
Ориентировочная схема анализа внеклассного воспитательного мероприятия (для студентов предвыпускного курса) Студент-практикант ______________________________________________ Фамилия, имя, отчество Школа, класс, дата проведения. Форма мероприятия (тематический вечер, неделя изобразительного искусства, кинолекторий, лекция, беседа, экскурсия, выставка и др.). Тема, цель, задачи. План мероприятия. Подготовительная работа. Соответствие мероприятия образовательно-воспитательным задачам данного класса. Методы активизации школьников, в чём проявилась их самостоятельность и инициатива. Характеристика мероприятия с точки зрения места и времени его проведения (проводится в классе, музее, на художественной выставке, и т.д.; после уроков, вечером, в выходной день и т.д.). Состав участников мероприятия. Оценка содержания и методических приёмов, применяемых при проведении мероприятия: характер устных выступлений, демонстрация кинофильмов, использование звукозаписи и других технических и наглядных средств. Отношение учащихся к проводимому мероприятию (заинтересованность, равнодушие, увлечённость). Отзывы учащихся о проведённом внеклассном мероприятии. Воспитательная ценность мероприятия. Положительные стороны и недочёты при проведении занятия. Пожелания и предложения по усовершенствованию методики подготовки и проведения внеклассных мероприятий по изобразительному искусству.
Методические рекомендации по подготовке студентов-практикантов к уроку изобразительного искусства Отечественная педагогическая наука определяет урок как основную форму учебно-воспитательной работы с учащимися в общеобразовательной школе. Эффективность урока обусловливается прежде всего его научно обоснованным содержанием и чёткой структурой. Современный урок изобразительного искусства должен соответствовать следующим дидактическим требованиям: 1) наличие цели и задач, намечаемых учителем в соответствии с общими целями и задачами современной школы, предмета «изобразительное искусство», конкретной темой и содержанием урока; 2) постоянное обогащение школьников знаниями, умениями и навыками по предмету; 3) использование различных методов работы, которые соответствуют особенностям учебного материала, содержанию урока и активизируют познавательно-творческие способности учащихся; 4) гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса на уроке, формирование нравственных и эстетических ценностных ориентаций; 5) внутрипредметная и межпредметная связь на уроках изобразительного искусства (использование произведений музыки, литературы); 6) Постоянный учёт преподавателем возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
В зависимости от цели и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип: - урок сообщения нового материала; - урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся; - урок проверки и оценки знаний учащихся; - урок смешанного типа. Использование указанных типов уроков в преподавании изобразительного искусства обусловливается прежде всего особенностями каждого вида занятий по этому предмету. Как известно, программа по изобразительному искусству в каждом классе состоит с двух основных частей: 1) восприятие действительности и искусства; 2) практическая художественная деятельность. Эти виды работ служат основными структурными компонентами содержания уроков. Причём эстетическое восприятие действительности и искусства должно иметь место на всех уроках. Вместе с тем оно предусмотрено в программах в качестве самостоятельного вида занятий. Систематическая работа в данном направлении важна для понимания школьниками взаимосвязи искусства и жизни. Уроки эстетического восприятия действительности проводятся, как правило, с дальнейшей практической изобразительно-художественной деятельностью (рисованием, лепкой, изготовлением изделий декоративно-прикладного характера, макетов и др.); первая половина урока – беседа по теме, вторая – практическая работа. Начиная с четвёртого класса, беседе может быть посвящён целый урок. Разные виды занятий могут быть сгруппированы в виде циклов для решения единых учебно-воспитательных задач. На уроках изобразительного искусства выполняются следующие пять основных видов деятельности: работа на плоскости (рисунок, живопись, графика, аппликация); прикладная работа на плоскости и в объёме (декоративно-прикладная деятельность и художественное конструирование); создание образов в объёме (лепка, керамика, скульптура); восприятие произведений изобразительного искусства; эстетическое восприятие действительности и художественно организованных предметов. Каждому с этих видов занятий соответствует определённый тип урока. Чаще всего в преподавании изобразительного искусства используется урок смешанного (комбинированного) типа. К каждому своему уроку практикант разрабатывает план-конспект урока, который утверждается групповым методистом и учителем изобразительного искусства. Конспект должен быть иллюстрирован. Эскизы и наброски должны располагаться в конспекте последовательно, по мере изложения материала. В плане-конспекте урока должны быть отражены: 1)вид занятий; 2) тема урока; 3)цель, задачи урока; 4) оборудование: а) для учителя, б) для учащихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока; а) организационная часть, б) изложение нового материала, в) самостоятельная практическая работа учащихся, г) подведение итогов урока, задание на дом; 7) список используемой литературы. Студенту-практиканту планы-конспекты уроков рекомендуется писать подробно, следить за формой изложения учебного материала, избегать сложных терминов, а если без них обойтись нельзя, то тут же раскрывать их значение в доступной для детей форме. Короче говоря, по конспекту должно быть видно, как учитель будет вести урок и общаться с детьми в классе. Конспект урока должен быть руководством к действию, а не догмой. Готовиться к урокам изобразительного искусства и составлять план-конспект к нему рекомендуем примерно в такой последовательности: 1) определить тему урока (программа, календарный план), точно определить учебный материал; 2) определить место данного урока в системе уроков по теме, в общей системе художественного образования, преемственность в знаниях, умениях и навыках (программа предыдущего класса по изобразительному искусству, беседа с учителем); 3) установить, какими новыми знаниями, умениями и навыками должны овладеть учащиеся на этом уроке; 4) посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайть и фиксировать ход урока, работу учащихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отношение учащихся к учителю, друг к другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумать взаимосвязи проводимого Вами урока с предыдущим и последующим; 5) определить содержание и тип урока; 6) определите цели урока, его структуру, распределить учебное время на каждый этап; 7) определить и сформулировать задачи: а) образовательную, б) воспитательную, в) развивающую; 8) ознакомится с литературой по теории, истории и методике преподавания изобразительного искусства по теме урока; 9) выявить пути реализации дидактических принципов; 10) определить формы и методы работы на уроке, примерные варианты активизации мыслительной и изобразительно-творческой деятельности учащихся на разных его этапах; 11) разработать систему заданий, вопросов, которые содействовали бы осмыслению изучаемого материала; 12) установить и использовать в учебном процессе взаимосвязь видов художественно-творческой деятельности и межпредметную связь; 13) определить возможность использования на уроке произведений других видов искусства: литературы, музыки, элементов театрализации и т.д.; 14) продумать организацию восприятия произведений изобразительного искусства (цель, план анализа произведения в его единстве содержания и формы, вопросы которые активизируют восприятие); 15) продумать и отработать для использования на уроке педагогический рисунок, оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске; 16) подобрать и подготовить необходимый материал, оборудование и инструменты; 17) подобрать необходимые для урока наглядно-демонстрационные и технические средства обучения, продумать методику их использования; 18) продумать чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся; 19) включить в занятие, если необходимо, упражнение занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки и др.; 20) продумать организационную сторону самостоятельной работы учащихся; 21) организовать экспозицию лучших художественно-творческих работ учащихся; 22) завершение урока, домашнее задание, связанное с содержанием следующего урока изобразительного искусства.
Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося 1. Общие сведения о школьнике: - фамилия, имя, год рождения, класс; - общее физическое развитие и состояние здоровья. - уровень художественных способностей.
2. Условия жизни в семье: сведения о родителях, состав семьи, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к ученику со стороны родителей и других родственников, отношение родителей к изобразительной деятельности ученика. 3. Учебно-познавательные мотивы учения (отношение ученика к разным учебным предметам, в том числе и к изобразительному искусству; направленность его активности на усвоение новых знаний об искусстве и овладение новыми способами изобразительной деятельности, потребность в общении с искусством). Мотивы занятий учащегося изобразительной деятельностью: - самостоятельное решение, - советы товарищей, - советы родителей, родственников, - привлекательность художественной деятельности, - непреодолимое желание рисовать, лепить, выжигать, вырезать …. 4. Направленность личности ученика и специальные способности: - интересы (перечислить интересы ученика, отметить их характер, подробно осветить интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, любит ли читать литературу о художниках и их творчестве, коллекционирует ли марки или открытки об искусстве, посещает ли художественные выставки, музеи, картинные галереи; какие виды и жанры изобразительного искусства его больше привлекают); - специальные способности к какой-либо деятельности (сценические, музыкальные, литературные, изобразительные), в чём они проявляются; - ценностные ориентации ученика; - жизненные планы ученика (о чём мечтает и что намеревается делать в будущем.
5. Отношение к учёбе и изобразительной деятельности. Успеваемость по всем предметам и изобразительному искусству.
6. Отношение к домашним заданиям по изобразительной деятельности: - систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения, художественная выразительность; - спонтанное проявление изобразительной деятельности, в домашних условиях, в школе и т.д.; - выбор тематики, художественных материалов; (преобладающие оценки, уровень знаний, практических умений и навыков);
7. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).
8. Развитие речи (тезаурус, образность, эмоциональность речи, умение выражать свою мысль письменно и устно).
9. Способность к обучению: a) особенность внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению; б) осмысленность восприятия учебного материала; в) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти; г) развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения); д) развитие воображения; е) старательность в учебной работе.
10.Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).
11. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома): - отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своего труда, любит ли трудиться и что именно его привлекает - процесс работы, сделанная вещь или овладение навыками работы); - имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает; - организованность и дисциплинированность в труде; - есть ли привычка к длительным трудовым усилиям; - какие виды труда предпочитает; - отношение к художественному труду; - самостоятельный выбор видов и жанров изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
12. Участие в общественной жизни коллектива класса, школы: - отношение к общественным поручениям, качество их выполнения; - участие во внеклассных мероприятиях по изобразительной деятельности; - пути повышения активности и самостоятельности учащегося в коллективной деятельности.
13.Дисциплинированность: - общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость); - мотивы дисциплинированности; - выполнение школьного режима. - выполнение требований взрослых (отметить наиболее типичные нарушения дисциплины); - методы воспитательного воздействия на данного ученика.
14.Имидж изучаемого учащегося в коллективе. Пути воздействия на него через коллектив и отдельных членов.
15.Взаимоотношение ученика с окружающими и отношение к самому себе: - положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение); - доволен ли своим положением в коллективе, какое положение хотел бы занять; - отношение к учителям, родителям, одноклассникам; - дружба с товарищами, мотивы дружбы; - умение приказывать и подчиняться; - требовательность к себе; - отношение к критическим замечаниям.
16.Уровень развития психических процессов: - мышление (проблемность, абстрагированность); - качества ума (пытливость, любознательность, логичность, доказательность, критичность, остроумие и т.д.); - наличие и уровень художественно-образного мышления; - память (образная, словесно-логическая, механическая, зрительная); - воображение (активное, пассивное, воссоздающее, творческое); - творческие качества личности (стремление к созданию нового, мечтательность, увлечённость, одухотворённость, романтичность, поэтичность); - внимание (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное, внимательность, рассеянность); - речь (красноречие, немногословность, преобладание диалогической или монологической речи).
17. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: a) черты направленности личности (по отношению к людям, учёбе, самому себе); б) волевые черты характера. 18.Выражение особенностей темперамента (эмоциональная сфера, работоспособность, подвижность, общительность). Преобладающее настроение, устойчивость его, чем вызываются смены настроения.
Методы: изучение документов, беседа с учителем и активом класса, наблюдение, анкетирование, социометрия, эксперимент, тестирование, изучение детских рисунков.
19.Общие выводы и рекомендации по дальнейшей работе с учащимся в области изобразительной деятельности, его воспитания и развития средствами изобразительного искусства. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков: определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед воспитателем, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимся. Характеристика должна быть подписана классным руководителем.
Примерная схема отчёта студента по педпрактике О т ч ё т Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|