Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА




Вопросы к государственному экзамену по Истории русского театра

  1. Народные истоки русского театра.
  2. Создание придворного театра.
  3. Создание государственного публичного профессионального театра. А.П.Сумароков и Ф.Г.Волков.
  4. Актерское искусство первой четверти XIX века (Е.С.Семенова, А.С.Яковлев).
  5. Драматургия А.С. Грибоедова и театр.
  6. Драматургия А.С.Пушкина и театр.
  7. Драматургия М.Ю.Лермонтова и театр.
  8. Актерское искусство второй четверти XIX века. (П. С.Мочалов, В.А.Каратыгин).
  9. Русский водевиль и его актеры (В.Н.Асенкова, Н.О.Дюр, В.И.Живокини).
  10. Н.В.Гоголь и театр.
  11. Актерское искусство середины XIX века (М.С.Щепкин, П.М.Садовский, А.Е.Мартынов).
  12. А.Н.Островский и театр.
  13. Драматургия И. С. Тургенева и театр.
  14. Трилогия А.В.Сухово-Кобылина и ее сценическая судьба.
  15. Л.Н.Толстой и театр.
  16. Малый и Александринский театр второй половины XIX века. (Г.Н.Федотова, М.Н.Ермолова, А.П.Ленский, М.Г.Савина, К.А.Варламов, В.Н.Давыдов).
  17. Творческая программа создания МХТ. Спектакль «Царь Федор Иоаннович».
  18. М.Горький и МХТ.
  19. А.П.Чехов и МХТ.
  20. Театр В.Ф.Комиссаржевской на Офицерской. В.Э.Мейерхольд и формирование методологии условного театра.
  21. Начало режиссерской деятельности А.Я.Таирова. Создание Камерного театра.
  22. Режиссерская деятельность В.Э.Мейерхольда в Александринском театре. (Спектакли «Дон Жуан» и «Маскарад»).
  23. Студии МХАТ. Е.Б.Вахтангов и М.А.Чехов.
  24. Театральная деятельность и спектакли Е.Б. Вахтангова: 1918 — 1922.
  25. Русская классика в постановке В.Э.Мейерхольда в 1920-е гг.
  26. Театр-студия «Современник».
  27. Ю.П.Любимов. Театр драмы и комедии на Таганке.
  28. Русская классика в постановке Г.А.Товстоногова.
  29. Творческий путь А.В.Эфроса.
  30. Режиссерские искания Анатолия Васильева.

Вопросы к государственному экзамену по Истории зарубежного театра

  1. Основные этапы развития итальянского театра эпохи Возрождения.

2. Основные этапы развития испанского театра эпохи Возрождения.

  1. Великие трагедии Шекспира. Общая характеристика.
  2. Поэтика классицизма и творчество Пьера Корнеля и Жана Расина.
  3. Мольер и театр.
  4. Творчество Девида Гаррика. Общая характеристика его метода.
  5. Основные идейно художественные тенденции французского театра эпохи Просвещения.
  6. Общая характеристика театральной деятельности Бомарше.
  7. Актерское искусство Франции XVIII в. (Творчество Мишеля Барона, Адриенны Лекуврер, Мари Дюмениль, Ипполитты Клерон. Анри-Луи Лекена).
  8. Театрально-критическая деятельность Г.-Э. Лессинга.
  9. Театральная деятельность Иоганна Вольфганга Гёте.
  10. Фридрих Шиллер и театр.
  11. Актерская и режиссерская деятельность Фридриха Людвига Шредера.
  12. Реформа комедии Гольдони. Театральные сказки Гоцци.
  13. Борьба за романтический театр. Театральная теория Виктора Гюго.
  14. Иенский кружок немецких романтиков и его театральные концепции. Гейдельбергские романтики и театр.
  15. Актерское искусство английского театра конца XVIII – начала XIX века. (Эдмунд Кин, Уильям Макреди, Чарльз Кин
  16. Свободный театр Андре Антуана.
  17. Театральная деятельность Генрика Ибсена.
  18. Театральная деятельность Августа Стриндберга.
  19. Общая характеристика развития французского театра периода 1871 -1914 года. Натурализм. Неоромантизм. Символизм.
  20. Парижские студийные театры.
  21. Театральная деятельность Макса Рейнгардта.
  22. Бернард Шоу и театр.
  23. Сценическое искусство Англии рубежа XIX –XX века. Генри Ирвинг, Эдвард Гордон Крэг.
  24. Основные тенденции французской драматургии между двумя мировыми войнами. Интеллектуальная драма. Экзистенциализм. Театр абсурда.
  25. Основные тенденции сценического искусства Франции между двумя мировыми войнами.
  26. Драматургия и театральная эстетика «рассерженных»: Джон Осборн, Арнольд Уэскер, Шейла Дилени).
  27. Общая характеристика драматургии Бертольда Брехта. Театральная теория Бертольда Брехта.
  28. Американский театр после второй мировой войны. Артур Миллер и Тенесси Уильямс.

ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА

Раздел I (От истоков до середины XIX века)

Театральные элементы в русской народной культуре. Древнеславянский обряд, его смысл и функции. Ряжение и маскирование в обряде. Трансформация обряда в игрище, игру-представление. "Проводы Масленицы", "Кострома", "Игумен" — сочетание обрядовых и театральных элементов.

Скоморохи. Первое упоминание в летописях. Гипотезы о происхождении скоморохов. Разнородность и многожанровость скоморошьего репертуара: игра на музыкальных инструментах, пантомимическое и акробатическое искусство, разыгрывание сатирических сценок-скоморошин, кукольные игры, дрессировка животных и т.д. Отношение светской и церковной властей к скоморошеству. Указ царя Алексея Михайловича о запрещении скоморошества (1648 г.).

Устная народная драма. Ее сюжеты, жанры и художественные особенности. "Барин", "Лодка", "Царь Максимилиан".

Создание театра при дворе Алексея Михайловича. Исторические предпосылки возникновения придворного театра. Потешные палаты. Знакомство с западноевропейской театральной культурой по донесениям русских посланников. Неудачные попытки приглашения иностранных трупп. Роль Посольского приказа и его главы — А.С.Матвеева в создании придворного театра. Строительство "Комедийной хоромины" в селе Преображенском. Деятельность И.-Г. Грегори — автора и постановщика "Артаксерксова действа" (1672 г.). Сюжет и структурные особенности пьесы. Сведения о первом представлении "Артаксерксова действа". Указ об обучении русских актеров.

Формирование драматургии классицизма. А.П. Сумароков.

Западноевропейский и русский классицизм. Влияние просветительского классицизма на А.П. Сумарокова (1717-1777). Драматургия Сумарокова, ее жанровые доминанты. Ранние трагедии: "Хорев" (1747), "Гамлет" (1748), "Синав и Трувор" (1750) - идейная проблематика, художественные особенности, отзывы современников. Усиление политической аллюзионности, усложнение структуры, использование новых выразительных средств в поздних трагедиях: "Вышеслав" (1768), "Димитрий Самозванец" (1770), "Мстислав" (1774). Представления пьес Сумарокова кадетами Сухопутного шляхетного корпуса. Значение деятельности Сумарокова для возникновения национального театра.

Создание русского национального театра. Ф.Г. Волков. Предпосылки создания профессионального национального театра. Биографические сведения о Ф.Г. Волкове. Организация труппы "охочих комедиантов" в Ярославле (1750). Сведения о репертуаре, строительстве театрального помещения. Указ о доставке ярославской труппы в Петербург (1752). Формирование в Сухопутном шляхетном корпусе ядра будущей профессиональной труппы. Указ об учреждении российского публичного театра, под дирекцией А.П.Сумарокова (1756). Сведения о Волкове - театральном деятеле, актере, постановщике.

Драматургия Л.И. Фонвизина (1745-1792). Начало творческого пути: перевод трагедии Вольтера "Альзира, или Американцы" (1762). Комедия "Корион" (1764). Влияние театральных идей В.И. Лукина. Приемы создания бытовой атмосферы. "Бригадир" (1769) и "Недоросль" (1781). Замысел и воплощение. Образы комедий, их типажность. Особенности конфликта. Постановки "Недоросля" в Петербурге (1782) и Москве (1783).

Театральное искусство конца ХVIII - начала XIX веков. Основные направления развития национального актерского искусства. Каноны классицизма и требование новых подходов, предъявляемое развитием драматургии. Творчество И.А. Дмитревского (1734-1821), Я.Д. Шумского (?-1806), П.А. Плавильщикова (1760-1812), Я.Е. Шушерина (1753-1813). Тип спектакля. Решение сценического пространства и создание сценической атмосферы в декорационном оформлении П.Г. Гонзаго (1751-1831).

Трагедия первой четверти XIX века Драматургия К. А. Озерова ( 1769-1816). Начало творческого пути. "Ярополк и Олег" (1798) — традиционная для классицизма трактовка исторического сюжета. "Эдип в Афинах" (1804), "Фингал" (1805), "Димитрий Донской" (1807) — черты неоклассицизма. Значение женских образов. Своеобразие трагического конфликта. Система аллюзий. Постановка озеровских трагедий.

Актерское искусство первой четверти XIX века

А.С. Яковлев (1773-1817). Биографические сведения. Этапы творчества. Начало творческого пути. Роли в классицистских трагедиях и драмах А. Коцебу. Разрушение классицистских канонов. Проблема естественности. Центральные роли в трагедиях В.А. Озерова. Яковлев в трагедиях Шекспира и Шиллера. Характер исполнения и сценические приемы.

Е.С. Семенова ( 1786-1849). Биографические сведения. Роль А.А. Шаховского и Н.И. Гнедича в творческом становлении актрисы. Партнерство с А.С. Яковлевым. Роли в трагедиях В.А. Озерова, Ж. Расина, Вольтера. Соперничество с М.-Ж. Жорж.

Комедия первой четверти XIX века. А.С. Грибоедов

Круг тем и проблематика комедиографии. Элементы литературной и художественной полемики, отражение современной исторической ситуации, внимание к бытовому фону, разработка характеров. А.С. Грибоедов ( 1795-1829). Биографические сведения. Ранние драматические переводы и переделки. История создания комедии "Горе от ума" (1824). Смысл использования поэтики классицизма. Философский план комедии. Образы персонажей. Язык комедии. Сценическая история. Нереализованные планы трагедий. План драмы "1812 год".

А.С. Пушкин (1799-1837) и театр

Зрительский опыт и театральное окружение. Споры о путях развития сценического искусства конца 1810-х - начала 1820-х гг. и статья А.С. Пушкина "Мои замечания об русском театре". Назначение драмы. Анализ основных драматургических систем, Расин и Шекспир, Проблема характера в классицизме и романтизме, "Законы драмы шекспировой" и требования к драматическому писателю. Ранние драматургические замыслы. "Борис Годунов" (1825). Исторические источники и проблема историзма. Структура трагедии. Конфликт. Центральные образы. Драматургические приемы и средства выразительности. Отношение к трагедии современников. Сценическая судьба. Значение для развития исторической трагедии. "Маленькие трагедии" (1830). Источники и особенности формы. Проблематика. Социально-исторический, эстетический, этический и философский аспекты тетралогии. Динамика развития действия. Художественные средства. Постановки "Моцарта и Сальери" (1832, 1840), "Каменного гостя" (1847), "Скупого рыцаря" (1852). "Русалка" (1829-1832), "Сцены из рыцарских времен" (1835). Поиск новых форм развития драмы. Обращение к композиционным принципам сказочного сюжета. Природа конфликта. Основные персонажи. Лиризм "Русалки" и эпичность "Сцен из рыцарских времен". Роль фантастических элементов.

Театр второй четверти XIX века

Русское общество после поражения восстания декабристов. Цензурный устав 1828 г., закрепляющий положение о двойной цензуре драматических произведений. Монополизация театрального дела в столицах. Организационные перемены в сфере театра. Репертуарная политика. Постановки пьес Н.В. Кукольника (1809-1868) и Н.А. Полевого (1796-1846). Западноевропейская трагедия и мелодрама на сцене.

Драматургия М.Ю. Лермонтова (1814-1841)

Влияние Д.-Б. Байрона и Ф. Шиллера. Основные мотивы лермонтовской драматургии. "Испанцы" (1830), "Люди и страсти" (1830), "Странный человек" (1831), "Два брата" (1836). Противостояние естественного героя и неестественного мира. Эволюция романтического героя. Мелодраматические черты. "Маскарад" (1835-1836). Идейно-философская проблематика. Место в контексте поэтического творчества. Наполнение актуальным смыслом категорий добра и зла. Образы персонажей. Демонизм Арбенина. Значение фигуры Неизвестного. Интрига и развитие действия. Театральность драмы. Постановка сцен из "Маскарада" (1852).

Трагические актеры второй четверти XIX века

П.С. Мочалов (1800-1848). Биографические сведения. Этапы творчества. Дебют в озеровской драматургии (1817), разнородность исполняемых ролей в начале пути. Романтическая высота мелодраматических ролей. Барон Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" А. Коцебу), Жорж Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" В. Дюканжа и Дино), Кин ("Кин, или Гений и беспутство" А. Дюма). Сценическая трактовка шиллеровских и шекспировских образов. Исполнение роли Гамлета (1836). Мочалов и Каратыгин.

В. А. Каратыгин ( 1802-1853). Биографические сведения. Роль А.А. Шаховского и П.А. Катенина в творческом становлении актера. Полемика вокруг дебютов Каратыгина (1820). Диапазон ролей. Исторические персонажи в его исполнении: Велизарий ("Велизарий" Э. Шенка), Людовик XI ("Заколдованный дом" И. Ауфенберга), Пожарский ("Рука всевышнего отечество спасла" Н.В. Кукольника), Прокофий Ляпунов ("Смерть Ляпунова" А.А. Гедеонова). Роли в шиллеровском и шекспировском репертуаре. Эволюция сценических приемов. В.Г. Белинский о Каратыгине.

Русский водевиль и его актеры

Происхождение и специфика жанра. Этапы бытования на русской сцене. Характерные особенности русского водевиля 1810-х - 1820-х гг. Водевили А.А. Шаховского и А.И. Писарева (1803-1828). Расцвет водевиля в 1830-х - 1840-х гг. Злободневность тематики, драматургические приемы, сценичность. Водевили Д.Т. Ленского (1805-1860), П.А. Каратыгина (1805-1879), Ф.А. Кони (1809-1879). Движение жанра и общее направление литературы. Водевиль и цензура. Размывание жанровых границ в конце 1840-х - начале 1850-х гг. Исчезновение куплета. "Осенняя скука" (1848) Н.А. Некрасова. Значение жанра водевиля для актерского искусства.

И.О. Дюр (1807-1839). Биографические сведения. Музыкальная одаренность и сценические данные. Метод работы над ролью. Исполнение куплета. Искусство внешней и внутренней трансформации в ролях Жовиаля ("Стряпчий под столом" Д.Т. Ленского), Фрейтага ("Девушка-гусар" Ф.А. Кони), Макара Губкина (Студент, артист, хорист и аферист" Ф.А. Кони). Драматические роли: Молчалин ("Горе от ума"), Хлестаков ("Ревизор"). Критический отзыв Н.В. Гоголя о Дюре - Хлестакове.

В.Н. Асенкова (1817-1841). Биографические сведения. Особенности актерского дарования. Ловкость, изящество манер, искрометная веселость и непосредственность в ролях инженю; Лизы ("Знакомые незнакомцы" П.А, Каратыгина), Аннеты ("Студент, артист, хорист и аферист" Ф.А. Кони); чувство меры, отсутствие фривольности в ролях травестийного репертуара: Юлий де Креки ("Полковник старых времен" Мельвиля), Лелев ("Гусарская стоянка, или Плата тою же монетою" В.И. Орлова), Габриэль ("Девушка-гусар" Ф.А. Кони). Многогранность таланта. Исполнение ролей в комедии, драме и трагедии.

В.И. Живокини (1805-1874), Биографические сведения. Внешние данные. Органичность существования на сцене. Импровизационность творчества. Специфика создания актером водевильного образа. Речевая манера и использование мимических средств. Приемы буффонады. Взаимодействие с публикой. Исполнение ролей Жовиаля ("Стряпчий под столом" Д.Т. Ленского), Мордашева ("Аз и ферт" П.С. Федорова), Синичкина ("Лев Гурыч Синичкин" Д.Т. Ленского). Живокини в комедиях Мольера и Шекспира, в русском комедийном репертуаре.

Н.В. Гоголь (1809-1852) и театр

Юношеские театральные впечатления, участие в любительских представлениях нежинского лицея. Театральная атмосфера и театральные знакомства в Петербурге. Выработка театрально-эстетических взглядов. Критика современного репертуара. Значение и предмет современной "общественной комедии". Ее архитектонические принципы. Проблемы ее воплощения на сцене. Драматургия Н.В. Гоголя. Замысел комедии "Владимир третьей степени" (1833). Связь замысла с петербургскими повестями. История создания "Ревизора" (1836). Особенности композиции. Образная система комедии. Городничий и Хлестаков. Принципиальность пустоты и наивности Хлестакова. Немая сцена. Редакции "Ревизора". Первые постановки комедии в Петербурге и Москве (1836). Отношение к ним Гоголя. "Женитьба" (1842), "Игроки" (1842), Приемы и средства драматургической выразительности. Воплощение комедий на сцене.

Драматургия И. С. Тургенева (1818-1883)

Начало творческого пути - романтическая поэма "Стено" (1834) и автопародирующая ее комедия "Неосторожность" (1843). Отношение Тургенева к современному репертуару. Формы тургеневской драматургии. Особенности драматургического письма, проблема сценичности. Влияние "натуральной школы": сцены "Безденежье" (1845), комедии "Нахлебник" (1848) и "Холостяк" (1849). Поэтика "мариводажа" в комедиях "Где тонко там и рвется" (1847), "Провинциалка" (1850), "Месяц в деревне" (1850). Разработка драматического сюжета. Психологическая углубленность персонажей. Сценическая судьба тургеневской драматургии.

Раздел II (Вторая половина XIX века)

Актерское искусство в России в середине XIX века.

М.С. Щепкин ( 1788-1863). Биографические сведения. Начало творческого пути. Щепкин в провинциальном театре. Дебют в Москве (1823). Мастерство исполнения ролей в текущем репертуаре (пьесы А.А. Шаховского, М.Н. Загоскина, переводные водевили и мелодрамы). Поиски нового художественного метода: утверждение "правды" на русской сцене Артистическая индивидуальность. Широта творческого диапазона. Разнообразие ролей. Создание комедийных, драматических и трагических образов. Окружение Щепкина (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, С.Т. Аксаков). Щепкин - Фамусов, Трудности освоения роли и ее сценическая жизнь. Щепкин и Гоголь. Городничий. Неудача в роли Подколесина ("Женитьба"). Шекспировские роли (Шейлок, Полоний). Демократизация трагического героя. Создание "мещанских" ролей. Трактовка роли матроса Симона (драматический водевиль Т.-М.-Ф. Соважа и Ж.-Г. Делюрье "Матрос"). Сложность духовной жизни обыкновенного человека. Мошкин ("Холостяк"), Кузовкин ("Нахлебник" И.С. Тургенева), Муромский ("Свадьба Кречинского" А.В. Сухово-Кобылина). Роли Щепкина в пьесах А.Н. Островского. Критическое отношение актера к его творчеству. Большов ("Свои люди - сочтемся") и Любим Торцов ("Бедность не порок"). Подмена социально-конкретных характеристик образом "человека вообще". Значение реформы Щепкина. Переходный характер щепкинского реализма, сохранение в игре традиционных приемов актерской выразительности

П.М. Садовский ( 1818-1872). Биографические сведения. Провинциальный театр. Дебют в Малом театре (1839), Критические отзывы. Комедийные роли в пьесах Шекспира и Мольера. Трактовка Короля Лира (бенефис 1852 года). Гоголевский репертуар. Осип ("Ревизор"). Глубина перевоплощения и органичная жизнь в образе. Садовский и драматургия А.Н. Островского. Широта и многообразие типов, созданных актером (30 ролей). Русаков ("Не в свои сани не садись"), Беневоленский ("Бедная невеста"). Трагикомическое в интерпретации образа Любима Торцова ("Бедность не порок"). Создание образов "самодуров". Роли в исторических пьесах. Сценические "биографии" ролей. Внимание к бытовым подробностям и деталям. Расплюев ("Свадьба Кречинского" А.В. Сухово-Кобылина) и современный репертуар.

А.Е. Мартынов ( 1816-1860). Биографические сведения. Обучение в Петербургской театральной школе. Дебют в Александринском театре (1836). Высокопрофессиональное владение искусством водевильного актера: импровизация, исполнение куплетов и танцев, трансформация. Новое прочтение водевильных ролей: отсутствие "веселости". Предвестия в творчестве Мартынова эстетики "натуральной школы". Сочетание комизма и "патетики" (В.Г. Белинский). Роли сапожника Ганса ("Заколдованный принц или переселение душ" И. Плетца), актеров Лисичкина ("Дочь русского актера" П.И. Григорьева) и Синичкина ("Лев Гурыч Синичкин" Д.Т. Ленского). Мольеровские роли. Трактовка образа Гарпагона ("Скупой") в духе пушкинского противопоставления Мольеру Шекспира. Формирование психологической манеры игры. Ладыжкин ("Жених из долгового отделения" И.Е. Чернышева): близость гоголевской "Шинели" и образу Акакия Акакиевича. Социальная конкретность, тонкость анализа, богатство нюансов. Мартынов и А.Н. Островский. Беневоленский ("Бедная невеста"), Тит Титыч Брусков ("В чужом пиру похмелье"). Тихон ("Гроза") - вершина творчества Мартынова. Глубина перевоплощения в образ. Трагическое звучание роли.

Драматургия второй половины XIX века и театр

А.Н. Островский (1823-1886) и театр

Создание русского национального репертуара. Многообразие жанров драматических произведений: сцены, комедии, трагедии, драмы. Исторические хроники. Биографические сведения. Начало литературной деятельности. "Свои люди - сочтемся" (1849). Развитие гоголевских традиций в комедии. Отсутствие положительного героя. "Бедная невеста" (1851). Повествовательное изображение обыденной жизни. Отсутствие внешне эффектных сценических ситуаций. Сочетание драматизма и комизма. Психологическая разработанность центрального образа. Воздействие славянофильских идей. Концепция национального характера, осмысление русской самобытности (Любим Торцов, "Бедность не порок", 1853). Обязательность моральных правил ("Не в свои сани не садись", 1852; "Бедность не порок", "Не так живи, как хочется", 1854) и проповедь жалости и сострадания. Премьеры "Бедности не порок" в Москве и Петербурге (1854). Актерский ансамбль спектаклей. "В чужом пиру похмелье" (1855). П.М. Садовский и А.Е. Мартынов в роли Тита Титыча Брускова. Различие трактовок."Доходное место" (1856). Сатирическое изображение чиновничества, его групп и типов. Поиски положительного героя: образ Жадова. Нравственные убеждения и сила обстоятельств. Статья Н.А. Добролюбова "Темное царство" (1859). "Гроза" (1859). Вершина дореформенной драматургии Островского. Религиозно-нравственная парадигма трагической вины героини. Первые постановки "Грозы". Трилогия о Бальзаминове: "Праздничный сон до обеда" (1857), "Свои собаки грызутся, чужая не приставай" (1861), "За чем пойдешь - то и найдешь" ("Женитьба Бальзаминова", 1861). Сатира и лирика. Архетип Ивана-дурака. Простодушие и наивность героя. Драматургия А.Н. Островского в пореформенный период. Критическое изображение современной действительности. Драматический показ быстроты и разнообразия перемен в русской жизни. Острота сюжетных поворотов, "На всякого мудреца довольно простоты" (1868). Жанр политической комедии. Галерея социально-психологических портретов пореформенной Москвы. Двойная мораль и карьера героя нового времени. Новая природа диалога. Открытое столкновение персонажей. "Горячее сердце" (1868). Абсурдный быт Калинова 1830-х годов сквозь призму нового времени. Комическая стихия пьесы, театральность и буффонада действия. Песенно-лирический склад образа Параши, ее независимость и своеволие. Драматургия А.Н. Островского 1870-х - первой половины 1880-х годов. Новые темы и жанры. "Снегурочка" (1873). Стихотворная драма в творчестве Островского. Философско-религиозные аспекты "весенней сказки". Народная утопия счастливого сказочного царства. Поэзия природы и любви. Фольклорные мотивы. Острота жанровых разворотов конфликта оскудевающего дворянства и наступающей буржуазии. "Бешеные деньги" (1870). Новизна психологической характеристики центрального героя. "Волки и овцы" (1875). Сплав комедии нравов с комедией интриги. Тема театра в драматургии Островского. Мир театра и театр жизни. "Лес" (1870). Высокий стиль комедии и контрастность жанровых перепадов. Сплав сатиры и лирики. Двуплановость построения действия. Многозначность образа леса. Фигуры актеров. "Таланты и поклонники" (1881). Дилемма Негиной: самоосуществление таланта и нравственный императив. Лирическая характеристика центрального образа. "Без вины виноватые" (1884). Жанр мелодрамы. Мир кулис. Сценическая эффектность центральной роли. Поздний Островский. "Бесприданница" (1878). Музыкальное течение действия. Многоголосье контрастных тем. Неординарность натуры героини. "Авторская режиссура" А.Н. Островского. "Внутренняя режиссура" пьесы. Теоретическое осмысление театрального процесса. Противоречивость театральной практики А.Н. Островского: углубление и расширение "застольного" периода репетиций, "интонационная режиссура". Их значимость в первый период творчества и ограниченность сугубо литературного подхода к спектаклю в конце 1870-х-1880-х гг. Значение репертуара А.Н. Островского для русского театра.

Драматургия А.К. Толстого (1817-1875)

Биографические сведения. Начало литературной деятельности. Создание совместно с братьями В.М. и A.M. Жемчужниковыми образа Козьмы Пруткова. Обращение к драматургии. Литературная пародия "Фантазия" (1851). Творческая позиция А.К. Толстого в 1860-1870-е годы. Концепция русской истории. Сатирическая интерпретация ее в "Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева" (1868). История России как история борьбы боярства против самодержавия. Драматическая трилогия: "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). Гибельность пути к самодержавной власти. Типы человеческих и политических отношений и способы правления государством. Образы российских монархов. Специфика отношения А.К. Толстого к историческим источникам. Проблема историзма. Постановка "Смерти Иоанна Грозного" в Александринском театре (1867, "боярский спектакль"). Создание историко-археологического постановочного стиля. Морально-психологическая характеристика персонажей. Смена представлений о трагическом герое. Цензурные запреты. Неоконченная драма "Посадник" (1870-1875).

М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) и театр.

Биографические сведения. Комедия "Смерть Пазухина" (1857), Купеческая Россия как "царство смерти". Торжество порока и отсутствие добродетели. Отход М.Е. Салтыкова-Щедрина от принципов "натуральной школы". Цензурный запрет.Драматическая сатира "Тени" (1862-1865). Смысл названия пьесы. Разрушительная сила среды. Торжество всемогущего расчета. "Трансформировавшаяся мораль" эпохи "великих реформ". Клаверов - герой нового поколения "пореформенной России". Пессимизм взгляда М.Е. Салтыкова-Щедрина на возможность общественных перемен и нравственного возрождения.Своеобразие драматургической структуры пьес М.Е. Салтыкова-Щедрина. Значение внесценических персонажей.

Драматургия АД. Сухово-Кобылина (1817-1903)

Биографические сведения. Гоголевская традиция и своеобразие художественного метода А.В. Сухово-Кобылина. Драматическая трилогия: "Свадьба Кречинского" (1854), "Дело" (1861) и "Смерть Тарелкина" (1868). "Свадьба Кречинского". Традиция хорошо сделанной пьесы. Мастерство интриги и эффектность сценических ситуаций. Стремительность действия. Ритмическая структура слова и композиции. Герой-авантюрист в системе патриархальных ценностей. Романтическая прокладка образа Кречинского. Расплюев и расплюевщина. "Дело". Автобиографический план драмы. Структурно-жанровое взаимодействие двух сюжетных линий. Человек и государственная машина. "Смерть Тарелкина". Гротесковые формы "комедии-шутки". Новаторское преломление сценической традиции фарса. Страшные маски грубокомического. Пугающая метаморфоза Расплюева. Единство художественной системы трилогии. Драматическая традиция парности главных персонажей и ее разворот в жанровой амплитуде трилогии (Кречинский-Расплюев. Варравин-Тарелкин. Тарелкин-Расплюев). Сценическая судьба драматургии А.В. Сухово-Кобылина.

Л.Н. Толстой (1828-1910) и театр

Биографические сведения. Начало драматургической деятельности Л.Н.Толстого в конце 1850-х — начале 1860-х годов. Замыслы комедий "Дворянское семейство", "Практический человек". "Зараженное семейство" — комедия-памфлет, направленная против нигилистов-разночинцев. Драматургия 1880-х годов. Идея создания театра для народа, народной драматургии дидактического содержания. Пьесы "Первый винокур" (1886), "Петр Хлебник" (1884-1894), "От ней все качества" (1910). "Власть тьмы" (1886). Трагизм жизни патриархального и пореформенного крестьянства. Ожесточение нравов под воздействием становящегося буржуазного уклада. Трагическая напряженность действия. Цепная реакция конфликтов — жизнь как цепь преступлений. Проповедь религиозного смирения и нравственного самосовершенствования. Осуждение зла. Значение образа Акима. "Воскресение" Никиты в финале пьесы. Цензурный запрет на постановки "Власти тьмы" (1886). Первые постановки в России (1895). "Плоды просвещения" (1890). Замысел комедии и его перерастание в сатиру на культуру и нравы современного общества. Языковые характеристики персонажей. Работа над драмой "И свет во тьме светит" (1910), Автобиографический характер пьесы. Сочетание обличительных тенденций с проповедью нравственного самосовершенствования. "Живой труп" (1900). Источники сюжета. Обличение несправедливости, лжи и лицемерия современной морали. Критика правосудия, семьи и религии. Федя Протасов— программный герой Толстого. Глубина психологического анализа и показ "диалектики души". Отказ от традиционных драматургических и сценических приемов, глубина и острота психологической драмы. Новаторство композиции — многоэпизодность.

Актерское искусство второй половины XIX века

Г.Н. Федотова (1846-1925) Биографические сведения. Сценические данные. Г.Н. Федотова — ученица М.С. Щепкина. Г.Н. Федотова — актриса переходного периода. Преодоление мелодраматизма и театральной условности середины XIX века. Движение к психологической правде. Образы волевых женщин, обладающих обостренным чувством собственного достоинства. Влияние идей эмансипации на формирование актерской индивидуальности Федотовой и трактовку ее ролей. Образы, созданные в репертуаре А.Н. Островского: Катерина ("Гроза"), Василиса Мелентьева, Снегурочка, Кручинина ("Без вины виноватые"). Острота социальной критики в ролях Лидии и Чебоксаровой-матери ("Бешеные деньги"), Мурзавецкой ("Волки и овцы"). Шекспировские роли Г.Н. Федотовой: Катарина ("Укрощение строптивой"), Беатриче ("Много шума из ничего"), Ибсеновский репертуар Г.Н. Федотовой. Деятельность Г.Н. Федотовой как режиссера и педагога.

М.Н. Ермолова ( 1853-1928). Биографические сведения. Ермолова — трагическая актриса последних десятилетий XIX — начала XX столетия. Утверждение героического начала на русской сцене в "безгеройное" время. Влияние студенческой аудитории на репертуарные поиски актрисы и становление ее эстетических принципов. Популярность в демократической среде. Художественный метод актрисы. Внешние данные. Отсутствие внешней характерности. Сочетание яркости и силы романтического темперамента с выверенной техникой и точностью выразительных средств. Жизненная правда и патетика образов. Эмоциональная приподнятость, обобщенность в трактовке ролей. Отсутствие стремления к внешнему перевоплощению. Роли М.Н. Ермоловой в западном репертуаре: Эмилия Галотти ("Эмилия Галотти" Г.-Э. Лессинга), Лауренсия ("Овечий источник" Лопе де Вега), Иоанна д'Арк ("Орлеанская дева") и Мария Стюарт ("Мария Стюарт") Ф. Шиллера. Своеобразие трактовок ролей: утверждение жертвенного подвига, призыв к героическому отказу от личного счастья во имя великой цели. Роли в репертуаре А.Н. Островского: Негина ("Таланты и поклонники"), Тугина ("Последняя жертва"), Алёна ("Воевода"), Лариса ("Бесприданница"), Купавина ("Волки и овцы") и др. Ермолова — "адвокат своих ролей". Переход на возрастные роли. Кручинина ("Без вины виноватые" А.Н. Островского), Зейнаб ("Измена" А.И. Южина), фру Алвинг ("Привидения" Г. Ибсена.)

М.П. Садовский ( 1847-1910) Широта и универсализм творческого дарования: актер, драматург, переводчик, педагог, режиссер, скульптор. Биографические сведения. Сценические данные. Развитие творческих принципов П.М. Садовского: глубокое постижение социальной и психологической сущности роли. Яркий бытовой колорит образов. Острота, правда и обличительная сила в изображении человеческих пороков: Подхалюзин ("Свои люди — сочтемся") и Барабошев ("Правда хорошо, а счастье лучше"). Изобличение пошлости и ничтожества: Мурзавецкий ("Волки и овцы") и Хлестаков ("Ревизор"). Создание образа человека, "задавленного социальной средой". Роль Тихона в "Грозе" А.Н. Островского. Тема "маленького человека": Аркашка ("Лес"), Дергачев ("Последняя жертва"). Своеобразие трактовки образа положительного героя (Мелузов в "Талантах и поклонниках" А.Н. Островского).

О.О. Садовская (1850-1919). Биографические сведения. Сценические данные. Развитие актерских традиции школы М.С. Щепкина — П.М. Садовского. Своеобразие манеры игры. Слово как основное средство создания образа. Глубина понимания душевного мира: и психологии женщин различных социальных слоев. Характеры сильных, цепких, умных и волевых женщин: Кабаниха ("Гроза"), Барабошева ("Правда хорошо, а счастье лучше"). Разнообразие содержания и жизненной конкретики в амплуа "комической старухи": графиня Хрюмина ("Горе от ума" АС, Грибоедова), Домна Пантелеевна ("Таланты и поклонники"), Незабудкина ("Бедная невеста"), Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы") и др. Мягкость юмора в образах "комических старух" А.Н. Островского. Роли женщин из народа: Матрена ("Власть тьмы"), Кухарка ("Плоды просвещения") Л.Н. Толстого. Роли О.О. Садовской в пьесах Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева.

А.П. Ленский (1847-1908). Биографические сведения. Начало театрального пути в провинции. Деятельность в Малом театре. Поиски новых путей развития театра. Новаторство А.П. Ленского в области актерского искусства и режиссуры. Художественный метод А.П. Ленского. Перевоплощение на основе переживания. Владение всеми средствами внешней трансформации: грим, костюм, особенности манер. Тщательная отделка внешней стороны роли как условие для внутреннего преображения. А.П. Ленский и героико-романтическая линия репертуара Малого театра: Гомец де Гусман ("Овечий источник" Лопе де Вега), Дюнуа ("Орлеанская дева" Ф. Шиллера), Уриэль Акоста ("Уриэль Акоста" К. Гуцкова), Гамлет, Ричард III в одноименных трагедиях У. Шекспира. А.П. Ленский и современный репертуар. Успех в ролях персонажей А.Н. Островского из дворянской среды: Глумов, Великатов и др. Паратов — коронная роль А.П. Ленского. Лиризм и меланхолия, привнесенные актером в драматургический образ. Углубленный психологизм мастерства и связь с толстовской "диалектикой души". "Надрывность" психологизма в ролях Недыхляева ("Кручина" И.В. Шпажинского), Неклюжева ("Наш друг Неклюжев" А.И. Пальма). Новизна и современность звучания в истолковании классических ролей. Органическая связь с общественными настроениями и идеями эпохи. Гамлет (1877) А.П. Ленского как современный интеллигент на историческом перепутье. Приглушенность обличительных мотивов в роли Чацкого (1876). Грустное осознание несовершенства жизни. Ориентация на пушкинскую трактовку в создании образа Отелло (1879). Психологизм исполнения. Снижение трагедийной значительности образа, перевод трагедии в регистр психологической драмы. Роль епископа Николаса в драме Г. Ибсена "Борьба за престол" (1906) — вершина актерского пути А.П. Ленского. Раскрытие темных и страшных глубин человеческой психики. Ленский — теоретик актерского искусства. Статьи "Заметки актера", "Заметки о мимике и гриме". Педагогическая и режиссерская деятельность А.П. Ленского.

А.И. Южин-Сумбатов ( 1857-1927). Широта и многообразие театральной деятельности А.И. Южина: актер, драматург, теоретик театра, режиссер-педагог, театральный организатор и руководитель. Биографические сведения. Сценические данные. Участие в любительских спектаклях. Работа в Малом театре. Особенности художественной манеры А.И. Южина. Сочетание интеллектуального начала с театральной темпераментностью и эмоциональной приподнятостью. Роли классического зарубежного репертуара. Утверждение на сцене цельной волевой натуры, сильной во всех проявлениях страсти и мысли: Санчо Ортис ("Звезда Севильи" Лопе де Вега), Карл Моор ("Разбойники"), Дюнуа ("Орлеанская дева"), Маркиз Поза ("Дон Карлос") Ф.Шиллера, Рюи Блаз в одноименной драме и Карл Пятый ("Эрнани") В. Гюго. Шекспировские роли: Гамлет, Макбет и Отелло. Контраст романтической приподнятости образов А.И. Южина настроениям русской интеллигенции 1880-х годов.

В.Н. Давыдов ( 1849-1925) Давыдов - продолжатель традиций Щепкина и Мартынова. Творческий облик Давыдова. Своеобразие его метода и манеры игры. Актерские данные. Виртуозность владения техникой актерского искусства. В.Н. Давыдов о своем методе работы над ролью и образом (его мемуары "Рассказ о прошлом", 1918). Выход за пределы амплуа комика. Широта творческого диапазона: водевильные, комические, драматические роли. Своеобразие исполнения ролей в психологической драме. Творческий путь. Провинциальный театр. Поступление в Александринский театр (1880) и уход из него (1886). Работа в Театре Ф.Корша. Возвращение на императорскую сцену (1888). Борьба с условиями казенной сцены. Текущий репертуар: роли в пьесах И.В. Шпажинского, Вл.И. Немировича-Данченко, В.А. Крылова и др. Исполнение мартыновских ролей: Боярышников ("Не в деньгах счастье"), Ладыжкин ("Жених из долгового отделения") И.Е. Чернышева, Михаила ("Чужое добро впрок не идет" А.А. Потехина).

Давыдов в репертуаре Островского. Разнообразие ролей, сыгранных артистом в пьесах драматурга. Нароков ("Таланты и поклонники"). Тема "маленького человека" — Оброшенов ("Шутники"). Давыдов - первый исполнитель роли Шмаги ("Без вины виноватые"). Роль Бальзаминова. Драматизм образа наивного человека. Роли купцов-самодуров и европеизированных буржуазных дельцов: Прибытков ("Последняя жертва"), Каркунов ("Сердце не камень"), Хлынов ("Горячее сердце") и др. Богатство актерской выдумки и выразительность мимических сцен. Образ Расплюева в исполнении Давыдова; драматичность и комизм. Демонстрация морального падения человека. Смесь хитрости и наивности в отчаянной борьбе за существование. Роли в пьесах Л.Н. Толстого: Аким, Митрич ("Власть тьмы"), Звездинцев, Третий мужик ("Плоды просвещения"). Точность в воплощении народных характеров. Отсутствие увлечения "экзотикой" народных нравов и быта. Новизна подхода к ролям русского классического репертуара. Современная интерпретация образов Фамусова и Городничего. Неожиданность и психологическая конкретность мотивировок поступков героев. В.Н. Давыдов и А.П. Чехов. Интерес Чехова к Давыдову как к представителю нового типа интеллигентного актера. Давыдов - первый исполнитель роли Иванова в Театре Ф. Корша (1887) и в Александринском театре (1889). Спор с Чеховым по поводу изменения финала драмы,

К.А. Варламов (1849-1915). Варламов — "царь русского смеха" (Э. Старк). Продолжение и развитие традиции И.И. Сосницкого и В.И. Живокини. Биографические сведения. Сценические данные. Работа в провинции (1867-1875). Школа жизни и актерского мастерства. Приглашение в труппу Александринского театра. Стихийная сила темперамента. Способность интуитивно постигать и воплощать различные характеры. Богатство мимической игры. Сила и красота тембра, выразительность голоса. Виртуозность владения сценической речью. Широта диапазона творчества — от яркой буффонады до тонкого и глубокого психологизма. Актер-лицедей. Богатство и разнообразие импровизации (в том числе импровизации текста роли). Естественность и легкость общения со зрительным залом. Творчество Варламова в оценке современной ему критики. Обширность репертуара К.А. Варламова (более 1000 ролей). Преодоление жанровых барьеров. Роли в водевилях и легких комедиях: сочетание жизненной достоверности и театральной условности. Русская классика в репертуаре артиста. Гоголевский репертуар. Осип ("Ревизор") и Яичница ("Женитьба"). Социальный смысл человеческого типа в истолковании Варламова. Колорит индивидуального озвучивания текста роли. Органичное постижение гоголевского гротеска. К.А. Варламов в репертуаре А.Н. Островского. Правда и яркая театральная природа сценических образов.

К.А. Варламов и репертуар зарубежной классики. Сганарель ("Дон Жуан" Ж.-Б. Мольера в постановке В.Э. Мейерхольда, 1910). Демонстрация условности театрального представления, обнажение приема. Смелая буффонада и органика существования в образе.

М.Г. Савина (1854-1915). Творчество М.Г. Савиной и русское актерское искусство второй половины XIX века. Биографические сведения. Внешние данные. Творческая судьба. Новый тип актрисы: изображение современной женщины во всем многообразии социальных и индивидуальных проявлений. Всесторонне знание русской жизни. Аналитический характер художественного метода. Отсутствие романтической приподнятости и идеализации образов. Савина "прокурор своих ролей". Провинциальный период сценической деятельности (1869-1874). "Горести и скитания" этого периода, описанные в ее воспоминаниях. Служба в Александринском театре. Преобладание в репертуаре актрисы 1870-1880-х годов легких комедий В. А. Крылова.

Значение репертуара А.Н. Островского в развитии таланта Савиной: Надя ("Воспитанница"), Наташа ("Трудовой хлеб"), Поликсена ("Правда хорошо, а счастье лучше"), Юлия ("Последняя жертва"), Елена ("Женитьба Белугина"), Варя ("Дикарка"). Выбор Савиной для бенефиса пьесы И.С. Тургенева "Месяц в деревне" (1879). Образ Верочки. Отзыв Тургенева. Близость исполнительской манеры Савиной особенностям драматургии И.С. Тургенева (Наталья Петровна в постановке "Месяца в деревне" А.А. Саниным, 1903). Своеобразие драматизма игры. Сдержанность и лаконизм внешних средств. Сосредоточенность на раскрытии психологического состава роли. Интерес Савиной к драме Л.Н. Толстого "Власть тьмы". Савина — Акулина в первой постановке драмы Толстого на Александринской сцене (1895). Близость трактовки роли авторскому пониманию. Савина - первая Нора ("Кукольный дом" Г. Ибсена) на русской сцене (1884). М.Г. Савина и А.П. Чехов. Противоречивость отношения актрисы к драматургии Чехова, отказ участвовать в постановке "Чайки" (1896). Успех в роли Сарры ("Иванов", 1897).

Раздел III (1898—1923)

Становление искусства режиссуры и организация Московского Художественного театра Искусство режиссуры — театральная доминанта периода. Основные тенденции развития театра в конце XIX века и исторические предпосылки создания МХТ. Организация и творческая программа МХТ. К.С. Станиславский (1863-1938) и Вл.И. Немирович-Данченко (1858-1943). Формирование труппы. Творческая дисциплина и проблема амплуа. Распределение вето.Открытие МХТ (14 октября 1898 г.). "Царь Федор Иоаннович" А.К. Толстого. Станиславский и эстетика мейнингенцев. Массовые (народные) сцены. Принципы композиции и мизансценирования. Оформление многофигурного исторического полотна — художник В.А. Симов (1858-1935). И.М. Москвин (1874-1946) — царь Федор.

А.П. Чехов и сценическая методология МХТ

А.П. Чехов (1860-1904) и театр домхатовского периода. Чехов и западно­европейская новая драма. Новаторство Чехова-драматурга и эволюция его театральной концепции. Центробежное строение действия, взаимоотношения фабулы и сюжета. Обогащение драматического состава эпосом и лирикой. Премьера "Чайки" в МХТ (1898). Режиссерский план К.С. Станиславского. Световая и звуковая партитура. " Дядя Ваня" (1899). Расширение жанровой амплитуды. Актерский ансамбль как эмоциональная общность. "Три сестры" (1901). Ориентация пьесы на труппу МХТ: Ольга — М.Г. Савицкая (1868-1911), Маша — О.Л. Книппер (1868-1959), Ирина — М.Ф. Андреева (1868-1953), Вершинин — К.С. Станиславский, Тузенбах — В.Э. Мейерхольд (1874-1940), Чебутыкин — А.Р. Артем (1842-1914), Андрей Прозоров — В.В. Лужский (1869-1931), Наташа — М.П. Лилина (1866-1943) и др. Форма чеховского спектакля МХТ. "Вишневый сад" (1904). Разногласия с А.П. Чеховым.

М. Горький (1868-1936) и МХТ

Горький и расширение тематического диапазона в показе современной жизни. "Мещане" (1902). Режиссерский план К.С. Станиславского. "Чеховский" подход к поэтике М. Горького. Снижение социального пафоса и дегероизация Нила. "На дне" (1902). Режиссерская партитура К.С. Станиславского и роль Вл.И. Немировича-Данченко в подборе ключа к поэтике М. Горького. Начало расхождения между основателями МХТ.

В.Ф. Комиссаржевская и проблема актерского театра на рубеже XIX-XX вв. Творческий путь В.Ф. Комиссаржевской. Комиссаржевская и режиссерский театр. Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской в Пассаже (1904-1906).

Начало режиссерской деятельности В.Э. Мейерхольда. Сезон в Херсоне (1902/03) по мизансценам Художественного театра. "Товарищество Новой драмы" (1903/04, 1904/05) в Херсоне и Тифлисе. Первые шаги Условного театра. Театр-студия на Поварской (весна-лето 1905). Работа Мейерхольда с художниками. Бунт против натуралистического макета. Работа над "Смертью Тентажиля" М. Метерлинка. Сценический эквивалент концепции "Неподвижного театра". Проблема актерской техники. Театр В.Ф. Комиссаржевской на Офицерской. Мейерхольд и Комиссаржевская. Комиссаржевская — Беатриса ("Сестра Беатриса" М. Метерлинка, 1906). Художники театра на Офицерской — Н.Н. Сапунов (1880-1912) ("Гедда Габлер" Г. Ибсена, "Балаганчик" А.А. Блока), С.Ю. Судейкин (1882-1946) ("Сестра Беатриса"), В.И. Денисов (1862-1922) ("Вечная сказка" С. Пшибышевского, "Пробуждение весны" Ф. Ведекинда, "Пелеас и Мелисанда" М. Метерлинка) и др. Поэтический театр А.А. Блока (1880-1921). Блок и Мейерхольд. Театральный состав "Балаганчика" (1906). Мейерхольд — Пьеро. Мейерхольд и Л.Н. Андреев (1871-1919). Постановка "Жизни человека" (1907). Условная партитура света.

Московский Художественный театр: 1908-1917

Размежевание режиссерских работ. Режиссура Вл.И. Немировича-Данченко. Поиски психологической трагедии. Драматургия Л.Н. Андреева на сцене МХТ. "Анатэма" (1909). В.И. Качалов в заглавной роли. "Екатерина Ивановна" (1912), "Мысль" (1914). "Братья Карамазовы" (1910) и "Николай Ставрогин" ("Бесы"), 1913. Проблема инсценирования прозы Ф.М. Достоевского. Актеры МХТ и Достоевский. В.В. Лужский — Федор Павлович Карамазов, В.И. Качалов — Иван, Л.М. Леонидов (1873-1941) — Митя, И.М. Москвин — Снегирев, С.Н. Воронов (1882-1938) — Смердяков; В.И. Качалов — Николай Ставрогин, И.Н. Берсенев (1889-1951) — Петр Верховенский, Н.О. Массалитинов (1880-1961) — Шатов, М.П. Лилина — Лебядкина, Н.С. Бутова (1878-1921) — Варвара Петровна. Работа К. С. Станиславского над "системой ". "Месяц в деревне" И.C Тургенева (1909). Ракитин — К.С. Станиславский, Наталья Петровна — О.Л. Книппер. "Гамлет" У. Шекспира (1911). Г. Крэг и система К.С. Станиславского. Гамлет — В.И. Качалов. Начало студийного движения МХТ. Первая студия. Проблема студийности и организация Первой студии (1912). К.С. Станиславский и Л.А. Сулержицкий (1872-1916). Личность Сулержицкого. Цели, задачи, творческая установка студии. Открытие студии. "Гибель Надежды" Г. Гейерманса (1913). Режиссер Р.В. Болеславский (1887-1937). Кобус — М.А. Чехов (1891-1955).

Е.Б. Вахтангов (1883-1922) и Первая студия. "Праздник мира" Г. Гауптмана (1913). Искусство "душевного натурализма". Доктор Шольц — Г.М. Хмара (1883-1970), Августа — С.Г. Бирман (1890-1976), Роберт — Б.М. Сушкевич (1887-1946), Вильгельм — Р.В. Болеславский, Фрибэ — М.А. Чехов. "Потоп" Г. Бергера (1915). Поиски сценической выразительности. Фрэзер — М.А. Чехов. "Сверчок на печи" по рассказу Ч. Диккенса (1914). Инсценировка и постановка Б.М. Сушкевича. От автора — Б.М. Сушкевич, Джон Пирибингль — Г.М. Хмара, Мэри — М.А. Дурасова (1891-1974), Текльтон — Е.Б. Вахтангов. Калеб Племмер М.А. Чехов и особенности актерской техники Первой студии.

Театральный традиционализм

В.Э Мейерхольд и Александринский театр (1908-1918). Сотрудничество с художником А.Я. Головиным (1863-1930). " Дон Жуан" (1910). Стилизация театра мольеровской эпохи. Принцип "двойной рамы". Сцена — зал. Слуги просцениума. Принципы мизансценирования. Дон Жуан — Ю.М. Юрьев (1872-1948). Сганарель — К.А. Варламов (1848-1915). " Гроза" (1916). Режиссерский подход к Островскому. Катерина — Е.Н. Рощина-Инсарова (1883-1970). " Маскарад" (1917). Трагедия в раме праздничности. Русский театральный романтизм сквозь призму комедии дель арте. Система занавесов и композиция действия. Арбенин — Ю.М.Юрьев.

А.Я. Таиров (1885-1950) и Камерный театр. Начало режиссерской деятельности. Актер и режиссер Общедоступного театра П.П. Гайдебурова (1877-1960) и Н.Ф. Скарской (1869-1958), 1907 — 1909. "Изнанка жизни" X. Бенавенте (Новый драматический театр, 1911). Художник — С.Ю. Судейкин. Спектакли Таирова в Свободном театре — "Покрывало Пьеретты" А. Шницлера и "Желтая кофта" Г. Бенримо и Д. Хазлтона (1913). Пантомима и мимодрама. Создание Камерного театра (1914). Состав труппы. А.Г. Коонен (1889-1974). Программа "театрализации театра". Репертуар. Мистерия и арлекинада. Пантомима. Таиров и художники Камерного театра. "Сакунтала" Калидасы, 1914. Художник П.В. Кузнецов (1878-1968). "Фамира Кифарэд" И.Ф. Анненского (1856-1909), 1916. Н.М. Церетели (1890-1942) в заглавной роли. Революция кубизма на театральной сцене. А.А. Экстер (1884-1949).

Театр: 1917—1923

МХАТ и его студии

МХАТ: 1917 — 1921. Творческий театр и методология МХАТ. "Каин" Д.-Г. Байрона (1920). "Ревизор" Н.В. Гоголя (1921). М.А. Чехов — Хлестаков.

Театральная деятельность и спектакли Е.Б. Вахтангова: 1918 — 1922. От студии — к театру. "Росмерсхольм" Г. Ибсена (1918), "Эрик XIV" А. Стриндберга (1921) в Первой студии. От "душевного натурализма" — к постановочной технике условного театра. Вахтангов и М.А. Чехов. Режиссерская трактовка и исполнение роли Эрика XIV.

Чеховская студия. Начальные подходы к формированию системы М.А. Чехова. Чехов — Божазе ("Спичка меж двух огней", театр "Летучая мышь", 1918). Ввод на роль Мальволио ("Двенадцатая ночь" У. Шекспира, Первая студия, 1920).

Спектакли Е.Б. Вахтангова в Третьей студии. Путь Студенческой (Мансуровской) студии (организована в 1913 г.). Актеры студии. "Чудо святого Антония" М. Метерлинка, "Свадьба" А.П. Чехова, 1921.

Вахтангов и Габима". "Гадибук" С. Ан-ского (С.А. Раппопорта) (1863-1920), 1922. Художник — Н.И. Альтман (1889-1970). Музыкально-ритмическая партитура спектакля. Гротескные формы массовых сцен. Лея — X. Ровина (1890-1980).

" Принцесса Турандот" К. Гоцци, 1922 — эстетическое кредо Третьей студии. Художник — И.И. Нивинский (1980-1933). Турандот — Ц.Л. Мансурова (1897-1976), Калаф — Ю.А. Завадский (1894-1977), Адельма — А.А. Орочко (1898-1965), Панталоне — И.М. Кудрявцев (1901-1924), Труффальдино — Р.Н. Симонов (1899-1968), Бригелла — О.Ф. Глазунов (1891-1947), Тарталья — Б.В. Щукин (1894-1939).

Камерный театр: 1917— 1922

Кристаллизация поисков в области "театра эмоционально насыщенных форм". Воспитание синтетического актера. "Саломея" О. Уайльда (1917), "Адриенна Лекуврер" Э. Скриба и Э. Легуве (1919), А.Г. Коонен в заглавных ролях. Опыты в мистериальном духе: постановки пьес П. Клоделя. "Обмен" (1918), художник — Г.Б. Якулов (1884-1928). "Благовещение" (1920), художник А.А. Веснин (1883-1959). "Принцесса Брамбилла" по Э.-Т.-А. Гофману (1920). Художник — Г.Б. Якулов. "Ромео и Джульетта" У. Шекспира (1921). "Театр" А.А. Экстер. "Федра" Ж. Расина (художник — А.А. Веснин, 1921) и "Жирофле-Жирофля" Ш. Лекока (художник — Г.Б. Якулов, 1922) — кульминация жанровых полюсов Камерного театра. А.Г. Коонен — Федра и Жирофле-Жирофля.

Театральная деятельность В.Э. Мейерхольда: 1917 — 1922

В.Э. Мейерхольд и революция. Курмасцеп (1918). Мейерхольд и В.В. Маяковский (1893-1930). Петроградская "Мистерия-буфф" (1918). Художник — К.В. Малевич (1878-1935). "Театральный Октябрь" и Театр РСФСР Первый. Лозунги и эстетика "Театрального Октября". "Зори" Э. Верхарна (1920) и концепция творческого театра. Художник — В.В. Дмитриев (1900-1948). Спектакль-митинг. Эреньен — А.Я. Закушняк (1879-1930). Гислен — И.В. Ильинский (1901-1987). Вторая редакция "Мистерии-буфф" (1921). Спектакль -политобозрение. Соглашатель — И.В. Ильинский. Американец — В.Ф. Зайчиков (1888-1947). Начало ТИМа (Театр им. Мейерхольда). Конструктивизм и "Великодушный рогоносец" Ф. Кроммелинка (Театр Актера, 1922). Л.С. Попова (1889-1924). "Иль-Ба-Зай": И.В. Ильинский — Брюно, М.И. Бабанова (1900-1983) — Стелла, В.Ф. Зайчиков — Эстрюго.

Раздел IV (1923-1980-е годы)

Театр середины — второй половины 1920-х годов

Творческая интенсивность театрального процесса. Самоопределение театральных систем. Взаимодействие и борьба сценических направлений. Успех зарубежных гастролей: МХАТ (1922-1924), Первая студия МХАТ (1922), Камерный театр (1923, 1925). Проблема репертуара. Режиссура и советская пьеса. Режиссура и классика. Режиссура и современная западная драма. Постепенное изменение социокультурной ситуации. Рост партийно-административного нажима. Главрепертком. Партсовещание по вопросам театра при Агитпропотделе ЦК ВКП(б) (1927). Отставка наркома просвещения А.В. Луначарского (1929), Тенденция к нивелированию театрального процесса и выработке единого стиля. Театральная платформа РАПП.

Московский Художественный академический театр

Организационно-творческая перестройка МХАТ в середине 1920-х гг. Распад студийной системы. Обогащение труппы актерской молодежью Второй и частично Третьей студий (1924).

Вл.И. Немирович-Данченко и поиски современной трагедии " Пугачевщина" К.А. Тренева, 1925. Режиссеры — В.В. Лужский и Л.М. Леонидов, художник — А.Ф. Степанов (1891-19?).

М.А. Булгаков и МХАТ. "Дни Турбиных". Художественный руководитель К.С. Станиславский, режиссер И.Я. Судаков (1890-1969), художник Н.П. Ульянов Обновление традиции психологического реализма. Алексей Турбин — Н.П. Хмелев (1901-1945), Елена — B.C. Соколова (1896-1942), Мышлаевский — Б.Г. Добронравов (1896-1949), Лариосик — М.М. Яншин (1902-1976), Шервинский — М.И. Прудкин (1898-1994).

К.С. Станиславский и поиски органических путей обновления творческого метода МХАТ. Обогащение выразительных средств в постановках классики. "Мхатовский гротеск" "Горячего сердца" А.Н. Островского, 1926. Режиссеры — М.М. Тарханов (1877-1948) и И.Я. Судаков, художник — Н.П. Крымов (1884-1958). Хлынов — И.М. Москвин, Градобоев — М.М.Тарханов, Курослепов — В.Ф. Грибунин (1873-1933), Матрена — Ф.В. Шевченко (1893-1971), Наркис — Б Г. Добронравов, Силан —Н.П. Хмелев. "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше, 1927. Режиссеры— Е.С.Телешева (1892-1943) и Б.И. Вершилов (1893-1957), художник — А.Я.Головин. Красочная полнозвучность, непрерывность и динамичность действия. Фигаро — Н.П. Баталов (1899-1937), Сюзанна — О.Н. Андровская (1898-1975).

Московский Художественный академический театр Второй

Развитие центробежных тенденций в Первой студии МХАТ после смерти Е.Б. Вахтангова. Режиссерские работы студийцев. "Герой" Д. Синга, 1923. Режиссер — А.Д. Дикий (1889-1955). "Укрощение строптивой" У. Шекспира, 1923. Режиссеры — B.C. Смышляев (1891-1936) и А.И. Чебан (1886-1954). "Любовь — книга золотая" А.Н. Толстого (1882-1945), 1923. Режиссер — С.Г. Бирман.

Путь к трагедии через мелодраму. "Король Лир" У. Шекспира, 1923. Режиссер—Б.М. Сушкевич. Лир — И.Н. Певцов (1879-1934). "Расточитель" Н.С. Лескова, 1924. Режиссеры — Б.М. Сушкевич, Н.Н. Бромлей (1880-1966) и А.Д. Дикий. Принцип ансамбля как динамичного единства исполнительских стилей. Молчанов — А.Д. Дикий, Князев — И.Н. Певцов, Минутка — И.Н. Берсенев. Преобразование студии в театр (1924).

М.А. Чехов — художественный руководитель МХАТ Второго. Программа руководства театром: воспитание новой актерской техники. Становление актерской системы Чехова и взаимодействие ее с другими театральными направлениями. Преобладание учебно-педагогических задач над постановочными. Практика коллективной режиссуры. "Гамлет" У. Шекспира, 1924. Режиссеры — B.C. Смышляев, В.Н. Татаринов (1879-1966) и А.И. Чебан, художник — М.В. Либаков (1889-1953). Эклектизм постановочного подхода. Гамлет М.А. Чехова и проблема современного трагического актера. "Петербург" Андрея Белого (1880-1934), 1925. Режиссеры — С.Г. Бирман, В.Н. Татаринов и А.И. Чебан, художники — М.В. Либаков и Б.А. Матрунин (1895-1959). Преломление символистской эстетики в постановке и актерской технике. Острота и массштабность чеховского гротеска в роли Аблеухова отца.

Оппозиция А.Д. Дикого и раскол в труппе. "Блоха" Е.И. Замятина (1884-1937) по повести Н.С. Лескова "Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе", 1925. Режиссер — А.Д. Дикий, художник — Б.М. Кустодиев (1878-1927). Сочетание "земного" реализма со стилизацией под русский лубок. Противоречие между режиссерской концепцией и актерской техникой чеховского склада. Левша — Л.А. Волков (1893-1976), Машка-Меря — С.Г. Бирман.

"Дело" А.В. Сухово-Кобылина, 1927. Режиссер — Б.М. Сушкевич, художник — Н.А. Андреев (1873-1932). Перемонтировка пьесы и укрупнение трагического конфликта. Монументальный гротеск постановки. Муромский — М.А. Чехов. Разрыв с традицией амплуа "благородного отца". Техника "имитации" в работе над ролью. Фарсовый и трагический планы образа. Продолжение чеховской линии после ухода группы А.Д. Дикого (1927) и эмиграции М.А. Чехова (1928). "Закат" И.Э. Бабеля (1894-1941), 1928. Режиссеры — Б.М. Сушкевич и А.И. Чебан, художник — М.З. Левин (1895-1946). Мендель Крик — А.И. Чебан, Двойра — С.Г. Бирман, Беня Крик — И.Н. Берсенев. "Чудак" А.Н. Афиногенова (1904-1941), 1929. Режиссеры — И.Н. Берсенев и А.И. Чебан, Углубление коллизий и характеристик пьесы в русле этической установки МХАТ Второго. Волгин — A.M. Азарин (1897-1937).

Театр имени Евг. Вахтангова

Третья студия МХАТ — Студия им. Евг. Вахтангова — Театр им. Евг. Вахтангова (1926). Судьба вахтанговской традиции в театре его имени. Режиссерские дебюты вахтанговцев. "Правда — хорошо, а счастье — лучше" А.Н. Островского, 1923. Режиссер — Б.Е. Захава (1896-1976). "Женитьба" Н.В. Гоголя, 1924. Режиссер — Ю.А. Завадский. "Лев Гурыч Синичкин" Д.Т. Ленского в переработке Н.Р. Эрдмана (1900-1970), 1924. Режиссер — Р.Н. Симонов. А.Д. Попов (1892-1961) в Студии и Театре им. Евг. Вахтангова. "Комедии Мериме" по "Театру Клары Гасуль" П. Мериме, 1924. Художник — И.И. Нивинский. "Баланс между органикой и формой" (А.Д. Попов) и "фантастический реализм" Е.Б. Вахтангова. Поворот к театральному изображению современного быта. "Виринея" Л.Н. Сейфуллиной (1889-1954) и В.П. Правдухина (1892-1939), 1925. Художник — С.П. Исаков (1900-1967). Виринея — Е.Г. Алексеева (1901-1972), Павел — Б.В. Щукин. "Зойкина квартира" М.А. Булгакова, 1927. Художник — С.П. Исаков. Режиссерское преодоление трагической буффонады и вахтанговская школа актерской игры. Зоя Пельц — Ц.Л. Мансурова, Аметистов — Р.Н. Симонов. "Разлом" Б.А. Лавренева (1891-1959), 1927. Художник — Н.П. Акимов (1901-1968) и приемы "кинофикации театра". Берсенев — Б.В. Щукин, Годун — В.И. Куза (1902-1941). "Заговор чувств" Ю.К. Олеши (1899-1960), 1929. Художник — Н.П. Акимов. Иван Бабичев — А.Я. Горюнов (1902-1951), Кавалеров — В.И. Москвин (1902-1958).

Камерный театр

Эволюция режиссерского метода А.Я. Таирова. Переход к "конкретному реализму". " Гроза" А.Н. Островского, 1924. Художники — В.А. Стенберг (1899-1974), Г.А. Стенберг (1900-1933) и К.К. Медунецкий (1899-1934). Опыт трагического спектакля на материале русской классики. "Трагедия быта". Сценические редакции 1925 и 1928 гг. Катерина — А.Г. Коонен. Поиски выхода к современности. Опора на западную драму в создании современного трагедийного репертуара. "Святая Иоанна" Б. Шоу, 1924. Художники —В.А. Стенберг, Г.А. Стенберг. "Антигона" В. Газенклевера, 1927. Художник — А.И. Наумов (1899-1928). А.Г. Коонен в заглавных ролях.

О'Ниловский цикл. "Косматая обезьяна" (1926). Янк — С.С. Целин (1884-1964). "Любовь под вязами", 1926. Эбби — А.Г. Коонен, Ибен — Н.М. Церетели, Каббот — Л.А. Фенин (1882-1952). "Негр", 1929. Элла — А.Г. Коонен, Джим — И.Н. Александров. Единство режиссуры и сценографии (В.А. Стенберг, Г.А. Стенберг).

Театр имени Вс. Мейерхольда (ТИМ, с 1926 г. ГосТИМ)

Организация ТИМа (1923) как театра экспериментального поиска. Театральный и лабораторно-педагогический аспекты его деятельности. Постепенное усложнение творческих задач и художественной структуры спектаклей.

Спектакли-политобозрения. "Военно-революционное действие" "Земля дыбом" —"Ночь" М. Мартине в переработке С.М. Третьякова (1892-1939), 1923. Монтажное членение действия на эпизоды. Контраст патетических и фарсовых фрагментов. Монтаж реальных вещей как принцип оформления (Л.С. Попова). "Утопия-скетч" "Д.Е." — "Даешь Европу!" М.Г. Подгаецкого по И.Г. Эренбургу (1891-1967) и Б. Келлерману, 1924. Художник — И.Ю. Шлепянов (1900-1951). Ассимиляция приемов кинематографа. Техника актерской трансформации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных