Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психология как наука. Предмет, объект, задачи психологии. История психологии




Содержание программы

 

Тема 1. Психология как наука. Предмет, объект, задачи психологии. История психологии.

Психологические аспекты образования, обучения и воспитания. Житейские и научные психологические знания. Значение термина «психология». Предмет и объект психологии. Задачи общей психологии. Явления, которые изучает психология, доступность и трудность их научного познания. Эволюция взглядов на предмет психологии. Душа, сознание, поведение, бессознательное, личность, психика, деятельность как предмет психологии на различных этапах ее развития. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, индивидуальность, личность, общение, деятельность. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Формы взаимодействия человека с миром. Познание, общение, деятельность, поведение. Психологическая компетентность и психологическая культура как психическое образование человека.

Психика как предмет психологии. Поиск критериев психики в истории психологии. Психика как форма взаимодействия живого организма с окружающей средой. Чувствительность как критерий психики в концепции А.Н. Леонтьева. Понятие об опережающем отражении действительности.

Свойства психического отражения: предметность, закрытость для прямого наблюдения, наблюдать можно только внешние проявления, объективность, субъективность, слитность объекта и субъекта наблюдения, не зеркальность отражения, активность.

Функциональная и структурная организация психики.Психические процессы, свойства, состояния. Психические процессы как психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, внимание, речь, воображение). Психические свойства как наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности. Свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности. Психические состояния как определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики в каждый данный момент времени. Активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и др. состояния.

Взаимосвязь психологии с другими науками. Отрасли психологии. Психология в междисциплинарном пространстве. Классификация наук по Б.М. Кедрову, Ж. Пиаже. Психология и другие науки. Психология и философия. Психология и социология. Психология и педагогика. Связь психологии с биологическими и медицинскими науками. Роль и место психологии в развитии технических наук. Специальные и прикладные отрасли психологии. Теоретическая и практическая психология.

Исторический обзор развития психологического знания. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе. Психологические учения античности. Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения. Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании. Психологические идеи Ф. Бэкона и Р. Декарта, определение сознания как критерия психики. Эмпирическая психология сознания и ассоциативная психология. Естественнонаучные предпосылки и становление психологии как самостоятельной науки, возникновение психофизики и психометрии. Первые программы психологии как самостоятельной науки. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей. Кризис зарубежной психологии. Современные теории зарубежной психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Особенности развития психологии в России в конце XIX начале XX в. Марксизм и советская психология. Репрессии в советской психологической науке. Разгром педологии. Советская психология послевоенного периода. Специфика развития современной отечественной психологии.

 

Тема 2. Принципы и методы современной психологии

Принципы психологии как науки. Принцип системности. Принцип детерминизма. Принцип развития. Принцип деятельностного подхода. Принцип личностного подхода.

Методы исследования в психологии. Проблема метода психологического исследования. История методов исследования в психологии. Классификация методов. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент, психологические тесты. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия использования на практике. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии.

 

Тема 3. Сознание человека

Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщённое, словесно определённое отражение человеком действительности в её существенных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.

Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) – факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.

Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявление бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

 

Тема 4. Проблема личности в психологии

Понятие личности в психологии. Сложность феномена личности и множественность ее научных определений. Место личности в структуре психики. Соотношение понятий «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность». Структура человеческой индивидуальности, уровни индивидуальности. Самоактуализация личности как проявление ее индивидуальности. Индивидуальность и социализация. Изменчивость и устойчивость индивидуальности. Индивидуальность и направленность личности. Проблема жизненного пути личности.

Подходы к понятию личности. Теории личности в отечественной психологии. Концепции личности А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, А.В. Петровского. Концепции личности в современной зарубежной психологии. Теории личности З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, Г. Олпорта, Р. Кеттела, Б.Ф. Скиннера, Дж. Келли, К. Роджерса, Э. Берна.

Психологическая структура и типологии личности. Современные подходы к структуре личности в отечественной и зарубежной психологии: А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, А.В. Петровский, З. Фрейд, Р. Кеттел и др. Структурные элементы личности в различных теоретических концепциях (свойства, черты, установки, диспозиции, личностные конструкты, когнитивные структуры и др.).

Развитие личности. Понимание движущих сил как врожденных потребностей: подкрепление в бихевиоризме, сублимация исходных влечений в психоанализе (гомеостатическая модель З. Фрейда, стремление к преодолению комплексов в индивидуальной психологии А. Адлера, представление о внутренних социальных источниках в неофрейдизме К. Хорни, Э. Фромма). Развитие личности как имманентное свойство субъекта: когнитивные конфликты, внутриличностное напряжение в когнитивистской ориентации (теория поля К. Левина, концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера); стремление к самоактуализации и развитие иерархии потребностей (А. Маслоу, Г. Олпорт), самосознание (К. Роджерс). Активность субъекта как движущая сила развития личности в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Социализация и формирование личности. Общее понятие об общении. Идентичность личности, ее развитие; кризисы идентичности.

Понятие и типы темперамента. Определение темперамента. Основные проявления темперамента: общая активность, моторная сфера, эмоциональность. Типы темперамента у человека. Психологические характеристики типов темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Свойства темперамента: активность-реактивность, темп, сензитивность, пластичность-ригидность, экстраверсия-интроверсия, сила, резистентность и др. Концепция темперамента В.С. Мерлина, Я. Стреляу. Значение исследований Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина для познания темперамента. Концепция В.М. Русалова. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие об индивидуальном стиле деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Место темперамента в структуре личности.

Определение характера. Понятие характера. Особенность характера как психического феномена. Различия характера и личности. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера: волевые, эмоциональные, интеллектуальные; проявляющиеся в отношении к другим людям, к себе, к вещам, к труду. Характер и темперамент человека. Свойства характера: полнота, цельность, определенность, твердость, уравновешенность.

Типы характера. Типология характеров по Э. Кречмеру. Э. Фромм о социальных характерах. Типология характеров по К. Юнгу. Различная степень выраженности характера: средние характеры, акцентуированные (скрытые и явные), психопатии. Понятие об акцентуированной черте характера. Типологии акцентуированных характеров (А.Е. Личко, К. Леонгард).

Формирование характера. Понятие о сензитивном периоде формирования характера. Роль кризисов возрастного развития и жизненных трудностей в изменении характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте. Трансформация характера в течение жизни. Проблема перевоспитания характера.

Общая характеристика способностей. Сущность способностей, их качественные характеристики. Различия между способностями, знаниями, умениями и навыками. Структура способностей. Классификация способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные), общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и компенсация разных способностей, способности и успешность деятельности человека. Способности и когнитивные стили. Основные классификации уровней развития способностей. Одаренность. Мастерство и талант. Гениальность.

Природа человеческих способностей. Представление о задатках. Неоднозначность связей между задатками и способностями. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Возможность развития способностей при отсутствии природных задатков. Первые теории способностей Ф. Галя и Ф. Гальтона. Концепции способностей К.А. Гельвеция и Д. Дидро. Биосоциальная природа человеческих способностей. Роль воспитания в развитии способностей.

Понятие Я-концепции, самосознания, образа Я, Я. Структура Я-концепции. Образ Я, структура. Разработка понятия Я-концепции В. Джеймсом. Символический интеракционизм Ч. Кули и Дж. Мида. Феноменологический подход К. Роджерса. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Функции Я-концепции. Развитие самосознания. Понятие самооценки и уровня притязаний. Виды, функции. Роль самооценки и самоактуализации в формировании личности. Понятие психологической защиты. Механизмы с психологической защиты.

 

Тема 5. Психология регулятивных процессов.

Эмоции и чувства. Воля. Понятие и виды эмоций. Специфические особенности эмоциональных процессов по сравнению с познавательными. Понятие об эмоциях и чувствах. Различия между эмоциями и чувствами. Классификация и виды эмоций и чувств: низшие и высшие, простые и сложные, положительные и отрицательные, стенические и астенические. Чувственный тон, аффект, страсть, стресс, фрустрация, настроение, их характеристика. Классификация эмоций В. Вундта, Б.И. Додонова. Чувства: конкретные и абстрактные, нравственные, интеллектуальные, эстетические, практические. Высшие чувства.

Роль эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: отражательная (сигнальная, функция оценки), побудительная, регулирующая, подкрепляющая, переключательная, следообразования, предвосхищения, синтезирующая, экспрессивная, компенсаторная, коммуникативная. Индивидуальность личности и своеобразие эмоций и чувств человека. Амбивалентность чувств. Проявление эмоций и чувств в художественном творчестве. Роль эмоций в регуляции взаимоотношений людей. Развитие эмоций и развитие личности.

Психологические теории эмоций. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина. В. Вундт о специфичности эмоциональных состояний. Психоаналитические теории эмоций. Когнитивные теории эмоций. Уровневая модель функционирования эмоций. Периферическая теория эмоций. Теория мимической обратной связи. Теория дифференциальных эмоций И. Изарда. Эволюционная теория эмоций. Информационная теория. Теория эмоций С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, В.К. Вилюнаса. Экспериментальные исследования выражения эмоций. Культурные различия в выражении эмоций.

Понятие о воли. Непроизвольные и произвольные движения, действия, поведение, их признаки. Воля и ее основные психологические признаки. Значение воли в жизни человека. Функции воли. Понятие о волевом действии, его виды. Структура произвольного и волевого поведения. Место воли в структуре личности. Волевые качества личности.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Физиологические основы воли. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов, интеллекта и мировоззрения в формировании волевых действий. Воля и нравственная регуляция поведения. Психологические механизмы волевой регуляции действий.

Мотивация. Понятие о мотивации. Виды мотивов. Основные мотивационные понятия: потребность, мотив, мотивация, цель. Место мотивации в структуре личности. Влияние мотивации на деятельность. Мотивация и фрустрация. Классификация потребностей: по происхождению (естественные и культурные); по предмету (материальные и духовные); по критерию времени актуализации (постоянные, устойчивые, циклические, ситуативные); по интенсивности субъективного переживания (сильные и слабые); по ориентации на процесс или на результат деятельности); классификация потребностей А. Маслоу, Дж. Гилфорда, Г. Мюррея, З. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма. Иерархическая организация мотивационной сферы личности. Классификация мотивов: актуальные и потенциальные, ведущие и второстепенные, смыслообразующие и мотивы-стимулы, предметные, функциональные и нормативные мотивы, обобщенные и конкретные, осознаваемые и неосознаваемые. Мотивация потребительского поведения, мотивация самоутверждения, мотивация достижения успехов и избегания неудачи, мотивация беспомощного поведения, мотивация саморазвития, мотивация самореализации, мотивация свободы, мотив власти, альтруистическая мотивация. Аффилиация как мотивация поступков человека. Самооценка и уровень притязаний человека как мотивы его поступков. Тревожность и агрессивность как мотив поведения. Психологические теории мотивации.

 

 

Тема 6. Познавательные процессы: Перцептивные процессы, внимание.

Понятие об ощущениях, их виды и особенности. Общее представление об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека и познавательной деятельности. Физиологические основы ощущений. Понятие об анализаторе. Классификация видов ощущений: по модальности (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, кинестетические, равновесия и ускорения, болевые, вибрационные, тактильные, органические); по расположению рецепторов (интерорецептивные, проприорецептивные, экстерорецептивные); по способу воздействия раздражителя (контактные, дистантные).

Измерение и изменение ощущений. Психофизика как наука об измерении ощущений. Пороги ощущений: нижний абсолютный порог, верхний абсолютный порог, дифференциальный порог. Основной психофизический закон (закон Вебера-Фехнера). Количественные характеристики ощущений: интенсивность, длительность, пространственно-временная локализация. Изменение ощущений: адаптация, сенсибилизация, явления контраста и синестезии. Модальность, взаимодействие, компенсация ощущений.

Восприятие, его виды и свойства. Общее понятие восприятия. Основные отличия восприятия от ощущений. Физиологические основы восприятия. Свойства образа восприятия: предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность, избирательность. Закономерности восприятия: апперцепция, роль моторных компонентов, внимание и восприятие. Восприятие пространства (восприятие формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления); восприятие времени и движения. Основные принципы группировки стимулов в зрительном поле: близости, непрерывности, сходства, замыкания, простоты (прегнантности), выделение фигуры из фона. Зрительные иллюзии.

Определение и свойства внимания. Особенности внимания как психического процесса. Внимание и сознание. Физиологические основы внимания. Основные свойства внимания человека: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, объем, интенсивность, концентрация, распределение и способы их изучения.

Функции и виды внимания. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в других познавательных процессах: в восприятии, памяти, мышлении и речи. Участие внимания в практической деятельности людей и в общении. Виды внимания человека: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Психологические теории внимания. Понятие внимания в работах В. Вундта, Э. Титченера, В. Джеймса. Модели внимания в когнитивной психологии. Внимание как высшая психическая функция по Л.С. Выготскому. Внимание как функция умственного контроля по П.Я. Гальперину.

Общая характеристика памяти человека. Понятие о памяти. Память как общий компонент всех психических процессов. Особенности памяти как познавательного психического процесса. Значение памяти в жизни человека, его обучении, воспитании, деятельности и общении. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение (узнавание, собственно воспроизведение, припоминание) и их основные характеристики.

 

 

Тема 7. Познавательные процессы: Мнемические процессы. Воображение.

Виды памяти, их особенности. Множественность видов памяти человека. Необходимость всех видов памяти для нормальной жизни развития человека. Общие основания-критерии для классификации видов памяти. Виды памяти по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая); по времени запоминания (мгновенная, кратковременная, долговременная, оперативная), процедурная и декларативная, семантическая эпизодическая и автобиографическая память; по степени произвольности (непроизвольная, произвольная); по степени осмысления материала (механическая, смысловая); по критерию доступности воспоминания (эксплицитная, имплицитная).

Теории и законы памяти. Основные психологические теории памяти: ассоциативная теория памяти, гештальттеория памяти, психоаналитическая теория памяти, деятельностно-смысловая теория памяти, информационно-кибернетическая теория памяти, понятие о развитии памяти в рамках культурно-исторического подхода.

Основные законы и закономерности памяти. «Эффект края» («позиционный эффект); «кривая забывания»; закон накопления и распределения повторений (закон Йоста); «эффект фон Ресторф»; закон связи памяти с эмоциями и мотивацией; связь памяти с мышлением, речью, воображением; «эффект Б.В. Зейгарник»; явление реминисценции; явление проактивного и ретроактивного торможения.

Индивидуальные различия памяти. Индивидуальность памяти каждого человека. Количественные и качественные характеристики индивидуальных различий памяти. Индивидуальные различия в объеме кратковременной памяти, в процессах запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания. Индивидуальные различия в видах памяти, связанных с работой разных органов чувств.

Понятие о воображении, его виды и функции. Понятие воображения. Отличие воображения от восприятия, памяти, мышления. Взаимосвязь воображения с органическими процессами. Виды воображения: активное (продуктивное и репродуктивное), пассивное (преднамеренное и непреднамеренное), воссоздающее и творческое. Особенности каждого вида воображения. Сновидения, галлюцинации, мечты, фантазии, грезы как разновидности воображения. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: творческое отображение окружающей действительности, активизация мыслительных процессов, произвольная регуляция когнитивных процессов, управление эмоционально-потребностными состояниями, программирование поведения, психотерапевтическая функция воображения, психодиагностическая функция воображения. Приемы создания образов воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация.

Воображение и творчество Связь творчества с воображением человека. Проявление воображения человека в различных видах творчества: художественном, научном, техническом и других. Продукты творческой фантазии человека как отображение его личности. Понятие креативности.

 

 

Тема 8. Познавательные процессы: Интеллектуальные процессы. Речь.

Определение мышления и его виды. Понятие о мышлении. Отличия мышления от других познавательных процессов. Мышление как опосредованное и обобщенное отражение действительности. Виды мышления человека: теоретическое и практическое; наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; репродуктивное и продуктивное; критическое и творческое; дискурсивное и интуитивное; теоретическое и эмпирическое; вербальное и наглядное; интуитивное и рациональное; аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое мышление. Необходимость и значение каждого вида мышления в жизни человека. Понятие интеллекта. Теории интеллекта. Мыслительные операции. Формы мышления: определение понятий, суждений, умозаключений. Индукция и дедукция как формы умозаключения. Индивидуальные различия мышления.

Теории мышления в психологии. Ассоциативная теория мышления. Понятие мышления в теории Ж. Пиаже. Бихевиористическая теория мышления (Дж. Уотсон, Б. Скиннер). Гештальттеория мышления (В. Келер, М. Вертгеймер). Когнитивные теории мышления. Взгляды на мышление С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина.

Мышление как процесс решения задач. Мыслительная задача. Классификация задач (О.К. Тихомиров). Проблемные ситуации, их виды. Этапы процесса мышления.

Общее понятие языка и речи. Определение языка и речи. Характеристики и различия языка и речи. Анатомо-физиологические механизмы речи. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность. Психологическая структура речи. Виды речи: устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя, внешняя. Соотношение внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Дискуссия Л.С. Выготского и Ж. Пиаже о происхождении, сущности и судьбе эгоцентрической речи в развитии мышления и речи детей. Функции речи: сигнификативная, обобщающая, коммуникативная (информационная, выразительная, волеизлиятельная), экспрессивная, кинетическая.

Соотношение мышления и речи. Значение слова как единицы мышления и речи. Различные корни мышления и речи. Генетически первичные формы общения у ребенка. Начальные формы развития мышления у детей. Соединение мышления и речи на определенном этапе онтогенеза. Понятие об эгоцентрической речи как промежуточной форме между внутренней и внешней речью и основном признаке начала соединения мышления и речи.

 

 

Тема 9. Деятельность

Понятие деятельности. Проблема деятельности в психологии. Определение деятельности. Основные характеристики деятельности: целенаправленность, общественно-исторический характер, плановость, систематичность, предметность, субъектность, инструментальность. Теории деятельности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Структура деятельности. Макроструктура деятельности: уровень особых видов деятельности; уровень действий; уровень операций; уровень психофизиологических функций. Основные компоненты индивидуальной деятельности. Мотивационно-личностный компонент деятельности (потребности, мотивы, цель, задача); понятие об операционально-технической стороне деятельности (действия, движения, операции, умения, навыки, привычки). Понятие внешней и внутренней деятельности, их соотношение. Понятие интериоризации, экстериоризации. Понятие ведущей деятельности. Характеристика основных видов деятельности человека: учение, общение, игра, труд. Понятие о познавательной деятельности. Этапы познания. Индивидуальный стиль деятельности личности.

 

Тема 10. Общение

Понятие и виды общения. Содержание, цели и средства общения. Общность и различия содержания, целей и средств общения у человека и животных. Виды общения, их дифференциация. Непосредственное и опосредованное общение. Биологическое, материальное, когнитивное и кондиционное общение. Деловое и личностное общение. Инструментальное и целевое общение. Вербальное и невербальное общение. Общение и деятельность как интеллектуально и личностно развивающие человека формы социальной активности, взаимно дополняющие друг друга.

Роль общения в психическом развитии человека. Необходимость общения с другими людьми. Роль общения для психического развития индивида. Значение различных видов общения.

Техника и приёмы общения. Понятие обратной связи и механизмы её действия. Коммуникативные способности. Развитие общения. Становление и использование речи как средства общения. Совершенствование содержания, целей и средств общения по мере интеллектуального и личностного роста человека.

 

.

Планы семинарских занятий

 

Занятие 1

Психология как наука. Предмет, объект, задачи психологии. История психологии

 

Вопросы

 

1. Предмет и задачи психологической науки. Система явлений, изучаемых в современной психологии.

2. Место психологии в системе наук. Психология и педагогика. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.

3. Строение современной отечественной психологии.

4. Мозг и психика.

5. Сознание, его происхождение и развитие.

6. Проблема бессознательного в психологии.

7. Исторический обзор развития психологического знания.

8. Современная зарубежная психология.

9. Современная отечественная психология.

 

Список литературы:

 

Основная литература: [1] - [10].

 

Дополнительная литература: [2] - [11].

 

Занятие 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных