Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Главные имена отечественного кинематографа

Главные имена отечественного кинематографа и лучшие российские фильмы за последние 100 лет

Ровно сто лет назад — 15 октября 1908 года — в Санкт-Петербурге состоялся публичный показ первого русского игрового фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница»). Сегодня невозможно представить мировое кино бе

{$partners_links}

… Наши лучшие фильмы за 100 лет Попробуем подвести первые итоги.

До 1907 года в «электротеатрах» России показывали только зарубежные фильмы. Но владельцы и прокатчики чувствовали, что зрителей будет больше, если в репертуаре появятся картины на местном материале. Так, осенью 1907 года зритель увидел документальные фильмы «Третья Государственная дума», «Смотр войскам в Высочайшем присутствии в Царском Селе», «Смотр войскам в Высочайшем присутствии перед Зимним Дворцом» и «Торжественная процессия крестного хода в Киеве 15 июля 1907 года». А лента «Донские казаки» вообще стала хитом сезона. Сеансы принесли хороший доход.

В дни празднования 80-летия Л.Н. Толстого кинематографист Александр Дранков выпустил в прокат документальный фильм, где главным героем стал великий писатель — его поездка из Ясной Поляны в Москву. А потом была снята экранизация популярной песни о Степане Разине «Из-за острова на стрежень…».

Назовем пионеров отечественного кинематографа поименно. Инициатор съемок, продюсер и по совместительству кинооператор Александр Дранков. Снимать помогал Николай Козловский. Сценарий написал Василий Гончаров. Руководил артистом Евгением Петровым-Краевским и массовкой из труппы Петербургского народного дома режиссер Владимир Ромашков. По заказу Дранкова была даже написана специальная музыка. Ее сочинил известный композитор Михаил Ипполитов-Иванов.

Нужно еще вспомнить полнометражную художественно-документальную ленту «Оборона Севастополя» (1911) режиссера Василия Гончарова, первую в России и одну из первых в мире полнометражных кинокартин. Фильм заканчивается особенно трогательными документальными съемками реальных ветеранов Крымской кампании. Так кинематограф впервые показал, что он может быть связующей нитью между пространством и временем.

Российское кино по праву гордится и Владиславом Старевичем, который в 1912 году стал снимать кукольные фильмы — первые в мире картины с объемной мультипликацией. Но главные открытия в киноязыке, признанные в мировом кинематографе, все же были сделаны в 1920-е годы. «Был пафос революции. Был пафос революционно-нового. Была ненависть к буржуазно-возделанному. И дьявольская гордость, и жажда „угробить“ буржуазию и на кинофронте» — так определял Сергей Эйзенштейн суть революционного кинематографа.

Российский кинематограф с самого начала был многонациональным. Например, Иван Перестиани снимал «Красных дьяволят» в Тбилиси, но до революции Иван Николаевич служил в качестве актера и режиссера во многих русских театрах — столичных и провинциальных. Он снялся в двух десятках картин в московской фирме Ханжонкова. Так какой же национальности «Красные дьяволята»? Фильм продержался в кинорепертуаре советской России в течение всего периода немого кино. А озвученный в годы Великой Отечественной войны снова появился на экранах и затем вернулся в 1960-е — в столь любимых народом римейках Эдмонда Кеосаяна.

Без черно-белого фильма 1930 года «Соль Сванетии» Михаил Калатозов (Калатозишвили) не снял бы потом в Москве «Летят журавли» или картину «Я — Куба» — фильм, обязательный для изучения в американских киношколах. Фильмы Фрунзе Довлатяна с Арменом Джигарханяном уже который год пересматривают и в Ереване, и в Москве. А Елена Соловей, например, получила в 1981 году одну из престижнейших актерских наград в Канне за работу в фильме «Факт» литовского режиссера Альгимантаса Грикявичюса. Примеров переплетения талантов в большой кинематографии большой страны — тысячи.

Наши лучшие бесплатные онлайн фильмы за 100 лет

по версии отдела культуры «Известий»

 

1. «Молодая гвардия». Сергей Герасимов, 1948. Название стало программным для всего послевоенного советского кинематографа. В фильме дебютировали или проходили режиссерскую практику около сорока студентов ВГИКа — в том числе Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Клара Лучко, Людмила Шагалова, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Татьяна Лиознова…

2. «Дом, в котором я живу». Лев Кулиджанов и Яков Сегель, 1957. Когда сегодня говорят, что двух часов экранного времени мало, чтобы дать развернуться трем героям и пяти второстепенным персонажам, хочется посоветовать сценаристам и режиссерам пересмотреть этот стоминутный кинороман, сагу о жизни нескольких московских семей в предвоенные и военные годы.

3. «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею»). Андрей Тарковский, 1966. Масштабное полотно о России, о месте художника во время исторических катаклизмов. Яркий дебют свердловского актера Анатолия Солоницына.

4. «Война и мир». Сергей Бондарчук, 1965-67. В массовых сценах снималось до 120 тысяч статистов. Фильм включен в сборник «Новая книга рекордов Гиннесса», а также получил «Золотой глобус» и «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева — по голосованию читателей журнала «Советский экран» — получили приз как лучшие актеры года.

5. «Служили два товарища». Евгений Карелов, 1968. Олег Янковский, Ролан Быков и Владимир Высоцкий сложили трагическую мозаику Гражданской войны.

6. «Офицеры». Владимир Роговой, 1971. История страны, показанная через судьбу офицера Трофимова (Георгий Юматов) и его семьи. Коронная реплика: «Есть такая профессия — Родину защищать». Сыгравший друга главного героя Василий Лановой был назван лучшим актером 1971 года.

7. «Иван Васильевич меняет профессию». Леонид Гайдай, 1973. Эксцентрическая комедия по мотивам пьесы Михаила Булгакова. Бессмертные образы, созданные Юрием Яковлевым, Александром Демьяненко, Владимиром Этушем, Леонидом Куравлевым, Натальей Крачковской, Михаилом Пуговкиным, десятки крылатых цитат и убедительная кинематографическая «машина времени».

8. «Афоня». Георгий Данелия, 1975. Лучшая роль Леонида Куравлева. Самый русский фильм замечательного грузинского режиссера, московского интеллигента, вступившегося за слесаря-сантехника…

9. «Ирония судьбы, или С легким паром!». Эльдар Рязанов, 1975. Фильм, строго говоря, телевизионный, однако не включить его в наш The best — преступление против истины.

10. «Двадцать дней без войны». Алексей Герман, 1976. Самый пронзительный монолог о войне в исполнении Алексея Петренко. Самый нежный любовный дуэт на фоне войны — Людмила Гурченко и Юрий Никулин.

11. «Москва слезам не верит». Владимир Меньшов, 1980. Приз Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Учебник жизни для русских девушек и женщин («В сорок лет жизнь только начинается»).

12. «Утомленные солнцем». Никита Михалков, 1994. Любовь и ревность, свет и тени, счастье и кошмар 1936 года. Гран-при фестиваля в Канне, «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», Государственная премия РФ, приз российской прессы за лучший фильм.

Главные имена отечественного кинематографа

1. Владимир Гардин — актер, режиссер, продюсер, организатор и первый руководитель Госкиношколы, открывшейся в Москве 1 сентября 1919 года. Впервые в мире будущие режиссеры, операторы, актеры, художники стали обучаться профессиональным навыкам. В 1930 году госкиношкола была преобразована в Государственный институт кинематографии (ВГИК).

2. Лев Кулешов написал первый в мире учебник по кинорежиссуре, экспериментировал с пространством посредством монтажа. «Первый кинематографист, который стал говорить об азбуке, организуя нечленораздельный материал, и занялся слогами, а не словами… Мы делаем картины — Кулешов сделал кинематографию» — так говорили его ученики, в том числе Всеволод Пудовкин.

3. Сергей Эйзенштейн — автор теории «монтажа аттракционов». Впечатляющие эпизоды и сцены должны выступать для зрителя «раздражителями» и работать на раскрытие революционной идеи произведения. Новаторский «Броненосец “Потемкин”» (1925) неизменно включается в мировые списки лучших фильмов, а эпизод с детской коляской на лестнице стал хрестоматийным.

4. Дзига Вертов предложил миру различные виды замедленной и ускоренной съемки, обратной съемки, мультипликации. Экспериментатор считал, что съемочный аппарат — «киноглаз» — более совершенен, чем глаз человеческий.

5. Всеволод Пудовкин вошел в историю кино как автор одного из наиболее удачных научно-популярных фильмов немого кинематографа — «Поведение человека» («Механика головного мозга»). Написал научные труды «Киносценарий», «Кинорежиссер и киноматериал», «Актер в фильме». Теоретические разработки советского режиссера признаны киноведами всех стран как основополагающие. Режиссер классической экранизации романа
Максима Горького «Мать» (1926).

6. Александр Довженко — поэт кинематографа. Главный мотив творчества — драматические отношения человека и природы. Его эксперименты в области внутрикадрового монтажа повлияли на развитие мирового поэтического кино.

7. Марк Донской снял трилогию по автобиографическим произведениям Максима Горького — «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) и «Мои университеты» (1940). Гармонично сочетал поэзию и бытописание, и именно за эти фильмы итальянские неореалисты почитали Донского как своего учителя.

8. Михаил Калатозов получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1958 года за фильм «Летят журавли», едва ли не самую легендарную картину в истории российского кинематографа.

9. Андрей Тарковский — режиссер, чьи фильмы в мире считаются воплощением таинственной русской души.

10. Никита Михалков — самый известный в мире российский кинорежиссер, обладатель двух «Золотых львов» Венецианского кинофестиваля и трехкратный номинант «Оскара». Получил «Оскара» за фильм «Утомленные солнцем» (1994).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Темы дипломных проектов, предложенные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга (ИОГВ), на 2015/2016 учебный год 1 страница | Соединительная ткань.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных