Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и сущность мышления




I. МЫШЛЕНИЕ

Мышлениесоциально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, носящий проблемный характер, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы.

Давайте рассмотрим представленное определение более детально:

1. Ощущение и восприятие ограничивают познание мира лишь чувственной, поверхностной картиной, внутренние же закономерности, сущность вещей при непосредственном отражении остаются скрытыми от нашего сознания, поскольку ни одна закономерность не может быть воспринята лишь органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет, в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты, устанавливая причинно-следственные зависимости, не лежащие на поверхности, недоступные чувственному познанию

Таким образом, под опосредованным отражением действительности понимается способность выносить суждения о свойствах и характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.

2. Чувственное познание дает человеку знание об отдельных, единичных свойствах предметов или явлений, но благодаря мышлению человек способен эти свойства обобщать, поэтому мышление – обобщенное отражение внешнего мира.

В самом общем виде суть обобщения заключается в отражении общего в предметах и явлениях реального мира, а также в применении обобщений к единичным предметам или явлениям. Объекты могут обобщаться как на основании одного признака, так и по множеству признаков. Так, например, когда мы с вами произносим слово «самолет», то объединяем в огромный класс множество крылатых летательных объектов, которые различаются между собой по форме, размеру, дальности полета, грузоподъемности, назначением и т.п. Основанием для их обобщения выступает наличие у летательного аппарата крыльев, двигателей, аппаратуры управления полетом, возможность многоразового использования по назначению.

3. Исключительно важная особенность мышления – это его неразрывная связь с речью. Мышление как процесс возможен благодаря речи, поскольку мышление – это обобщенное отражение действительности, а обобщить информацию можно только с помощью слова; в речи проявляются мысли человека и об особенностях мышления другого человека можно судить по его речи.

4. Мышление связано с практической деятельностью. Практика является источником мышления: «Ничего не может быть в уме, если до этого не было во внешней практической деятельности» (А.Н. Леонтьев). Кроме этого практика является критерием истинности, правильности мышления.

5. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности. Процесс мышления наиболее ярко проявляется тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую нужно решить. Проблемная ситуация – это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в результате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно, появляется необходимость использования определённых умственных операций, в процессе которых происходит преобразование имеющейся информации, что приводит к разрешению возникшей проблемной ситуации.

6. Кроме того, мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-исторической практики. Даже задачи, которые человек ставит перед своим мышлением, порождаются общественными условиями, в которых он живет. Таким образом, мышление человека имеет общественную природу (А.Н. Леонтьев). Известны факты, когда реальные дети-Маугли так и не достигали нормального уровня развития мышления, свойственного их сверстникам, именно из-за продолжительной отстраненности от социального окружения.

Итак, мышление – это психический познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных признаков и закономерностей окружающей действительности.

ü мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы;

ü через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением;

ü в ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных