Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Символическая форма искусства.
I. Идея
1. Для понимания того, что такое «художественная форма» по Гегелю, нужно отчетливо понимать, что такое 1. идея, 2. идея прекрасного и 3. какова ее модификация для формы (отношение к чувственности)[1]. 2. а) Идея не есть абстракция, не есть общее представление и не есть продукт субъективной деятельности. б) Идея не есть и понятие. Хотя понятие реально, но в нем мы не подчеркиваем реальности самой. Идея есть понятие + его реальность. Но это еще не есть чувственная реальность. Это – реальность в разуме, в духе и потому нечто видимое, фигурное, «спекулятивное». [Напр., число точек вообще и – фигурное]. в) Несколько иначе: идея есть тождество субъекта и объекта. Понятие как субъект, понимающее. Понятие как объект, понимаемое. Понятие как абсолютная идея. Ленин: «Замечательно, что вся глава об абсолютной идее... почти не содержит специфически идеализма, а главным своим предметом имеет диалектический метод... И еще одно: в этом самом идеалистическом произведении Гегеля всего меньше идеализма, всего больше материализма. «Противоречиво», но факт!» Эту абсолютную идею можно понять как жизнь или как личность. Гегель и сам говорит, что идея, содержа в себе отрицание, есть обязательно процесс. 3. Что такое прекрасное, искусство, художество? а) Это есть идея, т.е. тождество субъекта и объекта. б) Данное в восприятии, оно есть искусство; в представлении – религия, в мышлении – философия. в) Яснее: субъект-объектное тождество как объект = искусство как субъект = религия как таковое: философия (диалектический метод).
II. Форма
1. Что же теперь нужно сделать с идеей прекрасного, чтобы перейти к художественной форме? а) Художественная форма есть способ выявления идеи в чувственности, тип чувственного оформления идеи, форма воплощения идеи. Форма, Form, Gestalt, Bild. [2] б) Однако, этот способ, в сущности говоря, всегда одинаков, – абсолютная адеквация. Поэтому, различие способов есть не что иное, как различие самой идеи, различие ее собственных ступеней, проявляющихся в чувственности.
III. Три формы
1. Символическая художественная форма. Идея остается неопределенной, обладает плохой, неистинной определенностью; она – абстрактна, и потому облик – случаен. «Абстрактная идея имеет свой облик вне себя». Она чужда облику. Абстрактная определенность (напр., лев – символ силы). Вещи берутся как они есть, но над ними загадочное их значение. 2. Классическая художественная форма. Идея целиком внедряется в облик, в форму, в образ, и тем исчезает противостояние того и другого в символической форме. Однако, это соответствие не должно быть формальным (иначе всякий портрет с натуры будет уже классическим). Надо, чтобы форма была живой и духовной как сама идея. Но это – особого рода духовность. Т.к. тут полное, субстанциальное совпадение идеи и материи, то идея должна лишиться значения абсолютного духа, а материя должна лишиться хаоса и случайности конечного. Отсюда: 1.совершенное тело человека, 2. беспечная веселость, 3. холодность, 4. грусть (судьба). 3. Романтическая художественная форма. Недостаточность классической художественной формы приводит к новому разрыву идеи и образа. а) В символической художественной форме значение, идея есть, но – неизвестно, какое. б) В классической художественной форме идея есть и она известна, но известна она только в своем тождестве с материей, а материя не есть сознание. Поэтому идея тут дана только «в себе», «непоследовательно». в) В романтической художественной форме идея есть и она известна, но известна она как самосознающая, т.е. как дух, как личность, «свободная конкретная духовность», «самостоятельная внутренняя жизнь». А ввиду этого нового разрыва идеи с образом, чувственность получает полную свободу. Ей свойственно все, вплоть до уродства.
Символическая форма искусства.
В символе мы должны сразу же различить две сторны: 1. смысл — представление или предмет; 2 — выражение этого смысла — чувственное существование или какой-нибудь образ.
1. символ как знак.
Символ — некий знак, в котором произвольно соединяются значение и его выражение. Напр. Цвета на кокардах или флагах. В цвете нет качества, которое было бы общим с его значением. В искусстве мы не должны рассматривать символ таким образом. т. к. суть искусства в родственности и взаимопроникновении смысла и образа.
2. частичное совпадение между образом и смыслом.
Иначе со знаком, который должен быть символом. Например лев -символ великодушия, круг- символ вечности.
3. Частичное несовпадение между образом и смыслом.
Символ не может быть совсем не равен по внешним формальным признакам своему значениею как знак. Но он не должен быть полностью соразмерным с ним. Лев не только силен, лисица не только хитра. Символический образ богаче того качества, которое он когда-то означал. Поэтому символ двусмысленнен. Если мы видим льва, то возникает вопрос, представляет ли его образ самого себя илиу него еще какое-то другое абстрактное содержание. В мифологии символы двусмысленны. Например, чтобы понимать индийские образы и создания нужно от их созерцания идти к их смыслу. Однако всякую мифологию и искусство надо понимать символически? Мы должны идти от того, что поверхностная форма обладает внутренним содержанием, которое не является самой этой личностью и субъективностью.
4. Деление символического искусства.
Надо точно установить пограничные пункты в пределах которых совершается ее развитие.
- Бессознательная символика.
Первоначальный символ проистекает их религиозного миросозерцания. Когда символическую форму в ее непосредственном виде еще не установили как голый образ и сравнение, ее еще не знают.
- символ возвышенного. К нему относится пантеистическое искусство (индийская поэзия, магометанская поэзия, христианская мистика), искусство возвышенного (когда искусство делает Бога основным отношением как своего содержания, так и своей формы).
- Сознательная символика сравнивающей формы искусства. Здесь внутренняя сущность, как смысл содержания смысла сознательно связывается с природой внешних явлений, из-за найденных между ними сходств. Например: басня,притча, пословица, иносказание и метаморфозы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|