Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика и назначение упражнений художественной гимнастики




Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей орга­низма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразитель­ным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позво­ляет применять их в занятиях с группами различного возраста и подготовленности. От других видов упражнений они отличаются целостностью, динамичностью и танцевальным характером ис­полнения.

Целостность упражнений характеризуется одновременностью выполнения основного и дополнительных движений, отсутстви­ем остановок и фиксаций промежуточных положений в упражне­ниях и соединениях и предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Примером целостных упражне­ний служат «волна» и волнообразные движения, взмахи.

Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями скорости, тем­па, ритма, амплитуды, направления и силы движений.

Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тес­ной связи с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям различный характер и разную эмоциональ­ную окраску. При этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последова­тельности (циклично).

Целостность, динамичность, танцевальный характер выполне­ния упражнений тесно взаимосвязаны.

К средствам художественной гимнастики относятся: строевые, общеразвивающие, акробатические и прикладные упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и с предметами (мячом, скакалкой, лентой, обручем, булавами), специальные упражнения на согласование движений с музыкаль­ным сопровождением.

Эти средства предоставляют большие возможности для разно­стороннего воздействия на занимающихся: повышение у них функ­циональных возможностей организма, обогащение знаниями в области художественной гимнастики и смежных с ней практичес­ких и теоретических дисциплин, двигательным опытом, развитие координации движений, быстроты и точности двигательных ре­акций, гибкости, прыгучести, выносливости к мышечной рабо-


те, видов и свойств внимания, памяти на движения, чувства рит­ма, музыкального слуха, воспитание эстетических, нравственных и других личностных свойств, формирование правильной, краси-Бой осанки, легкой походки, грациозности, изящества движений.

К элементам художественной гимнастики относятся разновид­ности шагов и бега, пружинные движения, «волны» и волнообраз­ные движения, махи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев, упражнения с предметами.

Разновидностями шагов и бега являются следующие движения.

Мягкий шаг. Он выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе.

Высокий шаг выполняется с подниманием согнутой ноги (бед­ро и голень образуют прямой угол).

Острый шаг выполняется резко, отрывисто, из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед, стопа другой ноги — на носок.

Широкий шаг выполняется выпадом вперед с разноименным движением рук.

Перекатный шаг выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу, одновременно с этим сгибая и затем разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую вперед-книзу. Движение повторяется с другой ноги.

Пружинный шаг выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично.

Бег. Многие разновидности бега являются аналогами ходьбы и сохраняют соответствующие названия (высокий бег, острый бег, широкий бег и т.д.). Бег, в отличие от ходьбы, имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Движения рук при выпол­нении ходьбы и бега могут быть различными.

Пружинные движения характеризуются одновременным сгиба­нием во всех суставах и последующим их разгибанием. Они выпол­няются равномерно, непрерывно, упруго, с большим мышечным напряжением и различной скоростью. Пружинные движения мо­гут быть одновременные, поочередные и попеременные. Разно-

видностями пружинных движений могут быть: пружинные движения руками — сги­бание и разгибание рук из различных ис­ходных положений в различные конечные положения (рис. 254); пружинные движе­ния ногами — из стойки на носках одно­временно или попеременно; туловищем из круглого приседа на всей стопе или на носках; целостно — выполняется с равно-Мерным напряжением сгибанием тулови­ща, рук и ног.

 

«Волны» и волнообразные движения ха­рактеризуются последовательным сгибани-


 

ем и разгибанием суставов. «Волны» выполняются руками, туло­вищем, целостно, равномерно без излишнего мышечного напря­жения. «Волна» руками выполняется из исходного положения руки в стороны, соединяя лопатки, последовательно согнуть руки во всех суставах, разводя лопатки, последовательно разогнуть руки во всех суставах. «Волна» туловищем характеризуется последова­тельным протеканием гребня «волны» в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника. Она может выполняться в упоре стоя на коленях, в седе на пятках, в стойке на носках и т.д. Ис­ходным положением для целостной «волны» является круглый полуприсед. При этом последовательно выводятся вперед колен­ный, тазобедренный суставы, поясничный и грудной отделы по­звоночника, круг руками вперед-книзу выполняется равномерно.

Махи выполняются руками, ногами и туловищем. Маховые дви­жения туловищем связаны с наклонами вперед, в сторону, назад и с поворотами. Махи руками и ногами выполняются в основных и промежуточных плоскостях, в различных направлениях, по дуге и кругу, одноименно, разноименно, поочередно и последова­тельно.

Взмахи выполняются руками, туловищем (вперед и в сторону) и всем телом (вперед, в сторону и с поворотом). Для взмахов ха­рактерен начальный толчок и продолжение движения по инер­ции в других звеньях тела. При взмахе последовательность движе­ний такая же, как и при «волне», но скорость неравномерная — максимальная в начале и затухающая к концу.

Равновесия подразделяются на статические и динамические. Ста­тические равновесия делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные равновесия выполняются с вертикальным положе­нием туловища, с различными положениями свободной ноги и рук. Горизонтальные равновесия выполняются с горизонтальным положением туловища и разделяются на переднее (туловище на­клонено вперед), заднее (туловище наклонено назад), боковое (туловище — в сторону). Сложность равновесия зависит от вели­чины опоры, положения туловища и свободной ноги.

Динамические равновесия — это равновесия с изменением положения туловища и свободной ноги.

Повороты делятся на повороты на двух ногах и одной. Поворо­ты на двух ногах — переступанием, скрестно на 180°, 360° и т.д.; на одной — одноименные и разноименные.

Одноименные повороты выполняются на правой ноге в пра­вую сторону, на левой ноге — в левую. Разноименные повороты выполняются на правой ноге в левую сторону, на левой — в пра­вую, с различными положениями свободной ноги, туловища, рук-Сложность поворотов зависит от количества градусов, на которое выполняется поворот, от положения свободной ноги и туловиша в момент поворота.


Прыжки в художественной гимнастике делятся на прыжки тол­чком двух ног и одной.

Прыжки толчком двух ног: выпрямившись (рис. 255), согнув ноги назад, касаясь, «разножка» продольно и поперек и т.д.

Прыжки выпрямившись выполняются на месте, с продвижени­ем вперед, назад, в сторону, с поворотами на 90°, 180°, 360°; при выполнении прыжка согнув ноги назад прогнуться и слегка со­гнуть ноги так, чтобы между туловищем и бедрами не было угла; при выполнении «разножки» ноги в полете максимально разведе­ны, приземление на обе ноги.

К прыжкам толчком одной относятся: скачок, открытый, за­крытый-открытый, шагом, перекидной и т.д.

Скачок выполняется аналогично высокому шагу, но с подско­ком (рис. 256).

Открытый прыжок выполняется шагом одной вперед, другая назад, руки в стороны.

Закрытый-открытый прыжок начинают шагом левой, правую согнуть вперед, прыжок, руки дугами книзу-вперед, плечи и го­лова слегка опущены. Затем выполняется шаг правой с последую­щим прыжком на ней, левую назад, руки дугами книзу в сторо­ны, прогнуться (рис. 257).

Прыжок шагом выполняется толчком одной ноги с приземле­нием на другую. В фазе полета одна нога вперед, другая назад, рука противоположна маховой ноге (рис. 258).

Перекидной прыжок выполняется шагом левой с последующим прыжком на ней, правой энергичный мах вперед с подъемом рук Дугами вперед-вверх. В фазе полета после маха правой ногой быст­рый поворот налево на 180° с последующей сменой ног сзади и приземлением на правую ногу (рис. 259).

К элементам бальных танцев относятся галоп, полька, вальс и др.

Шаг галопа. Музыкальный размер \. Выполняется вперед, в сто­рону, реже назад, в быстром темпе, легко и изящно. Начинается отведением ноги вперед или в сторону, шагом на всю стопу, пры-


 

жок вверх, соединяя ноги в полете. В момент приземления на одну ногу, другая скользит по полу, повторяя шаг галопа в том же направлении. Подводящим упражнением к шагу галопа является приставной шаг.

Шаг польки. Музыкальный размер \. Выполняется вперед, на­зад, в сторону с поворотом. Полька вперед начинается с неболь­шого подскока на левой, правую вперед-книзу («и»), шаг правой вперед (1), приставить левую к правой небольшим прыжком («и»), шаг правой (2). Повторить движение с другой ноги, легко и изящ­но. Шаг польки в сторону можно выполнять с поворотами кру­гом, поворот производится на подскоке в начале движения на счет «и». Подводящим упражнением к шагу польки является пере­менный шаг.

Шаг вальса. Музыкальный размер \. Начинается из стойки на носках, состоит из трех шагов: 1 — перекатный шаг правой впе­ред, 2 — шаг левой на носок, постепенно разгибая колено, 3 — шаг правой на носок. Все шаги одинаковые по длине, выполня­ются ритмично на каждую долю такта. Техника выполнения валь­сового шага назад аналогична технике вальса вперед. Шаг вальса в сторону начинается из стойки на носках, 1 — перекатный шаг правой в сторону, 2 — шаг левой на носок скрестно за правую, 3 — приставить правую в исходное положение. Движение повто­ряется в другую сторону.

К элементам народных танцев относятся русский поперемен­ный, припадание, веревочка, па-де-баск, ковырялочка, шаг с притопом и т.д.

Русский попеременный шаг. Музыкальный размер \, \. Исходное положение — стойка, руки на пояс. Выполняется по счетам: сч. 1 — шаг правой с носка, сч. «и» — шаг левой с носка, сч. 2 — шаг правой с носка, сч. «и» — пауза, на следующий такт повторить движение с другой ноги. Русский тройной является разновиднос­тью русского попеременного шага. Исходное положение то же. Сч. I — шаг правой с носка, сч. 2 — шаг левой с носка, сч. 3 — шаг


правой, спружинивая, левую вперед-книзу, скользя стопой по полу, сч. 4 — выпрямить правую ногу.

Припадание. Музыкальный размер \. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция. Сч. «и» — левую ногу в сторону-книзу, слегка поднимаясь на носок правой, сч. 1 — небольшой шаг левой в сто­рону с носка, сгибая колено, правую приподнять от пола, сч. «и» — встать на носок правой за левой, выпрямляя ее, левую в сторону-книзу, сч. 2 — повторить движение сч. 1. Движение повторяется с нового такта.

Ковырялочка. Музыкальный размер \. Ковырялочка часто вы­полняется в сочетании с тройным прыжком. Исходное положе­ние — стойка, руки на пояс. Сч. 1 — небольшой подскок на левой, правую в сторону на носок, пятка кверху, колено согнуто, сч. 2 — небольшой подскок на левой, правую на пятку (на то же место), нога прямая, сч. 3—4 — тройной притоп.

Па-де-баск. Музыкальный размер \. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция, руки на пояс. Сч. «и» — небольшой прыжок толчком левой, правую дугой вперед, сч. 1 — призем­литься на правую, левая согнута вперед, колено наружу, сч. «и» — тройной притоп в небольшом полуприседе, то же в 3-й позиции, левая впереди. На следующий такт движение начинается с другой ноги в другую сторону.

Веревочка. Музыкальный размер 2. Исходное положение — 3-я тан­цевальная позиция. Сч. «и» — согнуть правую (колено наружу), одновременно подскок на левой, сч. 1 — правую на носок скрест­но на левой, сч. «и» — 2 — повторить движение с другой ноги.

Шаг с притопом. Музыкальный размер \. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция, колени слегка согнуты, руки на пояс. Сч. 1 — небольшой шаг правой на всю стопу, пружиня, сч. «и» — скользящий удар о пол левой пяткой около правой.

Упражнения с предметами. В процессе овладения упражнения­ми с предметами занимающиеся приобретают разнообразный дви­гательный опыт, совершенствуют умение управлять движениями рук и особенно кистей/Такое умение имеет большое значение не только для достижения высокого мастерства в художественной гимнастике, но и для овладения многими профессиональными умениями и навыками. Кроме того, при выполнении упражне­ний с предметами создаются благоприятные условия для совер­шенствования функций зрительного, кожного и двигательного анализаторов.

Упражнения со скакалкой являются эффективным сред­ством развития прыгучести, выносливости, быстроты и ловкости. Прыжки со скакалкой способствуют развитию и укреплению сер­дечно-сосудистой системы. Музыкальное сопровождение при вы­полнении упражнений со скакалкой благоприятно сказывается на Развитии выносливости, так как создаваемый эмоциональный фон


заметно понижает ощущение усталости и помогает занимающим­ся выполнять интенсивные и продолжительные упражнения. Для упражнений со скакалкой подбирается музыка жизнерадостного, веселого характера. Наиболее удобными являются музыкальные произведения размером \ (галоп, полька) и народные плясовые мелодии.

Скакалка выбирается в соответствии с ростом занимающихся. Для этого нужно встать на середину скакалки (ноги вместе) и натянуть ее. Она будет соответствовать росту, если ее концы дохо­дят до подмышечных впадин.

Упражнения со скакалкой — это прыжки, махи и круги, пере­воды, броски.

Прыжки выполняются с вращением скакалки вперед, назад и в боковой плоскости, с одиночными и двойными вращениями, с промежуточным прыжком (междускоком), через сложенную ска­калку. Скакалку можно вращать просто и «петлей». Формы прыж­ков могут быть самыми разнообразными: на двух, на одной, дру­гая вперед, назад, с ноги на ногу и др. Прыжки через скакалку выполняются на носках с мягким приземлением, носки и колени в полете вытянуты. Высота прыжка должна быть такой, какая не­обходима для того, чтобы можно было перепрыгнуть через нее.

Махи и круги скакалкой можно выполнять одной или двумя руками в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. Круги бывают малые (выполняются только кистью), средние (выполня­ются предплечьем), большие (выполняются всей рукой от плеча). При выполнении этих движений недопустимо «сломанное» поло­жение скакалки. Махи и круги используются для активного отды­ха после прыжков и для смены положения плоскостей.

Переводы скакалки позволяют изменять направление движения предмета, разнообразить упражнения, служат для отдыха после прыжковых упражнений. Они выполняются вперед или назад пе­ремахом или круговым движением руки над головой («петлей»).

При выполнении махов, кругов и переводов нельзя нарушать целостность скакалки, она не должна ломаться, касаться пола и тела занимающегося.

Упражнения с мячом являются отличным средством для развития ловкости, быстроты и точности двигательных реакций. Они требуют от занимающихся внимания и точного соразмерения движений в пространстве и во времени. Упражнения с мячом — броски и ловля, отбивы, перекаты, круги и выкруты.

Броски и ловля мяча выполняются одной или двумя руками в различных плоскостях. Броскам предшествует пружинное движе­ние ногами с последующим выпрямлением тела и рук вверх. В мо­мент ловли мяча для смягчения удара его о ладонь рука слегка опускается, как бы продолжая движение с мячом вниз, стараясь погасить его скорость.


Отбивы выполняются одной или двумя руками, вертикально вниз или под углом, нажимом руки на мяч. Отбивать можно не­прерывно или с ловлей после каждого отбива мяча.

Перекаты мяча выполняются по полу или по отдельным звень­ям тела. Подскоки мяча при перекатах являются ошибкой.

Круги и выкруты мячом выполняются внутрь или наружу в го­ризонтальной и вертикальной плоскостях. При этих движениях используется центробежная сила: в кругообразных движениях, при выполнении которых рука остается с внешней стороны, центро­бежная сила прижимает мяч к руке. Такие упражнения выполня­ются без захвата мяча пальцами. На начальном этапе обучения все группы упражнений с мячом выполняются в сочетании с пру­жинными движениями ног стоя на месте.

Упражнения с обручем — это повороты, вращения, махи и круги, перекаты, прыжки в обруч и через него, броски и ловля.

Повороты обруча выполняются двумя руками в лицевой, боко­вой и горизонтальной плоскостях с различными движениями ту­ловища и ног.

Вращения обруча осуществляются в лицевой, боковой и гори­зонтальной плоскостях слегка согнутой в локтевом суставе рукой. При этом обруч находится между большим и указательным паль­цами, кисть вертикальна, большой палец обращен вверх, для того чтобы обруч не соскальзывал на предплечье. Вращение произво­дится только на кисти, независимо от положения руки (вперед, в сторону, вверх). Нарушение плоскости при вращении является ошибкой.

Махи и круги обручем выполняются по дуге, по кругу, восьмер­кой в различных плоскостях; подразделяются на малые (выполня­ются движением кисти прямой руки), средние (сгибанием руки в локтевом суставе), большие (выполняются ненапряженной рукой от плеча).

Перекаты обручем могут быть выполнены по полу в боковой и лицевой плоскостях и по различным звеньям тела без нарушения направления движения.и плоскости обруча.

Прыжки в обруч и через него характеризуются сложной коорди­нацией движений. Выполняются в качающийся обруч в передне-заднем, боковом направлениях; обруч вращают как скакалку. При выполнении прыжка в качающийся обруч кисть с обручем при­жата к туловищу на уровне пояса. После прыжка из обруча — пря­мая рука с обручем вперед (в сторону) параллельна полу. Прыжок в обруч, вращая его назад, выполняется в момент опускания его к пяткам. Прыжки в обруч и из него, через него выполняются лег­ко, с мягким приземлением.

Броски и ловля обруча — сложные движения, выполняемые в наклонном, вертикальном и горизонтальном положениях, двумя Или одной рукой. Чтобы обруч сохранил правильное положение в


 




полете, необходимо придать ему нужное направление в исходном положении.

Начинать обучение броскам следует с бросков двумя руками. Броски двумя руками выполняются в наклонной плоскости (впе­ред-кверху), в горизонтальной плоскости (хватом обруча сбоку снизу), в вертикальной плоскости (хват обруча снизу). Броски со­провождаются пружинным движением ног.

Броски одной рукой выполняются в боковой и лицевой плос­костях, после маха или с вращения. Ловля также может осуществ­ляться хватом или во вращение. Сложность выполнения бросков будет зависеть от исходного положения, ловли и дополнительных движений во время полета обруча.

Упражнения с лен т ой способствуют развитию подвиж­ности в суставах и силы мышц плечевого пояса и рук, тонкой и сложной мышечной координации, связанной с умением выпол­нять сильные, широкие движения туловищем и рукой, а также мелкие, быстрые движения только рукой. Упражнения с лентой характеризуются слитностью, динамичностью и пластичностью движений. Основа техники движений с лентой заключается в не­прерывном поддержании инерции полета ленты при последова­тельном выполнении различных рисунков. Движения с лентой, выполняемые в сочетании с разнообразными движениями т,ела (прыжками, бегом, равновесиями и т.д.), оказывают значитель­ное физиологическое воздействие на организм в целом.

Упражнения с лентой делятся на махи и круги, восьмерки, змейки, спирали, броски.

В начале изучения упражнений с лентой необходимо освоить хват палочки. Ее держат свободно тремя пальцами — большим, указательным и средним. Конец палочки слегка упирается в ла­донь у основания большого пальца. Хват должен быть ненапря­женным, чтобы можно было легко, без значительных усилий вы­нуть палочку из руки.

Махи и круги в зависимости от величины радиуса вращения ленты могут быть большими, средними и малыми. При выполне­нии больших махов и кругов палочка и кисть составляют прямую линию. Махи и круги выполняются в лицевой, боковой и гори­зонтальной плоскостях по часовой и против часовой стрелки.

Восьмерки, как и махи, делятся на малые, средние и большие, выполняются последовательными поворотами кисти или всей руки внутрь или наружу. Восьмерки подразделяются на вертикальные и горизонтальные и выполняются в трех основных и промежуточ­ных плоскостях, по полу и по воздуху.

Махи, круги и восьмерки лентой при их изучении на месте сопровождаются пружинными движениями ног.

Змейки бывают вертикальные (зубцы ленты вертикально полу) и горизонтальные (зубцы горизонтально полу), выполняются по


полу и по воздуху. Змейки выполняются только движением кисти, при слегка согнутом локте: либо ее сгибанием и разгибанием (вер­тикальная змейка), либо отведением и приведением (горизонталь­ная змейка). Змейки выполняются быстро, но с полной амплиту­дой, хват палочки свободный. Зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми по высоте. Обучение начинается с движений по полу. рисунок змейки не должен изменяться из-за соприкосновения ее с полом. При движении змейки по воздуху повышается частота дви­жений кистью. Основными ошибками исполнения являются вялый рисунок, змейка с большими и широкими зубцами.

Спирали выполняются круговыми движениями предплечья и кистью, локоть свободно согнут. Витки спирали должны быть оди­наковыми по величине и располагаться близко один к другому. Спирали бывают вертикальными и горизонтальными (соответ­ственно витки вертикально полу или горизонтально), направле­ние движения определяется по часовой стрелке или против нее. При выполнении вертикальной спирали палочку держат парал­лельно полу, при выполнении горизонтальной — палочка обра­щена вверх или вниз. Возможные ошибки — нарушение формы витков и их наклонное положение.

Броски лентой относятся к сложным движениям, поэтому в условиях школы они могут применяться только на секционных занятиях. На уроке по физической культуре они не используются из-за сложности движений и методического неудобства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных