Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Составление комплексов упражнений




При подборе упражнений для выполнения в комплексе учиты­ваются возрастные особенности, состояние здоровья и физичес­кая подготовленность занимающихся.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста подбираются простые, образные упражнения. Исполь­зуются основные движения руками, ногами, головой и туловищем. При выполнении поворотов и наклонов руки рекомендуется дер­жать в исходном положении — на пояс, к плечам, за голову, что дает возможность зрительно контролировать основные движения.

В этих возрастных группах силовые упражнения выполняются при фиксированном положении рук и ног, например: прогиба­ние назад, лежа на животе, руки к плечам, ладонями вперед.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста нравятся упражнения танцевального характера, бег с различным движени­ем рук, доступные прыжки, основные акробатические элементы. Здесь используются ритмические и народные танцы, пляски, имитирующие движения из различных видов спорта и трудовой деятельности («рубка дров», «стирка» и др.).

При подборе музыки более подходящим является песенный материал, мелодии и ритмы, четко воспринимаемые на слух, танцевальная музыка.

При составлении комплексов упражнений для школьников средней возрастной группы используются всевозможные движения руками, ногами, туловищем, головой и их сочетания.

При подборе танцевальных упражнений, помимо народных танцев, применяются элементы современных и ритмических


танцев, а также упражнения художественной гимнастики, хорео­графии и других нетрадиционных видов гимнастики. Беговые и прыжковые упражнения сочетаются с движениями руками, нога­ми и головой.

Помимо песенного материала используются современные рит­мы, мелодии народных и национальных танцев, музыка герои­ческого характера. Музыкальное сопровождение применяется с четким ритмическим рисунком.

Для старшеклассников комплексы упражнений состав­ляются с учетом их двигательных возможностей. Гимнастические упражнения сочетаются с такими добавочными движениями го­ловой, руками, ногами и туловищем, которые украшают движе­ние в стиле современных бальных или ритмических танцев. Прыж­ковые и беговые упражнения тоже выполняются в танцевальной форме.

При подборе музыкального сопровождения педагог ориенти­руется на современные ритмы, популярные песни, танцевальные мелодии как отечественных, так и зарубежных композиторов.

При составлении комплекса упражнений для школьников лю­бой возрастной группы прежде всего определяют его направлен­ность, например, на развитие двигательных способностей: мы­шечной силы, гибкости, быстроты двигательных действий, коор­динации движений. Через развитие двигательных способностей добиваются повышения функциональных возможностей организ­ма, общей физической подготовленности, развития психических и личностных свойств занимающихся. Специальное внимание уде­ляется танцевальному характеру движений, красоте, грациозно­сти и элегантности их исполнения, воспитанию эстетического чув­ства и нравственных качеств у занимающихся.

Для детей лучше всего составлять комплексы упражнений, об­разующие отдельную композицию. При составлении таких комп­лексов можно придерживаться следующего плана:

1. Определить задачу композиции.

2. Подобрать музыку.

3. Прослушать музыку несколько раз.

4. Определить характер музыкального произведения.

5. Определить структуру музыкального произведения — части, периоды, предложения, такты; обозначить их схематично.

6. Просчитать все части музыкального произведения и нанести счет на его структурную схему.

7. Выделить части музыкального произведения с основной ме­лодией (например, куплеты и припев).

8. Подобрать основные движения для составления упражнения соответственно характеру музыкального произведения и его струк­турным особенностям.

9. Приступить к постановке упражнения под музыку.


 




10. Апробировать составленное упражнение на небольшой группе школьников, внести необходимые поправки. Упражнение можно включить в общий комплекс упражнений, где допускается не­сколько таких композиций.

Другим примером составления комплекса упражнений может служить построение его по частям. Части комплекса состоят из серий упражнений, включающих, в свою очередь, цепочки уп­ражнений. Серии чаще всего различают по внешней форме (в по­ложении стоя; низкие исходные положения: упоры, сидя, лежа; беговая серия; танцевальная серия и др.).

При составлении такого комплекса упражнений необходимо:

1. Составить общую схему комплекса упражнений.

2. Определить число серий, их содержание и задачи.

3. Определить число и направленность упражнений в каждой серии.

4. Подобрать упражнения для каждой серии и приступить к их постановке.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части комплекса упражнений — в соответствии с частями урока. Комплекс упражнений может быть различной продолжительно­сти: от 15 до 20 мин для дошкольников и 45 — 60 мин для более старшего возраста. Продолжительность подготовительной части составляет 5—10% от общего времени занятий, основной — 80 — 85%, заключительной — 5 — 15%.

В подготовительную часть 45-минутного ком­плекса можно включить следующие серии:

1. Серия упражнений в положении стоя, где не требуется боль­шая амплитуда движений:

сгибание и разгибание, приведение и отведение пальцев

рук;

сгибание и разгибание, круговое движение в лучезапястном

суставе;

сгибание и разгибание, круговое движение в локтевом суставе;

поднимание и опускание плеч, выведение их вперед, назад, сгибание и разгибание и круговое движение в плечевых суставах;

наклоны и повороты головы в различных направлениях, кру­говое движение головой;

выведение верхней части туловища вперед-назад, вправо-вле­во, небольшие повороты, сгибание и прогибание туловища;

выведение таза вперед-назад, вправо-влево, повороты, круго­вое движение таза.

Все упражнения этой серии можно выполнить с различными движениями ног: подъемы на носки, полуприседы, выставление ноги на носок и пятку, сгибание ее вперед-назад, а также при движениях на шагах, пружинных движениях ногами, танцевальных шагах.


2. Беговая серия, состоящая из упражнений бегового и прыж­кового характера: бег на месте, в различных направлениях, под­скоки на двух и одной ноге, прыжки с ноги на ногу, шаг с под­скоком и др.

После беговой серии всегда выполняются упражнения в глубо­ком дыхании и на расслабление.

Если позволяет площадка и количество занимающихся рит­мической гимнастикой, серии упражнений подготовительной части урока можно выполнить, передвигаясь в обход за направ­ляющим различными видами ходьбы, бега, прыжков, танцеваль­ных шагов.

Основная часть комплекса упражнений может состоять из пяти серий:

1. Упражнения в положении стоя, выполняемые по большой
амплитуде:

рывковые и круговые движения руками; наклоны, повороты и круговые движения туловищем; полуприседы, приседы и выпады; комбинированные упражнения (из этой серии).

2. Упражнения в низких исходных положениях (упорах, сидя, лежа), в том числе типа шейпинга, направленные на развитие силы различных мышечных групп.

3. Беговые или танцевальные упражнения прыжкового харак­тера.

4. Упражнения для развития подвижности в суставах, эластич­ности мышц типа стретчинга (растягивание мышц и удержание позы в этом положении).

5. Танцевально-беговые упражнения.

В заключительной части комплекса упражнений проводятся:

1. Упражнения в глубоком дыхании и на расслабление.

2. Упражнения для развития плавности, мягкости и волнооб­разного характера движений.

3. Ходьба, танцевальные шаги в спокойном темпе.
Возможны и другие варианты составления комплекса упраж­
нений.

Музыкальное сопровождение к такому комплексу можно по­добрать уже после его составления, но для этого необходимо, чтобы темп и ритм музыки и движений совпадали, новая цепочка дви­жений приходилась бы на новую музыкальную фразу, а серия Упражнений начиналась бы с другой музыкальной темы.

Хорошо изучив схему построения комплекса упражнений, лег­ко импровизировать те или иные цепи упражнений. Способ­ность импровизировать упражнения, сохраняя общую направ­ленность комплекса, — показатель высокой квалификации учи­теля.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных