ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностьюОриентация детей на занятия гимнастикой со спортивной направленностью представляет собой систему научно обоснованных рекомендаций, советов педагога в целесообразности занятий этим видом спорта. При ориентации учитываются: устойчивость интереса ребенка к занятиям гимнастикой, его склонности, способности, условия жизни в семье, школьная успеваемость, обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности, необходимые для успешного овладения этим видом спорта. В формировании осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой большое значение имеет убеждение детей в пользе занятий для здоровья, для обогащения опытом — двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, — необходимым для будущей успешной трудовой деятельности. При спортивной ориентации ребенка родителям и педагогам приходится учитывать и такие факторы, как удаленность спортивной базы от места жительства, ее состояние, условия для занятий, состав педагогов-тренеров и др. Ориентация школьников на занятия спортивной гимнастикой включает в себя просвещение и консультацию в области этого вида спорта. Просвещение — это обогащение детей разносторонними знаниями в области гимнастики, чтобы они более осознанно и активно относились к спортивным занятиям. Консультация представляет собой научно обоснованные и проверенные на практике ответы на вопросы лиц, обратившихся за консультацией, или совет в целесообразности выбора гимнастики для спортивных занятий. Консультация носит индивидуальный характер. При консультировании педагог прежде всего должен узнать, чем вызван интерес консультируемого лица к гимнастике: чувственными, эмоциональными побуждениями или осознанным отношением. Для этого надо обязательно побеседовать с родителями ребенка, обратившегося к педагогу за советом, узнать их отношение к его решению заниматься спортивной гимнастикой, поинтересоваться, какова их собственная роль в формировании такого выбора. В беседе уточняются зарождение и устойчивость интереса, склонностей и способностей их ребенка к занятиям гимнастикой. Спортивный отбор — это выявление лиц, наиболее одаренных для занятий спортивной гимнастикой. Достижение высоких спортивных результатов на уровне современных требований в гимнастике доступно не каждому ребенку, желающему заниматься этим видом спорта. Выдающиеся гимнасты, как правило, еще с детства отличались от своих сверстников двигательной активностью, стремлением к соперничеству в различных видах физических упражнений, в проявлении способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, трудолюбием, дисциплинированностью, самоорганизованностью. Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, интересы детей к спортивной гимнастике, официально занятия разрешены с 7-летнего возраста. К этому возрастному периоду в достаточной мере созревают функции органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства, необходимые для осознанного овладения движениями. Одаренные дети проходят путь от новичка до мастера спорта за 5 —7 лет. Сведения о мотивах, интересах, склонностях к занятиям гимнастикой педагог-тренер может получить в беседе с учениками и их родителями. В беседе с учеником можно задать следующие вопросы: 1. Почему для спортивных занятий ты избрал именно гимнастику, какую пользу для себя хочешь извлечь из спортивных занятий: укрепить здоровье, стать более сильным, выносливым, ловким, добиться звания мастера спорта, стать чемпионом? 2. Знаешь ли ты, какие требования к тебе будут предъявлены условиями спортивных занятий? Соответствуют ли твои способности на сегодня предъявляемым требованиям? (Ученик может не знать о требованиях, которые ему будут предъявлены в ходе спортивных занятий. Тогда о них надо будет рассказать в доходчивой форме.) 3. Занятия спортом потребуют много сил и времени, хватит ли В беседе с родителями можно получить сведения об ученике, задавая следующие вопросы: 1. Каково ваше отношение к намерениям сына (дочери) серьезно заняться гимнастикой как видом спорта? 2. Каковы бытовые условия у вас дома и ваши возможности помогать ребенку в школьной учебе и в спортивных занятиях? 3. Сколько времени ваш ребенок тратит на выполнение домашних заданий? Какие предметы даются ему лучше, а какие хуже? Какова его физическая и умственная работоспособность? Насколько он целеустремлен и настойчив в достижении поставленных перед ним целей или целей, которые ставит перед собой сам? Ваше мнение о возможностях вашего ребенка успешно сочетать учебу в школе и занятия спортом? Школьная успеваемость определяется по итоговым оценкам и по заключениям учителей (главным образом, классного руководителя) о том, какими усилиями со стороны ученика она достигается с учетом уровня его обучаемости и воспитуемости.
Уровень знаний, двигательных умений и навыков в области гимнастики оценивает учитель физической культуры. Состояние здоровья определяется на основании результатов медицинских обследований школьным врачом или заключения врачебно-спортивного диспансера. Для педагога-тренера представляет интерес соответствие строения тела ученика и функциональных возможностей его организма требованиям гимнастики, а также противопоказания для занятий этим видом спорта. О способностях ученика к занятиям спортивной гимнастикой можно судить по уровню общей специальной физической подготовленности, по развитию двигательных и психических способностей, личностных свойств, которые более всего необходимы в этом виде спорта. Важно знать податливость этих способностей к развитию. Учитывается активность ученика на уроках по физической культуре и его интерес к спортивным занятиям. Такие сведения можно получить у учителя физической культуры. Его прогноз спортивной успешности имеет важное значение в определении спортивной пригодности ученика. По каждому из перечисленных выше видов отбора могут быть выставлены оценки: вполне соответствует требованиям гимнастики — «5», соответствует — «4», скорее всего соответствует (есть некоторые недостатки) — «3», не соответствует — «2». Ребенок по своим способностям и возможностям в их совокупном проявлении вполне соответствует требованиям гимнастики, если сумма набранных баллов по всем видам отбора будет в пределах от 23 до 25; соответствует — 18 — 22 балла; соответствует с ограничениями — 15 — 18 баллов и не соответствует — ниже 15 баллов. При вынесении окончательного заключения о пригодности и непригодности к занятиям гимнастикой со спортивной направленностью основное внимание обращается на здоровье и способности. Они должны вполне соответствовать требованиям гимнастики. Отбор для занятий спортивной гимнастикой представляет собой очень сложный и длительный процесс. Условно его разделяют на три этапа. Первый этап включает в себя начальный и основной виды отбора. Начальный отбор имеет целью установление общей пригодности ребенка к занятиям гимнастикой. Она определяется по результатам оценок по всем пяти видам отбора. При начальном отборе оценивают склонности, способности, интересы, здоровье, особенности строения тела, школьную успеваемость, отношение родителей к увлечению ребенка гимнастикой, итоги беседы с самим учеником. На основании полученных данных делают предварительное заключение о пригодности ученика к занятиям спортивной гимнастикой. Результаты изучения в этот период используются главным образом для осуществления индивидуального и личностного подхода в учебно-тренировочном процессе, для возбуж- дения у ученика более активного и осознанного отношения к спортивным занятиям и развития воли. При основном виде отбора из числа занимающихся выделяются лица, наиболее успешно усваивающие программный материал начальной специализированной подготовки. Уточняются склонности, способности, интересы и их устойчивость, отношение к занятиям и другие индивидуальные особенности личности ученика. В ходе занятий более глубоко и разносторонне изучаются спортивные способности, взаимосвязи между ними, возможно-' сти компенсации недостаточно развитых способностей за счет более развитых, за счет дополнительных усилий самого гимнаста и методического мастерства педагога-тренера. Второй этап предусматривает более детальное изучение юного гимнаста и прогнозирование его возможности справиться с программой углубленной спортивной подготовки, достичь высших спортивных результатов. Наряду с этим выявляются лица, не перспективные в данном виде спорта. Третий этап отбора направлен на выявление спортсменов, достойных включения в сборную команду для участия в ответственных соревнованиях. Это делается на основе обобщения результатов углубленного изучения личности гимнаста, его способностей, физической (общей и специальной) подготовленности, наличия технической, тактической, теоретической, психологической готовности достойно защитить спортивную честь города, области, республики, Российской Федерации на соревнованиях, вплоть до международных. Большое значение придается психическим и личностным свойствам спортсменов. Обобщение всех имеющихся данных о гимнасте позволяет с большой долей объективности предугадывать возможный спортивный результат каждого члена команды. При отборе лиц для занятий спортивной гимнастикой в расчет принимаются только объективные данные о наиболее значимых для гимнастики свойствах (способностях) личности и изучаются они объективными методами как в статике, так и в динамике. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|