Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Программа психологической профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля




Для успешного осуществления профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля необходимо создать программу, которая позволит поэтапно спланировать и разнообразить профилактическую деятельность.

Нами было проведено исследование, и на его основе составлена программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля.

Цель программы – профилактика эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля

Задачи программы:

1. Проинформировать сотрудников психиатрической клиники о предмете программы (эмоциональное выгорание)

2. Снизить уровень переживания психотравмирующих обстоятельств и стресса

3. Повысить целенаправленность, осознанность жизненного процесса и ценностной ориентации

4. Расширить репертуар поведенческих стратегий в различных критических ситуациях, выработать способность контроля собственных эмоций

5. Повысить сплоченность коллектива и открытости каждого сотрудника.

6. Развить умение дифференцировать служебную сферу деятельности, семейную и др.

Форма работы

Основными формами работы являются тренинги и индивидуальные беседы. Проведение упражнений требует свободной аудитории, где можно разместить всех участников и предоставить им оборудование.

Условия реализации

Программа должна проводиться один раз в год. Психолог может выбрать из представленного перечня лекций и упражнений наиболее необходимые на его взгляд, сочетая минимум по два упражнения из каждого блока. Лекции могут проводиться как вводная часть к каждому тренингу.

Программа имеет пять основных блоков: информационный, эмоциональный, регуляторный, личностно-смысловой, поведенческий.

Информационный блок включает предоставление информации об эмоциональном выгорании, его симптомах и причинах; природе эмоций; стрессе и психотравмирующих ситуациях.

Эмоциональный блок содержит ряд упражнений, способствующих снятию тревоги, переживания психотравмирующих ситуаций, эмоциональных и двигательных зажимов, повышению эмоциональной устойчивости, устранению склонности к негативным аффектам, пересмотру состояния тревожности.

Регуляторный блок направлен на рефлексию, анализ поведения и отношений, а также на определение собственных ресурсов и методов саморегуляции.

Личностно-смысловой блок. Выполнение упражнений из этого блока помогает повысить уровень осознанности и определить личностную направленность, а также направлен на принятие себя и анализ своего прошлого, настоящего и будущего.

Поведенческий блок включает упражнения по преодолению страха в конфликтных ситуациях, развитие умения сдерживать чувства, преодоления страха в конфликтной ситуации, успокоению в критической ситуации, обретению силы для принятия важного решения, настройке на выполнении неприятных действий.

Блок организации отдыха и творческой деятельности. Данный блок тесно связан с регуляторным, но имеет собственную направленность – определение того, какой способ отдыха подходит каждому участнику, его организация.

Специалист, применяющий данную программу имеет возможность комбинировать различные упражнения для достижения большего результата.

 

 

Содержание программы профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля

Информационный блок
Задачи Содержание блока Упражнения и техники
Сформировать представление о синдроме эмоционального выгорания, его причинах, симптомах и последствиях.   Беседы и лекции на тему эмоционального выгорания, природе эмоций, стрессоустойчивости и стрессе. 1. Лекция на тему «Эмоциональное выгорание. Причины, течение и симптомы» 2. Лекция на тему «Эмоции, свойства и проявление» 3. Лекция на тему «Стресс и стрессоустойчивость»
Эмоциональный блок
Задачи Содержание блока Упражнения и техники
Снятие эмоционального напряжения, стабилизация эмоционального состояния, пересмотр взгляда на трудности. Упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения и снятия психологических зажимов. 1. Упражнение «Словесный натюрморт» 2. Упражнение «Вода, земля, огонь и воздух» 3. Упражнение «Свой темный угол» 4. Упражнение «Тревожная скульптура» 5. Упражнение «Синие вещи» 6. Упражнение «Кольцо огня» 7. Упражнение «Выбрасываем злобу»  
Регуляторный блок
Задачи Содержание блока Упражнения и техники
Анализ поведения и отношений, а также определение собственных ресурсов и методов саморегуляции. Упражнения, направленные на повышения навыков саморегуляции. 1. Упражнение «Плюс-минус чувство» 2. Упражнение «Ассоциированные состояния» 3. Упражнение «Планирование будущего» 4. Упражнение «Поиск выгоды» 5. Упражнение «Анализ моментов, на которых мы теряем время» 6. Упражнение «Мешочки гнева» 7. Упражнение «Да, нет»  
Личностно-смысловой блок
Задачи Содержание блока Упражнения и техники
Повышение уровня осознанности и определение личностной направленности, а также принятие себя и анализ своего прошлого, настоящего и будущего, самоанализ. Упражнения, направленные на определение своих ценностей, путей их применения и повышение осознанности. 1. Упражнение «Прошлое, Настоящее, Будущее» 2. Упражнение «Принятие себя» 3. Упражнение «Самоанализ» 4. Упражнение «Потоки сознания» 5. Упражнение «Отношения»  
Поведенческий блок
Задачи Содержание блока Упражнения и техники
Выработка коммуникативных навыков, умения успокаиваться в критических и стрессовых ситуациях, умения брать себя в руки и принимать нестандартные решения. Упражнения, направленные на развитие коммуникативных и некоторых когнитивных навыков.   1. Упражнение «Преувеличение или полное изменение поведения» 2. Упражнение «Застольная беседа» 3. Упражнение «Обмен местами» 4. Упражнение «Выдуманные истории» 5. Упражнение «Цель-Средство-Результат-Пустое» 6. Упражнение «Цепочка ассоциаций» 7. Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни»  
Блок организации отдыха и творческой деятельности
Задачи Содержание блока Упражнения и техники
Определение того, какой способ отдыха подходит каждому участнику, его организация. Упражнения, направленные на выработку ответственного отношения к отдыху, его системности и разделению «дома» и «работы» 1.Техника самоменеджмента «Уроки» 2. Упражнение «Стратегии самопомощи» 3. Упражнение «Обещание самому себе» 4. Упражнение «Оценка личного плана работы по предупреждению профессионального выгорания» 5. Упражнение «Жертва и ответственность» 6. Упражнение «Жизненное пространство» 7. Упражнение «Свой путь»

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

В данной главе мы привели результаты исследований в виде процентного и статистического анализа, а также обозначили основные положения программы психологической профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля.

На нейродинамическом уровне распределение свойств нервной системы носит относительно ровный характер. Существенная разница в показателях можно проследить по свойствам процесса торможения: у специалистов психиатрического профиля торможение проявляется сильнее. Показатели преобладания второй сигнальной системы у группы психиатрического профиля значительно превышают показатели группы общего профиля.

Анализ результатов по методике СЖО (личностный уровень) показывает большую разницу в результатах по показателям: цели в жизни, локус контроля – Я и локус контроля – жизнь. Выше средних значений по этим свойствам имеют значительно больше испытуемых специалистов психиатрического профиля. Результаты полученных данных по эмоциональному выгорания показал, что в качестве сложившихся симптомов показатели выше у группы общего профиля. Результаты распределены относительно равномерно.

Социально-психологический уровень исследовался с помощью мето-дики К. Роджерса. Чаще всего значения выше нормы наблюдаются у респондентов в группе сотрудников психиатрической клиники, значения норма больше характерны для группы ОП.

Статистический анализ подтвердил полученные данные. Однако статистически значимые различия были обнаружены только по шести показателям личностного и социально-психологического уровня. Исходя из статистического сравнительного анализа, мы можем сделать вывод о том, что схожие условия труда и, соответственно, требования к нервной системе различаются довольно слабо. Таким образом, созданная нами программа будет иметь востребованность и высокую результативность среди сотрудников медицинского учреждения и психиатрического и общего профиля.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоциональной и физической истощенности, личностной отстраненности, профессиональной деформации и часто психосоматических нарушений, причиной которых в первую очередь выступает неблагоприятные факторы профессионального труда. Эмоциональному выгоранию подвержены специалисты, чья деятельность подразумевает частое и интенсивное взаимодействие с людьми (образование, медицина, юриспруденция и т.д.).

Выделяется ряд факторов эмоционального выгорания: организационные, внешние, интерперсональные. К индивидуальным условиям относятся: свойства нервной системы, локус контроля, уровень самооценки и притязаний. Ученые выяснили, что синдром формируется в результате влияние всех факторов в совокупности.

Причинами, согласно разным подходам, могут выступать личностное нарциссическое расстройство, отсутствия смысла жизни или профессиональной деятельности, несоответствие желаемого и настоящего.

Существует три фазы эмоционального выгорания (В. В. Бойко). 1. Фаза «Напряжение» - психическое напряжение одновременно и показатель и начальный этап в развитии синдрома выгорания. Напряжению свойственна динамичность, причиной этому является стабильность и увеличение психотравмирующих ситуаций. К этой фазе относятся первые четыре симптома выгорания. 2. Фаза «Резистенция» - характеризуется нарастанием напряжения и активацией защитных механизмов. К данной фазе относятся вторые четыре симптома. 3. Фаза «Истощение» - последняя фаза выгорания, которой свойственны падение жизненного тонуса, слабостью нервной системы, предельным напряжением эмоциональной защиты (наиболее выраженный симптом). К фазе относятся последние четыре симптома.

В качестве профессионально важных качеств сотрудников медициского учреждения психиатрического профиля выделяются индивидуальные способности, характер, темперамент и иные личностные качества, имеющие большое значение для организации эффективной профессиональной деятельности.

К условиям психологического сопровождения сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля можно отнести следующее: 1. Просветительная работа о сущности и последствиях профессиональной деформации; 2. Создание комнат «психологической разгрузки» в лечебных учреждениях для медперсонала; 3. Организация работы клинического психолога; 4. Создание благоприятного психологического климата в коллективе; 5. Организация наставничества; 6. Учет мнения сотрудников при выборе предпочтительного коллеги; 7. Психологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем; 8. Проведение групповых методов работы – тренингов, антистрессовых программ; 9. Посильное решение жилищно-бытовых вопросов; 10. Активный отдых, санаторно-курортное лечение; 11. Постоянная внутренняя работа медицинского работника над собой, переосмысление поведения, рефлексия эмоциональных состояний.

Теоретическая модель психологического сопровождения включает три блока – целевой, содержательный и технологический. Целевой блок содержит цель и принципы сопровождения, содержательный заключает в себе диагностическое, просветительское и профилактическое направления. В технологическом блоке обозначен инструментарий для осуществления сопровождения.

На нейродинамическом уровне распределение свойств нервной системы носит относительно ровный характер. Существенная разница в показателях можно проследить по свойствам процесса торможения: у специалистов психиатрического профиля торможение проявляется сильнее. Показатели преобладания второй сигнальной системы у группы психиатрического профиля значительно превышают показатели группы общего профиля.

Анализ результатов по методике СЖО (личностный уровень) показывает большую разницу в результатах по показателям: цели в жизни, локус контроля – Я и локус контроля – жизнь. Выше средних значений по этим свойствам имеют значительно больше испытуемых специалистов психиатрического профиля. Результаты полученных данных по эмоциональному выгорания показал, что в качестве сложившихся симптомов показатели выше у группы общего профиля. Результаты распределены относительно равномерно.

Социально-психологический уровень исследовался с помощью методики К. Роджерса. Чаще всего значения выше нормы наблюдаются у респондентов в группе сотрудников психиатрической клиники, значения норма больше характерны для группы ОП.

Статистический анализ подтвердил полученные данные. Однако статистически значимые различия были обнаружены только по шести показателям личностного и социально-психологического уровня. Исходя из статистического сравнительного анализа, мы можем сделать вывод о том, что схожие условия труда и, соответственно, требования к нервной системе различаются довольно слабо. Таким образом, созданная нами программа будет иметь востребованность и высокую результативность среди сотрудников медицинского учреждения и психиатрического и общего профиля.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных