ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ключевым понятием для продуктивного подхода к проблеме соотношения христианства и русской художественной литературы является православная традиция.МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Питирима Сорокина» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка и литературы
Допустить к защите: зав. кафедрой филологического образования Немирова Н. В. «______»________________2015 г.
Выпускная квалификационная работа Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» В свете русской духовно-православной традиции
Исполнитель: студентка VI курса ОЗО, группы 3601 Кругова Людмила Владимировна
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Истомина Татьяна Болеславовна
Сыктывкар, 2015 г. Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Своеобразие мировидения Ф. М. Достоевского……………………....6 § 1. Ф. М. Достоевский в 40-е годы…………………………………………..6 § 2. Философия мира и человека Ф. М. Достоевского в 50-80 годы………13 Глава II. Тексты Священного Писания в структуре романа «Братья Карамазовы»……………………………………………………………………..28 § 1. История создания романа………………………………………………..28 § 2. Функции библейского текста в романе «Братья Карамазовы»……….34 § 3. Книга Иова как сюжетообразующий центр романа……………………47 Глава III. Путь к истине героев романа Ф. М. Достоевского…………………53 § 1. Истина старца Зосимы………………………………………………….53 § 2. Судьба Ивана Карамазова……………………………………………...61 § 3. «Преображение» Дмитрия Карамазова………………………………..71 § 4. Алёша Карамазов как созидатель братства…………………………...76 Заключение………………………………………………………………………84 Список использованной литературы…………………………………………...85
Введение Ключевым понятием для продуктивного подхода к проблеме соотношения христианства и русской художественной литературы является православная традиция. Эта традиция соприродна культуре русского народа и включает в себя православные церковные представления, а также широкий круг образуемых вокруг них, как духовного ядра нации, других культурных ярусов. Такими являются, например, духовные стихи, пословицы, поговорки и другие явления культурной жизни народа, отнюдь не «оппозиционные» православию, но по-своему «адаптирующие» догматы церкви к народному сознанию и, тем самым, структурирующие это сознание. Православно-христианская традиция составила и составляет духовный подтекст русской литературы. «Духовная традиция в русской литературе, - считает И. А. Есаулов, - это осмысление в художественном творчестве христианской сущности человека и христианской картины мира, имеющая трансисторический характер.»[1] Сама по себе традиция – это присутствие в произведении культурной памяти, укорененной в глубинной духовном опыте народа. Формы ее присутствия могут быть весьма различны, однако между художественным языком и православной культурой существует тесная связь, выявление которой, на наш взгляд, совершенно необходима для адекватного описания русской литературы. Большинство русских писателей как раз и являются носителями русской духовной культуры, выразившими в своем творчестве как раз тот характер, который сформировало «греческое вероисповедание» согласно известному убеждению А. С. Пушкина. К таким писателям, бесспорно, относится Федор Михайлович Достоевский. Осмысление творчества Ф. М. Достоевского в свете православия имеет долгую историю. Впервые эта проблема была поднята в трудах русских религиозных философов и богословов конца 19 – начала 20 веков, таких, как: В. Соловьев, Н. Бердяев, Н. Лосский, Г. Флоровский, К. Мочульский, В. Розанов и др. Они впервые подняли вопрос о функции текстов Священного Писания в последнем романе Достоевского «Братья Карамазовы». Их исследования многое дают для понимания особенностей мировоззрения позднего Достоевского, его религиозных и этических поисков, отразившихся в полной мере в его последнем романе. Однако структурные элементы романа в свете библейской традиции затронуты в них косвенным образом. В дальнейшем вопросы присутствия православной традиции в текстах великого писателя в советском литературоведении долгое время не могли быть рассмотрены в силу известных исторических условий. Некоторые попытки вновь вернуться к этой проблеме наблюдались в отечественной науке лишь с конца 60-х годов. Достаточно назвать В. Ветловскую, Г. Померанца, Г. Щенникова. Авторы этих монографий исследуют лишь отдельные, соотносимые с библейскими и житийными текстами, сюжеты, мотивы и образы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|