ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Алексей Карамазов как созидатель братстваАлеша Карамазов — главный герой романа. Его роль достаточно откровенно определена в предисловии: «это пожалуй и деятель, но деятель неопределенный, невыяснившийся», «это человек странный, даже чудак», но «не только чудак», «не всегда» частность и обособление, а напротив бывает так, что он–то пожалуй и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи — все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались» (14; 18). В романе Достоевский вернулся к идее создания образа положительно прекрасного человека. Герой романа не случайно назван Алексеем. Так он наречен в честь любимого русским народом святого — Алексея, человека Божия. Свет его имени, по мысли В. Захарова, проявляется в характере героя, в его отношениях с другими героями романа. Устами одного из героев автор дает Алексею Карамазову такую замечательную характеристику: «Петр Александрович Миусов, человек насчет денег и буржуазной честности весьма щекотливый, раз, впоследствии, приглядевшись к Алексею, произнес о нем следующий афоризм: «Вот может-быть единственный человек в мире, которого оставьте вы вдруг одного и без денег на площади незнакомого в миллион жителей города, и он ни за чтò не погибнет и не умрет с голоду и холоду, потому что его мигом накормят, мигом пристроят, а если не пристроят, то он сам мигом пристроится и это не будет стоить ему никаких усилий и никакого унижения, а пристроившему ника кой тягости, а даже может-быть напротив почтут за удовольствие» (14; 35). Вызывает удивление тот факт, что «религиозно просветленная душа Алеши Карамазова развилась не в здоровой нравственной среде, а в случайной обстановке семьи Карамазовых».[77] Роль Алексея Карамазова в романе, безусловно, самостоятельна, но в идейном плане он — ученик старца Зосимы; жизненная программа «раннего человеколюбца» Алеши исполняет его завет «деятельной любви». Перу Алексея Карамазова принадлежит одна из трех глав книги «Русский инок» — извлечение «Из бесед и поучений старца Зосимы», это и его духовный опыт.[78] Ф. Тарасов пишет, что Алешу Карамазова разные персонажи в романе называют «тихим», «чистым», «целомудренным», «стыдливым», «маленьким человеком», «херувимом», «ангелом». Многие смеются над ним как над «чудаком» и «юродивым», посылают его по своим делам и поручениям, которые он выполняет безотказно. В отличие от брата Ивана, Алеша не помнит нанесенных ему обид, не страдает самолюбием, безразличен к своим и чужим деньгам. Отсутствие эгоистической гордости и меркантильной заинтересованности создает в нем психологическую предпосылку для нелицемерного внимания к другому лицу. Он верно схватывает особенности субъективного характера окружающих, прекрасно чувствует происходящее в их душах. Дар неформального, сокровенного понимания людей естественно соединен в Алеше, как и в князе Мышкине, с даром нравственного влияния на них и со способностью «возбуждать к себе особенную любовь». Все это не обостряет, а, напротив, смягчает их природный эгоцентризм и способствует проявлению добрых сторон души. Благотворное воздействие сердечно-понимающего отношения к людям ослабляет агрессивность Груши, собиравшуюся было «съесть» Алешу. Ярким тому подтверждением может служить глава «Луковка», которую писатель считал очень важной для целостного понимания романа и в которой Алеша подал Груше «одну самую малую луковку, только, только!», то есть увидел в ней не просто женщину, предмет вожделения и страсти, но и личность, измученного человека, нуждающегося в искреннем сострадании. «Не знаю я, не ведаю, что он мне такое сказал, - объясняет Груша Ракитину воздействие «луковки», - сердцу сказалось, сердце он мне перевернул... Пожалел он меня первый, единый, вот что!» И обращаясь затем к Алеше: «Я всю жизнь такого, как ты, ждала... Верила, что и меня кто-то полюбит, гадкую, не за один только срам!» (14; 323). Следует подчеркнуть, что с этого момента Груша находит в себе силы, чтобы остановить самолюбивые претензии, порвать с прошлым и начать вместе с Митей в любви и страдании новую жизнь. Сходное влияние оказывает Алеша и на своего неисправимого отца, в чьей душе зашевелилось что-то доброе при общении с беззлобным, открытым и доверчивым сыном-«херувимом». Исцеляющую силу в брате прозревает и Иван Карамазов, соблазнивший брата безысходной логикой своих рассудочных теорий, всегда злобно усмехавшийся, а однажды вдруг раскрывшийся при встрече с ним с «радостной», «детской» стороны. «Братишка ты мой, не тебя я хочу развратить и сдвинуть с твоего устоя, я, может быть, себя хотел бы исцелить тобою, - улыбнулся вдруг Иван, совсем как маленький кроткий мальчик. Никогда еще Алеша не видел у него такой улыбки» (14; 215). Исцеляющую силу личности Алеши испытывает на себе и Митя, сравнивая его «сердце» с «умом» Ивана: «Ты у меня все. Я хоть и говорю, что Иван над нами высший, но ты у меня херувим. Только твое решение решит. Может, ты-то и есть высший человек, а не Иван» (15; 34). Отдавая должное уму и знаниям среднего брата, Митя тем не менее предпочитает сердце и мудрость младшего и непосредственным чутьем понимает, где лежит спасительный исход из противоречивых метаний его широкой натуры, готовой одновременно устремлять взор к небу и лететь «вверх пятами» в преисподнюю.[79] Достоевский, по мнению Бердяева, верит в искупающую и возрождающую силу страдания. Поэтому жизнь есть «искупление вины через страдание», а свобода связана с искуплением. Свобода привела человека на путь зла. Зло было испытанием свободы. Зло же должно привести к искуплению, которое «восстанавливает свободу человека». Христос-Искупитель и есть свобода. Достоевский во всех своих романах проводит человека через этот духовный процесс, через свободу, зло и искупление.[80] Алексей Карамазов проходит этот «духовный процесс». «Юный человеколюбец» сталкивается с атеистом, «ученым братом». «Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить... Полюбить прежде логики - и тогда, только я и смысл пойму», - говорит он Ивану (14; 126). В отличие от Ивана Алеша приемлет мир Божий по вере своей, Иван в Бога не верит (или принимает его с убийственной насмешливостью, что одно и то же) и, прежде чем полюбить мир, хочет понять его смысл. Безбожному разуму противопоставляется любовь. «Pro и contra» входит в самую душу Алеши, становится его искушением и победой над искушением. Умирает старец; ученик ждал прославления учителя, но вместо этого присутствует при его бесславии - от гроба почившего исходит «тлетворный дух», «соблазн» охватывает и монахов, и богомольцев; «соблазняется и «твердый в вере» Алеша»,[81] - писал К. Мочульский. Алексей Карамазов восстает на Провидение, требует от него «справедливости», его «бунт» - отзвук бунта Ивана. Но «не чудес ему нужно было, - объясняет автор, - а лишь «высшей справедливости», которая была, по верованию его нарушена и чем так жестко и внезапно было поражено сердце его... Ну и пусть бы не было чудес вовсе, пусть бы ничего не объявилось чудного и не оправдалось немедленно ожидаемое, - но зачем же объявилось бесславие, зачем попустился позор, зачем это поспешное тление, «предопределившееся естество»?.. Где же Провидение и перст его? К чему сокрыло оно свой перст в самую нужную минуту (думал Алеша) и как бы само захотело подчинить себя слепым, немым, безжалостным законам естественным?»(14; 225). В этом, по словам В. Иванова, «недолгом, но страшном люциферическом бунте» заключается познание зла Алешей.[82] В то же самое время, душа «юного человеколюбца» стремиться к Богу и Его добру, веря в Него всем сердцем. Поэтому Иван Карамазов, заметивший, что брат «твердо стоит», завел с ним разговор о своем «бунте» против Бога, пояснив ему, что «я, может быть, себя хотел бы исцелить тобою».[83] Старец Зосима и Алеша изображены Достоевским как люди, «которые познали зло и пришли к высшему состоянию», - пишет Бердяев. Высшее состояние заключается в соприкосновении, близости с горним. Еще среди несовершенного настоящего Алеша, «русский инок» уже явно отмечен совершенным будущим. Алексей Карамазов в своем религиозно-мистическом прозрении (в главе «Кана Галилейская») подходит к ощущению «мира иного», который есть духовно существующее Царство Божие.[84] Испытав неизведанный дотоле восторг, Алеша «с каждым мгновение чувствовал явно и как бы осязательно, как что-то твердое и незыблемое, как этот свод небесный сходило в душу его... Пал на землю он слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом... Какая-то как бы идея воцарилась в уме его - и уже на веки веков» (14; 182) Приготовление к служению в миру завершено - вера, «высшая идея» утвердилась в «деятеле» «уже на веки веков». Мистический опыт послушника становится источником его духовной энергии, доверия к Богу. Она готова, словами Котельникова, «излиться на мир», «просветлить его изнутри». В сложном, глубоком, восторженном состоянии духа Алеши выражена мысль Достоевского, проходящая сквозь всю тему иночества в романе - мысль о том, что «через иноческий подвиг деятельной, всецелой и всемирный любви восстанавливается единство космического и земного, вечного и временного, единство Бога и человека». Взаимоотношения старца Зосимы и послушника Алексея Карамазова - родственность по духу, «духовная общность» - результат преодоления мирской разъединенности и закрытости. В Алеше старец видит повторение брата своего, бывшего в судьбе Зосимы «указанием и предначертанием свыше». «Много раз, - говорит об Алеше старец, - считал я его как бы прямо за того юношу, брата моего, пришедшего ко мне на конце пути моего таинственно, для некоего воспоминания и проникновения» (14; 29). «Это кровно-мистическое сближение Зосимы и Алеши придает их отношениям значение символа и прообраза братского единения людей во имя Христа», - пишет Котельников. В созидании «братского единения» заключается служение, Алексея.[85] «Были бы братья, - настаивает в своих беседах старец Зосима, - будет и братство, а раньше братства никогда не разделятся. Образ Христов храним, и воссияет как драгоценный алмаз всему миру... Буди, буди» (14; 286). Изображенный в романе период жизни Алеши заканчивается основанием «братского на всю жизнь союза мальчиков, присягающих в вечной верности Илюшиной памяти и всему доброму, чему она учит, - а чему только не учит она и религиозно, и морально, и общественно?» - по словам Вяч. Иванова. Алеша начинает свою деятельность в миру с установления между окружающими его людьми единения, которое можно назвать соборностью; свободным объединением друзей покойного Илюши, «личная любовь к одному становится общей любовью для всех». Важно, что для Достоевского дети являются символом будущего. «Братство детей» относится к будущему.[86] «Все вы, господа, милы мне отныне, - говорит Алеша мальчикам, - всех вас заключу в мое сердце, а вас прошу заключить и меня в ваше сердце! Ну, а кто нас соединил в этом добром, хорошем чувстве?...Кто как не Илюшечка, добрый мальчик, милый мальчик, дорогой для нас мальчик на веки веков» (15, 207). Новая община, духовное братство, строится на личности и любви. В. Иванов пишет: «Связь между друзьями можно назвать соборованием душ. И когда друзья постигнут в полноте Христову тайну, которую прочесть можно только в чертах ближнего, постигнут они и то, что это соборование было воистину таинством соборования Христова, что союз их возник по первообразу самой церкви как общества, объединенного реально и целостно не каким-либо отвлеченным началом, но живою личностью Христа. Они постигнут, что сам Христос соединил их через Илюшу, своего мученика, что союз их есть соборное прославление в усопшем «святого» их малой общины». «Братство детей» - первое основание будущего всечеловеческого братства, всеобщего духовного родства - таков плод любви деятельной, любви, изменяющей человеческую природу. Весьма характерно, что дети называли почившего Илюшу «ангелом». «Не совершая никаких громких подвигов, Алеша, чистотою своего сердца и своим видением добра в чужой душе воспитывает людей, поддерживает в добре и вносит свежую струю в их жизнь»,[87] - писал Н. Лосский. Проповедь Алексея – служение ближнему. Действенная любовь Алеши становится основой братства духовного. Таким образом, братство явится тогда, когда человек почувствует себя братом ближнему своему.
Заключение В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: 1. Путь к Богу и Православию для Достоевского был сложным и мучительным. Годы каторги явились поворотным пунктом в духовном развитии писателя. На каторге произошло «перерождение убеждений», что не могло не отразиться в его позднем творчестве, особенно в итоговом романе «Братья Карамазовы». «Гениальное пятикнижие» нужно рассматривать только через призму Православия, так как именно православная традиция и определяет их духовный подтекст. 2. Роман «Братья Карамазовы» собирает воедино фундаментальные проблемы четырех предшествующих романов и относится к жанру христианского метаромана. Тексты Священного Писания, входящие в поэтику романа «Братья Карамазовы», связывают роман с христианской, церковно-православной традицией и выступают в следующих функциях: определяют духовную позицию автора; выполняют сюжетообразующую функцию; являются ключом к идейно-философской проблематике произведения. 3. Духовно-православная традиция сознательно усиливается писателем через создание образов православной обители и старца-подвижника Зосимы – «идеального христианина». Поучения старца, основанные на святоотеческом учении, являются в романе ключевыми текстами, без которых концептуальная глубина его не может быть осмыслена до конца. Через образы трех братьев Карамазовых: Дмитрия, Ивана и Алексея Достоевский раскрывает нам три этапа своего развития. Путь к истине братьев – путь от неверия и отрицание через сомнения и болезни, который в конечном итоге, по мысли писателя, должен привести к деятельной любви, а следовательно, и к Богу. Список литературы Тексты и источники: 1. Достоевский Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т.: Т.18. – Л.: Наука, 1972. – 32-34 с. 2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2009. 3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.: Т.3. – М.: Дрофа, 1980. – С. 97. 4. Иоанн Златоуст. Собрание творений: В 12 т.: Т. 1. – М.: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. – С. 467. 5. Иоанн Златоуст. Собрание творений: В 12 т.: Т. 7. – М.: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. – С. 187.
Статьи и монографии: 1. Аскольдов С. Достоевский как учитель жизни // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей / под ред. Е. Л. Новицкой. – М.: Книга, 1990. 2. Белов С. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы» Энциклопедия. – М.: Просвещение, 2010. 3. Беловолов Г. Оптинские предания о Достоевском // Достоевский. Материалы и исследования. В 20 т.: Т.14 / под ред. Г. М. Фридлендера. – Спб.: Наука, 1994. 4. Бердяев Н. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей / под ред. Е. Л. Новицкой. – М.: Книга, 1990. 5. Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т.: Т.2. – М.: Искусство, 1994. 6. Буданова Н.Ф. Достоевский и преподобный Сергий Радонежский // Достоевский. Материалы и исследования. В 20 т.: Т.14 / под ред. Г. М. Фридлендера. – Спб.: Наука, 1994. 7. Ветловская В. Поэтика романа «Братья Карамазовы». – Л.; Наука, 1977. 8. Гессен С. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей / под ред. Е. Л. Новицкой. – М.: Книга, 1990. 9. Дунаев М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч. 3. – М.: Христианская литература, 1997. 10. Evdokimov P. La nouveautd de l'esprit. – Paris: Abbaye de Bellefontaine, 1979. 11. Есаулов И. Пасхальность русской словесности. – М.: Кругь, 2004. 12. Ефимова Н. Мотив библейского Иова в «Братьях Карамазовых»// Достоевский: Материалы и исследования: В 20 т.: Т.11 / под ред. Г. М. Фридлендера. – Спб.: Наука, 1994. 13. Зеньковский В. В. История русской философии. – М.: Академический Проект, 2001. 14. Иванов В. Родное и вселенское. – М.: Республика, 1994. 15. Касаткина Т. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. – М.: Наследие, 1996. 16. Котельников В. Православная аскетика и русская литература. – Спб.: Призма-15, 1994. 17. Левина Л. «Новый Иов» в творчестве Ф.М. Достоевского и в русской культуре XX века // Достоевский: Материалы и исследования: В 20 т.: Т.11 / под ред. Г. М. Фридлендера. – Спб.: Наука, 1994. 18. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. – М.: Республика, 1994. 19. Ляху В. О влиянии поэтики Библии на поэтику Ф. М. Достоевского // Вопросы литературы. – 1998. - №4. 20. Плетнев Р. Сердцем мудрые // О Достоевском: Сб. статей. // Под ред. А. Л. Бема. – Прага: 1929. 21. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. – СПб.: Академический Проект, 2001. 22. Солженицын А. Малое собрание сочинений. В 7 т.: Т.6. – М.: Инком-НВ, 1991. 23. Соловьев В. Воспоминания о Ф. М. Достоевском // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: Сб. статей. В 2 т.: Т.2 / под ред. А. Долинина. – М.: Художественная литература, 1964. 24. Соловьев В. Три речи в память Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей / под ред. Е. Л. Новицкой. – М.: Книга, 1990. 25. Cтpaxoв Н. Пушкинский праздник // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: Сб. статей. В 2 т.: Т.2 / под ред. А. Долинина. – М.: Художественная литература, 1964. 26. Туган-Барановский М. Нравственное мировоззрение Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей / под ред. Е. Л. Новицкой. – М.: Книга, 1990. 27. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1983.
Электронные ресурсы: 1. Бердяев Н. Великий Инквизитор. http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/berdyaev-velikij-inkvizitor.htm 2. Булгаков С. Иван Карамазов как философский тип. http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/bulgakov-karamazov-kak-filosofskij-tip.htm 3. Гумерова А. Л. Библейские цитаты в романе «Братья Карамазовы». http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/gumerova-moskva.htm 4. Долгушин Д. Достоевский над страницами Нового Завета. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51647.htm 5. Захаров В. Достоевский и Евангелие. http://www.pravmir.ru/dostoevskij-i-evangelie/#ixzz3YRk85WOA 6. Захаров В. Осанна в горниле сомнений. http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/zaharov-petrozavodsk-moskva.htm 7. Кравцова Т. Старец Зосима – «идеальный христианин» Ф. М. Достоевского. http://mamif.org/stfilaret/kravcova.htm 8. Лосский Н. Достоевский и его христианское миропонимание. http://predanie.ru/lib/book/88982/ 9. Лоте Х. Иван Карамазов. Философия отрицания. http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/hose-luis-flores-lopes-meksika.htm 10. Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/bio/mochulskij-dostoevskij-zhizn-i-tvorchestvo/glava-6-dostoevskij-revolyucioner.htm 11. Осипов А.И. Ф. М. Достоевский и христианство. http://www.zavet.ru/smv/zh/002dost.htm 12. Перевезенцев В. Бунт Ивана Карамазова. http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/protoierej-vyacheslav-perevezencev.htm 13. Позняк С. А. Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». http://www.bsu.by/Cache/pdf/317293.pdf 14. Тарасов Б. Художественное завещание Достоевского. http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/tarasov-moskva-hudozhestvennoe-zaveschanie.htm 15. Тарасов Ф. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Очерк жизни и творчества. http://www.portal-slovo.ru/philology/37084.php?ELEMENT_ID=37084&PAGEN_1=5 16. Тарасов Ф. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879-1880). http://bigreferat.ru/361114/1/ФМДостоевский_Братья_Карамазовы__1879-1880_.html 17. Тарасов Ф. Евангельский текст в художественной концепции «Братьев Карамазовых». http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/tarasov-moskva.htm 18. Тарасов Ф. Тайна пшеничного зерна. http://www.portal-slovo.ru/philology/37091.php?ELEMENT_ID=37091&PAGEN_1=6 19. Фридлендер Г. Реализм Достоевского. http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/fridlender-realizm-dostoevskogo/glava-viii-istoricheskoe-svoeobrazie-realizma.htm
[1] Есаулов И. Пасхальность русской словесности. – М.: Кругь, 2004. – С. 15. [2] Осипов А. Ф. М. Достоевский и христианство. [Электронный ресурс]. - http://www.zavet.ru/smv/zh/002dost.htm [3] Долгушин Д. Достоевский над страницами Нового Завета. [Электронный ресурс]. - http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51647.htm [4] Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/bio/mochulskij-dostoevskij-zhizn-i-tvorchestvo/glava-6-dostoevskij-revolyucioner.htm [5] Дунаев М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч. 3. – М.: Христианская литература, 1997. – С. 296. [6] Достоевский Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т.: Т.18. – Л.: Наука, 1972. – С. 32-34. – Далее ссылки на произведения Достоевского даются по этому изданию с указанием тома и страницы непосредственно в тексте. [7] Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/bio/mochulskij-dostoevskij-zhizn-i-tvorchestvo/glava-6-dostoevskij-revolyucioner.htm [8] Дунаев М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч. 3. – М.: Христианская литература, 1997. – С. 297. [9] Дунаев М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч. 3. – М.: Христианская литература, 1997. – С. 298-299. [10] Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1983. – С.298. [11] Солженицын А. Малое собрание сочинений. В 7 т.: Т.6. – М.: Инком-НВ, 1991. – 384 с. [12] Дунаев М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч. 3. – М.: Христианская литература, 1997. – С. 299-300. [13] Долгушин Д. Достоевский над страницами Нового Завета. [Электронный ресурс]. - http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51647.htm [14] Осипов А.И. Ф. М. Достоевский и христианство. [Электронный ресурс]. - http://www.zavet.ru/smv/zh/002dost.htm [15] Соловьев В. Воспоминания о Ф. М. Достоевском // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: Сб. статей. В 2 т.: Т.2 / под ред. А. Долинина. – М.: Художественная литература, 1964. – С. 199-200. [16] Тарасов Ф. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Очерк жизни и творчества. [Электронный ресурс]. - http://www.portal-slovo.ru/philology/37084.php?ELEMENT_ID=37084&PAGEN_1=5 [17] Тарасов Ф. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Очерк жизни и творчества. [Электронный ресурс]. - http://www.portal-slovo.ru/philology/37084.php?ELEMENT_ID=37084&PAGEN_1=5 [18] Дунаев М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч. 3. – М.: Христианская литература, 1997. – С. 312-313. [19] Фридлендер Г. Реализм Достоевского. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/fridlender-realizm-dostoevskogo/glava-viii-istoricheskoe-svoeobrazie-realizma.htm [20] Захаров В. Достоевский и Евангелие. [Электронный ресурс]. - http://www.pravmir.ru/dostoevskij-i-evangelie/#ixzz3YRk85WOA [21] Соловьев В. Три речи в память Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей / под ред. Е. Л. Новицкой. – М.: Книга, 1990. – С. 32. [22] Осипов А.И. Ф. М. Достоевский и христианство. [Электронный ресурс]. - http://www.zavet.ru/smv/zh/002dost.htm [23] Cтpaxoв Н. Пушкинский праздник // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: Сб. статей. В 2 т.: Т.2 / под ред. А. Долинина. – М.: Художественная литература, 1964. – С. 47. [24] Бердяев Н. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей / под ред. Е. Л. Новицкой. – М.: Книга, 1990. – С. 215-216. [25] Зеньковский В. В. История русской философии. – М.: Академический Проект, 2001. – С. 436. [26] Дунаев М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч. 3. – М.: Христианская литература, 1997. – С. 284. [27] Тарасов Ф. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879-1880). [Электронный ресурс]. - http://bigreferat.ru/361114/1/ФМДостоевский_Братья_Карамазовы__1879-1880_.html [28] Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество.. [Электронный ресурс]. - http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/trushova/1k/j70.html) [29] Белов С. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы» Энциклопедия. – М.: Просвещение, 2010. С. 119-122. [30] Белов С. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы» Энциклопедия. – М.: Просвещение, 2010.С. – 126-127. [31] Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. [Электронный ресурс]. - http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/trushova/1k/j70.html) [32] Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. [Электронный ресурс]. - http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/trushova/1k/j70.html [33] Захаров В. Осанна в горниле сомнений. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/zaharov-petrozavodsk-moskva.htm [34] Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. – СПб.: Академический Проект, 2001. – С. 5-7. [35] Ветловская В. Поэтика романа «Братья Карамазовы». – Л.; Наука, 1977. – С. 199. [36] Evdokimov P. La nouveautd de l'esprit. – Paris: Abbaye de Bellefontaine, 1979. – С.11. [37] Ляху В. О влиянии поэтики Библии на поэтику Ф. М. Достоевского // Вопросы литературы. – 1998. - №4. – С. 45. [38] Тарасов Ф. Евангельский текст в художественной концепции «Братьев Карамазовых». [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/tarasov-moskva.htm [39] Гумерова А. Библейские цитаты в романе «Братья Карамазовы». [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/gumerova-moskva.htm [40] Позняк С. Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». [Электронный ресурс]. - http://www.bsu.by/Cache/pdf/317293.pdf [41] Тарасов Ф. Тайна пшеничного зерна. [Электронный ресурс]. - http://www.portal-slovo.ru/philology/37091.php?ELEMENT_ID=37091&PAGEN_1=6 [42] Иоанн Златоуст. Собрание творений: В 12 т.: Т. 7. – М.: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. – С. 187. [43] Позняк С. Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». [Электронный ресурс]. - http://www.bsu.by/Cache/pdf/317293.pdf [44] Иоанн Златоуст. Собрание творений: В 12 т.: Т. 1. – М.: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. – С. 467. [45] Тарасов Ф. Тайна пшеничного зерна. [Электронный ресурс]. - http://www.portal-slovo.ru/philology/37091.php?ELEMENT_ID=37091&PAGEN_1=6
[46] Тарасов Ф. Тайна пшеничного зерна. [Электронный ресурс]. - http://www.portal-slovo.ru/philology/37091.php?ELEMENT_ID=37091&PAGEN_1=6
[47] Тарасов Ф. Тайна пшеничного зерна. [Электронный ресурс]. - http://www.portal-slovo.ru/philology/37091.php?ELEMENT_ID=37091&PAGEN_1=6
[48] Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. [Электронный ресурс]. - http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/trushova/1k/j70.html) [49] Ефимова Н. Мотив библейского Иова в «Братьях Карамазовых»// Достоевский: Материалы и исследования: В 20 т.: Т.11 / под ред. Г. М. Фридлендера. – Спб.: Наука, 1994. – С. 122 -125. [50] Ефимова Н. Мотив библейского Иова в «Братьях Карамазовых»// Достоевский: Материалы и исследования: В 20 т.: Т.11 / под ред. Г. М. Фридлендера. – Спб.: Наука, 1994. – С. 122 -125. [51] Левина Л. «Новый Иов» в творчестве Ф.М. Достоевского и в русской культуре XX века // Достоевский: Материалы и исследования: В 20 т.: Т.11 / под ред. Г. М. Фридлендера. – Спб.: Наука, 1994. – С. 204-212. [52] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.: Т.3. – М.: Дрофа, 1980. – С. 97. [53] Кравцова Т. Старец Зосима – «идеальный христианин» Ф. М. Достоевского. http://mamif.org/stfilaret/kravcova.htm [54] Беловолов Г. Оптинские предания о Достоевском // Достоевский. Материалы и исследования. В 20 т.: Т.14 / под ред. Г. М. Фридлендера. – Спб.: Наука, 1994. – С. 138-139. [55] Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. – СПб.: Академический Проект, 2001. – С. 5-7. [56] Кравцова Т. Старец Зосима – «идеальный христианин» Ф. М. Достоевского. [Электронный ресурс]. - http://mamif.org/stfilaret/kravcova.htm [57] Буданова Н.Ф. Достоевский и преподобный Сергий Радонежский // Достоевский. Материалы и исследования. В 20 т.: Т.14 / под ред. Г. М. Фридлендера. – Спб.: Наука, 1994. – С. 145-148. [58] Кравцова Т. Старец Зосима – «идеальный христианин» Ф. М. Достоевского. [Электронный ресурс]. - http://mamif.org/stfilaret/kravcova.htm [59] Тарасов Б. Художественное завещание Достоевского. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/tarasov-moskva-hudozhestvennoe-zaveschanie.htm [60] Плетнев Р. Сердцем мудрые // О Достоевском: Сб. статей. // Под ред. А. Л. Бема. – Прага: 1929. – С.173-174. [61] Дунаев М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч. 3. – М.: Христианская литература, 1997. – С. 503-504. [62] Булгаков С. Иван Карамазов как философский тип. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/bulgakov-karamazov-kak-filosofskij-tip.htm [63] Гессен С. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей / под ред. Е. Л. Новицкой. – М.: Книга, 1990. – С. 355. [64] Лоте Х. Иван Карамазов. Философия отрицания. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/hose-luis-flores-lopes-meksika.htm [65] Дунаев М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч. 3. – М.: Христианская литература, 1997. – С. 478-479. [66] Перевезенцев В. Бунт Ивана Карамазова. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/protoierej-vyacheslav-perevezencev.htm [67] Туган-Барановский М. Нравственное мировоззрение Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей / под ред. Е. Л. Новицкой. – М.: Книга, 1990. – С. 141. [68] Перевезенцев В. Бунт Ивана Карамазова. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/protoierej-vyacheslav-perevezencev.htm [69] Бердяев Н. Великий Инквизитор. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/berdyaev-velikij-inkvizitor.htm [70] Касаткина Т. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. – М.: Наследие, 1996. – С. 297. [71] Дунаев М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. Ч. 3. – М.: Христианская литература, 1997. – С. 486-490. [72] Лоте Х. Иван Карамазов. Философия отрицания. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/hose-luis-flores-lopes-meksika.htm [73] Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/bio/mochulskij-dostoevskij-zhizn-i-tvorchestvo/glava-6-dostoevskij-revolyucioner.htm [74] Тарасов Ф. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879-1880). [Электронный ресурс]. - http://bigreferat.ru/361114/1/ФМДостоевский_Братья_Карамазовы__1879-1880_.html [75] Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/bio/mochulskij-dostoevskij-zhizn-i-tvorchestvo/glava-6-dostoevskij-revolyucioner.htm [76] Тарасов Ф. Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы». (1879-1880) [Электронный ресурс]. - http://www.portal slovo.ru/philology/37089.php?ELEMENT_ID=37089&SHOWALL_1=1 [77] Аскольдов С. Достоевский как учитель жизни // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей / под ред. Е. Л. Новицкой. – М.: Книга, 1990. – С. 258. [78] Захаров В. Осанна в горниле сомнений. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/zaharov-petrozavodsk-moskva.htm [79] Тарасов Ф. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879-1880). [Электронный ресурс]. - http://bigreferat.ru/361114/1/ФМДостоевский_Братья_Карамазовы__1879-1880_.html [80] Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т.: Т.2. – М.: Искусство, 1994. – С.117. [81] Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. [Электронный ресурс]. - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/bio/mochulskij-dostoevskij-zhizn-i-tvorchestvo/index.htm [82] Иванов В. Родное и вселенское. – М.: Республика, 1994. – С. 78. [83] Лосский Н. О. Бог и мировое зло. – М.: Республика, 1994. – С.121. [84] Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т.: Т.2. – М.: Искусство, 1994. – С.156. [85] Котельников В. Православная аскетика и русская литература. – Спб.: Призма-15, 1994. – С. 89. [86] Иванов В. Родное и вселенское. – М.: Республика, 1994. – С. 88-89. [87] Лосский Н. О. Бог и мировое зло. – М.: Республика, 1994. – С.129. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|