ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Педагогические условия использования пересказа художественного текста в формировании у младших школьников умения создавать монологические высказывания
В системе работы, призванной развивать и совершенствовать речевые умения учащихся, наиболее сложным является пересказ. Этот вид деятельности показывает точность понимания и усвоения учебного материала. При передаче содержания исходного текста активизируется словарь ученика, совершенствуется грамматический строй речи. Однако проблема заключается в том, что при получении обширной информации ребенок часто оказывается не в состоянии классифицировать и воспроизводить ее самостоятельно. Нами выделены педагогические условия успешного применения пересказа для формирования речевой культуры у младших, позволяющие добиться полного, логичного, содержательного пересказа. Первым педагогическим условием является активизация словаря учащихся при работе над частями речи, способствующего успешному применению пересказа для формирования речевой культуры младших школьников. Особое внимание в этой работе следует обратить на использование в речи младших школьников имен прилагательных. Полагаем, что 3–5 минут на уроке литературного чтения можно выделить для небольшой игры или упражнения «Назови, какой это предмет, укажи его признак». Сначала можно это делать, используя сам предмет или его изображение. Например: яблоко – какое? Красное, круглое, большое, сочное, вкусное, аппетитное, ароматное, налитое... Некоторые слова можно «подбрасывать» детям самим педагогом, объясняя их значение, предпочтение необходимо отдавать подбору качественных прилагательных. В начальной школе работа по освоению прилагательных постоянно проводится на уроках чтения: дети дают характеристику персонажу, взятому из литературного произведения его действию, состоянию души, настроению. В активизации прилагательных помогает упражнение «Собери предложение», где дети поочередно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы: Картина висит. Картина висит на стене. Картина висит на стене в детской. Великолепная картина с весны висит на стене в детской комнате. Это упражнение нравится детям, вызывая у них азарт и улыбку. Задача – учителя следить за последовательным и правильным распространением простого предложения. Параллельно необходимо вести работу с глаголами, так как основа любой мысли – точно выбранное сказуемое. В этом разделе могут быть полезны упражнения: 1. «Замени глагол»: В магазине мы деньги теряем – тратим. В кинотеатре мы фильмы смотрим – просматриваем. С введением в речь наречий дело обстоит гораздо сложнее. В ходе введения словарных слов тогда, теперь, вместе, слева сразу составляются предложения: Тогда дорога была бугристая, а теперь ровная. На уроке можно выполнить ряд заданий типа: 1. «Ответь на вопрос как сделал? Или как ведут себя персонажи?» Например, рассматривая иллюстрацию к рассказу В. Осеевой «Трусиха»: мальчик – испуганно глядит, девочка – громко кричит, собака – угрожающе рычит, дети – с ужасом наблюдают [28]. Можно описать движение, изображенное на картинке: лошадь бежит рысью, медведь неуклюже ступает, мальчик догоняет друга бегом, путник переходит реку вброд и т.д. Если у ребенка богатый словарный запас, он без труда выполняет подобные упражнения. Таким образом, можно работать со всеми частями речи для активизации словаря учащихся, готовя их к пересказу текста, необходимого для успешного формирования речевой культуры у младших школьников. Видя результат работы детей по активизации словаря уже в начале, можно переходить к следующему педагогическому условию – использование различных видов пересказа художественного текста, для успешного формирования речевой культуры у младших школьников. Суть деятельности на этом этапе – уяснить содержание и смысл исходного текста, чтобы воспроизвести его, передать логически стройно и последовательно. Важно обратить внимание на выявление логической цепочки событий. Интересно проходит тренировочное упражнение по стихотворению А. Барто «Мяч»: Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч. Можно использовать вопросы: – Назовите, кто совершает действие. (Таня.) – С чего началось действие? Многие учащиеся, не задумываясь, говорят: «Громко плачет». Дальше беседа по тексту принимает юмористический характер: «Сначала заплакала, потом решила уронить в речку мячик?» Затем составляется «программа действий»:
Задаются вопросы по построению (композиции) текста: – С чего же поэтесса решила начать свой рассказ? (Таня громко плачет.) – Почему она так сделала? (Потому что заметили, что мяч в речке, после того, как Таня заплакала.) – Может быть, это и так, а может быть, автору хотелось выделить самую яркую деталь в рассказе? Дети видят, что фабула не всегда совпадает с композицией. И, безусловно, хорошую подготовку к пересказу дает «медленное чтение» текста. Дети без труда запоминают яркие эпитеты и пользуются ими при воспроизведении: Мумитролль был еще овеян сновидениями. Бильбо и его друзья не могли преодолеть искушения. Теперь задача учителя – научить детей не затягивать сам пересказ, формировать у них быстроту и четкость мышления. Для этого есть специальные упражнения: 1. «Расскажи по одному предложению» – подробный пересказ, когда внимание детей сосредоточено на том, чтобы не пропустить ни одной деталив тексте; выполняется поочередно, каждый произносит одну фразу. 2. «Перескажи в пяти предложениях» – сжатое воспроизведение текста, формирующее четкость речи [7,c.53]. Применение изложенных выше педагогических условий дают хороший результат: развивают монологическую речь учащихся, способность создавать монологические высказывания, воспроизводить текст как устно, так и письменно. Вывод по 1 главе: Теоретическое исследование проблемы формирования умения создавать монологическое высказывание в процессе использования пересказа художественного текста на уроках литературного чтения в теории и практике начального образования позволило сделать ряд выводов. Исследуясущность и структуру монологической речи и монологического высказывания в психолого - педагогической литературе мы пришли к пониманию монологической речи как устному повествованию или развернутому высказыванию на заданную тему. Под монологическим высказыванием понимается подготовленное высказывание индивидуального построения, представляющее собой смысловое и коммуникативное единство, оригинальное и выразительное по своему содержанию, форме и способу его предъявления, в котором отражены индивидуальный языковой и речевой феномен личности автора. Под монологическим умением следует понимать способность осознанно, произвольно, самостоятельно осуществлять монологическое высказывание со всеми присущими ему параметрами, то есть логично, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно - мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении. К умениям, необходимым для создания высказываний относят: умение ориентироваться в ситуации общения; умение планировать содержание высказывания (осознавать его тему и основную мысль, намечать ход развития мысли и выделять последовательность микротем, примерное содержание каждой из них); умение реализовать намеченный план и соблюдать при этом нормы литературного языка; умение контролировать соответствие высказывания замыслу и ситуации общения. Анализируя возможности использования пересказа художественного текста на уроках литературного чтения в формировании у младших школьников умения создавать монологическое высказывание, мы пришли к выводу, что пересказ художественного текста является одним из главных средств формирования монологической речи младших школьников, развития речевой активности. При проведении занятий по пересказыванию у детей формируются навыки речевого общения, речевой коммуникации, контроля и самоконтроля за построением связных высказываний. Это доказывает, насколько велика роль устного пересказа в развитии речевой культуры младших школьников. При формировании у младших школьников умения создавать монологическое высказывание средствами пересказа на уроках литературного чтения мы выделили следующие педагогические условия: -активизация словаря учащихся при работе над частями речи, способствующего успешному применению пересказа для формирования речевой культуры младших школьников. - использование различных видов пересказа художественного текста, для успешного формирования речевой культуры у младших школьников.
Содержание параграфа уточнить в связи с изменением и уточнением условий…
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения создавать монологические высказывания в процессе использования пересказа художественного текста на уроках литературного чтения Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|