Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нормативно-правовое регулирование операций с денежными средствами




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Экономическое содержание денежных средств и их роль в процессе кругооборота средств организации.

Cуществующие в настоящее время концепции о сущности денег, рассматривают вопрос с разных позиций и поэтому дают неодинаковые определения денег. В частности имеются следующие характеристики денег. Так, В.К.Сенчагов [36, с.7] считает, что деньги – это блага, выполняющие функции средства измерения ценности остальных благ (всеобщего эквивалента) или средства осуществления расчетов при обмене (средство обмена).

По мнению В.Н. Лукашевич [19, с.9] деньги – это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, и средство охранения (накопления стоимости).

Г.И. Кравцова [15, с.23] дает свое определение понятия категории деньги. По ее мнению деньги – это наиболее ликвидный общепризнанный финансовый актив, являющийся специфической формой общественного богатства, который можно обменять на любые товары и услуги.

В свою очередь Г.Н. Белоглазова [2, с.15]определяет деньги как особое экономическое благо, безусловно, и свободно принимаемое для оплаты всех товаров и услуг и измеряющее их стоимость

По нашему мнению, деньги - это те блага, которые обладают совершенной ликвидностью и способствуют повышению личной заинтересованности в результатах производства, а следовательно и повышению эффективности производства.

Сущность денег проявляется в функциях, которые отражают возможности и особенности их использования. Функция денег – конкретное специфическое проявление сущности. Содержание функций денег зависит от вида денег: это или обращение полноценных денег, или бумажных и кредитных.

Исходной функцией денег является мера стоимости. Суть ее состоит в том, что деньги соизмеряют стоимость товаров путем установления цены, но для ее определения не обязательно иметь деньги в наличии. Товар приравнивается к деньгам до обмена. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть цена. Однако на практике на цену влияют не только затраты на производство товаров, но и множество других факторов: спрос, вид товара и так далее. Таким образом, на практике цены отличаются от стоимости товара довольно существенно.

При обращении неразменных на золото бумажных и кредитных денег действие функции меры стоимости изменяется: вместо полноценных денег используются денежные единицы, не обладающие собственной стоимостью. Установление цены товара на прежних условиях осложняется, тем, что не чеки и неполноценные деньги используются для установления цен, для соизмерения стоимости.

В функции средства обращения деньги обслуживают товарное обращение. С появлением денег формула товарного обращения Т-Д-Т состоит из акта продажи (Т-Д) и акта купли (Д-Т). Смена форм стоимости предполагает, что товар является исходным и конечным пунктам, деньги не выступают как посредник, как средство обращения. При этом особенностями такой функции денег являются: передача товара (оказание услуг) покупателю его оплата происходит одновременно; движение денег и товара совпадают не только во времени, но и пространстве; используются только наличные денежные знаки; деньги как средство оплаты используются кратковременно и многократно, перемещаясь от одних участников сделок к другим; деньги способствуют перемещению товаров от одних товаропроизводителей к другим (потребителям) и тем самым выталкивают товары из сферы обращения в постоянном движении.

В современных условиях функцию средства обращения выполняют наличные денежные знаки, не разменные на золото. В условиях обращения таких денег появляется инфляция, обесценение денег, что затрудняет процесс обмена товаров. Это требует дополнительных мер со стороны государства по регулированию товарно-денежного обращения. Внедрение и развитие системы безналичных расчетов приводит к сокращению сферы применения денег как средства обращения.

Функция денег как средства платежа обслуживает различные долговые обязательства. Такую функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении ссуд и процентов по ним, платежах за приобретение товара, оказанные услуги и выполнение работы и др. Характерными особенностями функции являются: ее выполняют деньги в наличной и безналичной формах; акты продажи и купли товаров разъединяются во времени и пространстве; деньги в процессе движения товаров не противостоят им непосредственно, а поступают в оборот лишь через определенное время после движения товаров или предшествуют ему, то есть осуществляют относительно самостоятельное движение; функционирование денег не ограничивается пределами сферы товарного обращения, а обслуживают и кредитные, и финансовые отношения.

С выполнением деньгами функции средства платежа, помимо банкнот, связано и появление таких инструментов как вексель, чек и так далее.

Деньги выполняют также функцию средства накопления. По различным обстоятельствам они могут приостанавливать процесс своего движения, покидать на время сферу обращения и платежа, то есть покупательная способность денег переносится на будущее. Накопление денег осуществляется на уровне государства в виде золотовалютных резервов, иностранных ценных бумаг, на уровне отдельных хозяйствующих субъектов (депозиты, ценные бумаги), а также сбережений населения в виде вкладов, ценных бумаг.

На международной арене деньги выполняют функцию мировых денег, деньги должны обладать тремя свойствами: служить всеобщим покупательным средством; всеобщим платежным средством; всеобщим воплощением общественного богатства.

Когда в международных экономических отношениях золото перестало использоваться в обороте как мировые деньги, в международном обороте стали применяться кредитные орудия обращения: либо международные единицы (евро), либо свободно конвертируемые (обычно резервные) валюты. Однако они не могут в полной мере реализовать функции мировых денег.

Нужно отметить, что для производственной деятельности каждая сельскохозяйственная организация должно иметь в необходимых размерах оборотные средства, то есть средства, которые обслуживают процесс кругооборота, полностью потребляются и восстанавливаются из выручки после каждого цикла. В составе оборотных средств важное место занимают денежные средства.

Ни одно предприятие на современном этапе развитии не может функционировать без денежных средств, так как оно совершает денежные расчеты как покупатель и продавец, рассчитывается с бюджетом и банком, осуществляет денежные расчеты с работниками. В организацию денежные средства могут поступать от покупателей в виде оплаты за приобретенную ими продукцию. Данные операции в целях их учета должны быть оформлены соответствующими документами.

В настоящее время для приема наличных денежных средств в кассах организации могут применяться кассовые суммирующие аппараты. Автор С.И. Колыкин [13, с.21] отмечает, что кассовые суммирующие аппараты применяются юридическими лицами при условии установления на них средств контроля. При этом кассовые суммирующие аппараты подлежат регистрации в инспекции ИМНС. Также он отмечает, что кассовые суммирующие аппараты должны быть установлены в местах, доступных для визуального просмотра покупателям. Кассир-операционист обязан проводить суммы принятых наличных денежных средств через КСА и выдавать покупателю чек. Нарушение порядка использования КСА для приема наличных денежных средств при реализации продукции на территории Республики Беларусь влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 25 до 200 базовых величин.

Со временем текст достаточно большого количества чеков либо бледнеет, либо выцветает и становится полностью нечитаемым. Причем иногда чеки выцветают очень быстро. Г.В. Кузьмин [16, с.11] считает, что предъявление таких чеков может свидетельствовать о том, что операции отражены неправомерно. Поэтому нужно заранее позаботиться о сохранности чеков. Они должны храниться при температуре 18-24 С и относительной влажности воздуха не более 68%, нужно оберегать их от прямых солнечных лучей.

Когда кассовые суммирующие аппараты не применяются, то поступление денежных средств оформляется соответствующими документами. Так, Т. Сукристик [40, с.12] в своей статье внимание уделяет тому, что для приема денежных средств при реализации продукции за наличный расчет в пунктах, где необязательно использовать кассовые суммирующие аппараты используется квитанция ф. КВ-1, утвержденная приказом Минфина РБ от 29.10.1999г. № 31 или же талон ф. 20 ФС.

Часто возникает вопрос о том, допускаются ли исправления в кассовой книге. По этому поводу И.Л. Прокопович [33, с.63] отвечает, что в соответствии с Положением о порядке заполнения кассовой книги ф. КО-4, утвержденным постановлением Минфина РБ от 19.04.2001 № 43 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной документации» подчистки и незаверенные исправления в кассовой книге запрещаются. Исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера.

Поступающие денежные средства из кассы организации должны быть сданы в обслуживающее отделение банка. Е.А. Король [14, с.6] в своей статье отмечает, что в Республике Беларусь, как и в Российской федерации, прием наличных денег в кассы банка производится по объявлению на взнос наличными. Однако в Российской Федерации оно оформляется с учетом некоторых особенностей. В поле «От кого» и «Получатель» после указания полного наименования органа Федерального казначейства в скобках проставляется полное наименование бюджетополучателя, внесенные наличные деньги и номер лицевого счета, открытого бюджетополучателю в органе Федерального казначейства. В поле «Источник взноса» указывается источник поступления наличных денег в кассу банка в соответствии с номенклатурой символов отчета о кассовых оборотах, предусмотренных нормативными актами Банка России, показатели бюджетной классификации Российской Федерации, по которым вносимые средства отражаются на лицевом счете бюджетополучателя.

Значительная часть платежного оборота предприятия осуществляется безналичным путем, то есть совершением записей по счетам банке. В связи с чем С. Пупликов [35, с.66] отмечает, что порядок и периодичность выдачи выписок по счету и приложений к ним для клиентов оговаривается между банком и клиентом. Владелец счета обязан в течение 10 календарных дней после получения выписок непременно сообщить банку о суммах, ошибочно списанных в кредит или дебет счета. В неисполнении от клиента в указанный срок возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными. По состоянию на 1 января банк выдает всем клиентам выписки по всем действующим лицевым счетам. По данным этих выписок клиенты должны представить в банк в письменной форме подтверждение остатков счетов на начало нового года.

В Республике Беларусь расчеты между организациями осуществляются, как правило, в безналичной форме. Правильная организация безналичных расчетов и своевременное их завершение позволяет высвободить значительные суммы платежных средств. По мнению И.Н. Борбит, Т.Э. Титаревой, И.Н Савенок [29, с.73] форма безналичных расчетов должна отвечать таким требованиям, как надежность, относительная дешевизна и предсказуемость сроков получение платежа. Они предлагают использование аккредитивной формы безналичных расчетов, так как преимущество в применении аккредитивной формы для продавца в том, что аккредитив позволяет избежать наиболее рискованной формы расчетов - оплату по факту поставки товара; аккредитив дает возможность получения денег непосредственно после поставки товара. Преимущества для покупателя в том, что покупатель, гарантируя оплату через аккредитив, может добиваться более выгодных условий поставки и оплаты товаров; покупатель может отказаться от оплаты товара, если полученные от продавца документы не соответствуют условиям аккредитива; аккредитив дает возможность подтвердить свою платежеспособность, что особенно важно при установлении новых торговых связей и др. При использовании аккредитивов организация сможет снизить риски неплатежа и непоставки, а также банки будут иметь возможность не допустить определенных убытков, вызванных этими рисками.

Мы присоединяемся к мнению И.Н.Борбит, Т.Э. Титаревой, И.Л. Савенок, о преимуществах расчетов по средствам аккредитива и считаем необходимым более широко использовать аккредитивную форму в безналичных расчетах.

На проблемы автоматизации в сельском хозяйстве указывает О.Н. Петрусенко [29, с.73]. Одним из направлений решения проблемы внедрения автоматизированных информационных технологий является подготовка специалистов высокого класса для решения конкретных поставленных задач, что активно реализуется в настоящее время в сельскохозяйственных ВУЗах страны. Второе направление заключается в целесообразности выбора программных продуктов и их соответствие уровню решения учетных задач на сельскохозяйственном предприятии. Но несмотря на это, внедрение автоматизированных технологий во многом зависит от финансового состояния предприятия, от уровня подготовки специалистов, а так же от класса решаемых учетных и аналитических задач

По мнению Л.А Мироненко [ 20, с.90 ] автоматизация играет важную роль в организации учета денежных средств. Автоматизация позволит вести учет денежных средств применительно к особенностям организации, формировать и печатать необходимые документы по учету денежных средств на любой момент времени, а также значительно позволит ускорить проведение операций и подсчет итогов, что в конечном итоге поможет сэкономить рабочее время бухгалтера.

Мы согласны с мнением Мироненко Л.А о том, что автоматизация играет важную роль в учете, а также считаем, что необходимо внедрять автоматизированную форму учета денежных средств во всех организациях.

 

Нормативно-правовое регулирование операций с денежными средствами

Нормативно-правовое регулирование операций с денежными средствами в Республике Беларусь осуществляется на двух уровнях: на законодательном и нормативно - методическом.

К законодательному уровню относятся следующие нормативно-правовые документы:

1) Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994г. № 3321-ХII (в ред. Закон Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268-З), Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее – отчетность). 2)Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.07.2003г. №226-З, с учетом изменений от 29.06.2006г. № 137-З, от 05.01.2008г. № 317-З. В соответствии с ним валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Перечень текущих валютных операций приведен в ст. 5-6 Закона. Статья 7 этого документа определяет перечень операций, относящихся к валютным операциям, связанным с движением капитала.

3) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 15 июля 2015 г. № 305-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2015, 2/2303) Законодательный акт определяющий меры административной ответственности применяемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за совершенные правонарушения.

4) Банковский кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 416-- внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 22 января 2013 г. и 1 января 2014 г.) регулирует отношения между юридическими и физическими лицами с банком, определяет порядок банковской деятельности в Республике Беларусь.

5)Указ Президента Республики Беларусь «Об обязательной продаже иностранной валюты» от 17.07.2006г № 452 с изменениями и дополнениями от от 01.03.2007 г. №116, 26.11.2007 г. №602, 28.12.2007 г. №681, 28.01.2008 г. №42, 18.11.2008 г. №626, 12.05.2009 г. №240, 25.07.2011 г. №326, 21.06.2012 г. №284. Указом установлено, что юридические лица- резиденты РБ осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем рынке РБ в размере 30 % суммы выручки в иностранной валюте, поступающей на их счета в банки и небанковские кредитно- финансовые организации в РБ и за ее пределами.

6)Указ Президента Республики Беларусь «О порядке расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» от 7 мая 2015 г. № 190. Данный документ регламентирует проведение расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, которые осуществляются в белорусских рублях на территории республики.

7)Декрет Президента Республики Беларусь «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц». С 1 января 2010 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 28 января 2010 г. № 1 (далее - Декрет № 1) внесены изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц» (далее - Декрет № 15) в части порядка списания курсовых разниц, образующихся при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте, а также при покупке иностранной валюты коммерческими организациями. Устанавливает порядок проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте производится при изменении Национальным банком курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период.

Нормативно- методический уровень включают следующие документы:

1)Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов с наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008г. № 4. Инструкция регулирует порядок приема, хранения и расходования денежных средств в кассе. В соответствии с этим документом организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Все расчеты между субъектами хозяйствования должны, как правило, осуществляться в безналичном порядке через учреждения банков.

2) Инструкция о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.02.2008г. № 24. Инструкция определяет порядок ведения организациями кассовых операций в наличной иностранной валюте, порядок установления им банками лимитов в наличной иностранной валюте и сроков сдачи выручки в иностранной валюте в банк.

3)Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утверждены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.08.2007г. № 166. Правилами утвержден порядок и сроки сдачи наличных денежных средств, размер расходования наличных денег из выручки предприятиям, открывшим счет, лимит остатка кассы предприятиям.

4)Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов, утверждена постановлением Минфина РБ от 30.05.2003г. № 89, с учетом изменений от 12.11.2003г. Он представляет собой систематизированный перечень синтетических бухгалтерских счетов и субсчетов, предназначенный для отражения фактов хозяйственной жизни.

5)Инструкция о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утверждена постановлением Правления Национального банка РБ от 17.01.2007г. № 1 с учетом изменений от 30.06.2008г. № 86. Инструкцией определены источники поступления и цели использования наличной иностранной валюты по валютным операциям, расчеты по которым осуществляются по средствам ее приема (выдачи) в кассу (из кассы) юридических лиц либо внесения (снятия) на счет (со счета) юридического лица в банке, а также документальное оформление внесения (снятия) со счета иностранной валюты.

6)Инструкция о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов, утверждена постановлением Правления Национального банка РБ от 20.06.2007г. № 127, с учетом изменений и дополнений от 21.02.2008г. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок открытия и закрытия в Республике Беларусь банками Республики Беларусь, небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь текущих (расчетных) счетов, включая субсчета и специальные счета, открытые в соответствии с законодательством, благотворительных, временных, корреспондентских, карт-счетов, счетов для размещения вкладов (депозитов) и обязательна для исполнения всеми банками, иными юридическими и физическими лицами

7)«Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной информации», постановление Минфина РБ от 19.04.2004г. № 81/128/65 (в новой редакции от 27.04.2007г. № 69/76/52). Данным постановлением утверждены бланки унифицированных форм первичной учетной документации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных