Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Состояния и проблемы учета и контроля денежных средств.




 

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния соответствующего субъекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранение неблагоприятных явлений.

Автор Г.М.Пупко [34, с.15] дает свое определение контроля. Контроль- это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности.

В.Н. Лемеш [18, с.7] классифицирует контроль по определенным признакам.

По организационной форме контроль подразделяется на государственный (вневедомственный), ведомственный, аудиторский, внутрихозяйственный и общественный.

Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления, административные органы.

Ведомственный контроль организуется контрольно-ревизионными службами министерств, ведомств и других вышестоящих органов и осуществляется путем проведения комплексных проверок (ревизий) и тематических проверок в подведомственных организациях.

Аудиторский контроль осуществляется независимыми специализированными аудиторскими организациями или аудиторами-индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на указанный вид экономической деятельности. Этот контроль является независимым и представляет интересы всех пользователей финансовой отчетности.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется отдельными работниками, службами, комиссиями самой организации и направлен на повышение эффективности функционирования организации.

Общественный контроль проводится различного рода представителями общественных организаций и решает узко направленные вопросы (например, по месту жительства и др.).

По целевой направленности государственный контроль подразделяется на общегосударственный, отраслевой и специальный.

Общегосударственный осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами контроля и управления.

Отраслевой контроль организуется по отраслевому признаку: транспорт, торговля и так далее.

Специальный контроль проводят специализированные инспекции. Они проводят проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (Госархивнадор, Проматомнадзор).

По подведомственности контроль подразделяется на вневедомственный и ведомственный.

Вневедомственный контроль осуществляется специалистами контрольных служб независимо о ведомственной подчиненности и форм собственности проверяемых субъектов (например, Комитет государственного контроля РБ).

Ведомственный контроль проводится вышестоящим органом по принципу ведомственной подчиненности. Министерства, ведомства, комитеты, концерны проводят ревизии и тематические проверки в подведомственных организациях. Компетенция органов ведомственного контроля распределяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства.

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций.

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных операций.

Последующий контроль организуется после совершения хозяйственных операций на основе данных, зафиксированных в документах путем проведения проверок.

В зависимости от источников информации, используемых при выполнении контрольных функций, хозяйственный контроль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный контроль основывается на использовании первичных документов, учетных регистров и данных отчетности, в которых нашли отражение хозяйственные операции.

Фактический контроль основывается на установлении количественного и качественного состояния проверяемого объекта.

По методам осуществления контроль делят на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование и хозяйственный спор.

Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документальную проверку производственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период. Цель ревизии - получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.

Аудит– это независимая экспертиза финансовых отчетов и бухгалтерских балансов. Его целью является проверка достоверности баланса и финансовой отчетности предприятия, а также установление правильности ведения бухгалтерского учета, то есть его соответствие действующим нормативным положениям и стандартам.

Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике. Ее цель состоит в получении исчерпывающих данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике и выявление не используемых в организации резервов.

Экономический анализ-способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты хозяйственно- финансовой деятельности.

Обследование-ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте.

Расследование представляет собой способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, должностными злоупотреблениями, и размера причиненного ими материального ущерба.

Хозяйственный спор-это способ установления соблюдения законности и обеспечения законных прав организаций в хозяйственных взаимоотношениях.

Как утверждает В.А. Хмельницкий [43, с.54] без должного контроля невозможно организовать рациональное использование трудовых ресурсов, обеспечить сохранность активов субъектов хозяйствования всех форм собственности и видов деятельности. Поэтому правильная постановка контроля является обязательным условием перехода субъектов предпринимательской деятельности к рыночным отношениям. Необходимость решения этих задач требует совершенствования форм и методов контроля, среди которых наиболее действенными являются ревизия и аудит.

В.Н. Лемеш [17, с.58] в свое статье пишет о том, что контрольно-ревизионная служба является самостоятельным структурным подразделением органа государственного управления и подчиняется непосредственно его руководителю. В функции службы входит организации и проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных соответствующему органу государственного управления или входящих в его состав. В ходе проверок проводится анализ нарушений и злоупотреблений, и на этой основе составляются долгосрочные (на пятилетку) планы контрольно-ревизионной работы. Ежегодно эти планы уточняются.

Мы согласны с Вороновым Д.М [4, с.36], что для оперативности, снижения трудоемкости ревизии целесообразно автоматизация контрольно- ревизионной работы. Важно отметить, что современный уровень развития информационных систем и технологий позволяет успешно решить поставленную задачу.

Дополнительным стимулом внедрения автоматизации финансово-хозяйственного контроля является также постоянное расширение и обновление нормативной базы, а также автоматизация учетных процессов на объектах контроля. Процессу внедрения в практику деятельности контрольных органов средств автоматизации в немалой степени также способствует активное развитие методологии их деятельности, что позволяет формализовать многие контрольные процессы, изложить их в виде программ и заданных алгоритмов.

Значение внутреннего контроля как организационной системы трудно переоценить. Четкая и налаженная система внутреннего контроля позволяет совершенствовать управление производством, находить резервы повышения эффективности деятельности организаций.

По этому поводу Г. Шостик [46, с.66] считает, что служба внутреннего контроля может быть организована в виде следующих структур: ревизионной комиссии, группы контроля и так далее. Для организации работы службы внутреннего контроля важно четко определить сферу ее деятельности, полномочия и обязанности соответствующих специалистов, их подотчетность и подконтрольность. Это можно достигнуть, разработав в организации Положение о службе внутреннего контроля, которое будет содержать следующие разделы: «Общие положения», «Структура службы», «Задачи службы», «Функции службы», «Компетенция службы», «Ответственность», «Основные взаимосвязи службы с другими службами».

Целью проверки кассовых операций является установление правильности и законности ведения кассовых операций и полноты отражения их в бухгалтерском учете.

По мнению С.Данилковой [5, с.68] следует особо подчеркнуть, что приемы и процедуры контроля, используемые при проверке кассовых операций, зависят от того, кто будет осуществлять контроль: внешний независимый аудитор, представитель обслуживающего банка или специалисты органов государственного контроля. Проверка кассовых операций может проводиться как от частного к общему, так и от общего к частному, то есть как от изучения первичных учетных документов к формам бухгалтерской отчетности, так и от форм бухгалтерской отчетности к первичным учетным документам.

Иванова Н.Г [7, с.47]отмечает, что в организациях целесообразно проводить аудиторские проверки. С помощью информации полученной по результатом проведенной аудиторской проверки государственные органы смогут осуществлять контроль за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банки и другие финансовые органы смогут оценивать платежеспособность предприятия и вероятность возврата кредитов.

Предлагается следующий порядок проведения аудита кассовых операций: 1)инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств; 2)проверка правильности документального оформления операций; 3)проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств; 4)аудиторская проверка правильности списания денег в расход; 5) проверка соблюдения кассовой и финансовой отчетности; 6) проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета; 7) оформление результатов проверки.

Проверку по счетам в банках могут проводить специалисты Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, обслуживающего банка, аудиторы и другие.

Целью проверки операций по счетам в банках является установление правильности и законности открытия и функционирования счетов в банках, осуществления безналичных расчетов и полноты отражения их в бухгалтерском учете. В ходе проверки целесообразно установить количество открытых организацией счетов в банке как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных