Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Живопись русского предвозрождения.

 

Предвозрожденческие тенденции в развитии русской культуры наметились во второй половине XIV в. - несколько позже, чем на Западе и в Византии. Предпосылкой этих тенденций явилась прежде всего культурная общность Руси с христианской Европой, хотя и ослабевшая, но не исчезнувшая во второй половине XIII и первой половине XIV в., а во второй половине XIV и в XV в. начавшая вновь быстро развиваться. Стилеформирующая особенность Предвозрождения - появление повышенной эмоциональности в искусстве, иррационализм, экспрессивность, динамизм, мистический индивидуализм.

Предвозрождению на Руси в равной степени принадлежат такие различные творческие индивидуальности, как Феофан Грек и Андрей Рублев, Даниил Черный. В живописи и литературе усиливается стремление отразить индивидуальные образы персонажей, развивается интерес к темам материнства, к изображению страданий Христа и Богоматери, появляются элементы жанра, повествовательность, а в композицию вносится сильное движение. Для живописи и литературы имели значение по преимуществу стилеформирующие тенденции исихазма

Богоматерь Донская. Феофан Грек. ок.1392 г. Феофан Грек - Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище “Грек”. На Русь он приезжает в возрасте 35—40 лет. К тому времени Феофаном было расписано сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), в ту пору богатую генуэзскую колонию, а оттуда—в Новгород. Самая ранняя из его русских работ, упоминаемых летописью, — фрески Спаса Преображения в Новгороде. В 1395 году, вместе с Семеном Черным и своими учениками он приступил к росписи церкви Рождества Богородицы с приделом Лазаря в Московском Кремле. В 1399 году Феофан расписывал с учениками Архангельский собор, где изобразил на стене город. В 1405 году, со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым — Благовещенский собор в Московском Кремле. В Москве им был расписан также терем князя Владимира Андреевича Серпуховского, на стене которого он представил вид Москвы.

 

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире.

В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В конце XIV — начале XV века (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов.

В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря последней работой Рублёва.

Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV века; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах», часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1405) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

Существует предположение, что в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, среди икон, которые, по мнению ряда исследователей, могут принадлежать кисти Рублева, имеется автопортрет Андрея Рублева в образе Иуды Искариота.

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные

Архангел Михаил. Андрей Рублев. XIV-XV вв. Троица. Андрей Рублев. XV в.

Даниил Чёрный. Прозвище «Чёрный» известно по тексту «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII — начало XVIII веков), в более ранних источниках называется просто Даниилом. Летописи свидетельствуют о росписи Даниилом и Андреем Рублёвым Успенского собора во Владимире, причём Даниил назван первым, что может свидетельствовать о старшинстве и большей опытности Даниила. Иосиф Волоцкий называет Даниила учителем Рублёва.

Крупнейшим живописцем конца XV — начала XVI в. был Дионисий — представитель «рублевского» направления. Сохранившиеся росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, выполненные в 1502 г. (по другим данным, в 1495), изумительно красивы по своему колориту, значительны по содержанию. Специалисты отмечают близость взглядов Дионисия и Иосифа Волоцкого. Торжественная праздничность произведений художника соответствовала пышной церемониальное™ церковного обряда, который выражал осифлянские стремления к сильной и богатой церкви. Однако, решая вслед за Рублевым, религиозно-философские проблемы, пытаясь осмыслить назначение человека, Дионисий приближался к Нилу Сорскому, учившему отказу от мирской суеты, настаивавшему на необходимости религиозно-нравственного самосовершенствования человека. Отсюда проникновенный лиризм творчества художника, душевное благородство его героев. В том же направлении развивалось и творчество книжных миниатюристов, иллюстрировавших рукописи религиозных книг. В частности, «Евангелие» 1507 г., иллюстрированное сыном Дионисия — Феодосией, отличается утонченной нарядностью колорита и изяществом рисунка

Церковь при поддержке государственной власти установила жесткую регламентацию зодчества и живописи с целью воспрепятствовать свободному «самомышлению». «Образ человека в иконописи XVI в. становится более приземленным, лишается той высокой духовности, того внутреннего благородства, которыми наделяли его мастера XV столетия» (История искусства, с. 69). Великое изобретение — книгопечатание, заведенное в России в 1550-х годах, было использовано государством и церковью для укрепления феодально-клерикальной идеологии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материально-техническое обеспечение дисциплины. Учебные мастерские, в которых осуществляется подготовка студентов по дисциплине «Живопись» комплектуются профессиональным оборудованием (мольбертами | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных