Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исполнительная власть. Государственный комитет обороны (ГКО). Правительство КНДР и местные органы власти.




Формально Государственный Комитет Обороны (ГКО) относится к системе органов исполни­тельной власти, но на деле является высшим органом государственной власти вообще, выполняя исполнительно-распорядительные функции всех ветвей власти.

По Конституции он является «высшим руководящим военным органом государственной власти и общим органом управ­ления обороной» (ст.100). Формально он ответствен в своей ответственности перед BНС(cт.105), a срок его полномочий равен ВНС (ст. 101) – 5 лет.

- Государственный комитет обороны, согласно ст. 103 Кон­ституции: руководит вооруженными силами и оборонным строи­тельством;

- учреждает и ликвидирует центральные органы «в об­ласти обороны»;

- назначает и освобождает от должности высших воена­чальников;

- присваивает высшие воинские звания;

- объявляет военное положение и издает приказ о моби­лизации.

На деле функции ГКО шире и распространяются и на управление экономикой (во­енно-промышленный комплекс), внешней политикой и социальной сферой, поскольку в КНДР, «находящейся в со­стоянии войны», любому вопросу можно придать оборонное значение.

До 1992 г. Комитет обороны существовал как один из отраслевых комитетов Центрального народного комитета (тогда его председателем по должности являлся прези­дент КНДР – Ким Ир Сен). В принятых в апреле 1992 г. изме­нениях к Конституции ГКО впервые становится самостоятельным органом, тогда же из Конституции было изъято положение о занятии поста его председателя только президентом. Это позволило занять эту должность Ким Чен Иру как Верховному главнокомандующему КНА в порядке подготовки к наследованию власти. В результате в иерархии властных структур ГКО поднялся формально на второе место после Президиума ВНС.

В центр политической жизни ГКО был поставлен по окон­чании траура по Ким Ир Сену в сентябре 1998 г. Возглавляет ГКО Ким Чен Ир, его заместителями являются ведущие военачальники (Чо Мён Рок, Ким Ир Чер, Ли Ен My).[40] Члены ГКО (на сессии ВНС в сентябре 1998 г. избрано 10 человек, ранее было 7) – это военные и руководители спец­служб, входят лишь несколько гражданских лиц, да и те из хозяйственных руководителей, отвечающих за военную промышленность (секретарь ЦК ТПК, курирующий оборонную промышленность, председатель Второго экономического комитета, руководитель провинции Чаган, где расположено большинство оборонных заводов). Большая часть членов ГКО – старые соратники Ким Ир Сена. ГКО фактически не относится ни к какой из ветвей власти, что корейцами объясняется «сохранением военного положе­ния» в стране (по итогам Корейской войны заключено лишь перемирие), поэтому он может распространить свое влияние на любую сферу государственной и общественной жизни. Само наличие раздела о ГКО в Конституции трактуется в КНДР как юридическое закрепление проведения «политики приоритета армии» («сонгун»). Издаваемые ГКО постановле­ния и приказы обязательны для всех госорганов и граждан, являются нормативными ак­тами прямого действия.

Система взаимоотношений ГКО с другими госорганами неясна – в партийных организациях контрольные функции выполняет по его поручению Контрольная комиссия ЦК ТПК, на производстве и в ведомствах – Управление делами кабинета министров, в армии – Инспекторское управление МНВС. В отдельных случаях полномочиями представителей ГКО наделяются руководители парткомов предприятий или их директора. Отделы ЦК ТПК выполняют конкретные поручения ГКО (хотя Центральный военный комитет ТПК, очевидно, стал номиналь­ной организацией). Непосредственно на ГКО «замыкаются» ве­домства и государственные учреждения, не подведомственные кабинету министров. Среди них выделяются Министерство народных вооруженных сил, Оперативная группа ставки Вер­ховного главнокомандования КНА, Министерство охраны государственной безопасности, Главное управление правительственной охраны.

В состав правительства (кабинета министров) КНДР входят премьер, его заместители, министры, руководители ведомств и «другие члены» (ст. 118 Конституции). Формально срок пол­номочий правительства равен сроку полномочий ВНС КНДР. В Конституции перечислены 12 сфер обязанностей и полномо­чий КМ, включая создание и упразднение административно-хозяйственных единиц, разработку государственного плана и бюджета, руководство основными отраслями экономики и соци­альной сферы, финансовой системой, руководство «внешними сношениями», контрольно-ревизионные функции. В Конституции закреплено наличие президиума КМ (включающего премьера, его заместителей и назначенных членов), который на своих заседаниях «обсуждает и решает вопросы, порученные ему пле­нарным заседанием КМ» (которое обсуждает лишь «новые важные вопросы, возникающие в административно-хозяйственной работе» (ст. 122). КМ может иметь в своем распоря­жении помогающие его работе непостоянные отраслевые ко­миссии. КМ несет ответственность перед ВНС и Президиумом ВНС.

Вновь избранный премьер приносит присягу на сессии ВНС. В Конституции также закреплено право КМ издавать по­становления и распоряжения и право министерств и комитетом КМ делать то же применительно к соответствующим отраслям.

Среди ведомств, подчиняющихся кабинету министров, основную часть составляют министерства экономического блока в условиях планово-распорядительной экономики, выполняющие не только управленческие, но и непосредственно хозяйственные функции. Главным среди них является Государственный плановый комитет (Госплан), которому подведомственны плановые органы, пронизывающие всю ткань производственных единиц. В структуру отраслевых министерств обычно входят несколько подотраслевых управлений, плановое управление, управление внешних сношений, управление трудовой администра­ции, научные и учебные заведения соответствующего профиля.

Среди ведомств социального блока можно выделить Ми­нистерство здравоохранения, Министерство образования, Ми­нистерство труда, Министерство культуры, Комитет физкуль­туры и спорта, Академию наук, Комитет по радиовещанию и телевидению, Комитет по культурным свя­зям с заграницей, Управление туризма, Управление по обуст­ройству революционных исторических мест, Управление по приему зарубежных соотечественников и др.

Формально в систему кабинета министров входят и МИД, и Министерство народной (бывшей общественной) безопасности.

Министерством иностранных дел руководят министр, 1-й замминистра (Кан Сек Чу),[41] 7-8 заместителей министра. В состав МИД входят 8 территориальных департаментов, более десятка функциональных, Институт разоружения и мира. Важ­ные внешнеполитические функции выполняют формально общественные организации, такие как Корейский комитет защиты мира в АТР, Комитет по делам объ­единения Родины.

Структура и само существование ведомств в КНДР закрытая информация, функции многих ведомств не ясны, ряд служб скрываются за наименованиями отделов и управлений под номерами.

К местным органам власти в КНДР относят провинциальные, городские, уездные народные собрания и соответствующие народные комитеты, исполняющие законодательные и ад­министративные функции в период между сессиями народных собраний. Депутаты народных собраний избираются сроком на четыре года. Согласно Конституции (ст. 134), местные народные собрания выполняют следующие функции: утверждают местный план развития народного хозяйства и отчет о его выполнении; утверждают местный бюджет и отчет о его выполнении; принимают меры для исполнения законов государства на их территории; избирают и отзывают руководителей и членов народных комитетов; то же в отношении судей и народных заседателей; отменяют спорные постановления народных комитетов и нижестоящих органов.

Срок полномочий местных народных комитетов равен сроку полномочий соответствующих народных собраний. Народные комитеты ведут административно-хозяйственную и распоряди­тельную деятельность на местах, составляют и исполняют план и бюджет, руководят деятельностью нижестоящих единиц, обес­печивают выполнение распоряжений вышестоящих инстанций. При этом они подчиняются вышестоящим народным комитетам и кабинету министров (напомним, что по Конституции 1998 г., Центральный народный комитет был упразднен). Местные на родные комитеты проводят пленарные заседания и заседания своего президиума. Местные комитеты имеют отраслевые комиссии по направлениям их деятельности.

 

Вопросы

1. Что такое ГКО, каковы его функции и место в системе исполнительной власти в КНДР?

2. Каковы полномочия правительства (КМ) в КНДР?

3. Какие местные органы власти существуют в КНДР?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных