Раздел 10 Миф как феномен культуры
Подходы к определению сущности мифа: Функционалистский (Б. Малиновский): миф – средство поддержания традиции, организации и упорядочения отношений внутри родовой общины.
Этнографический (Л. Леви-Брюль): – мифическое мышление как дологическое. Закон партиципации (сопричастия), устанавливающий мистическое соответствие между различными объектами.
Структуралистский (К. Леви-Строс): миф – логический инструмент для разрешения фундаментальных противоречий. Принцип бинарных оппозиций. Бриколаж как способ структурирования мифа.
Психоаналитический (К. Г. Юнг): мифология как манифестация коллективного бессознательного. Архетипы и сюжеты мифов.
Онтологический (А.Ф. Лосев): миф – развернутое магическое имя. Основные характеристики мифосознания: синкретизм, практичность, универсальность. Миф – соединение абстрактной идеи и чувственно-конкретного образа, воспринимающееся как безусловно достоверное представление о мире (непосредственная реальность). Миф и символ, миф и ритуал, миф и вещь. Соотношение мифа с религией, искусством и наукой. Миф как эстетический феномен и прецедент, образец для подражания (М. Элиаде).
Функции мифа: формирование определенной картины мира и жизненного сценария.
Архаичная мифология. Мифологические пространство и время. Виды мифов: космогонические, этиологические, героические, календарные, инициальные. Смысловые слои первобытных мифов.
Современная мифология. Концепция Р.Барта – трактовка мифа как идеологии, искажения реальньности.
Политические, социальные и паранаучные мифы. Мифы массовой культуры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|