Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нарциссическая личность




Нарциссическая личность— человек, занятый исключительно собой. В ситуации риска, связанной с глобальными проблемами современности, непредсказуемостью общест­венного развития и сложностями освоения множества образцов современной культуры, человек уходит от ответственности, занимается исключительно собой. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение вопросов об источниках творчества, взаимодействии личности и общественного и культурного окружения, свободы и ответственности личности.

Главной темой будущего должна стать тема места человека в новом мире, его осознанного права и ответственного выбора.

Инкультурация

Инкультурация - это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм,

практических рекомендаций в повседневной жизни. Практика - основа человеческого

самоутверждения в истории. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в

группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы прежде всего в языке - в устной и

письменной речи, письме и чтении.

Инкультурация предполагает наличие таких социально-культурных элементов, как

лингвистическая система, ценностно-смысловые ориентиры, процедуры развития

творческой деятельности, совокупность накопленных достояний в культуре.

Первымусловием инкультурации должно быть самоутверждение человека во времени.

Для этого ему необходимо

присваивать полученные умения, способности, готовить возможности для творчества и

таким образом обретать определенную независимость от природных, общественных

условий в постоянно меняющихся обстоятельствах.

Это покорение времени человеком происходит через создание автономного культурного

пространства.

Вторымусловием «завоевания» культуры становится присвоение различных способов

видения. Иметь возможность видеть - значит иметь возможность предсказывать путем

«чтения» пространства.

Но наиболее важным в этом процессе для современного человека становится овладение

знанием.

Социализация

Социализация - это процесс выработки человеком социальных норм и правил общества, чтобы стать активным, полноценным членом общества, сформировавшейся личностью. В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача ему основных форм социокультурного опыта.

В семье, в школе, в высшем учебном заведении индивид осваивает необходимые навыки, приобретает знания, приобщается к культурным нормам и традициям. Социализация -это также имитация, идентификация индивида с Другими.

Другими могут быть родители, учителя, сверстники, любимые актеры, литературные персонажи, герои телевизионных передач и т.д.

Существует множество разных трактовок процесса социализации. Французский социолог Г. Тард считал, что в основе социализации лежит принцип подражания. Американский со­циолог Т. Парсонс видел в нем процесс интернациализации общественных норм, вбирание информации о значимых Других. Американский социолог Дж. Смелзер отмечал, что социализация это приобретенный людьми опыт и осознанные ценности, требуемые для их социальных ролей. Социализация дает человеку возможность взаимодействовать с другими людьми, а также способствует передаче опыта от поколения к поколению.

В социализации видели непрерывный процесс (Дж. Мид), ответ на кризис (3. Фрейд), постоянный рост (Э. Эриксон).

В процессе социализации личностная, или частная, и социальная сферы находятся в постоянном взаимодействии, взаимоопределении. Частная сфера (система личностных взаимоотношений) выражает общественное (публичное) мнение, вступая с общественными институтами в публичные диалогические отношения (Ю. Хабермас). Следует всегда помнить, что процесс социализации в итоге всегда становится процессом самоопределения.

В каждом обществе и культуре постепенно формируется определенный процесс социализации личности. Особенности типов социализации зависят от исторически-конкретной структуры общества и от типа культуры. Можно выделить особенности

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

социализации в первобытно-общинном, античном, феодально-европейском, крепостнически-восточном, капиталистическом, социалистическом обществах. Их также можно выявить в восточных, европейских, российской, американской, африканской культурах и др. Налицо особенности социализации в традиционном, индустриальном, постиндустриальном обществах.

Рассмотрим последний вариант типов социализации более подробно, так как на его примере можно выявить и в сжатой форме показать историческое развитие типов социализации. Сделаем это на примере института детства и юношества. В традиционном обществе практически не существовало специализированных институтов социализации. Примитивный человек не делает ничего такого, чего бы не делали его предки. Повторение действий в точности, до мельчайших деталей - такова схема его поведения. В этом был свой смысл. Молодой человек наследует от своих предков трудовые навыки и способности, которые с великим трудом приобретены ранее, годами уясняет себе полезность работ, начинает смутно ощущать свою связь с культурой прошлого. Это вырабатывает у него способность добровольно и свободно выполнять общественно необходимые работы. Накопление опыта и правил создает возможность прогресса в развитии культуры.

Но постепенно изменения, связанные с процессом индивидуализации, специализации в культуре, касаются и семьи. Они модифицируют отношения внутри семьи как той главной среды, в которой оформляется индивидуальность. Это относится к изменениям в отношении к детям. На детей начинают обращать внимание в связи с необходимостью формировать судьбу каждого.

Сначала в античной культуре, позже при монастырях в Средневековье, затем в эпоху Возрождения создаются школы. Уже в XVI в. появляются две концепции детства. В первой ребенок рассматривается как очаровательное существо, нуждающееся в защите и воспитании, во второй- как несформированное создание, имеющее потенциал стать хорошим или плохим, а взрослые должны заботиться о том, чтобы он вырос хорошим. Отсюда необходимость создания социальных институтов, выполняющих эту функцию. С появлением и распространением печатной продукции внимание к детству усиливается. Печатное слово, литература сделали ребенка ребенком, разделив мир взрослых и детей. Чтобы прочесть книгу, требуется овладение специальным кодом - чтением. Для этого необходимо развитие специальных навыков. Мальчиков в XVII в. отдают в школы с целью обучения с помощью символов.

Внимание к внутреннему миру обусловливает новые требования к воспитанию детей. Например, пуританская идеология воспитания ребенка сводилась к тезису о том, что дети изначально безнравственны и нуждаются в строгой опеке. Естественное Я - враг истинного Я. Чтобы воспитать религиозного человека, надо сломать его волю. Для этого была выработана четкая программа, сводившаяся к строгому послушанию и подчинению воле родителей. Дети вырастают в изолированных семьях, в которых культивируется авторитет родителей. Основной ценностью считается труд. Самодисциплина, разумность, рациональность, преодоление собственных импульсов к лени, греху, поиску легкой жизни - основные ценности процесса воспитания.

К XVIII в. с развитием индустриального обществаоформляется интерес к детству как особому этапу жизнен-

ного пути. Создаются различные философские и религиозные доктрины, стремящиеся

спасти детские души. Дж. Локк и Ж.Ж. Руссо определили детство как уникальный этап

человеческой жизни.

С XVIII в. распространяется так называемый навязчивый стиль воспитания ребенка.

Полный контроль, тренировка воли, подготовка к будущей жизни — неотъемлемые

ценности быстро набирающего темпы и власть процесса обучения.

В условиях возрастания значения субъективного фактора общества и недостаточной

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

эффективности прежних механизмов социализации рождается новый институт — всеобщая и обязательная школа.

В XIX в. впервые появляются концептуальные подходы к исследованию юношества как особой жизненной категории. Юношество — особое время для истории. Переход от детства к взрослой жизни, выбор основных ценностей, а также карьеры происходят в этот важнейший для жизненного пути период. Категория «юношество» возникает в период 1870—1900 гг.

Социальный и экономический статус юношей и девушек изменился в сторону большей зависимости от взрослых, меньшей ответственности, но в то же время и необходимости выбирать из достаточно большого спектра возможностей. Таким образом, юношество стало стадией наибольшего конформизма, уязвимости, пассивности и нерешительности. Взрослые должны воспитывать, уделять внимание внутреннему миру, особенно эмоциональному, формировать его, ведь от этого зависит будущее. Молодых людей, как и детей, пестуют, любят, о них заботятся.

Викторианская эпоха характеризуется «полузависимостью» юношей иг девушек от родителей: экономическая зависимость и независимость от контроля за повседневной жизнью (свои карманные деньги, личные друзья и школьная жизнь). Так возник зависимый и в то же время изолированный статус молодежи, который американский психолог Э. Эриксон назвал «психосоциальный мораторий». Он характеризуется следую­щими свойствами: переходность, изоляция от основных тенденций в обществе, недостаток обязательств, необходимость выбора собственного жизненного пути. Проблема выбора к

XIX в. начинает играть ведущую роль в становлении собственного жизненного пути. Концепция юности появляется не случайно. Существенно усложнились задачи, стоящие перед молодежью. Необходимость выбора профессии, супруга или супруги, друзей предъ­являет новые требования к качествам личности. Теперь моральный и религиозный выбор уступили место «выбору характера». Когда нельзя доверить свою судьбу одной идее (социальные конфликты XIX-XX вв. это отчетливо показали), остается один выход -положиться на самого себя; идеи и социальные стандарты могут потерять свою значимость, поэтому выбор своего Я, своего характера, будущей профессии, приоб­ретение необходимых для этого знаний выступают на первый план. Молодые люди дольше, чем это было раньше, живут дома с родителями. Заботиться о молодых начинает общество. Во всех слоях общества создаются социальные институты, выполняющие эту задачу: школы, университеты, специальные, профессиональные, общественные организации. Школа становится самым значительным местом формирования карьеры, жизненного плана. Но она также становится универсальной в образовательном плане, более нет строгой профессиональной дифференциации. В XX в. соответственно социальным запросам расцветает культура семейного договора, развиваются новые формы социализации. Ребенок учится управлять жизнью цивилизован­но, взаимодействуя с родителями посредством договора, а не путем принуждения со стороны родителей. Помимо семьи, школы роль социализирующего фактора выполняют средства массовой коммуникации, например телевидение. Ранее изолированный от многих проблем и тем, теперь ребенок получает «окно» во взрослый мир. Таким образом, на примере рассмотрения института детства можно сделать вывод, что по мере развития культуры, изменения социальных отношений, роста требований к образовательному и культурному уровню человека происходит развитие и совершенствование новых способов социализации личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных