Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Религиозно-мифологические представления




Япония - страна, уникальным образом совместившая две религии: синтоизм и буддизм. Даже сейчас проводимые социологические опросы показывают, что синтоистами и буддистами одновременно считают себя 90% населения страны.

Синтоизм - древняя и оригинальная японская религия (сложилась в VI-VII вв.), представляет собой обожествление сил природы и душ умерших предков. Синтоизм одушевляет буквально все: умерших предков, животных, растения, горы, реки, камни. Синтоизм вплоть до конца Второй мировой войны оставался государственной религией Японии, основываясь на принципе божественности императорской власти и самой фигуры правителя. Главной заповедью синтоизма было безусловное повиновение императору.

Важную роль в синтоизме играет культ предков, отдельные обряды и ритуалы которого заимствованы в Китае. Считается, что души умерших предков превращаются в «ками» (это общее название для всех духов и богов). По-японски религия называется «камидо» (путь богов), синтоизм - это ее китаизированное название, вошедшее в религиоведение.

Синтоистский пантеон огромен, в священных текстах говорится о миллионах «ками». Видное место в нем занимают императоры и выдающиеся исторические деятели Японии. Среди «ками» есть своя иерархия: высшими являются небесные ками-боги, затем земные «ками» той или иной местности и, наконец, ками-духи, проявлением существования ко­торых служат явления природы и предметы. В мифологии синтоизма отражена вера японцев в магию, в то же время отсутствует миф о творце мироздания. • Синтоизм как религия обращен к земной жизни и в меньшей степени, чем буддизм, интересуется жизнью потусторонней. Синтоистскими ритуалами обычно сопровождаются события земной жизни человека - свадьба, рождение детей, тогда как похороны и поминовение предков осуществляют по буддийским канонам.

Буддизм в отличие от синтоизма, чисто национальной религии, был привнесен в Японию извне. Он получил распространение здесь с середины VI в. и оказал огромное влияние на культурную жизнь японцев. У буддизма и синтоизма сложился общий пантеон богов. Считалось, что тот или иной будда проявляет себя через синтоистское божество. Боги синто были включены в буддийский пантеон в качестве бодхисаттв. Японский буддизм не был единым учением, а развивался различными школами (сектами). Особую известность и в Японии, и за рубежом, приобрела секта дзен-буддизма (японское слово «дзен», как и китайское слово «чань», означает медитацию). Дзен-буддизм проповедовал мистическое самоуглубление и внеразумное постижение истины. Последователи дзен отказались от ритуальности, не признавали духовных авторитетов и норм, не доверяли слову и тексту как форме передачи высшей истины и логическому мышлению как способу ее постижения, полагая, что достичь сатори (просветления) можно лишь путем мистического созерцания. Дзенские монахи перенесли внимание на эстетическое переживание как на возможность непосредственного постижения истины через произведения искусства. Вследствие этого дзен-буддизм оказал значительное влияние на японскую эстетику и художественную культуру, внес существенный вклад в духовное возрождение Японии и формирование национальной психологии.

Мир повседневности

Как отмечают исследователи, у японцев ощущение принадлежности к социальной группе, в

качестве которой выступают семья и соседи, сослуживцы и земляки, выражено острее, чем в

любой другой культуре, за исключением разве что китайской.

Для социального поведения японцев характерна эмпатия (способность сопереживания другому

человеку). Стремление понять другого и действовать в соответствии с его ожиданиями стоит на

первом месте в поведении японца, предполагая в свою очередь зависимость от другого.

Японцам свойственна и особая статусность общения: каждый человек располагается на своей

ступеньке социальной лестницы, строго выполняя обязанности и пользуясь правами и при этом

стараясь не переступить грань дозволенного.

Современные авторы, описывая привлекательные стороны японского национального характера

(умение избегать соблазнов, отделять добро от зла, восторгаться красотой), не обходят негативные

характеристики: формализм, бюрократизм и авторитаризм.

В поведение японцев глубоко проник традиционализм, став важнейшей чертой национального

характера. Сложившиеся традиции закрепляют национальные, культурные и бытовые обычаи

японцев. Именно традиционализм помог японцам не просто заимствовать иноземную культуру,

вначале китайскую, а потом и западную, но и сделать ее органичной. Япония оказалась страной,

открытой к культурному диалогу в гораздо большей степени, чем Индия или Китай. В Японии

традиции успешно сочетаются с усвоением нового.

После периода изоляции Япония уже не прибегала к искусственным барьерам против внешнего

культурного натиска, не отталкивая новые элементы, а ассимилируя их. Любой элемент чужой культуры осваивался здесь прагматично, в соответствии с потребностями самой Японии. В этом процессе просматривался японский этноцентризм — способность поставить во главу угла интересы своей страны и действовать исходя из них. Именно в Японии за два последних века удалось наиболее успешно провести этот принцип последовательно и с наименьшими потерями.

В обыденной жизни японцев характеризуют вежливость и аккуратность, бережливость и терпеливость, усердие и самообладание. Эти черты определены буддизмом и его проповедью сдержанности и терпения. Покорность и смирение по отношению к власти — неписаное правило поведения японцев.

Важнейшим принципом, подчиняющим себе все аспекты жизни японца, было выполнение обязанностей. Даже вступить в брак японец (тем более японка) должны были не по влечению сердца, а чтобы иметь семью, потомство и чтить память предков. Супружество было подчинено интересам семей и групп, и молодые могли даже не знать друг друга до вступления в брак, что было принято, например, в семьях самураев.

Японских девушек воспитывали в послушании своим родителям, затем мужу, а в старости и выросшим детям. Замужняя японка должна была соблюдать абсолютную верность мужу. Строгие семейные нравы соседствовали с институтом гейш - японских гетер, обученных пению, танцам, чайной церемонии, традиционным японским искусствам и умению развлечь гостя. Гейши, самые образованные женщины в Японии, создали специфическую японскую культуру развлечения, до сих пор тщательно оберегаемую.

Систему образования в Японии можно назвать одной из причин того подъема, который пережила страна. Начиная с эпохи Мэйдзи японцы стали уделять особое внимание системе образования. Сейчас в стране взят курс на всеобщее высшее образование. В основе японской системы образования лежит определенная философия, связанная с религиозными принципами. Например, синтоизм учит японцев поклонению предкам и природе и формирует чувство национальной исключительности. Самурайский кодекс поведения (бусидо) ориентирует японца на воспитание воли, мужества и скромности. Буддистские идеи целеустремленности, самодисциплины и ограничения желаний также входят в японскую систему воспитания. Положения конфуцианства о важности постоянного обучения и сдачи экзаменов воплотились в конкретные педагогические методики. Погоня за образованием и успехом имеет и свою оборотную сторону. Социологи уже отметили, что ежегодно в Японии происходит всплеск молодежных самоубийств сразу после объявления результатов вступительных экзаменов.

Искусство

Синтоизм и буддизм повлияли не только на формирование национального характера японцев, но и

на искусство.

Если европейские художники исходят из принципа «человек — мера всех вещей», то в

художественной жизни японцев мерой всех вещей является природа. Для японцев каждое явление

самоценно, все имеет свое божество. На природу японец смотрит как на существующую саму по

себе и требующую благоговейного к себе отношения. В синтоизме нет границ между богами и

людьми. Такая картина мира во многом определила особую одухотворенность японского

искусства, способность японцев к восприятию и эстетизации самых незначительных (на взгляд

западного человека) природных событий и перемен.

Философско-эстетические взгляды дзен-буддизма были реализованы в традиционных японских

искусствах -японской поэзии в жанре хайку, японской живописи и керамике, театре, стрельбе из

лука и боевых искусствах, чайной церемонии и икебане.

«Вкус чая - это вкус дзен», - говорили японцы. Действительно, принципы дзен наиболее полно

реализовались в чайной церемонии, истоки которой относятся к XII в., а окончательное

формирование - к XV-XVI вв.

Чайная церемония на время как бы выключает ее участника из повседневности, сосредоточивает

его на переживании красоты, открывает ему путь к просветлению вне зависимости от его

социального статуса.

Тядзины (мастера чая) в немалой степени воздействовали на развитие прикладного искусства.

Тядзин - тончайший знаток ритуала — готовил чай, поддерживал и направлял беседу, создавал

утварь для проведения обряда; многие из них были известными архитекторами и художниками.

Особого развития в Японии достигла керамика, что связано с тем значением, которое придавалось чайной церемонии. Японская керамика отличается крайней простотой форм и декора, использует красоту самого материала, отказывается от серийности (все изделия строго индивидуальны). Особая эстетика чайной церемонии повлияла на многие виды и жанры

японского искусства - архитектуру, живопись, каллиграфию, керамику. В Японии сложилась особая культура восприятия предметов искусства, основанная на поэтико-метафорическом мышлении, позволяющем раскрыть внутренний смысл произведения через образ-символ, образ-знак. Признавался лишь минимум художественных средств. На этой основе были разработаны эстетические категории: ваби - красота бедности, суровая простота, шероховатость и одновременно изысканность; саби - прелесть старины, печать времени; югэн - не выразимая словами истина.

Эстетика дзен лежит в основе таких жанров японской поэзии, как хайку и танка. По мнению знаменитого популяризатора дзен-буддизма Д. Судзуки, влияние дзен на поэзию куда сильнее, чем на философию, поскольку поэзия воздействует не на разум, а на подсознание. Хайку состоит из трех строк. Столь миниатюрная поэтическая форма требует от поэта не описания чувств, а лишь намека на них, способного вызвать цепочку ассоциаций и переживаний читателя и слушателя. Такое стихотворение могло родиться лишь сразу, в особом состоянии мгновенного озарения. Дзенское искусство медитации было по сути дела подготовкой к творчеству поэта и сотворчеству читателя и слушателя. Понять поэтические миниатюры можно было также в состоянии мистического озарения. Содержание их считалось неисчерпаемым. Хайку часто таит в себе скрытый смысл, понять который можно, лишь погрузившись в медитацию. Хайку иллюстрирует такую черту японского характера, как развитое подсознательное начало. Все виды японского искусства подчиняются идее подсознательного как ведущего принципа жизни, что проявляется и в театрах Но и Кабуки, и в японской жизни.

Во второй половине XIV - XV в. появляется пейзажная монохромная живопись на свитках, на стилистику и образность которой повлияли дзенская эстетика и монохромный китайский пейзаж периода раннего Средневековья.

Для того чтобы отразить реальность, художнику необходимо слиться с окружающим миром, учили наставники дзен. Художник должен не копировать внешние явления, а передавать свое видение действительности, свой внутренний мир. Нужно пережить состояние единения с природой, внутреннего озарения. Тех-

ника японской живописи тушью на рисовой или шелковой бумаге исключала возможность наброска или исправления. Движение кисти художника могло быть единственно верным. Подобно поэту, он давал лишь намек, а все остальное делал талантливый зритель, способный не только воспринять образ, но и развить, дополнить его. Японская живопись необыкновенно оригинальна. Она характеризуется каллиграфической тонкостью, деликатным колоритом, использованием особой плавающей перспективы. Тематика живописи — повседневная жизнь и пейзаж в монохромной черно-белой технике. Изображались утренние и сумеречные состояния, заснеженная природа.

В XVIII в. появилась цветная ксилография (школа укиё-э). В ней работали знаменитые художники Хокусай и Утамаро. Японская ксилография была хорошо известна в Европе и оказала заметное влияние на европейскую живопись, особенно на импрессионистов.

Модернизация

Япония успешнее других стран Востока с традиционными культурами осуществила модернизацию. Сейчас она находится в авангарде постиндустриальной цивилизации. «Японским чудом» стали интересоваться исследователи. Появилось огромное количество книг, посвященных японской культуре и японскому национальному характеру. Среди них есть серьезные культурологические исследования; в первую очередь надо назвать книгу Р. Бенедикт «Хризантема и меч» (1947), написанную по поручению американского военного командования, принимавшего решения о послевоенном будущем Японии.

В истории Японии период мирового колониализма совпал не с состоянием кризиса страны, как в Индии и Китае, а, напротив, с бурным подъемом в эпоху Мэйдзи. Япония не стала ни колонией, ни полуколонией. Она смогла без внешнего вмешательства провести модернизацию страны, сохранив исторические традиции прошлого.

Реформы императора Муцухито отменили социальные различия, была введена всеобщая воинская повинность, подорвавшая позиции самураев, стала развиваться промышленность,

были проведены аграрная реформа и реформа в области образования. В самом конце XIX в.

монархия стала конституционной, был созван парламент.

Самураи исчезли как сословие, но самурайский дух сохранился. Япония развязала войну с Кореей,

а затем с Россией и Китаем. В годы Второй мировой войны Япония была союзницей гитлеровской

Германии. Политике Японии той поры были свойственны милитаризм и откровенная

агрессивность.

Поражение Японии во Второй мировой войне привело к трансформации внутренней структуры

общества. В отличие от Китая, который длительное время относился к заимствованиям с

осторожностью, Япония активно использовала новшества.

Развитие японской экономики в значительной степени обусловлено уникальной системой

управления. Организация японского менеджмента стала предметом изучения западных

социологов и психологов. Выяснилось, что управление персоналом в Японии осуществляется во

многом согласно традиционным принципам. Например, на крупных предприятиях в соответствии

с принципом патернализма принят долговременный, фактически пожизненный наем работников,

на основании которого и раньше складывались общественные отношения в Японии.

Уважение к старшему всегда было нормой поведения японцев. Принцип старшинства лежит и в

основе современного управления: определяющими являются возраст и годы работы. Молодому и

способному менеджеру практически невозможно занять место своего начальника, пока тот не

выйдет на пенсию или не будет повышен в должности. Казалось бы, это не должно способствовать

успеху бизнеса. Но все наоборот. Исчезает опасность потери должности, нет угрозы

«подсиживания» и неожиданного увольнения, поэтому улучшается атмосфера в коллективе: все

работают на общее дело, а не только ради собственного продвижения.

Еще одна особенность японского менеджмента связана с учетом групповой психологии.

Внедрение идеалов групповой (семейной) психологии в управление способствует повышению

производительности труда. Ведь самой важной чертой японской психологии является стремление

к процветанию семьи. Перенесение этих традиций на производство укрепляет позиции фирмы.

Японская система управления ориентирует

менеджеров на проявление внимания к подчиненным, их опеку и защиту. На предприятиях функционируют малые группы численностью 4-6 человек. Именно так реализуется национальная приверженность к групповому взаимодействию.

Исследователи управления предприятиями в Японии отмечают также культивирование корпоративного духа фирмы, преданности ее идеалам. Практикуются ритуалы и собрания, существует форменная одежда и девизы, рабочий день начинается с построения работников, отводится время производственной зарядке. Различные развлекательные мероприятия, спортивные соревнования, торжества и юбилеи часто проводятся за счет фирмы, все это повышает отдачу работника, стимулирует увеличение производительности труда.

«Японское чудо» — это не только чисто экономические успехи и высокие технологии, но и улучшение качества жизни. Достаточно сказать, что сейчас средняя продолжительность жизни японских мужчин и женщин составляет около 80 лет и является самой высокой в мире. Японцы объясняют это тем, что после Второй мировой войны резко возросло качество медицинского обслуживания, была введена система национального медицинского страхования, улучшилось качество продуктов и изменилась структура питания.

Увеличение продолжительности жизни японцев показывает, что и в этом им удалось удачнейшим образом совместить старые традиции и заимствованные извне новшества. Японцы считают традиции «разумом истории», поскольку именно они поддерживают равновесие между хорошим и дурным.

Так, производя и экспортируя огромное количество продуктов, японцы возрождают интерес к рису как основе здорового питания. Традиционное почитание риса имеет для них как практический, так и мистический аспекты: рису отводят особое место среди блюд, подаваемых на свадьбах и похоронах. Японская пословица гласит, что чем больше в рисе зерен, тем ниже он склоняет свою голову. Так и человек: чем он сильнее, тем скромнее он должен быть по отношению к окружающим. Скромность, стремление не выделяться и готовность идти на уступки всегда считались японцами основными добродетеля-

ми. Чувства так же, как и права отдельного человека, стоят на втором месте после благосостояния группы.

Урок, который можно извлечь из исторического опыта Японии, заключается в том, что приверженность традициям не препятствует преобразованиям. Не исключено, что лишь на этой основе в перспективе будет возможно преодолеть крайности как западного техницизма, рационализма и эгоцентризма, так и нивелирующего личность коллективизма, восточной пассивности и созерцательной консервативности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие черты характерны для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа?

2. Что определяло картину мира человека традиционных культур?

3. На какие периоды делится история культуры Индии? Китая? Японии? Почему?

4. Назовите существенные отличия в социально-политических системах традиционных обществ: а) Индии и Китая; б) Китая и Японии.

5. Почему странами буддизма считаются Китай и Япония, а не Индия, где впервые появилась эта религия?

6. Объясните, в чем выразилось влияние на искусство Японии: а) религии синто; б) дзен-буддизма.

7. В чем вы видите сходство, а в чем различие между миром повседневности традиционных культур Индии и Китая?

8. Что такое модернизация? В чем состоят особенности модерниза-ции в каждой из рассматриваемых культур?

9. Что называют «японским чудом»? Как его объясняют исследователи?

ЛИТЕРАТУРА

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М., 1994.

Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.

Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1991.

Кульпин Э.С. Восток // Человек и природа на Дальнем Востоке. М., 1998.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

Мень А.В. Культура, христианство, церковь: Лекции и беседы. М., 1995.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1994.

Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М., 1997.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных