Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сухопутные границы России




Государства Длина границы, км Государства Длина границы, км Государства Длина границы, км
Норвегия   Польша   Казахстан  
Финляндия   Беларусь   Китай  
Эстония   Украина   Монголия  
Латвия   Грузия   КНДР  
Литва   Азербайджан   Всего  

Политическая ситуация по границам находится в различной степени разрешения:

1. Окончательно согласованы и обозначены на картах (делимитированы) и демаркированы (обозначены на местности с созданием необходимой по международным правилам пограничной инфраструктуры) границы с Норвегией, Финляндией, Польшей (в Калининградской области), Монголией и КНДР.

2. Близится к завершению процесс разграничения с Эстонией и Китаем.

3. Делимитированны, но не демаркированны границы с Литвой (в Калининградской области), Беларусью (с этим государством у России создан Союз, поэтому границы фактически "прозрачны"), Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном (2000-е годы осуществляется демаркация).

4. Остаются несогласованными (неделимитированными ) границы:

Таблица 2.2

Страна Проблемы
Латвия предъявляет территориальные претензии на Пыталовский район Псковской области (передан в состав РСФСР в 1944 г. по взаимному соглашению с Латвийской республикой; в буржуазной Латвии - г. Абрене и Абренский уезд).
Эстония Имела, но уже сняла претензии на Занаровье (г. Ивангород и прилегающая территория в Ленинградской области) и Печорский район Псковской области, которые в бытность ее буржуазного развития (1918-1940 гг.), согласно Юрьевского договора 1920 г., входили в состав Эстонской республики и в 1944 г. по обоюдному согласию были переданы РСФСР.
Япония претендует на южную часть Курильских островов (т.н. "северные территории") - о-ва Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи, что связано с историческими, юридическими и терминологическими обстоятельствами: 1. первый р/я пограничный договор подписан в 1855 г., в нем Курильскими были помечены 18 островов к северу от Итурупа. 2. эта же терминология используется и во втором р/я пограничном договоре 1975 г., в связи с чем японская сторона считает, что четыре южных острова никогда не входили в понятие "Курильские острова". 3. в третьем р/я - Сан-Францисском договоре 1951 г. Япония отказалась от южной части Сахалина и Курильских островов, при этом в договоре ничего не говорится об о-вах Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряды Хабомаи) и Япония считает, что не отказалась от них, а РФ считает, что Япония по Сан-Францисскому договору отказалась от всех прав и претензий на все острова, включая спорные территории.
США Несогласованно разграничение Берингова моря, т.к. по соглашению 1990 г. граница в акватории моря прошла не на равном удалении от американских и российских берегов, а ближе к территории России, в результате чего 70% Берингова моря должно находиться под юрисдикцией США. Россия утратила 13,2 тыс. кв. км морского пространства, богатого рыбными ресурсами, а зона шельфа - нефтью и газом. Это соглашение российской стороной не было ратифицировано и применялось на временной основе.
Страны Каспия (Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Иран, Россия) Разграничение Каспийского моря у РФ осуществлено лишь с Казахстаном: по срединной линии дна (если ресурсы нефти и газа окажутся в "морском приграничье", их освоение возможно только на паритетных началах), а водное пространство остается в общем пользовании. (Шельф Каспия которого богат запасами углеводородного сырья, а акватория - рыбными ресурсами).

Морские границы РФ регулируются согласно Закона РФ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 16.07.1998 г. {Государственной границей РФ является внешняя граница территориального моря - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от линии наибольшего отлива вдоль берега, указанной на официально изданных в РФ морских картах}.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ обладает исключительной экономической зоной, статус которой регулируется Законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 18.11.1998 г. {Исключительная экономическая зона РФ - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему. Внутренней ее границей является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ}.

После распада СССР геополитическое положение России существенно изменилось. Появился ряд неблагоприятных его черт.

Во-первых, значительны территориальные потери - свыше 5 млн. кв. км. Это в основном наиболее благоприятные с природно-климатической точки зрения регионы. В результате почти 3/4 территории страны сейчас составляют районы Севера.

Во-вторых, на западе появилась "буферная" зона, отделяющая территорию России от стран Европы, вследствие чего:

· утрачены ранее налаженные тесные внешнеэкономические связи;

· значительная часть экспортно-импортных операций осуществляется через транспортные транзитные узлы других государств, за что РФ ежегодно выплачивает миллиарды долларов (это касается экспорта природного газа через Украину и нефти через порты стран Балтии). Политическая ситуации в Европе складывается так, что экспорт нефти и газа в ближайшем будущем может попасть под контроль НАТО, учитывая стремление некоторых государств стать его членами. Такая геополитическая ситуация вынудила строить новые экспортные газопроводы через территорию Беларуси и Польши.

В-третьих, Россия лишилась ряда крупных и современных морских портов на Балтийском и Черном морях, через которые прежде осуществлялись внешнеэкономические связи. На Балтике остались порты в Санкт-Петербурге и "анклавном" Калининграде, на Черном море - в Новороссийске и Туапсе, что вынуждает строить новые и существенно расширять действующие порты.

В-четвертых, границы России с большинством бывших союзных республик, а у них - с другими государствами остаются фактически "прозрачными" и через них едет поток контрабанды, оружия, наркотиков, нелегальных иммигрантов.

В-пятых, распад СССР привел к тому, что большое количество этнических россиян (русские, татары, башкиры и другие народы, имеющие в России свои государственные образования) оказалось за рубежом страны, что стимулирует их масштабную миграцию в Россию, вызывающую определенные социально-экономические проблемы. Кроме того, оказались рассечены некоторые российские транспортные коммуникации (Транссиб, Средне- и Южно-Сибирская железнодорожные магистрали, системы трубопроводов, линии высоковольтных электропередач Сибирь - европейская часть страны).

В-шестых, центробежные (сепаратистские) тенденции советского периода находят свое продолжение в современных геополитических условиях России, в частности в северокавказском регионе.

Вместе с тем за прошедшее после распада СССР десятилетие Россия оказалась в "фокусе" экономических связей Старого (Европа), Нового (Северная Америка) Света и стран нового мирового экономического "полюса роста" - Восточной Азии (Япония, Китай, Южная Корея, Малайзия, Филиппины, Тайвань и др.). Территорию России пересекают кратчайшие транзитные пути в направлении Восток - Запад (Европа), Север (европейские страны Балтийского региона) - Юг (страны южной Азии, Ближнего и Среднего Востока), трансполярные авиамаршруты, связывающие страны Северной Америки и Азии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных