Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 9. Внутренняя ментальная геополитика. Проблемы ментальной безопасности российского общества




1. Ментальный фактор в геополитике.

2. Структура ментальной сферы общества: вертикальный и горизонтальный срезы.

3. Ментальные механизмы целостности общества и возможности их подрыва.

4. Формирование базовой системы ментальных ценностей в обществе и ее трансценденция в другие области жизнедеятельности людей.

5. Ментальная реорганизация российского общества.

 

Для геополитического подхода характерно особое восприятие пространства и территорий. Они трактуются, как определенные модели со своими параметрами и характеристиками. Игра на этих параметрах, изменение их, трансформация территориальных моделей составляют сущность геополитики. Посредством геополитических технологий можно вершить судьбы мира и людей, его населяющих. Характерный образ для такого подхода дал известный ученый Зб. Бжезинский своей книгой «Великая шахматная доска». Действительно, мир в геополитике понимается как поле для игры, пространство, сотканное из различных силовых линий, на которых можно играть судьбоносную, эпохальную и историческую музыку. Шахматы и в самом деле очень напоминают геополитическую борьбу. Весь мир – шахматная доска, территории как поля, белые и черные клетки этой доски, население и отдельные его представители – как пешки и фигуры.

Поля и пункты, также как пешки и фигуры, бывают сильными и слабыми, но своими ходами всегда можно что-то изменить – ослабить или укрепить, и даже пешка, заняв определенную позицию, обретает силу или сама становится сильнейшим ферзем. Контроль над линиями, пространствами, полями, территориями, создавать позиции, давить на пункты и т.д. – все это свойственно как шахматной, так и геополитической игре, только ставка в последней – судьба всего мира и твоего общества, твоей страны. Поэтому так важно в этой игре не проиграть ни себя, ни других. Среди этих силовых линий, параметров, которые характеризуют геополитический пространственно-временной континуум, главными на наш взгляд являются ментальные. И нам тоже надо научиться на них воздействовать и играть ментальными моделями в целях защиты российского общества и расширения его влияния. Ментальная геополитика – это, по сути, учет и использование ментального фактора в геополитической борьбе.

 
 

Цель внешней ментальной геополитики – это создание ментально-территориальных моделей глобального уровня и распространение ментального влияния. Однако внешняя ментальная сила страны определяется на основе ее внутренней силы, целостности, ментального единства. Это вещи взаимосвязанные и взаимозависимые. Внутренняя ментальная геополитика нацелена на формирование и укрепление ментального единства внутри страны, т.е. речь идет об интеграции населения на основе общих ментальных ценностей и установок. Необходимы идеи, которые бы способствовали осознанию принадлежности к большому неделимому единому целому, тогда никому и отдаляться не захочется. Ни регионам, ни отдельным людям. Есть ментальное ядро в теле общества, есть и духовное ядро во внутреннем мире человека. Эти два ядра взаимосвязаны (см. рис. 21). Общество формирует ядро в душах людей, а они в свою очередь создают социальные группы, которые несут в себе сходные ценности.

 

 

Рис. 21. Взаимосвязь между социоментальным ядром и духовными ценностями отдельных людей

 

В целом же, ментальная сфера общества в первом приближении имеет следующую базовую структуру, состоящую из двух срезов, в соответствии с которыми выделяются слои и уровни (см. рис. 22).

Вертикальный и горизонтальный срезы психоментальной сферы:

А) слои сферы по горизонтальному срезу:

1. социоментальное ядро (поле ментальных ценностей);

2. слой ментальных установок;

3. поле ментальных правил;

4. социо-культурная среда;

Б) срез вертикальных ментальных уровней по принципу сверху-вниз:

1. социо-духовный уровень или ментал;

2. социо-реальный (социально-прагматический) или менталит;

3. социо-подсознательный уровень или ментальность;


Рис. 22. Базовая структура ментальной сферы населения

 

В самом центре ментальной сферы находится социоментальное ядро, т.е. ментальное ядро общества. В нем содержится система базовых ценностей, которые образованы в молекулярную структуру. Прочность ядра ментальных ценностей обеспечивает прочность самого общества. В него все упирается и с него все начинается. Ментально крепкие нации имеют прочные ментальные скрепы, которые скрепляют нацию. Нацию сплачивают вокруг ментальных (базовых) ценностей. Но для того, чтобы это делать, их надо сначала знать. Их надо осознать, выкристаллизовать, сформулировать, а это и является одной из главных задач внутренней ментальной геополитики. Необходима выработка общего поля ментальных ценностей, единой системы координат, по которой мы всегда могли бы отличить, где тут свой, а где чужой. Ментальные ценности – это границы, это стены, которые формируют ментальную территорию, без стен, без ограничений нет территории. Должны быть разные уровни доступа на территорию. И мы знаем, что есть стены силовые, несущие, если их убрать, то рухнет все, вся территория. Вот и свою территорию надо помечать, разграничивать ментально. Как это делается, показано на следующем рисунке (см. рис. 23).

 

Рис. 23. Схема ментального разграничения и определения территории коренным населением

Когда этот процесс произойдет, то легко будет узнать, кто на этой земле свой, а кто – чужой, кого можно пускать на данную территорию, а кого нельзя. Чтобы не ошибаться в этом вопросе, должна работать ментальная система распознавания «свой-чужой». Такой ментальный механизм распознавания, когда он хорошо отлажен, действует у населения бессознательно. Из-за того, что у нас эта система не работает в обществе, и возникают разные негативные эксцессы на расовой и конфессиональной почве, возникает экстремизм. Человек приезжает учиться или родился в России, выходит на улицу и подвергается избиению из-за цвета кожи. За что?! Спрашивается: «В чем он виноват?!» Он законов не нарушает, платит деньги за учебу, а то и работает на благо страны, притом хорошо работает. Один только цвет кожи не делает его плохим. Наоборот, получается, что те, кто проводят такие акции, они-то и наносят реальный ущерб стране. У многих государств прибыль от образовательных услуг, предоставляемых иностранным гражданам, это внушительная статья дохода, а к нам из-за экстремистских проявлений боятся ехать. У многих представителей современной российской молодежи не работает или работает ложная система идентификации «свой-чужой». Иными словами, они тех, кого следует считать своими, принимают за чужих, а чужих – за своих. Если африканец вписался в социокультурную систему российских ценностей, принимает их, уважает их, работает на благо этой страны, то он свой. Он настоящий россиянин или афророссиянин, лучше многих коренных жителей. Что ж в нем чужого? Нельзя же судить о человеке только по внешним признакам.

Если ты готов бить врага, то ты бей того, кто устанавливает свои порядки, оскорбляет базовые ценности, пачкает то, что свято. Но для начала надо знать, что для российского общества есть святые ценности. А вот с этим-то у нас и возникают проблемы, мы кое-что подзабыли. В частности мы подзабыли про один из главных наших символов, который сегодня еще скрепляет нацию. Речь идет о сопричастности Великой Победе, победе советского народа над фашизмом. Об этом забыли не только те, кто сейчас марширует под свастикой и вскидывает руки в фашистском приветствии. Виновата в этом и политика государства, которая не уделяет должного внимания поддержанию символов и привитию их молодежи. Поэтому, что требовать от молодых, которые только усваивают базовые ценности российского общества, если об этом забывают или даже не знают те, кто по долгу службы обязан это помнить.

Примером, может служить проведенная российским правительством акция по монетизации льгот. В экономическом плане она может и была оправданной, но никак нельзя согласиться с тем, что в общем числе лишившихся льгот оказались и ветераны ВОВ. Дело не в деньгах, дело в уважении к ментальным основам, ценим ли мы то, что нас еще объединяет. Победа в Великой Отечественной войне – это один из немногих ментальных символов, который скрепляет российскую нацию и связывает ее со многими народами, проживающими на территории республик бывшего Союза. Решение об отмене льгот для ветеранов подрывает ментальные основы российского общества. Для самих ветеранов – это просто оскорбительно, тем более в период празднования 60-летия Великой Победы, а для общества – губительно. К счастью, что не понимают наверху, хорошо осознают внизу. Так, частные перевозчики Татарстана приняли самостоятельное решение о бесплатном проезде ветеранов ВОВ в маршрутных такси. Но это же нонсенс, когда ветераны в частных маршрутках ездят бесплатно, а в государственном транспорте с них требуют деньги!

Наоборот, максимальный почет и уважение к ветеранам ВОВ должны быть закреплены, прежде всего, на официальном уровне. Это должны все видеть как напоминание о том, что нам дорого и свято. Речь не только о бесплатном проезде, но и об отношении в целом. В каждом магазине на видном месте должна висеть табличка о том, что ветераны ВОВ обслуживаются вне очереди, даже если это дорогой бутик и ветеранов, как и очередей, там сроду не бывает. Без подобного извещения о льготах и правах, которыми обладают ветераны, на территории России ни одна организация работать не должна. По моему убеждению, все эти напоминания должны оставаться на своих местах даже тогда, когда уйдет последний, кто помнит войну, потому что «это нужно не мертвым, это нужно живым», к тому же это свидетельство того, что наша ментальная память жива. Но сейчас ветераны – это люди, которые живут в самых разных регионах, присутствуют в различных народах и своей памятью скрепляют единство нации, за которую они когда-то проливали свою кровь, обеспечивают целостность государства, которое они когда-то защищали с оружием в руках.

Вообще любые ветераны любых войн, а их в России и в СССР было немало (Афганистан, Вьетнам, Ангола, Чечня и многие другие) заслуживают особого к себе отношения, и это должно всячески подчеркиваться в отношении к ним и к их подвигу со стороны государства и всего общества. Честь и почет должны оказываться им на каждом шагу, право приоритета во всех областях социальной жизни: поступление в вузы и на работу, лучшие места на различных мероприятиях и право первичного приобретения товаров, налоговые льготы и всевозможные символические акции, не говоря уже о бесплатной реабилитации, санаторно-курортном лечении и оздоровлении в клиниках и центрах самого высокого разряда. К сожалению, часто сообщается о том, что человек, который воевал за Россию, был ранен, вдруг не может получить элементарного российского гражданства, только потому, что он или его родители приехали из республики бывшего СССР, а ныне соответственно независимого государства. Возникает парадоксальная ситуация, когда в армию его призывать можно, воевать и рисковать жизнью ему тоже можно, а стать полноправным гражданином и назвать Россию «родиной» ему нельзя. Такой человек, вернувшись с войны, не имея гражданства, вынужден годами жить на птичьих правах, не может ни полноценно зарабатывать, ни созидательно творить на благо себе, своей семье и стране. Иначе как «дикой» подобную ситуацию не назовешь. Естественно, о каком почете и уважении к ветеранам и вообще к военным в подобных обстоятельствах можно говорить. Единственно правильным тут может быть только одно решение: юноша, призванный в армию и отслуживший полный срок, автоматически получает право на российское гражданство, то же самое касается военнослужащих, воевавших, а тем более раненных на войне или во время военных учений, они автоматически получают гражданство «по праву пролитой крови». Но, конечно, ветераны Великой Отечественной войны всегда почитались и будут почитаться в нашей стране особо, потому что это событие вошло в базовую структуру ментальных ценностей и стало одной из основ фундамента, на котором держится все российское общество, и чем чаще мы об этом будем себе напоминать, тем лучше.

В настоящее время предпринимается попытка создания новых символов, вернее, это опять-таки вспоминание хорошо забытых старых, потому что в ментальной сфере ничего нового волюнтаристским способом на голом месте создать нельзя. Речь идет о празднике 4 ноября, Дне народного единства. В этот день по меткому заявлению известного кинорежиссера и видного российского общественного деятеля Н.С. Михалкова: «Россия перестала быть населением и стала нацией, и перестала быть территорией и стала государством». Примечательно, что этот день прямо связан с Поволжьем, одним из самых мощных ментально-духовных центров на российской земле. Именно здесь в Смутное время проявилась ментальная сила российского общества, которая в часы испытаний, когда все властные структуры и органы управления были разрушены, сумела сплотить народ и освободить территорию от интервентов. Ведь тогда, казалось бы, ничего не осталось, Россия как самостоятельная страна, отдельная единица перестала существовать. Все говорило о том, что государство просто погибло точно также, как и множество других, в результате войн и волнений. На российских просторах воцарился хаос, легитимная власть отсутствовала, элита присягнула иноземцам, в народе – разброд. И тут неожиданно заработали такие внутренние механизмы самоорганизации, которые неизвестно откуда взялись и которые возродили страну буквально как птицу Феникс из пепла.

Все это сильно напоминает чудо, но это чудо имеет ментальную природу. События 1612 года указывают на то, что Россия – это не просто политическое или географическое понятие, место на карте, и даже не социальные институты, а нечто большее, некое ментальное содержание, ядро, скрытое в недрах российского населения. Россия – это ментальная категория, которая умрет только с последним россиянином. Это придает уверенность, что никакие, даже самые масштабные кризисы и катастрофы не уничтожат ее, они могут снести только поверхностные территориально-социальные структуры. Но в ответ из ментальных недр российского населения пробудится возрождающая, преобразующая и созидающая воля, энергия которой все расставит по своим местам, чтобы Россия могла восстановиться и обрести новую жизнь.

Поволжье показало себя как скрытый ментальный центр России, своего рода энергетическая чакра на территориальном теле, которая открылась и начала работать, тогда, когда все другие центры отключились. Раньше ментальные центры России находились, прежде всего, в сакральных столицах. В начале это Киев – «матерь земель и городов русских», который нес в себе идею княжеской, как основы будущей монархической власти, рядом с ним «Господин Великий Новгород», который нес в своем вечевом устройстве альтернативную демократическую идею народовластия. Однако монголо-татарское нашествие принесло на русскую землю традиции восточной деспотии, проявленной в формах ханской власти, что способствовало победе монархической линии в государственном управлении. Долгое время фактической столицей русских земель была Золотая орда, видимо, именно тогда и произошло энергетическое смещение и ментальный синтез, способствующие появлению нового духовного центра, который и закрепился в Поволжье, где и обосновались потомки древних ханов. Присоединение Казани и других Поволжских земель к русскому государству окончательно способствовало оформлению этого ментально-энергетического центра, который до поры до времени пребывал в спящем состоянии.

В этот момент главным ментальным центром была Москва, которая как сакральная столица позиционировала себя правопреемницей Древнего Рима и Византии (Константинополя). Соответственно идеология «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать». Само название московских государей – «царь», которые перестали быть просто великими князьями, есть не что иное, как сокращенное от древнеримского и византийского «цезарь». Москва была столицей, которая символизировала появление нового государства со своей специфической формой абсолютной монархической власти под названием «самодержавие». Сама формулировка должна была разрушить стереотип восприятия Московии и вообще русских земель как несамостоятельных князей-вассалов ордынских ханов. Всем должно было быть понятно, что и русский царь, и Москва «сами себя держат», и других центров управления нет.

Санкт-Петербург был создан Петром Первым как сакральная столица, с идеей нового государства с моделью административно-бюрократического устройства. Сам город европейского типа, не похожий на все другие российские города, с ровными геометрическими линиями, построенный наперекор всем стихиям, был олицетворением мощи Российской империи и императорской власти. Поволжье специально не создавалось, оно проявило себя как сакральная столица один только раз, но в очень ответственный и переломный момент российской истории. Нижний Новгород стал ретранслятором той ментальной воли российского населения, которая проявилась в Поволжье. И это был сплав воли и энергии всего российского общества, показательно, что в ополчении К. Минина и Д. Пожарского были представители самых различных народов и вероисповеданий, объединенных общей целью и единым желанием – освободить страну и восстановить утраченную государственность.

В тот момент произошел ментальный синтез ценностей российского общества и заработали механизмы распознавания «свой-чужой». Люди, носители одного с тобой менталитета, разделяющие общие с тобой базовые ценности воспринимаются как свои, а прочие – как чужие. Когда сразу стало ясно, кто на российской территории свои, а кто чужие, то и произошло очищение – чужаки были изгнаны. Тогда были проведены ментальные границы России и произошло ментальное разделение людей на своих и чужих. «Своими» оказались те, кто ратовал за создание российской нации и сохранение государственности. Это был ментальный выбор данного населения на данной территории.

Сейчас Россия нуждается в аналогичном процессе ментального очищения и воссоздания ментальных структур. С крушением СССР произошла деструкция советских ценностей и установок, но на их месте ничего качественно нового так и не было создано. Президент РФ В.В. Путин сказал, что демократия – это абсолютная ценность современного мира. Но что такое демократия, никто точно не знает. Российскому обществу надо выработать свое понимание этого явления, которое скорее будет соответствовать исконно отечественному представлению о народовластии, а не демократии западного типа. В связи с этим стоит напомнить, что «власть народа» существовала на территории нашей страны (Новгород, Псков) еще тогда, когда в остальной Европе ничего подобного и близко не было.

На место деконструкции старых ценностей должно прийти конструирование новых позитивных как основы для обновленного общества. Однако у нас вместо конструктивного процесса продолжается деструктивный, мало того, что были разрушены советские ценности и установки, а вместе с ними и целое государство, так сейчас не прекращаются попытки дискредитации российских социально-значимых символов. Идет массированное воздействие на ментальный фундамент российского общества, притом воздействие часто скрытое, тщательно камуфлируемое. Дискредитация исторической памяти и исторических символов – это атака на менталитет, который и лежит в основе социальных структур.

Ценности и установки – это и есть кирпичики ментального фундамента. Постепенно, одну за другой меняя ценности, изменяя и корректируя установки, можно изменить и даже сменить весь менталитет. Для этого даже не обязательно заменять ценности, достаточно вложить в них другой смысл, тем более что точных определений понятий нет (если только ты сам для себя их точно не определяешь). Вся хитрость и скрытость деструктивных технологий заключается в том, чтобы из фундамента вытаскивать по кирпичику, когда по одному и долго, а не сразу и много, то это до поры, до времени незаметно. Это и есть принцип молекулярной революции. Именно так, молекула за молекулой, по кирпичику, в какой-то момент критическая масса будет превышена, критическая черта будет пересечена и социальное здание рухнет. Разрушь фундамент общества по кирпичику, и общество само рухнет, а территория затем распадется.

Поэтому лучший способ противостоять всем деструктивным процессам и воздействиям – это самим четко знать, что нам надо, свои ценности и установки, свое понимание базовых категорий, тогда нам никто не в силах будет навязать ничего из того, что нам не подходит. Например, Запад учит весь мир демократии, но учит своему пониманию демократии, надо бы России заявить о своем понимании демократии. А если российское общество с одной стороны заявляет о своей приверженности демократии, а с другой – само толком не знает, что это такое для него самого, то чужеродного влияния трудно избежать.

Внутренняя ментальная геополитика как раз базируется на охране и поддержании базовых ценностей того или иного общества. Этого принципа защиты своих базовых ценностей четко придерживаются все современные независимые государства-лидеры. Есть святые ценности, их не трогать, а все остальное – пожалуйста. Это и есть современная демократия. Когда речь идет о ментальных основах, никакой демократии нет и быть не может. В США все позволено, но американские ценности неприкосновенны, от них не отступают ни на шаг. Такой подход успешно проявил себя еще в Древнем Китае, китайцем признавался всякий, кто признавал ценности «китайского» общества.

России надо четко определить свою систему ценностей, чего до сих пор не сделано. И на ее основании проводить ментальную сортировку населения. Принимаешь российскую систему ценностей, значит ты полноправный член российского общества. Отрицаешь ее, не нравится она тебе, не хочешь соблюдать – ступай прочь, никто тебя не держит и из-за тебя социальную систему ценностей менять никто не собирается. Иди туда, где тебя примут и твои ценности и установки разделяют, а здесь тебе делать нечего. А то у нас многие проблемы в обществе возникают именно из-за отсутствия четкого осознания своих ценностей. На бессознательном уровне ментальное ядро, конечно, существует, но для ведения четкой политики необходимо ее осознание, чтоб знать, от чего отталкиваться и что отстаивать.

Поскольку со стороны система ментальных ценностей подвергается постоянным атакам, то ее границы размываются, а защитить их никто не может, потому что мало кто представляет, где они пролегают. Необходимо с бессознательного уровня их перевести на сознательный и сделать их основой ментальной геополитической стратегии. Требуется установить основы ментального единства на бессознательном уровне и выработать четкие критерии для его поддержания на сознательном. Все мы различаемся по своим ценностям, установкам, чертам характера, но есть в нас и что-то общее как для всех людей, так и для отдельных обществ, социальных групп и отдельных людей. Для установления общих базовых ментальных ценностей требуется отсечь все лишнее, все отличное, выделить базовое, общее, определить это как краеугольную систему ценностей для экспансии ее вовне. Как поэтапно происходит этот процесс хорошо показано на следующей схеме (см. рис. 24).

Рис. 24. Основные этапы и стадии формирования внутренней и внешней ментальной геополитики

 

Формирование ментального ядра базовых ценностей необходимо проводить на основе ценностного мира всего населения той или иной территории. Если речь идет о России, значит, определение базового ядра ценностей необходимо проводить на основе всего коренного населения, проживающего на российской территории, а оно, как известно, неоднородное. Ментальное ядро формируется с учетом трех основных факторов: этнического, конфессионального и исторического (см. рис. 25).

 

 

 

Рис. 25. Схема действия основных факторов, формирующих ментальное ядро в населении

 

Это основные факторы, которые формируют менталитет. Россия является домом для многих этносов и конфессий, которые здесь живут уже давно, укоренились. И система ментальных ценностей должна формироваться с учетом систем ценностей всех социальных групп: этнических, конфессиональных или каких-то других, которые проживают здесь давно, имеют общую историю, по праву считают эту землю родной, много сделали для ее благоустройства, развития и процветания. Иными словами, поскольку система ментальных ценностей является основой, по которой будет жить вся страна, все российское общество, она должна быть комфортна для всех исконно российских социальных групп, в связи с чем и должна формироваться на основе общих ментальных ценностей. Таким образом, надо найти то общее, те ценности, символы и установки, что нас всех объединяют, и на основе этого формировать единую систему ценностей, которая для всего российского населения будет простой, родной и понятной, а затем уже ей неукоснительно следовать. Все социальные группы в своих ценностях имеют что-то базовое, общероссийское, сформированное историей, а в чем-то должно быть отличие. Это базовое, общее они должны делегировать в общую единую систему ценностей и по ней уже жить.

Социальные группы имеют собственные системы ценностей, и они при формировании общей системы ценностей должны учитываться, а при попытке влияния чужеродных ценностей чужих групп – блокироваться. Необходимо учесть ценности всего населения страны (см. рис. 26). Если какая-то этническая, конфессиональная или экономическая группа не получит своего отражения, своей прописки в базовой системе ценностей, то это значит, что она будет чувствовать себя чужой, ненужной и нет ничего удивительного, что это население на своей территории будет стремиться отделиться. Так произошло в СССР, подобный процесс пошел и в России. Не случайно люди, побывавшие на Кавказе, говорят, что с одной стороны это Россия, российская территория, а с другой стороны – не совсем. Так вот, надо сделать так, чтобы везде была Россия, пусть разнообразная, но Россия.

 

 

 

 


Рис. 26. Процесс определения базовых социоментальных ценностей со стороны различных этнических, конфессиональных и профессиональных групп коренного населения, проживающего на данной территории

Советский Союз во всех своих частях был СССР, такого разделения, ощущения чужой территории не было, потому что была общая система ценностей, и никуда от нее было не деться, и она, как железным обручем, скрепляла все государство, всю нацию. Это потом уже система дала трещину, и все сломалось, а тогда ментальный механизм единства работал как часы. Развал Советского Союза запустил процессы дезинтеграции на всем постсоветском пространстве, в т.ч. и России. Поэтому российскому обществу сегодня крайне необходимы ментальные факторы единения. Нужен, снова нужен железный обруч ментального единства.

Помимо достижения ментального единства внутри страны, четкая система ценностей помогает как успешно влиять во вне, так и установить правила внутренней жизни, а также эффективно ее регулировать. Необходимо построение и отлаживание четкой иерархии правил по регулированию территориальной организации населения на разных уровнях. Мы выделили 5 основных уровней от микро- до мега-, на каждом из них действуют свои правила регулирования жизнедеятельности и распоряжения территорией. Например, семья сама определяет правила внутрисемейной жизни, по каким законам, распорядку жить, кто, когда и чем должен заниматься, скажем, убираться на жилой территории. Будет ли правильным если подобные вопросы будут определяться указами правительства или парламентскими законами? Это смешно, но в нашей российской действительности довольно много такого смешного, просто мы к этому привыкли и не обращаем уже на это никакого внимания.

В приведенном примере все понимают, что это прерогатива микро-уровня; здесь устанавливаются свои правила, и никто не вправе в них вмешиваться и указывать, что и как делать. Но с другой стороны, есть и семейное право, которое содержит правила, устанавливаемые государством, и они тоже регулируют жизнь семьи и если в семье случается, например, убийство, то это уже не внутреннее дело семьи. Свои правила в жизнь семейных территорий вносят ЖЭУ и другие акторы. Поэтому сверху донизу выстраивается своеобразная иерархия правил, в которую каждый уровень вносит свои. В идеально организованной иерархии эти правила не противоречат и не мешают друг другу, а наоборот, дополняют и помогают большей их реализации. Если же на самом высоком государственном уровне будут решать, кто в семье выносит ведра с мусором, то произойдет нарушение компетенций, результатом которой становится социально-территориальная дезорганизация. Это было бедой Советского Союза, которая и привела в итоге ее экономику к системному кризису.

 
 


Перевернутая иерархия правил с гипертрофированными функциями регулирования наверху характерно для тоталитарных систем, где стремятся заорганизовать, в т.ч. территориально, личную жизнь граждан (см. рис. 27). Как во времена Андропова проверяли документы и спрашивали: «Почему не на рабочем месте?», т.е. почему находишься не на той территории, на которой должен по распорядку находиться. А какое твое дело? Ты построй систему так, чтобы человеку выгодно было находиться на работе, а не бегать по магазинам, чтобы он сам был заинтересован в работе, и чтобы его жизнь сама наказывала за плохую работу.

 
 

 

 

 


Правильно организованная иерархия полномочий по регулированию территориальной организации – это пирамида, где наверху находится оптимальный минимум функций, которые носят стратегический характер, т.е. на вершине определяется стратегический курс, задаются базовые рамки, устанавливаются основные правила игры, которые и получают окончательную расшифровку только внизу, где образуется максимум возможной свободы по самоорганизации (рис. 28). Наверху стратегия и самые общие правила, а внизу тактика и правила конкретные. Например, наверху говорят, что в семейной организации убивать нельзя, какие-то формы насилия недопустимы, можно затруднить развод, стимулировать рождаемость, т.е. задаются самые общие рамки, выгодные обществу. А во всем остальном люди могут строить семейные отношения совершенно свободно, регулировать внутрисемейную организацию, только не надо переходить определенных границ, вот и все. Рамки и правила, которые устанавливаются наверху, расшифровываются внизу.

Но ведь когда-то, когда существовала родовая система, в семье можно было убивать, во времена патриархата, матриархата и т.д. Глава рода – патриарх – обладал правом жизни и смерти над своими родичами. Почему? Да потому, что основные правила тогда устанавливались на уровне рода, родовой семейной организации, т.е. этот уровень для того традиционного общества был базовым. Итак, подчеркнем, уровень, на котором устанавливаются основные правила игры, является базовым, как там решают, так и будет (см. рис. 29). В настоящее время таковым является уровень государства, именно здесь определяется стратегия территориального развития и функционирования общества.

Формально никто не может вмешиваться в ту политику, которую проводит независимое государство. Если оно тоталитарное и стремится к всеобщему и полному контролю над жизнедеятельностью своих граждан, то так тому и быть. Иными словами, если решат на государственном уровне ходить всем нам строем в определенные места и по обозначенным маршрутам, то никто, даже мировое сообщество, не имеет права вмешиваться в эту ситуацию и диктовать свои правила, изменить эту ситуацию можно только силами внутри страны. В действительности этот принцип часто нарушается, и вообще реально независимых государств, которые могут самостоятельно определять свою внешнюю и внутреннюю политику не так уж и много. Россия по самим своим масштабам может быть только либо в их числе, либо она неизбежно распадется (вернее ее распилят) на ряд территориальных сырьевых придатков, зависимых от других.

 
 

 


Демократия в России стала во многом возможна и благодаря коммунистам. Трудно себе представить наступление демократии в царской России, большинство населения которой даже представить не могло, что это такое. Для них существовала лишь монархия. Понадобилась длинная подготовка сознания в рамках социалистической демократии, чтобы представление об этом было создано. Так что современные демократы, по идее, должны быть благодарны коммунистам за то, что приход демократии в России и на пространство бывшего Советского Союза стал в принципе возможным.

В России, как только развалился СССР, попытались разрушить эту систему, но в результате возник региональный феодализм. Поэтому в ответ для его преодоления стал проводиться курс на укрепление вертикали власти. Появился страх, что если отдать слишком много полномочий сверху вниз, то так можно спровоцировать и сепаратизм, наподобие того, что было в Чечне. Уж лучше из Москвы руководить постройкой сараев на местах, чем лишиться хоть части властных рычагов. Все это говорит о том, что в федеральном центре не видят никаких других действенных средств для поддержания целостности страны, кроме как политических, экономических и силовых. Вся политика сводится к тому, что если регионы будут зависеть от федерального центра, кормиться с его рук, то никуда они не денутся. А где ментальные факторы? Суть их как раз заключается в том, что никто никуда и не хочет отдаляться и уходить, потому что Россия – везде Россия.

В государстве должны действовать ментальные центробежные силы без всякого давления и принуждения. Только это является гарантией единства территории и нации, никакие репрессивные и полицейские меры ситуацию под контролем, тем более в такой большой стране, как Россия, все время не удержат. Усиления регионов боится только слабое государство. Сильное его только приветствует, потому что за счет усиления регионов оно и само становится сильнее. В таком большом государстве, как Россия, должен быть не один, а несколько ментальных центров, объединяющих страну. В идеале ментальные центры должны располагаться даже на местах. Поэтому надо всячески способствовать укреплению и развитию местного уровня.

Почему-то возможности самостоятельного эффективного местного самоуправления в России ставятся под сомнение. Оно было всегда, достаточно вспомнить эффективную самоорганизацию казаков. Просто нужно четкое разделение полномочий, сами региональные власти, как и центр, боятся инициативы на местах и часто ее душат по принципу «как бы чего не вышло». Предпринимаются отчаянные попытки превратить местные органы самоуправления в нижнее звено подконтрольного административного аппарата. Между тем ростки реального самоуправления все равно пробиваются, несмотря на все чинимые препятствия. Общинное сознание российского менталитета проявляется в таких движениях, как благотворительное – «Мурзики» – и экологическое – «Местные». Самим регулировать порядок на своей территории вполне по силам российскому населению, административным властям просто надо уйти с этого уровня и все само образуется. Ментальное единство и крепость страны обеспечивается не только из центров, федеральных или региональных, но и во всех ее частях, во всех уголках нашей необъятной родины, где проживает российское население.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных