Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА

(ГЦОЛИФК)»

 

ИНСТИТУТ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Кафедра теории и методики футбола

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Сравнительный анализ физической подготовленности вратарей и полевых игроков высокой квалификации в мини-футболе (футзале)»

Специальность 032101.65 «Физическая культура и спорт»

 

 

Исполнитель:

Студент 5 курса

специализации ТиМ футбола

Файзуллин Дмитрий Эдуардович

 

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент Орлов А.В.

 

 

Москва, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...........4

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР…………………………..……………...7

1.1. Характеристика соревновательной деятельности мини-футбольной команды…………………………………………………...……………………...7

1.2. Особенности соревновательной деятельности вратарей……...............10

1.2.1. Факторы эффективности защитных действий вратарей ………..…..11

1.3. Характеристика физической подготовленности вратарей..................15

1.4. Основы методики подготовки вратарей высокой квалификации….....17

1.4.1. Характеристика средств и методов подготовки вратарей…………18

1.4.2. Организация тренировочного процесса.................................................21

1.4.3. Индивидуализация процесса подготовки…….......................................23

1.5. Резюме.……….............................................................................................25

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…26

2.1. Задачи исследования………………………………………………..........26

2.2. Методы исследования …… …………………………….…………...........26

2.3. Характеристика методов исследования………………………………….27

2.4. Структура исследования…………………………………………………..33

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………….........34

3.1. Общая характеристика защитных действий вратарей.............................34

3.1.1. Характеристика игры вратарей при отражении ударов с различных участков площадки в разные части ворот......................................................38

3.2. Нагрузка соревновательной деятельности вратаря в мини-футболе.........47

3.3.Физическая подготовленность вратарей высокой квалификации…………49

3.3.1. Антропометрические показатели вратарей высокой квалификации……..52

3.3.2. Показатели физической подготовленности вратарей высокой квалификации………………………………………………………………………52

3.4. Сравнительная характеристика экспериментальной и контрольной групп.53

3.5. Обсуждение результатов эксперимента……………………………………..57

3.6. Разработка тренировочных программ подготовки вратарей высокой квалификации……………………………………………………………………….64

3.6.1.Методические особенности подготовки вратарей в годовом цикле……...65

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………….69

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ………………………………...............71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………................73

Приложения ………………………………………………………........................83

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Для достижения высоких результатов в соревнованиях необходимо постоянно совершенствовать систему спортивной подготовки команды в целом, отдельных её звеньев и игроков различного амплуа в отдельности, изыскивая всё более эффективные средства и методы обучения и тренировки [45, 61, 77].

Исключительное в этом смысле значение имеет подготовка вратарей, играющих в силу особенностей правил мини-футбола особую роль в командах. Практика современного отечественного мини-футбола показывает, что подготовка вратарей является серьёзной проблемой как на уровне спортивных школ и любительских команд, так и на уровне профессиональных клубов. Не случайно сегодня сборные команды России и отечественные профессиональные клубы-участники официальных международных соревнований, испытывают острый дефицит футболистов этого амплуа и вынуждены прибегать к помощи легионеров.

Изучением особенностей соревновательной и тренировочной деятельности вратарей в спортивных играх специалисты занимаются более 40-ти лет. В работах ряда авторов приводятся модельные характеристики игроков этого амплуа [2, 17, 20, 23, 30, 39 и др.], есть работы, детально анализирующие особенности соревновательной деятельности [2, 18, 19, 27, 28, 33, 40, 41 и др.]. Чтобы разработать эффективную программу спортивной подготовки, необходимо знать качественные и количественные характеристики соревновательной деятельности игроков высокой квалификации, собрать и проанализировать данные о педагогической и физиологической нагрузке в условиях соревнований и тренировок, динамику показателей подготовленности спортсменов. Вопросам спортивной подготовки футзалистов различного игрового амплуа посвящен целый ряд научных исследований [1, 3, 6, 23, 34, 59, 69 и др.], а также учебных пособий и методических рекомендаций [4, 58, 62, 78 и др.]. Некоторые аспекты подготовки мини-футбольных вратарей нашли отражение в работах ряда авторов [4, 5, 76, 88, 89]. Однако, в этих работах не раскрыта специфика соревновательной деятельности и особенности структуры физической подготовленностей вратарей в сравнении с полевыми игроками, что приводит, на наш взгляд, к тому, что в своей подготовке вратари значительное время уделяют развитию качеств, не являющихся для них ведущими. Поэтому задача разработки научно обоснованной программы спортивной подготовки вратарей высокой квалификации в мини-футболе по-прежнему актуальна.

Цель исследования – выявление количественных и качественных особенностей специальной физической подготовленности вратарей в мини-футболе (футзале) в сравнении с полевыми футзалистами.

Объектом исследования являлась соревновательная и тренировочная деятельность вратарей высокой квалификации в мини-футболе.

Предметом исследования были показатели физической подготовленности вратарей высокой квалификации в мини-футболе (футзале), а также структура и содержание их соревновательной деятельности.

Рабочая гипотеза заключалась в предположении того, что изучение существенно важных параметров соревновательной деятельности вратарей посредством систематического педагогического контроля в сочетании с контролем их физического состояния в сравнении с полевыми игроками являются основой для разработки эффективной методики повышения специальной физической и технико-тактической подготовленности вратарей в мини-футболе.

Научная новизна. В процессе исследования:

· определены количественные и качественные характеристики отражения мячей вратарями после ударов с различных позиций игровой площадки и в разные части ворот;

· определены педагогические и физиологические характеристики интенсивности соревновательных нагрузок вратарей высокой квалификации;

· получены новые данные о специальной физической подготовленности вратарей высокой квалификации.

Практическая значимость исследования заключается в:

1) разработке модельных характеристик технико-тактических действий вратарей высокой квалификации.

2) разработке экспериментальных тренировочных программ для вратарей высокой квалификации.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций и приложений. Данные исследования приведены в 21 таблице и 9 рисунках.

 

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Процесс многолетней подготовки спортсменов высокой квалификации является сложной системой и включает в себя следующие основные блоки [47]:

1. спортивную тренировку;

2. соревнования в той мере, в какой они являются средством подготовки;

3. вне-тренировочные и вне-соревновательные факторы, усиливающие эффект тренировки и контрольных соревнований и ускоряющие восстановительные процессы после нагрузки.

Под спортивной тренировкой обычно понимают процесс подготовки спортсмена к достижению высокого результата в соревновательной деятельности [47, 61,80 и др.]. Сущность этого процесса заключается в целенаправленном изменении состояния управляемого объекта, системы или процесса в соответствии с заданным критерием эффективности его функционирования или развития. Принципиальная схема управления любым процессом, в том числе и тренировочным, по мнению большого ряда специалистов спорта [7, 26, 32, 71 и др.], заключается в сборе и анализе информации, принятии решений, реализации принятых программ и планов, контроле и внесение необходимой коррекции.

1.1. Характеристика соревновательной деятельности мини-футбольной команды

Чтобы выделить особенности соревновательной деятельности вратаря, необходимо сперва охарактеризовать соревновательную деятельность всей команды целиком. Изучением количественных и качественных характеристик соревновательной деятельности, её надежностью в футболе занималось большое количество специалистов [13, 19, 33, 42, 48, 69, 72, 77, 83, 84].

Изучая соревновательную деятельность игроков в мини-футбол, В.С. Левин (1996) пришел к выводу, что мини-футболу присущи многообразие действий, быстрый темп сменяемости игровых ситуаций и высокие скорости передвижения игроков и мяча на относительно малом пространстве. [42] Такого же мнения придерживаются М.С. Полишкис с соавторами (1996), которые исследовали динамику ЧСС в игре получили подтверждение высокой интенсивности мини-футбольной игры.[63]

Подробные исследования структуры, величины и направленности соревновательных нагрузок в мини-футболе проводил С.Н. Петько (1997, 2002).По его данным «грязное» время игры составляет 67 минут. За игру футболист производит 62 технико-тактических действий, а команда проводит от 83 до 114 атак. 18 % этих атак завершились взятием ворот, в 29 % атак удар по воротам отразил вратарь. Эффективность атакующих действий в позиционном нападении составила 40 %, из быстрого прорыва - 46 % и из стандартных положений - 14 %.

На протяжении игры ЧСС колеблется от 165 до 195 уд/мин, средний пульс в пределах 165 уд/мин. Восстановление после смены и в перерыве между таймами происходит до 100-89 уд/мин [58, 59].

По направленности физиологического воздействия за матч полевой игрок в мини-футболе 42,5 % времени действует на площадке в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения с интенсивностью потребления кислорода 70-93 % от МПК, 15 % времени в том же режиме с интенсивностью 66-79 % кислородного потребления, 27,5 % - в аэробном режиме и 15 % в анаэробном [55]. На основе этих исследований можно судить об интенсивности соревновательной деятельности в мини-футболе и, естественно, о напряженности соревновательной деятельности вратаря в процессе игры.

Е.А. Митин (2004) приводит данные о том, что игроки команд высшей лиги за игру производят до 44 ударов по воротам. Из них 86,4 % ударов происходит с расстояния 16 м из зоны перед воротами шириной 9 м. Результативность в игре - 53,7 %. В 7% случаев, когда команда проигрывает или счет равный, превалирует игра в нападении в большинстве с участием вратаря или заменой вратаря нападающим - 30 % случаев. Автор констатирует, что если игрок выходит на площадку, имея ЧСС 98-126 уд/мин, то в игре пульс повышается до 162-174 уд/мин и влечет за собою 0,4 % ошибочных действий. Если перед выходом на площадку ЧСС игрока составляет 126-138 уд/мин, то под воздействием соревновательной нагрузки она еще возрастает до 180-189 уд/мин. При этом количество ошибочных действий увеличивается до 1,8 %. [51]

Такие же результаты получил П.Б. Кононенко (1997) при изучении соревновательной деятельности игроков в мини-футболе. Есть также и материалы по технико-тактической подготовленности игроков мини-футбольных команд [34, 35].

Д.М. Конуров, изучая связь физической и тактической подготовки высококвалифицированных футболистов, специализирующихся в мини-футболе, установил, что надежность передач зависит от объема поля зрения и быстроты сложных реакций, надежность выполнения приемов тем ниже, чем выше скорость передвижения игроков. Причем разница зависит от класса футболистов, от режима работы. Им разработаны критерии оценки подготовленности игроков. [36]

Все вышесказанное является чрезвычайно важным в программировании подготовки вратаря. Ведь его соревновательная деятельность в корне отличается от соревновательной деятельности полевых игроков, но прямо обусловлено ею. В команде всего 2-3 вратаря и 10-15 полевых игроков. Отсюда особое внимание должно уделяться не только специальным средствам подготовки по направленности воздействия [39, 41, 72, 76], но и индивидуализации тренировочных нагрузок [6, 18] и восстановительных средств для каждого спортсмена этого амплуа [9, 10, 38].

 

1.2. Особенности соревновательной деятельности вратарей

Наличие на площадке определённого правилами спортивной игры состава игроков предполагает разделение их по функциям, которые каждый должен выполнять в процессе соревнований. Вратарю в игре принадлежит особая роль. Он - последний рубеж обороны, именно его действия определяют эффективность всех оборонительных действий команды. Вклад вратаря в окончательный результат матча зачастую составляет 50% и более от вклада всего коллектива.

Соревновательную деятельность вратаря изучали специалисты разных спортивных игр: хоккей с шайбой [39, 40], хоккей на траве [21], водное поло [65], гандбол [27,28,29, 38, 41, 52, 64 и др.], футбол [2, 18, 20, 32, 33, 50, 72, 81, 84].

Основные двигательные действия вратаря – это, главным образом, передвижения в воротах и выбор позиции, быстрые перемещения, прыжки, обманные движения, рывки и выпады, махи руками и ногами, ловля, отбивание и передачи мяча (шайбы). При относительно небольшом объеме двигательных актов по сравнению с полевыми игроками игровая деятельность вратаря требует большого нервного напряжения. Это объясняется необходимостью длительное время концентрировать свое внимание, быть в постоянной готовности к ответным действиям.

К примеру, вратарь в хоккее выполняет в среднем 85 действий и 150 шагов [40]. Гандбольный вратарь за игру совершает в среднем 200 действий с предельной напряженностью и 350 шагов, передвигаясь в воротах для смены позиции [31]. Активность вратаря напрямую зависит от активности атакующих действий полевых игроков. Анализируя деятельность футболистов в нападении, А.Ю Скворцов (2001) определил, что среднее количество атакующих технико-тактических действий у выигравших команд было больше, чем у проигравших на 71 действие [70]. Такие же результаты получены при анализе действий гандболистов высокой квалификации в соревнованиях с разным исходом их результата [64].

Пока мячом владеет противник, вратарь должен активно отслеживать действия всех игроков, ежесекундно оценивать игровую ситуацию и быть готовым к отражению мяча. После задержания мяча, идущего в ворота, вратарь выбрасывает или выбивает мяч игрокам своей команды, после чего наступает пассивная фаза. В этот период эмоциональное напряжение снижается, однако вратарь продолжает следить за ходом игры и сохраняет готовность активно в нее включиться, поскольку может произойти быстрая и неожиданная смена ситуации. [28, 82]

По мнению голландского специалиста футзала Э. Тениссена идеальный вратарь во время игры должен [76]:

Ø все время смотреть на мяч,

Ø надежно прикрывать ближний угол ворот,

Ø при необходимости быстро закрывать ближний угол ногами,

Ø не падать раньше времени, стоять на ногах до последнего,

Ø иметь высокую реакцию корпуса,

Ø иметь невероятную реакцию рук и ног,

Ø не разводить коленей,

Ø держать чуть согнутыми колени, бедра и туловище,

Ø держать руки на бедрах, локти должны быть чуть оттопырены,

Ø резко выбрасывать руки вперед с помощью локтей и предплечий,

Ø сохранять постоянную концентрацию,

Ø быстро мыслить тактически,

Ø сохранять до конца игры азарт.

1.2.1.Факторы эффективности защитных действий вратарей

М.Х. Казиев (1986), а также С.В. Голомазов и Б.А. Чирва (2004), дали всестороннюю характеристику факторам, определяющим эффективность ловли и отражения мячей вратарями в различных игровых видах спорта [18, 19, 21, 46]. Они рассмотрели взаимодействие мяча с воздухом при высокой скорости и с вращением и без вращения мяча и нашли, что траектории полета мяча в этих условиях разные. Исследования этих авторов позволили им определить, что эффективность отражения направленных в ворота мячей определяется главным образом влиянием двух факторов:

1) временя прослеживания мяча – 34,4%;

2) скорость полета мяча – 54,4%.

Максимума эффективности при защите пространства шириной 3 м вратари могут достигать, прослеживая движение мяча в течение не менее 240 мс [20]. Вывод достаточно прост - чем дольше время прослеживания мяча, тем успешнее его отражение. Совокупное влияние этого фактора составляет 79%. Чем выше скорость движения мяча, тем ниже успешность его ловли, а эффективность такого приема как отбивание мяча не зависит от скорости его полета [18, 19, 20].

М.Х. Казиев [33] показал, что успешность исполнения двигательного задания определяется направлением полета мяча, длительностью прослеживания траектории его полета, цветом мяча. Наиболее удачно вратарь может отразить мяч, летящий сбоку и высоко, а мячи с центральных позиций отразить труднее. По цвету мячи можно распределить следующим образом: желтый, синий, белый. Восприятие мяча оптимально на контрастном фоне. При этом ухудшение освещенности, цвет мяча и фона, расположение яркого источника света спереди или сзади от вратаря влияют на особенности зрительного восприятия. Все эти особенности необходимо учитывать, создавая тренировочные программы совершенствования мастерства вратаря.

Действия вратаря в футболе, по данным С.Т. Хачатряна (1999), складываются в следующей последовательности операций разной продолжительности по времени:

· прием информации,

· анализ и принятие решения 150-200 мс,

· взаимодействие с опорой 200-500 мс,

· полет в направлении траектории движения мяча 300-500 мс.

Таким образом, минимальное время действий вратаря может составить 410 мс, а если мяч летит вдоль штанги, время действия вратаря может составить 1200 мс. После удара мяч летит до линии ворот 400-600 мс. Во втором случае мяч взять невозможно.

Можно примерно на 200 мс сократить время взаимодействия с опорой предварительным напряжением ног и туловища для накопления в них энергии упругой деформации. Кроме того, можно еще на 80-100 мс сократить время встречи с мячом, если предугадать заранее по движению нападающего направление его полета. Следовательно, через 300 мс после приема информации вратарь может начать двигаться, чтобы в течение 100-200 мс достичь заданной точки отражения или ловли мяча [81].

В.С. Косинцев (1970), изучив внимание вратаря в процессе игры, выявил ряд особенностей устойчивости внимания в зависимости от продолжительности атаки нападающих в позиционном нападении. Вратарю очень важно в игре точно воспринимать расстояние между объектами (игроками, воротами, мячом). Для этого необходимо глубинное зрение, которое также чрезвычайно важно для точности силовых и пространственных дифференцировок при выполнении передач мяча, когда гандболист решает определенную тактическую задачу и ему необходимо определить направление и соизмерить скорость полета мяча и движение партнера [38].

Одной из важнейших особенностей, характеризующих высокое спортивное мастерство вратарей во всех видах спорта, являются высокоразвитое специализированное восприятие: чувство мяча, чувство ворот и др. Вратарю необходимы упражнения, которые помогут ему, особенно в экстремальных ситуациях, концентрировать внимание на наиболее важных объектах, например, на конкретном игроке противника, пытающемся прорваться к воротам. В этом случае речь идет о поддержании высокого уровня внимания в течение всего матча, несмотря на действие сбивающих факторов (утомляемость, бурное поведение зрителей и другое).

Изучая мобилизационную готовность вратаря к выполнению своих игровых функций, Л.А. Латышкевич [41] выделил четыре фазы. В первой фазе целенаправленного слежения формируется мотивация предполагаемого защитного действия. Для этой фазы характерно обобщение всех особенностей сложившейся ситуации и сопоставление ее со своими возможностями.

Во второй фазе происходит прогнозирование вероятного направления полета мяча в ворота. Характерными признаками этой фазы являются принятие решения и начало защитного действия.

Третья фаза - это начало опережающего защитного действия. Вратарь точно определяет направление полета мяча, расстояние, с которого выполняется бросок, перемещение звеньев тела нападающего, расположение партнеров-защитников, особенности выполняющего бросок.

В четвертой фазе происходит коррекция точности выполняемого защитного действия с последующей оценкой его эффективности. По продолжительности четвертая фазы равна времени полета мяча от нападающего до вратаря. Заключительным этапом выполнения активного защитного действия вратарем является его контроль и оценка эффективности [41].

Чтобы среагировать и задержать мяч, вратарь должен предвидеть направление его полета. Иначе его двигательные возможности не позволят остановить мяч, т.к. он летит быстрее, чем ответное движение вратаря. Следовательно, начинать движение надо с опережением, чтобы перехватить мяч [19, 31, 44]. Для этого он должен обладать качеством антиципации (предвидения).

Одними из главных для вратаря являются такие качества, как самообладание в стрессовых ситуациях, предвидение ситуации, тактическая образованность, спортивная зрелость. Соревновательная деятельность вратаря протекает в условиях постоянного стресса, поэтому самообладание в критических ситуациях и предвидение наиболее важны,. Это помогает ему компенсировать ошибочные действия защитников. [22, 50, 71, 82]

Ряд специалистов [19, 43, 61] придает большое значение информированности вратаря о действиях полевого игрока, уровню его «чувства ворот» и «чувства мяча», что способствует антиципации момента, скорости и направления посыла мяча.

1.3 Характеристика физической подготовленности вратарей

По мнению большинства специалистов спортивных игр [23, 27, 43, 48, 65, 72, 81, 82, 91], вратарь - это игрок выше среднего роста с хорошей скоростно-силовой подготовленностью, мгновенной реакцией, высокой стартовой скоростью. Он должен быть прыгучим, гибким и резким, обладать хорошей координацией движений, ориентацией и расчетливостью, уметь мгновенно определять возможные направления, скорость и траекторию полета мяча, умело руководить обороной, т.е. придать ей стройность и организованность. [2, 17,21, 50, 76 и др.]

О важности физической подготовленности в спорте свидетельствуют работы многих ученых [11, 12, 16, 29, 49, 60, 66, 68, 71, 80]. В исследованиях специалистов, посвятивших свои научные изыскания физическим качествам футболистов [10, 16, 32, 66, 69, 77, 80, 85, 86], особое место отводится тренировке таких физических качеств как скоростно-силовые качества, ловкость, гибкость, выносливость и их взаимосвязи с технико-тактическим мастерством. Авторы обращают внимание на необходимость специализированного построения подготовки футболистов уже на стадии подготовительного периода. Этот методический подход характерен как для «большого» футбола, так и для мини-футбола.

Особенности игровой деятельности вратаря вытекают из сущности игры, регламентируемой Правилами. В мини-футбол играют на гандбольной площадке, мяч забивают в гандбольные ворота, а поэтому подготовленность вратаря для этой игры должна наиболее соответствовать подготовленности вратаря в гандболе. Для игры в гандбол, как и для мини-футбола, характерен высокий темп, быстрота изменения игровой обстановки и большое разнообразие действий. Для соревновательной деятельности вратаря характерна двигательная активность переменной интенсивности, которая неравномерно колеблется в ходе матча от максимальной до пассивной.

Известно, что скорость полета мяча в футболе составляет 22-33 м/с [17,50], в гандболе – 22-27 м/с [28, 41, 82], в хоккее шайба летит с еще большей скоростью 29-40 м/с [40], что требует высокого уровня развития двигательной реакции у вратарей. Латентный период двигательной реакции (ЛПДР) у вратарей высокой квалификации короче, чем у игроков других амплуа.

Простейшая и наиболее традиционная проба — из­мерение времени двигательной реакции — несет важную ин­формацию для спортивного отбора вратарей. Латентный период простой двигательной реакции, интегрально от­ражающий функциональную активность центральной нервной систе­мы, для каждого человека генетически запрограммирован и является стабильным показателем, не претерпевающим существенных измене­ний на протяжении определенного возрастного периода.

Специалисты гандбола [29, 38, 64], исследуя влияние фи­зической подготовленности на уровень технического и тактического мастерства вратаря, выделяют такие физические и психофизиологические качества как мышечная сила, скорость и маневренность движений, прыгучесть, быстрота двигательной ре­акции и способность к быстрым переключениям, точность бросков и специальная выносливость.

Кроме физической подготовленности, вратарь должен обладать высоким уровнем психофункциональной подготовленности и стресс-устойчивости [19, 22, 73]. Подготовка вратаря связана с развитием у него самообладания, выдержки, самоконтроля за эмоциональными реакциями и множеством других психологических характеристик.

Необходимость развития и совершенствования столь разнообразного и сложного комплекса качеств и свойств личности и составляет главную сложность программирования тренировочного процесса в спортивных играх.

1.4. Основы методики подготовки вратарей высокой квалификации

Методика тренировки вратаря должна учитывать самые разные факторы. Увлечение преимущественным развитием отдельных качеств может дать отрицательный результат. Поэтому в работе по развитию двигательных качеств у квалифицированных футбольных вратарей С.В. Голомазов и Б.Г. Чирва [17] рекомендуют опираться на два принципа:

· достижение уровня необходимого и достаточного;

· параллельность работы над двигательными качествами, улучшением реакций антиципации и техникой ловли и отражения мячей.

Авторы отмечают, что дыхательная и сердечно-сосудистая системы не являются основными лимитирующими факторами специальной работоспособности вратарей в футболе. Однако, в их исследованиях речь идёт о вратарях «большого» футбола [17, 18, 19, 20, 83]. В мини-футболе соревновательная деятельность проходит значительно динамичнее, и нагрузка вратаря более насыщена физической работой, чем на большом поле. Проблему значимости этих систем для вратарей мини-футбола еще предстоит изучить.

Специалисты футбола А.М. Акимов (1978) и С.А. Савин (1975) для совершенствования игры вратарей предлагают использовать два типа нагрузок: для развития аэробной выносливости общего воздействия и специализированные нагрузки для совершенствования технико-тактических приемов игры в воротах [2, 66]. Такого же мнения придерживаются и некоторые специалисты водного поло [65].

1.4.1. Характеристика средств и методов подготовки вратарей

Вратари футбола еженедельно проводят три целенаправленных тренировки по физической, технической и тактической подготовке и тренировочный матч [50]. Направленность тренировок в недельном цикле для вратарей различной квалификации в футболе отличается. Для вратарей высокой квалификации применяется больше занятий с нагрузкой комплексной направленности, а для молодых игроков наибольшее время занимает нагрузка, совершенствующая физическую и техническую подготовленность.

Зарубежные специалисты футбола рекомендуют на каждой тренировке повторять типичные игровые ситуации, которые моделируют соревновательную деятельность. Это нужно для того, чтобы подготовиться к успешному их разрешению в игре. По их мнению, тренировка даже в подготовительном периоде должна строиться с учетом ведущих свойств сенсомоторики и специальных физических способностей вратаря.

Такие же рекомендации дает А.Н. Шамардин (1979). Исследуя специализированную тренировку вратарей, он пришел к выводу, что существует большое расхождение между соревновательной деятельностью и построением тренировочного процесса. Поэтому действия в тренировке вратари выполняют надежно и эффективно, а в соревнованиях не показывают такого результата. Он предлагает использовать комплексы игровых упражнений, по характеру деятельности сходных с соревновательными [84].

А.Л. Ратианидзе [64] рекомендует применять в подготовке вратарей метод круговой тренировки в занятиях как общей, так и специальной направленности.

На этапе спортивного совершенствования индивидуальные тренировки становятся главной формой подготовки вратарей. Индивидуальную тренировку можно проводить и до, и после общекомандной работы. В дни общекомандных тренировок не следует слишком увлекаться индивидуальными тренировками. Однако когда командная тренировка посвящена только тактике, можно увеличить время на индивидуальную подготовку вратаря.

Средства, направленные на совершенствование интеллектуальных способностей, оптимальный уровень развития которых определит в дальнейшем тактическую подготовленность вратаря, специалисты гандбола [28,38] разделили на две специальные группы.

В первую группу должны войти такие упражнения, которые помогают вратарю наблюдать в игре за нападающими и собственными защитниками. Это средства совершенствования внимания. К ним можно отнести упражнения с несколькими предметами, с реагированием на мячи, летящие с разных сторон, из-за ширмы и др.

Вторая группа упражнений должна научить вратаря прогнозировать направление, скорость полета мяча. Для этого необходимо задерживать мячи после бросков с разных позиций, с разной силой, в разные углы ворот, с защитником и без него, после розыгрыша тактических комбинаций, в односторонних и двусторонних играх. Одним словом необходимо моделировать игровые ситуации. Умение предвосхитить развитие игровых ситуаций - показатель высшего спортивного мастерства вратаря, по мнению Е.Н. Суркова (1976, 1982), С.В. Голомазова и Б.А. Чирвы (2003). Зная развитие этих ситуаций, тренер способен построить тренировочный процесс вратаря в соответствии с запросами соревновательной деятельности [20, 73].

Для совершенствования физических качеств, а главное скоростно-силовых способностей эти же специалисты рекомендуют подбирать упражнения, выполнение которых требует оптимального мышечного усилия в минимальное время. Эти упражнения включают всевозможные прыжки, махи ногами и руками, выбрасывание ног в приседе, серии выпадов, полушпагатов, шпагатов, кувырков, падений, переворотов, метаний. Главное внимание надо уделять воспитанию гибкости, прыгучести, быстроты одиночного движения.

Значительную часть средств в подготовке вратарей должны составлять акробатические упражнения, заставляющие преодолевать страх единоборства с мячом, с нападающим. Ведь при соприкосновении с мячом вратарь испытывает болевые ощущения. Проявление двигательных способностей в условиях преодоления страха перед болевыми ощущениями требует специальной волевой подготовленности, чтобы действия вратаря не сопровождались оборонительными реакциями. Главное здесь постепенность усложнения ситуаций и постепенная адаптация вратаря к ударам мячом.

В процессе тренировки С.В. Голомазов и Чирва (1996, 2003) рекомендуют учить вратарей распознавать действия нападающих по биомеханике их движений. Для этого необходимы специальные программы развивающего обучения. Такие программы включают разработку самой модели, имитационное моделирование двигательных действий нападающего, формулировку практических рекомендаций по принятию решения об антиципации направления полета мяча и проверку корректности разработанных рекомендаций. Для этого нельзя одновременно совершенствовать двигательные качества вратаря и реакции антиципации и технику. Это надо делать в разных упражнениях и с некоторыми паузами между ними. Главное активизировать мыслительную деятельность вратаря [17,19].

Для осуществления быстрых и точных движений в спортивной деятельности сократительные свойства мышц чрезвычайно важны, поскольку именно сокращение мышц обеспечивает выполнение физической работы. А вот продолжительность этой работы в значительно большей мере зависит от релаксационных характеристик мышц. Чрезмерное мышечное напряжение снижает сенсорное восприятие мира и повышает артериальное давление, повышает уровень энерготрат, нарушает кровообращение. Это вызывает утомление и контрактуру.

Ю.В. Высочин (2001) установил, что скорость расслабления мышц являлась единственным качеством, достоверно влияющим на прогресс спортивных результатов на этапе высшего спортивного мастерства. Главное средство мышечной релаксации - упражнения на растягивание, развитие гибкости [10]. Подробные рекомендации по применению стретчинга в физической подготовке футболистов и, естественно, вратарей дал В.Н Селуянов [68].

1.4.2.Организация тренировочного процесса

Планируя подготовку команды, тренер должен выделить раздел подготовки вратаря, отдельно обозначив направленность и средства. Подготовка вратаря должна отличаться от подготовки полевых игроков, являясь одновременно частью учебно-тренировочного процесса команды.

Современный спорт немыслим без максимальных по объёму и интенсивности нагрузок. Большая нагрузка сопровождается значительными функциональными сдвигами в организме спортсмена, снижением работоспособности, свидетельствующем о наступлении явного утомления [9, 16, 24, 60 ]. Необходимо рациональное чередование нагрузок различной направленности, сочетание различных методов организации упражнений, как фактора управления подготовкой футболистов высокой квалификации. Самым рациональным является однонаправленное планирование нагрузки в каждом занятии, особенно при многоразовых тренировках в день. При этом происходит естественное восстановление функций за счет переключения нагрузок с одной на другую. В результате обеспечиваются высокие темпы развития тренированности без явлений перетренировки.

Подготовка вратаря заключается в основном в тренировке реакции, для чего он должен учиться отражать руками, плечами и ногами удары с любой дистанции. Не следует часто падать на пол. При падении ногами вперед тормозить надо внешней стороной стопы, так меньше возможность травмироваться. Надо уметь молниеносно перемещаться от одной стойки к другой в зависимости от того, откуда летит мяч. Вратарь должен быстро и точно отдавать мяч своим игрокам [83].

Серьезные исследования провел в футболе В.Р. Мильруд по программированию в соревновательном периоде физической подготовки вратарей, занимающихся в учебно-тренировочных группах СДЮШОР. Он пришел к выводу, что основные принципы стратегии программирования подготовки вратарей 15-16 лет состоят в развитии всех компонентов силовых способностей. Он рекомендует нагрузки на уровне анаэробного порога – ЧСС до 150-160 уд/мин. При этом параллельно должны развиваться скорость и скоростная выносливость, сила и выносливость, координация и силовые способности [49, 50].

Закономерности соотношений основных параметров нагрузки для создания предпосылок к высоким спортивным достижениям волнуют многих ученых [8, 13, 30]. На эффективность тренировочной работы с вратарем решающим образом влияет определение оптимального соотношения специфической и неспецифической нагрузки.

Е.О. Надеждин (2004) исследовал нагрузки вратарей различной квалификации в гандболе. В макроцикле подготовки вратарей высокой квалификации он выявил всего три чередующихся мезоцикла (два тренировочных и один соревновательный), которые отличаются в основном наличием в них нагрузки силовой и скоростно-силовой направленности. Автор предложил специализированные комплексы упражнений для совершенствования игроков этого амплуа [52].

Во время тренировки нагрузка на функциональные системы организма распределяется неравномерно [54]. Время восстановления функциональных систем, выполняющих основную работу, более продолжительно, так как именно они испытывают наибольшее утомление. С.Е. Павлов (1999) считает, что процесс адаптации строго специфичен. В ответ на определенное воздействие нагрузки изменяется конкретная функциональная система. Поскольку процесс адаптации строго специфичен, столь же строго должны протекать и восстановительные процессы. Иными словами, необходимо не восстановление вообще, а восстановление конкретных израсходованных в процессе работы энергетических ресурсов конкретных компонентов конкретных функциональных систем [57].

1.3.3. Индивидуализация процесса подготовки

Индивидуализация представляет одну из форм управления подготовкой, в основе которой лежит учет особенностей и возможностей спортсменов. Следует признать правомерным мнение специалистов [6, 19, 36, 38, 86], которые указывают на то, что полное решение проблемы эффективности построения тренировочного процесса обеспечивается лишь комплексным контролем. Индивидуализация предполагает выполнение процедур, присущих контролю: сбор информации, принятие решений о стратегии подготовки, реализацию программ, контроль выполнения.

Контроль и коррекция состояния спортсмена должны учитывать индивидуальные особенности и стиль его игровой деятельности. На основе изучения соревновательной деятельности можно разработать методику определения индивидуального стиля игры каждого спортсмена [47]. Определив сильные и слабые стороны подготовленности вратаря можно целенаправленно вести его совершенствование.

Очень важно, констатируют специалисты спорта в процессе управления подготовкой спортсменов учитывать необходимость адаптации к тренировочным нагрузкам различной направленности и стрессовым ситуациям. Т.Ф. Абрамова (1999), анализируя динамику мышечного и жирового компонентов у футболистов команды высокой квалификации по мини-футболу, сделала вывод, что в годичном цикле подготовки у них присутствует тенденция к повышению активности анаболического и энергетического звена адаптационных процессов за время подготовительного периода, которая постепенно снижается в соревновательном периоде. Динамика лабильных компонентов массы тела отражает адаптацию футболистов, выявляя индивидуально-типологические особенности адаптации, что позволяет проводить индивидуальную коррекцию подготовки [1].

На современном этапе все большее количество ученых и специалистов спорта [9, 14, 17, 21, 31, 40, 71] выступают за индивидуализацию в процессе подготовки. Совершенствование видов человеческой деятельности осуществляется во многом за счет нестандартности, неповторимости действий. Чем выше уровень деятельности, тем большая вариативность обеспечивает ее прогресс. Установлено, что достижение самого высокого уровня спортивного мастерства осуществляется различными путями с использованием оригинальных технологических решений. У спортсменов высокой квалификации проявление исключительно сильных сторон подготовленности часто сочетается с заурядным развитием других её компонентов. [61].

Некоторые исследователи предлагают ориентироваться на три принципа индивидуализации подготовки спортсменов. Принцип причинности предполагает выявление и учет факторов, ограничивающих проявление двигательных возможностей и реализацию резервных возможностей, обеспечивающих достижение запланированного результата. Принцип неопределенности ведет к формированию индивидуального стиля деятельности за счет набора имеющихся резервных возможностей для компенсации выявленного лимитирующего фактора. Принцип согласованности предусматривает соблюдение общепринятых методических требований, на которых основывается управление подготовкой спортсменов [30, 35, 55 и др.].

Разработанная М.М. Шестаковым (1999) методология индивидуальных возможностей квалифицированных спортсменов и степени их соответствия требованиям коллективной игры предполагает определение 13 критериев, в частности: критерии индивидуальной подготовленности по амплуа, систему оценочных шкал для определения уровня индивидуальных и коллективных возможностей, тренировочную нагрузку для коррекции лимитирующих компонентов, уровень индивидуальной доступности командной нагрузки для конкретного игрока, практическую реализацию индивидуальных программ и оценку их эффективности [86].

1.5. Резюме

Проведенный анализ научно-методических материалов и исследований по подготовке вратарей в спортивных играх позволил сделать несколько основных выводов.

1. Специалисты всех спортивных игр едины в мнении о том, что соревновательная деятельность вратаря в корне отличается от соревновательной деятельности полевых игроков.

2. В мини-футбольной команде всего 2-3 вратаря при 10-15 полевых игроках. Поэтому в процессе тренировки вратарей особенное внимание должно уделяться индивидуализации тренировочных нагрузок.

3. Среди специалистов существует большое разнообразие мнений по вопросу о ведущих факторах технико-тактического мастерства вратаря.

4. Работ, связанных с разработкой структуры спортивной подготовки вратаря в мини-футболе, основанной на контроле индивидуальных показателей физической и технико-тактической подготовленности в настоящее время выполнено недостаточно.

 

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Задачи исследования

Задачами исследования являлись:

1. Выявить структуру технико-тактических действий вратарей различной квалификации в мини-футболе в условиях соревнований и определить количественные значения параметров объёма, разносторонности и эффективности этих действий. Определить количественные значения параметров интенсивности соревновательной деятельности на основе анализа временных показателей технико-тактических действий команд и пульсометрии.

2. Определить количественные значения параметров физической и технико-тактической подготовленности вратарей различной квалификации. Разработать нормативные показатели физической и технико-тактической подготовленности вратарей, пригодные для планирования процесса подготовки вратарей в командах высокой квалификации.

3. Отработать на практике тесты по контролю физической и технико-тактической подготовленности мини-футбольных вратарей высокой квалификации.

4. Разработать на основе выявленных особенностей соревновательной деятельности и физической подготовленности тренировочные недельные циклы подготовки вратарей высокой квалификации и оценить их эффективность в сравнении с традиционным методическим подходом к тренировке вратарей.

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) анализ научно-методической литературы по теме исследования;

2) анализ документов планирования учебно-тренировочного процесса мини-футбольных команд высокой квалификации;

3) педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью вратарей различной квалификации:

- регистрация показателей технико-тактических действий;

- пульсометрия;

4) педагогическое тестирование;

5) педагогический эксперимент;

6) методы математической статистики.

2.3. Характеристика методов исследования

Анализ научно-методической литературы

Анализ научно-методической литературы применялся для получения информации о состоянии проблемы, о предмете и объекте исследования, для формулирования рабочей гипотезы исследования и постановки задач.

Анализ документов планирования

Анализ документов планирования учебно-тренировочного процесса позволил нам получить разнообразную информацию о методических подходах подготовки вратарей, реализуемых в командах высокой квалификации, которая была использована при разработке экспериментальных тренировочных циклов.

Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью

Для анализа соревновательной деятельности вратаря была применена методика регистрации показателей игровой деятельности, разработанная нами. Регистрацию игровых действий вели один или два наблюдателя, которые по ходу игры специальными значками стенографировали действия вратарей.

Исследуемые игровые ситуации соревновательной деятельности футбольного вратаря разделили на 3 большие группы.

1) Защитные технико-тактические действия вратаря: отбивание и ловля мяча, ТТД, связанные с организацией нападающих действий команды.

2) Позиции, с которых наносились удары в ворота. При этом фиксировали место удара, которое могло находиться в шести зонах площадки на разном расстоянии от ворот. Ближние три зоны не более 10 м от ворот - это позиции по центру точно напротив ворот, слева и справа от этой зоны. Дальние три зоны на расстоянии от ворот более 10 м - это по центру точно напротив ворот, слева и справа от центральной зоны.

3) Позиции вратаря относительно створа защищаемых ворот, в которой вратарь отражал мяч. Нижние позиции – это пространство от пола до высоты 1 м слева и справа от вратаря, верхние позиции – это пространство на высоте от 1 м и выше слева и справа от него.

Показатели ТТД вратаря фиксировали в протоколе.

Проводился сбор информации о позициях на площадке, с которых нападающие производили удары по воротам. Эти данные фиксировали в протокол, представленный на рис. 1. Кроме того, фиксировали части ворот, в которых вратарь отражал мяч или в которые мяч влетал. В этот же протокол заносили и данные о неточных ударах атакующих. Пример графической фиксации этих ситуаций представлен на рис. 2.

Успешно проведенные действия отмечали знаком плюс (+), неуспешные - знаком минус (-). В расчет принимались только удары, после которых мячи долетали до створа ворот или пролетали мимо створа.

Последующая обработка включала подсчет общего объема ситуаций, характеризующих определенный показатель соревновательной деятельности, например отражение мяча с правой ближней позиции площадки. Определяется эффективность технико-тактических действий вратаря в этой позиции - отношение числа успешно выполненных приемов, завершившихся отражением мяча, к общему количеству ударов, достигших створа ворот.

 

 

Площадка Ворота

Правая Левая Правая Левая

позиция Центр позиция часть часть

    Ближние позиции         Верхние   Позиции  
  Нижние   позиции  
      Дальние позиции      

Рис. 1. Рис. 2.

 

Антропометрические показатели

Данные антропометрических показателей вратарей – рост и вес - получены из заявочных листов команд Суперлиги и высшей лиги.

Весоростовой индекс рассчитывали по следующей формуле:

Ин кг/см = (масса тела, кг: длина тела, см) х 1000

Тесты физической подготовленности

Данные о физической подготовленности футболистов получены путем выполнения ими тестов, т.е. специальных упражнений, характеризующих уровень развития того или иного двигательного качества.

Нами были отобраны тесты, характеризующие следующие основные физические способности футболистов-вратарей: гибкость, различные проявления скоростно-силовых качеств, быстрота, ловкость и выносливость.

Для оценки уровня гибкости определяли качество выполнения гимнастического упражнения «шпагат». Когда туловище вратаря находилось в вертикальном положении, измеряли расстояние от пола до середины бедра впереди стоящей ноги.

Тесты для оценки уровня скоростно-силовых качеств:

- прыжок в длину толчком двух ног с места, см;

- тройной прыжок с места, см;

- смена ног в приседе за 10 сек, количество.

Тесты для оценки уровня быстроты:

- бег 10 м, 30 м, 40 м с места, сек;

- бег 30 м с хода, сек;

- махи в сторону правой ногой за 10 сек, количество;

- махи в сторону левой ногой за 10 сек, количество.

Тесты для оценки уровня точности:

- бросок мяча с места под барьеры, количество попаданий;

- бросок мяча с места в круги, количество попаданий.

Тесты для оценки выносливости:

- челночный бег («елочка»), сек.

- комплексное упражнение в воротах, сек.

Процедура проведения тестов

Тесты «Прыжок в длину с места» и «Тройной прыжок с места» выполнялся по общепринятым правилам.

Тест «Бег 40 м с места» проводился с помощью фотофинишной установки, при этом устанавливались датчики также и на промежуточных дистанциях: 10м, 30 м; и 40 м. Такая организация тестирования позволяла за одно пробегание регистрировать время выполнения сразу четырёх тестов: бег 10 м, бег 30 м и бег 40 м с места, а также бег 30 м с хода.

Тест «мах ногой»

Исходное положение – стойка вратаря, руки на уровне плеч. По команде в течение 10 секунд игрок выполняет махи ногой, каждый раз касаясь ладони одноименной руки и после этого возвращаясь в и. п. Фиксируется количество выполненных махов за 10 с. То же другой ногой. Тесты «Махи в сторону правой и левой ногами за 10 с», «Смена ног в приседе за 10 с» нами заимствованы из работы Е.О. Надеждина [83] по гандболу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных