Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДОМ И СЕМЬЯ - ХРАМ ЖИЗНИ




Ах, лучше нет огня,

Который не потухнет,

И лучше дома нет,

Чем собственный дом твой,

Где ходики стучат

Старательно на кухне

Где милая моя,

Где милая моя,

Где милая моя

И чайник со свистком.

Юрий Визбор

В течение всей истории человечества известна проблема противостояния отцов и детей. Виноваты в этом всегда родители, ибо, посвятив свою жизнь погоне за призрачным счастьем материального благополучия, гордясь своими социальными достижениями и не ощущая в себе богочеловека, родители в своих поступках воспринимаются детьми, посланниками космической гармонии, как некое проявление фальши. Это приводит, прежде всего, к потере уважения к родителям.

Очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители, и прежде всего матери, в старости сетуют, что всю себя отдали детям, откуда же такая черная неблагодарность? Им совершенно невдомек, что, отдавая себя всю целиком детям, во-первых, формировали в них потребительство, а во-вторых, совершенно не реализовывали свою богочеловечность, естественно, приобретая к старости букет болезней и нуждаясь во внимании и заботе своих детей.

Родители часто занимаются пустой морализацией, давая некий катехизис, но сами в большинстве случаев не соответствуют правилам, которые декларируют. Уже сам принцип двойной морали, в котором выросло нынешнее родительское поколение, пребывающее до сих пор в великом парадоксе социализма, когда все в отдельности "против", а все вместе "за", настолько пропитал всю нашу жизнь фальшью и ложью, что нынешнее неприятие нас молодежью более чем объяснимо и оправдано.

Я приведу один очень типичный случай. Ко мне обратилась мама, которую люто возненавидела 14-летняя дочка. Мама-одиночка 20 лет отработала кладовщицей в цеху. Она находится в состоянии растерянности и отчаяния. До 12 лет они с дочкой жили душа в душу. Что же произошло? Она со слезами говорит: "Какая несправедливость, ведь я всю себя отдала дочке!". Я спокойно ей ответил: "Вот этим вы и загубили себя и дочку. Надо было всю себя отдать своей искре божией, и тогда дочка не отринула бы вас".

В беседе с девочкой я убедился, что у нее глубокий внутренний мир. Она просто обнаружила полную пустоту, полное отсутствие этого мира у мамы и в ужасе оттолкнулась от нее. Конечно, нельзя ненавидеть маму, но понять девочку можно и необходимо. Мама действительно даже не представляет, что такое внутренний мир. Усугубляет ситуацию еще и подростковый экстремизм девочки.

Помочь им очень сложно, но путь все-таки один - через понимание и уважение внутреннего мира ребенка.

Конечно, это великое счастье, когда дети с самого раннего возраста сподвижники родителей. Но это возможно, если родители, во-первых, с радостью ожидали появления малыша, если будущий отец обеспечил благостное состояние духа у будущей матери, ибо от этого в корне зависит, что за душа и дух внедрятся в будущее дитя, какова будет его карма в будущей жизни.

Очень важно уже на 1-2 месяце его жизни начать общение с ребенком, для чего почувствовать его фонетику, ибо ребенок рождается со своим языком, где важен не столько звук, сколько его интонация. И если попробовать пообщаться с ребенком на его фонетике, то получаешь колоссального собеседника.

Я попробовал на практике реализовать такой алгоритм общения со своим пятым ребенком. Дочка родилась, когда мне было уже 53 года. Я, конечно, не могу словами передать всей своей родительской радости от ее появления и от общения с ней. Мы с ней начали общаться с первого же дня пребывания ее дома. Младенец сразу же хочет общения и ищет его с помощью мимики. Иными словами, он строит рожицы. Попробуйте ответить мимикой и вы будете потрясены глубиной общения. Только одно помните: если вы решили стать родителем, имейте бесконечное терпение, и это важнее всех других ваших черт.

В два месяца ребенок начинает разговаривать, и общение должно приобрести фонетическую основу. Ребенок разговаривает на своем собственном языке и ожидает от вас общения на нем. Условно это выглядит так: он вам - "ляли?", вы - "ляли-ляли!", - "ляли-ляли?", - "ляли-ляли-ляли" и т. д. Уважайте его язык, ибо общение на нем обогатит прежде всего вас и разовьет ребенка. Мы неизбежно заставим его говорить на нашем языке, это язык среды обитания, но, освоив свой, ребенок значительно легче осваивает и нашу лексику.

Одним словом, уже к году развитие ребенка удивляет. Его способности запоминать стихи, а с 2 лет и песни, совместное музицирование превращают минуты общения в настоящий праздник. Сейчас дочке 9 лет, она знает и охотно поет множество бардовских песен. Я мечтал в 4 года вывезти ее в туристскую поездку, чтобы она смогла окунуться в божественную красоту природы.

Сейчас, в 2000 году, мечта сбылась неоднократно. Наблюдая за этим маленьким чудом, я вдруг начал понимать массу вещей, о которых я раньше даже не задумывался. Прежде всего я понял, что по-настоящему отцовство начинаешь ощущать после 50 лет. Невольно вспомнилась наша недавняя история, когда дворянство на Руси всегда было сопряжено с государственной службой, и дворяне, как правило, женились, лишь выйдя в отставку, т. е. около сорока лет. Все они брали очень молоденьких невест, и от этих браков, если к этому добавить гувернерское образование, получались удивительные дети, обогатившие нашу российскую культуру.

Я понимаю, что сейчас нет дворянства и очень сложно с гувернерами, но, тем не менее, наблюдение поведения ребенка дает очень много родителям.

Мне возражают, что я предлагаю систему воспитания, после которой дети сядут на голову родителям. Давайте разберемся, почему дети садятся на шею. Вы, наверное, слышали такое правило, что детей надо воспитывать, когда они поперек лавки помешаются. Так вот если послушаться этого совета и с очень раннего возраста подходить к ребенку не со своим знанием "что" и "как", а пойти от ребенка, никаких проблем не возникает.

Рассмотрим очень простой пример. Как только ребенок начал жить, он часто обращается к родителям с какой-либо просьбой. Вот он подходит к маме, папе, бабушке и чего-то хочет, а мы все такие большие, взрослые, как правило, заняты каким-либо очень важным делом: стираем, готовим еду, читаем газету, смотрим телевизор, разговариваем по телефону и т.п. И нам не до малыша, и мы отмахиваемся от его нормальной, но с нашей точки зрения несвоевременной просьбы. И так происходит раз, два, на третий раз ребенок устроит истерику, и вы, встрепенувшись, исполняете его просьбу. Можете быть уверены - следующий раз он начнет сразу с истерики и постепенно сядет вам на шею. В определенном возрасте истерики детей почти неизбежны. Если вы будете идти не от себя, а от ребенка, то их будет минимальное количество. И с возрастом они совершенно исчезнут. Истерика всегда интересна, когда есть зрители. Поэтому никогда не надо исполнять то, чего ребенок добивается истерикой. И уж совсем нелепо наказывать за истерику ребенка. К сожалению, очень многие родители так и поступают. Это приводит к закреплению привычки, и она продолжается часто до подросткового возраста. Я помню один рассказ, который я слышал из уст одного старого детского психоневролога Файнберга. К нему однажды пришла бабушка с истерическим 10-летним внуком. Файнберг посмотрел мальчика, побеседовал с бабушкой и сел писать рецепт. Бабушка заглядывает через плечо доктора и видит, что в рецепте значится пакет ваты. "Кому?" - удивленно спросила бабушка. "Вам в уши" - был ответ врача. Бабушка затыкала уши и совершенно не замечала истерику, а мальчик полностью выздоровел.

Конечно, лучше до этого не доводить. Ребенка проще всего в момент истерики отвлечь. Лично я беру дочку на руки, а она ревет. Я начинаю напевать какую-либо бардовскую песню, ей незнакомую. Мне достаточно спеть один куплет, и я замолкаю. Дочка тут же меня спрашивает: "А дальше?". И она уже забыла, по какому поводу была истерика.

Теперь о замечаниях, которые мы так любим делать детям, когда они что-либо делают не так. Мы же эти замечания делаем обычно с высоты своего взрослого роста, а "оно" внизу маленькое. Вы замечали, что они на такие замечания, как правило, не реагируют? Дальше мы раздражаемся эмоциональным выплеском, что и приводит к энергетическим пробоям.

Я же поступаю иначе. Вот, например, дочка разбросала по полу свои игрушки. Мы ходим, переступаем и, конечно, вежливо просим с высоты своего роста: "Виточка, убери, пожалуйста". Никакого эффекта. И так несколько раз. Надоело. Тогда я сажусь на корточки, и мы с дочкой становимся примерно одного роста, и я спокойно говорю: "Понимаешь, вот ты разбросала свои игрушки. А мы же большие ходим через них, можем нечаянно наступить и раздавить. Тебе же, да и нам, будет неприятно". Девочка начинает общаться: "А кто мне поможет убрать?" - "Давай я тебе помогу". И мы быстро все убираем. Проходит дня три, и вдруг дочка мне говорит: "Папа, иди сюда". Я, конечно, подхожу и спрашиваю:

"Что случилось? А она мне в ответ: "Посмотри, как я убрала!".

Я еще раз хочу вам посоветовать, попробуйте в общении с детьми пойти от ребенка. Вы получите тогда не послушного солдатика, а соратника.

Кроме всего прочего, наши дети - маленькие мужчины и маленькие женщины, но какие женщины, настоящие женщины! Вы только внимательно понаблюдайте за ними.

В свои 4 года Вита сидела на ступеньках дачи и вздыхала. Я ее спрашиваю: "Что ты вздыхаешь?" - "А, всё надоело. Хочу белое платье и замуж", - отвечает она, - "А у тебя есть жених?" - "Да, шесть". - "А кто самый-самый?" - "Вадик". Вадик - сын наших приятелей, дом которых на нашей улице. Он старше Виты года на полтора. Очень серьезный мальчик. Мы строим дом, приятели строят дом, и вот Вита и Вадик в песке начинают строить дом. "С чего дом начнем строить, Вадик?" - "С кухни" - отвечает Вадик. "Нет, Вадик, со спальни". Комментарии излишни.

Надо сказать, что я, наблюдая маленькую Виту, вдруг понял, какими должны быть женщины, и, к своему ужасу, обнаружил, что женщины, которые есть вокруг меня, вовсе не женщины, а специалисты, т.е. сначала специалисты, а потом женщины. Я был так потрясен своим открытием, что даже решился выступить в Москве 30 января 1996 года в ДК "Меридиан" с лекцией под названием "Только для женщин". Администратор, полагая тему очень узкой и интимной, заказала малый зал на 150 мест. А пришли 750 женщин и 4 мужчины. Пришлось открыть большой зал. Что я им говорил, я расскажу в специальном разделе моей книги.

А между тем девочка моя, подрастая, все больше меня поражала своими откровениями. Что-то будет дальше?!

А дальше, чем более естественным будет ваше общение, чем меньше будет сказано "нельзя", тем успешнее будет развитие, и росточек потихоньку превратится в бутон. И уж совсем неправильно пытаться этот бутон насильно разворачивать в цветок, натаскивая ребенка согласно алгоритму "спорткружок, кружок по фото, мне еще и петь охота...", что очень напоминает действия кооператоров и цыган, торгующих искусственно раскрытыми живыми цветами, чтобы повыгоднее продать их, хотя известно, что такой цветок быстро завянет.

Подростковый возраст, наверное, самый трудный чисто объективно, но не безнадежный. Подростки действительно напоминают мне бутончики. Вспомните, как ведут себя цветы у вас дома, и куда клонятся их бутончики. А они к окну тянутся, на улицу, потому что там светло им. А это значит, что в доме вашем нет света. А свет в доме появится тогда, когда дом ваш, семья ваша станут ХРАМОМ, ибо в Храме всегда есть свет.

Еще раз хочу повторить, что в семье должна быть атмосфера "лета", но без все испепеляющей родительской любви. Самым главным воспитательным моментом в семье я считаю пример родителей, и прежде всего отца. Но не то, что он умеет делать и говорить, а то, какой он. Лишь родительский пример реализации богочеловечности, а значит и жизни по законам мировой гармонии не вызывает отторжения у детей и способствует формированию богочеловечности детей и внуков.

Именно поэтому в доме должна быть атмосфера любви и доброты, именно поэтому в духовно богатых семьях всегда должно быть много детей, ибо в таких семьях дети приучаются не столько к получению, сколько к отдаче, а значит и обретению нематериального, но духовного. И если дети в семье не только сожители, но и соучастники в общем деле, общей вере, то это и формирует некую общину, которая и есть Церковь в полном семантическом смысловом значении этого слова.

Чрезвычайно важно, чтобы родители занимались каким-либо творчеством на уровне хобби. Хобби может быть самое различное, но я выше всех ставлю любительское хоровое пение. Лично я 30 лет отпел в хоре ЛЭТИ. Я очень давно ощутил огромную значимость хорового музицирования в деле формирования духовного потенциала молодых людей. Все дело в том, что человек, поющий в аккорде, участвует в сотворении гармонии. В аккорде нельзя сфальшивить - разрушается здание гармонии.

На волне духовного раскрепощения, вызванного хрущевской оттепелью, в 1959 году в Ленинграде возникло типичное неформальное объединение - студенческий хоровой клуб "Gaudeamus". Будучи его президентом, я предложил целый ряд мероприятий на природе. Это и осенняя ярмарка, и весенняя масленица, и первомайский слет. Все это было насквозь пронизано бардовской песней, туристским братством, умением веселиться без спиртного так, что люди, случайно попадавшие на эти наши праздники, ощущали себя в оазисе духовности и человечности среди пустыни обыденной жизни.

Так вот, трое моих детей, которые, к великому моему родительскому счастью, пели в хоре ЛЭТИ, начиная с 4 лет, были вхожи на все наши мероприятия, с раннего возраста общались с хористами, знали все бардовские песни. И хотя учились они в обычных школах, и были улица и двор, и все то, на что родители так часто сетуют, объясняя этими факторами свою проблему отцов и детей, здесь этой проблемы так и не возникло.

В моем доме был свет, и дети мои были соратниками в общем творческом деле. Клуб "Gaudeamus" вообще уникальное явление. Все его дела и праздники были обращены к сердцам людей. К детям на природе относились, как к равным. И в этом был залог успеха.

Я думаю, среди моих читателей есть немало любителей походов пешком, на байдарках. Не замечали ли вы, что в походе исчезает подчиненность детей родителям? На природе гармонизуются, выравниваются все отношения. Ко мне часто обращаются родители с вопросом: "Как показать детям божественность природы?". Мне кажется, очень просто. Достаточно семьей или компанией выбраться на берег озера, реки или моря, провести ночь без сна за мудрой беседой, под бардовскую песню и обязательно встретить рассвет, а он Божественный. Закаты бывают Божественными, а рассвет всегда Божественный, и остается в памяти ребенка на всю жизнь.

Но вот бутончик распустился, и цветок ищет своей любви, своей семьи. А "офицеры" для своих детей превращаются в "надсмотрщиков" над молодыми семьями, над невестками и зятьями.

О, Господи, сколько бессмысленных трагедий приходится наблюдать от вмешательства родителей в жизнь взрослых детей! Не тот зять, не та невестка, опять знание - КАК. Опять технократизм, опять эгоцентризм. Я просто заклинаю родителей: не вмешивайтесь в жизнь взрослых детей, помогайте им встать на ноги, помогайте им мудрым, добрым словом. Конечно же, молодые семьи должны жить отдельно от родителей. Я понимаю, что в нашем обществе это порою очень сложно осуществить, но к этому надо стремиться, и в этом тоже надо помочь детям. А как же дети должны относиться к родителям? Обратимся к Христу: "Чти отца своего!". Родителей нужно чтить, и чем старше они, тем больше. Для того чтобы стать любимой невесткой или любимым зятем, нужно просто уступать в мелочах пожилым родителям, не зацикливаться на том, что они не то говорят, не то делают. Уступив в малом, вы обретете в большом. Это чрезвычайно важно в формировании благожелательной атмосферы в семьях.

Итак, если в доме будет храм любви и доброты, если родители поймут, что не дети должны быть похожими на них, а они должны стремиться к пониманию и принятию детей, ибо у Христа сказано: "Будьте, как дети", - тогда воцарятся в мире доброта и покой и наполнится он светом и радостью.

Но тогда какая же должна быть школа, чтобы и она была детям в радость, а не в тягость? Попробуем поразмышлять о педагогике.

 

 

!!!!!!! 5.6. НЕ ШКОЛА ЗНАНИЙ, А ШКОЛА ЖИЗНИ

Ничто не может произвести столь удручающего впечатления, как пронизание педагогико-дидактических воззрений материалистическим образом Мыслей.

Рудольф Шмайнер

Легко вообразить, как болезненно могут воспринять мои размышления о педагогике вообще и о школе в частности люди, всю жизнь проработавшие в школе, а тем более генералы от педагогики.

На мой взгляд, нынешнее состояние школы и методологии подачи знаний находятся в таком вопиющем противоречии по отношению ко времени, к человеку и мета-детям нарождающейся в недрах существующей дряхлеющей цивилизации новой цивилизации, которая уже начинает овладевать космическим мышлением, что не задуматься о кризисе доверия к школе нельзя.

В чем же основная причина этого кризиса? Как и в медицине, которая начиналась с понимания болезни духа, а следовательно, занималась феноменальной ипостасью человека, пыталась создать медицинскую науку, где все сведено к набору формализованных схем лечения тысяч заболеваний тела, так и в педагогике, которая начиналась с обучения гувернерами, с царскосельского лицея, подарившего нашей культуре целое созвездие творческих личностей, и которая прошла затем через наробраз с его гимназиями, бурсами и с современной самой средней в мире школой, наблюдается отход от самого сущностного, что есть в человеке.

немыслимо и продолжать подгонять всех детей под один шаблон, одну программу. Во главу угла необходимо поставить задачу воспитания и сохранения неповторимости личности ребенка, причем семья и школа должны дополнять друг друга в деле созидания боголюдей. Обучать их следует прежде всего умению получать новые знания, развивая интуитивное мышление, которое позволит молодому человеку без особых проблем войти во взрослую жизнь.

Остается только понять, как же это сделать. Я, конечно, не берусь досконально разработать педагогику нового времени. Это дело педагогов-подвижников. Попытаюсь лишь концептуально осмыслить философскую основу современной педагогической задачи.

Прежде всего необходимо сформулировать цель педагогики. Предыдущая цель заключалась в том, чтобы дать школьнику некое среднестатистическое образование, приготовив его к выполнению среднестатистической социальной роли. Это в точности соответствовало античеловечным идеям пресловутого общенародного государства, где человек является неким социальным животным, и т. п. Это социальное стадо должно иметь строгого пастуха, тогда его легко перестраивать из шеренги в колонну, но стадная суть от перестройки не меняется.

Поразительна мысль Христа о том, что заблудшая овца лучше, чем овца в стаде.

Существует идея, что достаточно реформировать школу, увеличить зарплату учителям, пооткрывать не школы, а гимназии, лицеи - и все будет хорошо. Не будет! Что действительно необходимо, так это не перестройка, а ПРЕОБРАЖЕНИЕ нашего общества.

Но для этого в общественное сознание следует внедрить понятие богочеловечности. И тогда педагогика должна решать именно задачу пробуждения богочеловечности в своих подопечных.

Богочеловек в моем восприятии не раб божий, а человек-творец. А значит, с пеленок и до конца дней своих человек должен быть в состоянии постоянного творчества.

Надо сказать, что духовность предыдущих поколений в XVIII-XIX веках была неизмеримо выше, чем сегодня, ибо и любая домашняя утварь, и дома, и дворцы, и церкви были произведением искусства, а значит, творческим актом свободного духовного сознания. Сейчас первое место занимает утилитарность всего.

Да простит меня огромная армия учителей, сеющих доброе, вечное. Я не обвиняю вас ни в чем. Мои обвинения в адрес системы. Вы, как и медики, поставлены в ужасные условия. Единственное, в чем можно действительно упрекнуть медиков и учителей, так это в их самомнении о всезнании предмета своего занятия.

Обратимся теперь непосредственно к школе. Мне часто приходится сталкиваться с проблемами, когда дети не хотят учиться. Тут я всегда встаю на сторону детей. Ведь напрасно обвинять ребенка в лени, ибо лень - продукт отсутствия интереса к учебе. Значит, пока не удастся превратить процесс обучения в некий творческий акт, ни о каком разрешении кризиса не может быть речи.

С моей точки зрения, творчество ребенка начинается с игры. Посему и начальная школа должна быть ее продолжением. Не стоит рассматривать знания в рамках неких наук, как математика, физика, химия и т.д. Все знания должны проистекать из обобщения эмпирического опыта жизни, в конечном итоге объяснять явления действительности и готовить ребенка к самостоятельной жизни.

Когда анализируешь игрушки наших детей, то поражаешься бездушности и бездумности большинства их. А в Англии, например, вообще не приходилось видеть глупых игрушек: все тамошние игрушки как бы втягивают ребенка в творческий процесс, учат реальной человеческой жизни.

Вот такой школой жизни и должна, как мне кажется, быть наша школа.

Естественно, единообразная для всех школа, не учитывающая самобытность конкретной личности, вгоняющая ее в прокрустово ложе программы ОНО, не способна решить эту задачу.

По всей вероятности, должны существовать самые различные формы начального и среднего образования - от индивидуального до классного, но и классы должны быть небольшие, без усреднения личностей. И уж совсем следовало бы отказаться от единой для всех программы.

Все это потребует, очевидно, совершенно иных педагогов. Ибо боголюдей могут формировать только боголюди. Надо глубоко задуматься о критериях подбора абитуриентов в педвузы. Недаром на Руси всегда говорили, что учителем надо родиться.

Современное несоответствие школы сегодняшним детям я ощутил на младшем своем сыне, которому сейчас 18 лет. Года в 4 он умел читать, а в 5 лет он снял с полки книгу "Принц и нищий". Это была его первая прочитанная книга. Она его так захватила, что в нем развился естественный интерес к чтению. Затем он прочел Жюль Верна, Свифта, Беляевескую серию, "Винни Пуха" вдоль и поперек. К 7 годам он освоил Дюма "Три мушкетера", "Виконт де Бражелон", "Двадцать лет спустя". Но вот он пришел в школу, где ему сказали: "Мама мыла Шуру", "Мы не рабы, рабы не мы". Он пришел домой и спросил: "Что такое школа?". Он не может понять этого до сих пор. Сын учился отлично, но каждое утро я слышал от него: "Я не хочу идти в школу". Я знаю, что многие родители слышат это от своих детей. Знаю и их реакцию: "Надо! Ты что, хочешь дворником быть?" и т. п. Я же ему спокойно отвечал: "Не хочешь - не ходи". После этого он вздыхал и говорил: "Надо!". Я же в ответ: "Ну, если надо, то иди". Попробуйте прочувствовать разницу.

После 4-го класса стало ясно, что оставлять его в обычной школе -только губить. И тут, как в сказке, провидению было угодно, чтобы прямо в его школе возникли три альтернативных класса - 5и, 6и, 7и, то есть иностранные. Ребят отбирали по тестам, классы получились маленькие. Практически все предметы преподаются по авторским программам. Предполагается изучение 4-х языков. Их фактически готовили к туристскому бизнесу.

Вероятно, самое главное здесь то, что каждого ученика персонально вел профессиональный психолог. Могу сказать одно - сын стал в три раза реже говорить: "Не хочу в школу". Действительно, все зависит от того, насколько интересно и живо поставлено преподавание в школе.

Меня нечасто вызывают в школу из-за сына. А тут вызвала дама, занимающаяся психологией. Как и везде, психологи работают с помощью тестов. Так, в конце 5-го класса был проведен психологический тест. Так вот, мой Сережа написал такие ответы, что папу вызвали в школу.

На вопрос: "Кем себя ощущаешь?" дети отвечали, кто кем. Только Сережа написал: "Личностью". "Кем хочешь быть?", все - кто кем. Только Сережа - "Ребенком". "Что нравится или не нравится в школе?" - Кому что. Только Сережа - "Не нравится в принципе!"

В конце теста нужно было изобразить в масштабе по значимости членов семьи. Все рисовали огромных мам и маленьких пап. Сережа нарисовал одинаковых маму и папу, нарисовал маленькую сестренку, а себя вообще не стал рисовать,

Если по отношению к медикам критерием их профессиональной пригодности мог вполне бы стать уровень их энергетики, то в случае педагогики критерием должна служить степень гармоничности личности учителя. Для этого достаточно определить соотношение его составляющих: дух, душа и тело. У гармонически развитого человека эти три энергетические оболочки должны быть одинаковыми. Как и в случае с абитуриентами медицинских вузов, тестирование абитуриентов педагогических вузов можно провести анонимно.

Что еще совершенно необходимо, так это отказаться от какой-либо политизации процесса обучения студентов и учащихся школ. Идеология здравого смысла, умноженная на философию богочеловечности, уважение к учителю, завоеванное, а не декларированное, школа, как продолжение дома-храма - таким мне видится будущее педагогики.

А пока кризис доверия к школе, кризис отцов и детей нарастает, и мы рискуем иметь для общества уже четвертое поколение рабов социума.

Если мы потеряем это четвертое поколение, то начнутся необратимые процессы, и тогда уже никакой Моисей не выведет нас из пустыни.

Главная беда школы, на мой взгляд, заключается в том, что, получив по окончании "фиговый" листок аттестата зрелости, выпускники никак не защищены и не готовы войти в жизнь. Нынешнее поколение выпускников вообще вступает в жизнь "без царя в голове". Идеалом для них маячит символ вашего дикого рынка - ларек. Рынок не может быть целью, он лишь средство цивилизованного бытия. Не имея никакой мировоззренческой основы, они подчас мечтают получить в жизни "бабу и мерседес", а это уже страшно.

Над разрешением именно этой проблемы должны работать все, кто понимает опасность такого процесса.

В августе 1993 года в Москве, в ДК "Меридиан" состоялся международный конгресс по проблемам народного целительства. Мне просто не давали прохода люди, приехавшие из разных, порой очень далеких, уголков России. Все благодарили за книгу "Исповедимый путь". Собравшись в одном из помещений, они предложили мне на базе идей книги разработать пособие, чтобы внедрить в школах факультативный предмет с условным названием "Философия жизни".

Уже сейчас отдельные педагоги включают в список рекомендованной литературы "Исповедимый путь". Конечно, такое пособие должно быть транспонировано для детского восприятия и, конечно, оно должно быть богато иллюстрировано. Необходимо также организовать подготовку и педагогов, способных донести этот материал.

Я уже начал в Санкт-Петербурге регулярные циклы из 7 бесед, адресованных ученикам, родителям и учителям. Я понимаю, что мне не объять необъятное. Я много езжу по России, но все равно это капля в море. Пора, по всей вероятности, было создавать просветительское объединение, которое будет решать эту задачу.

Это и было осуществлено осенью 1996 года. При ДК работников связи, где проводятся регулярно раз в квартал мои циклы мировоззренческих бесед, было учреждено Общественное объединение гармонического развития личности "Исповедимый путь". На учредительной конференции 2 октября я был избран президентом объединения. Это не коммерческое, а чисто просветительское объединение. Предполагалось создать секции медицины, педагогики, философии и общенаучную секцию. Кроме этого должна была быть создана и молодежная секция для непосредственной просветительской деятельности. Что касается разработки учебного пособия, то оно предполагалось в рамках учебника по валеологии, т.е. науки о здоровом образе жизни. Я уже ознакомился с предыдущим изданием и лишний раз убедился, что ни одна мировоззренческая книга не рассматривает причинный уровень проблемы, а занимается лишь устранением следствий.

Я обращаюсь ко всем власть предержащим, ко всему наробразу и просто к заинтересованным людям, коммерсантам с призывом проникнуться проблемой спасения четвертого поколения. Именно сюда нужно вложить все возможные средства, а главное - весь жар сердец отдать преображению России.

Я призываю всех поразмыслить об этом.

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных