Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЧЕМУ ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО СЧИТАЕТСЯ ВЕРШИНОЙ ЗРЕЛОЙ СХОЛАСТИКИ?




Схоластика, школьная философия (от греч.

Все это способствовало сохранению, а в некоторых направлениях и развитию античных, особенно римских, традиций юридизма. рационализма, историзма, психологизма, отчасти - индивидуализма Даже отношения Бог — человек — мир тогда во многом воспри нимались как правовые, философская аргументация приобрета ла черты юридической. Теоретическая деятельность расценивалась как важная составная служения Богу. Крупнейшие ортодоксальные. схоласты, например Ансельм Кентерберийский Фома Аквинский, были канонизированы католической церковью. Схоластике противостояла мистическая философия на За паде — оппозиционная на христианском Востоке - более влиятельная, поскольку здесь духовно-культурные и социально-политические условия не благоприятствовали развертыванию юридизма, индивидуализма и рационализмг Однако и на Востоке находилось место для схоластического философствования. Наиболее острые споры схоласты вели по проблемам веры и разума и универсалий «Золотой век» схоластики — XIII, в нем возводились грандиозные теологическо-философские построения. представляющие все сущее как гармоничное, рационально упорядоченное единство во множестве. Наиболее совершенным из таких построений считается философия Фомы Ак- винского. Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274), прозванный за необычайную силу мысли Ангельским доктором (Dr Angelicus), происходил из аристократического немецко-итальянского рода и с 19 лет был монахом-доминиканцем. Он создал наиболее влиятельное в католическом мире философское учение (томизм). которое в виде неотомизма признавалось со 2-й пол. XIX в. до нач. XXI в. официальной философией католицизма. Главные произведения Фомы — «Сумма теологии», «Сумма про тив язычников» (ее другое название — «Сумма философии»), а также работа «О правлении государей». Философия Аквината развивается в русле аристотелизма и несет такие его черты, как жизнеутверждающий оптимизм, уверенность в возможности и значимости теоретического познания мира, представление всего существующего как единства в многообразии, утверждение ценности единичного, индивидуального существования с его особым местом в общем строе. Фома Аквинский возвеличивает человека, утверждая, что ради него создан мир.

Философ стремится представить гармонично отношения' Бог — человек — природа; существование — сущность; разум — воля; вера — знание; душа — тело; индивид — общество; мораль — право, церковь — государство. В системе Фомы нашли продолжение античный рационализм, ЮРИДИЗМ. индивидуализм вместе с христианским теоцентризмом и персонализмом. Фома принимает уже определившееся к XIII в. различие между теологией и философией, путь пеовой — от Бога к миру, от причины к следствиям, второй — от мира к Богу, от следствий к причинам. Сферы разума и веры отчасти совпадают Часть догматов сверхразумна (например, о Троице), но некоторые рациональные доводы в обоснование догматов могут быть приведены. Руководствуясь идеями аристотелевской метафизики. Фома выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога Этс космологические и телеологические доказательства Философ явным образом не прибегает к онтологическому аргументу, считая, что из понятия о Боге нельзя вывести его существования: поскольку сущность Бога непознаваема, человеческий y.v лишен понятия о нем Суть пяти доказательств Фомы Аквин- ского такова, в мире существует иерархия. 1) источников движения значит, на вершине ее должен быть внешний перводви- гатель; 2) производящих причин, они должны восходить к конечной прои (водящей причине" 3) необходимою, пределом здесь должна быть безусловная необходимость; 4) совершенного, венцом его должно быть абсолютное совершенство; 5) целей, они должны подниматься к высшей цели. А период ви гатель, первичную производящую причину, безусловную необходимость, абсолютное совершенство, т. е.,, заключает Фома «разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе мы именуем Богом»22. По проблеме универсалий Фома Аквинский, следуя Аристотелю, занимает позиции реализма. Он считает, что общие понятия существуют трояко 1) до вещей (как образцы в уме Ьога); 2) в вещах (как их сущности); 3) после вещей (в уме человека как понятия).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных