Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные общности.




Социальная структура общества - это совокупность относительно устойчивых социал. общностей людей, определенным образом взаимодейств. между собой: 1) Исторические общности людей (род, племя...) 2) Население города и деревни.

3) Работники физического и умственного труда. 4) Классы и различные соц. слои. 5) Различные коллективы людей. 6) Семья.

Соц. структура объективна и во многом зависит от способа производства. Маркс утверждал, что:

1) Существование классов связано с определенными историч. фазами развития пр-ва. 2) Классовая борьба неотвратимо ведет к диктатуре пролетариата. 3) Диктатура - есть переходный момент к обществу без классов. Основной классообразующий признак в марксизме - отношение к средствам пр-ва, отношение к собственности. Теория соц. стратификации - это современная теория, анализирующая соц. структуру общества. По этой теории общество делится на страты, за основу выделения которых берут различные признаки. Известный нем. социолог МАХ Вебер за основу деления общества берет соц. статус. Он выделяет 3 статусных показателя: 1) Уровень образования. 2) Профессия, уровень квалификации. 3) Уровень доходов.

В соответствии с этими показателями Вебер различает 3-и класса в обществе: 1) Высший класс (финанс. магнаты, крупные промышленники...) 2) Средний класс (совокупность людей наемного и самостоят. труда, обладающих общим самосознанием: а) высший слой среднего класса (средние предприниматели) б) средний слой в) низший слой (люди со средним спец. образованием) 3) Низший класс - низкий уровень образования, существуют и маргинальные слои.

Маргинализация общества происходит под воздействием соц. и техносдвигов и связано с расшатыванием и ломкой нормативно-ценностных систем. Основа стабильности общества - средний класс. В обществе, разделенном на классы, существует социал. мобильность, т.е. перемещение из одних соц. слоев в др. Она бывает горизнт. и вертикал. Общество сравнивают с многоэтажным домом, в котором движутся 6 лифтов: экономика, армия, политика, церковь и культура, брак. Полит. структура - совокупность полит институтов, идей норм. избирательного права, общественное гонение с помощью кот. осуществляется власть и влияние на нее.

 

Понятие общественно-экономической формации. (оэф)-исторический тип об-ва, основывающийся на определенн. способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории ч-ва от первобытнообщин. строя ч-з рабовладельческ. строй, феодализм, капитализм. Понятие оэф впервые выработано марксизмом и составляет краеугол.камень материализма в истории. Оно позволяет:1.отличить один период истории от др. и исследовать исторические события в рамках определенных формаций. 2. вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития пр-ва. 3. оэф позволяет рассмотреть человеческое общ-во в каждый период его развития как единый социальный организм, включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодейтсвии на основе способа пр-ва.4.позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов. Каждая оэф имеет свои особые законы, связывающие их с единый процесс мировой истории. Смена одной формации другой происходит в рез-те социальной революции. Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически приходящий характер каждой из оэф. Формация -социально-философское понятие. Понятие формации есть отражение реальности, но взятой на уровне сущности, а не ее многообразных проявлений.

 

71. Философское понятие культуры. Культура (изначально) изменение в природном О-те под воздействием ч-ка, его д-ти, в отличие от изменений по естественным причинам. - т.е. заложенное в термине человеческое начало. В дальнейшем - культура - все созданное человеком. Нужно лишь различать материальную и духовную культуры. Недостаток того, что культура определяется как все созданное человеком -1. культура может восприниматься односторонне 2. не проясняется природа самой культуры. Различие общ-ва и культуры выявляет ее определение как совокупность созданных человеком ценностей. Культура выступает как определенный аспект общества. Однако при трактовке культуры как системы ценностей последняя предстает как совокупность готовых результатов человеческой деятельности, а процесс создания культуры, ее динамики остается вне рассмотрения. Реальная живая культура неотделима от общественного чел-ка -С-та культуры, соотнесенного с созданным им О-м миром. Сам чел-к формирует себя в процессе своей д-ти как культурно-историческое сущ-во. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Взаимодействие культуры и чел-ка - чел-к усваивает созданную ранее культуру. Лишь на основе усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше. Как С-т культуры он вносит в нее нечто новое. Но в соотношении освоения и творчества культуры есть масса проблем и противоречий.

 

72. Общественное бытие и общественное сознание. Маркс выразил зависимость сознания от бытия: сознание никогда не может быть ничем иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Общественное бытие людей -объективная общественная реальность, социальная материя, к-я отражается в обществен. сознании. Общественное сознание представляет собой осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Сложная взаимосвязь между общ. сознанием и общ. бытием. Общественное сознание относительно самостоятельно. оно не только подчинено внешним детерминантам, но имеет внутреннюю логику своего развития. Связь носит сложный диалектический характер. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется и в форме его активности. Оно способно взаимодействовать с другими общественными явлениями, обратно влиять на породившее его общественное бытие. С фактом активности общ. сознания прямо связан? о роли идей, сознательного начала в общественном развитии. Этот? решается в марксистской теории в пользу признания важной роли идей, С-ного фактора вообще в реальных процессах общественной жизни. Вторичность общественного сознания и его относительная самостоятельность - таковы 2 наиболее фундаментальные закономерности развития общественного сознания. Категории общ.сознания и общ.бытия абсолютно абстрактны. В этом не только их ограниченность, но и сила - с их помощью удается провести первый логический разрез общественного организма. Рассматриваемые категории не избавляют от необходимости конкретных исследований общественно жизни. Они дают только общие контуры правильного подхода к изучению общественных проблем.

 

 

74.ОБЩЕСТВ. ОТНОШЕНИЯ И СОЦ. ИНСТИТУТЫ.

Общественные отношения (ОО) - многообразные связи, возникающие между соц-ми группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, политической, социальной жизни и деят-ти.

В фил-ии ОО рассматриваются с материалистической или идеалист. позиций. Материалист. понимание ОО впервые выработано марксизмом. ОО с этой точки зрения делятся на материальные (базисные) и идеологические (надстроечные). Главными явл-ся мат-ые - экономич., произ-ые отношения. Характер материальных ОО опред-ся производительными силами общества и не зависят от сознания и воли людей. Идеологические ОО - политич-е, правовые, нравственные и др. - возникают на базе материальных общ. отнош-й и складываются как надстройка под ними, проходя предварительно через сознание людей. Деление ОО на материальные и идеологич. позволяет не только различать в общ. отнош-х определяющие и производные, но и анализировать конкретные совокупности общ. отнош-й, в которых сочетаются и матер-ые и идеологич-е элементы. В связи с усложнением общественной жизни возникают комплексы общ-х отношений, связанные со специфической деят-тью людей, - научной, художественной и т.д.

Социальные институты (СИ) - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые ф-ции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Необходимое условие появления СИ - социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деят-ть людей в целях удовлетворения тех или иных социальн. потребностей (институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями).

СИ представляет собой самостоятельное общественное образование, кот. имеет свою логику развития, хар-ся наличием цели своей деят-ти, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных ролей, типичных для данного соц-го института.

Виды и ф-ции соц. институтов: 1) воспроизводство членов общества; 2) социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деят-ти - институты семьи, образования, религии и т.д.; 3) произ-во и распределение обеспечивается экономическосоциальными институтами управления и контроля - органы власти.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных