ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общественное сознание и его структура. Основные формы общественного сознания.Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Общ.созн. есть не что иное, как „осознанное бытие", т. е. отражение в духовной жизни людей их общ.бытия. Совок-сть обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т. п., т.е. того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Итак, сознание представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредствованный характер – через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. 95. Общ.созн. обладает сложной внутренней структурой. В самом общем виде в структуре общ.созн. выделяют его уровни и формы. Уровнями общ.созн. являются обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп (общественная психология), и научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. Разделение на обыденно-практический и теоретический уровни основано на противопоставлении, с одной стороны, жизненно-общественного практического, несистематизированного и вместе с тем целостного жизнепонимания, а с другой – того состава идей, которые подверглись творческой разработке и рациональной систематизации (либо в частных науках, либо в искусстве, либо в философии). В противовес систематичности, рациональности, четкой осознанности теоретического уровня обыденное сознание обладает таким несвойственным теоретическим формам сознания качеством, как полнота и цельность жизнеощущения. 95. Опыт обыденного сознания – это то богатство, из которого черпают свое содержание частные науки, философия и искусство. Обыденное сознание есть, таким образом, первичная форма понимания обществом социального и природного мира, форма, которая имеет объективную обусловленность в самой природе человека. Оно исторически изменчиво в своих качествах. (конец 95) Формы общ.созн. представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию. Общ. созн. и его многообразным формам, при всей их зависимости от общ.бытия, присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты общ.созн., ибо научные, философские, художественные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного изменения общ.созн., т. к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|