ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философское понятие культуры.В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека, процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура – это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая природа», существующая наряду с обычной природой. Культура представляет собой сверх сложную реальность, которая создается в соответствии с замыслом человека как ее творца. Принято считать, что культура есть лишь то, что отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественного прогресса и благу общества. Культурно только то, что нравственно. Вряд ли умение убивать людей можно отнести к культуре. Подобные явления указывают на наличие в обществе так называемой антикультуры. С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества – орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах. Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в первую очередь наука и иные формы познания – мифы, искусство, религия. Практическая функция говорит о том, что культура служит целям преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего. Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище» ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека – идей, идеалов образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других. Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в формировании человеческого в человеке – высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зр. философии, - это человек, освоивший все богатство человеческой культуры. Гибель культуры проявляется также в угасании человеческой духовности, падении нравов и в иных формах. 97. Типы культуры: 1 тип – это культура «традиционного» общества. Характерно господство устойчивых консервативных традиций и медленное накопление новаций (нововведений). Здесь имеет место невысокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и, соответственно, мораль ненасилия и гармонии с природой. Был присущ древним обществам (Египет, Китай, Индия), он преобладает до сих пор во многих странах «третьего мира». 2 тип – это культура «техногенного» общества. Ей присущи динамичное развитие науки и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу. Сама деятельность рассматривается как высшее предназначение человека и ценится гораздо выше простого созерцания, что свойственно культуре «традиционного» общества. «Техногенная» культура создала все предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества. Мировая культура многообразна, поскольку она сформировалась в различных исторических, географических и иных условиях (например, культура земледелия, политическая культура и т.д.). Культурное пространство современного человечества весьма многолико, поскольку оно суммирует исторический опыт всех стран и народов мира. Культура каждого народа всегда уникальна, она воплощает в себе его исторический путь и судьбу. Несмотря на разноликость, мировая культура все же едина, так как она взаимосвязана. Две тенденции: 1 – это стремление к своеобразию и неповторимости, к сохранению собственного «лица», что наиболее очевидно проявляется в языке, литературе, фольклоре. Данная тенденция закрепляется становлением и развитием самостоятельных (суверенных) государств. 2 тенденция – это взаимодействие и взаимопроникновение отдельных культур. Этому благоприятствуют единые коммуникации и эффективные средства связи, активный торгово-экономический обмен. В рамках этого пространства утверждаются общечеловеческие ценности, особенно актуальные в наше время идея ненасильственного мира, экологической безопасности и другие. Сейчас складывается принципиально новый тип культуры — ноосферная, основанная на систематическом применении знания. Она символизирует собой не просто дальнейшее выделение человека из природной среды, но и возвышение и господство над ней с помощью силы и энергии разума. В наше время наука становится важнейшим элементом культурного пространства. Мир, в котором живет современный человек, становится все более искусственным и научно-техническим, а не естественным, не природным. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|