Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧТЕНИЕ ИЗ НОВОГО ЗАВЕТА.




Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Дневник. Том 2.

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

Текст Священного Писания, цитируемый автором на церковно-славянском языке, приводится в издании в русском переводе. Отступлением от общего принципа цитирования являются некоторые стихи, которые приводятся на славянском языке, что в стилистическом или смысловом отношении представляется более целесообразным. Параллельный церковно-славянский текст некоторых цитат, необходимый для понимания авторского толкования, внесен редакцией и печатается в квадратных скобках: Надежда мояна Тебя [слав.: и состав мой от Тебя есть ].

В издании используются следующие условные обозначения:

(Лк. 1,1) – указание на цитату Священного Писания, сделанное автором;

[Лк. 1,1] – указание на цитату Священного Писания, сделанное редакцией;

[…] – непрочитанное слово;

[славою] – предположительно прочитанное слово;

[ животных ] – отсутствующее в тексте, но необходимое по контексту слово, внесенное редакцией.

=1857–1858=

О Промысле (Лк. гл. 12–13).

Ты – раб человеческий, а не раб Божий.

Служебник, Требник и церковные книги после Священного Писания да будут у тебя главным источником и руководством при составлении катехизических бесед.

NB. Взять из церкви Триодь Постную и один Служебник.

Сказать проповеди: о неперемене духовника без крайней надобности; о том, как приступать к исповеди и причастию; о несписывании бессмысленных рукописей.

Археология человека и человечества.

Хочешь убедиться, что источник жизни человеческой есть Сын Божий, или Бог в Троице, – читай от Луки главу 7-ю и о Лазаре.

Несомненно, что душа моя – создание Божие, но как она создана – не знаю: Творец мне этого не открыл; так точно и хлеб и вино – Тело и Кровь; но как это сотворено из хлеба и вина – не знаю; знаю только несомненно то, что это Тело и Кровь моего Жизнодавца, потому что я душевно и телесно преисполняюсь жизнию по принятии их.

Ты хочешь знать, точно ли Сын Божий сотворил море, – смотри: Он велит ему перестать от бури – и оно перестает.

Хочешь убедиться, что Творец света есть Сын Божий, – посмотри на фаворское преображение. Мк. 9.

Хочешь убедиться, Кто сотворил мир невидимый, – посмотри на Господа, как Он обращается с духами, как добрые Ангелы служат Ему, а злые трепещут.

Хочешь убедиться, что рыбы сотворены Сыном Божиим, – читай от Луки главу 5-ю и от Иоанна 21-ю; животных четвероногих… как Он взял осля […].

О необходимости бдения над собой.

Multa fiunt eadem sed aliter1. Вдумываться при молитве.

Дарование Святого Духа на пользу душевную.

Место, кипящее медом и млеком, дал мне Бог: – et quidem incontentus2.

Духовные опыты, наблюдения, мысли и советы начинающего с Божиею помощью познавать себя, или ходить духом, по апостолу.

Светлые и мрачные минуты жизни.

Беседовать о прелюбодействе, о рукописях бестолковых.

Сначала христиане не говорили: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а было все – одно. Кто виноват в разделении, знает история: "Христианское чтение" за 58-й и др. годы.

Если вы не пожертвуете – я восстану при втором пришествии Христа на суд с вами и осужу вас, как царица Южская…

Евр. гл. 3, гл. 12; Лк. 2, 22. Евангелие от Иоанна гл. 1, гл. 18.

Послание апостола Павла к Галатам. В слово в Великую Пятницу.

В [Возн.] к Ефесянам гл. 2; Колоссянам гл. 3.

Ты […]. Не забывай этого.

Люди не верят своему великому счастию, что они будут блаженствовать вечно, и не сорадуются Церкви, когда она воспевает торжество наше над смертию и адом, как будто Церковь воспевала какую-то чуждую им победу, чуждое блаженство. Вразумить, заставить их сорадоваться Церкви, которая воспевает не чье-либо, а именно наше блаженство вечное со Христом.

Яко Свят Господь Бог наш. Малый грех после причастия – и тяжело бывает на душе. Как всегда свят, праведен и неизменяем Господь Бог! Мы изменчивы и часто претыкаемся об Его святость, а Он всегда наказывает наше непостоянство, Своим постоянством всегда обличает наше непостоянство.

Говорят: Господь Иисус Христос не есть Бог, потому что такие же чудеса, какие Он творил, творили и святые. Но не сказал ли Сам Спаситель, что веруяй в Него, дело, яже Он творит, и он сотворит, и больше сих сотворит [Ин. 14,12]? Дела Христовы, напротив, совершенно доказывают Его Божество.

В Петров день 34 р. 75 к. Для памяти.

В Рождество в части города Синебрюховской собрано священником И.Сергиевым 51 р. 70 к.

В части соборного духовенства в Покров собрано – 80 р. серебром.

В Крещенье на горе и в Немецкой улице собрано – 37 р.

Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.

Если будем от сердца молиться, не умолим ли Бога? Умолим. Тот, Кто дал за нас Сына на смерть, не даст ли нам с Ним всего?

Спаситель есть жизнь человеческого сердца. Доказывать это много не нужно: тысячекратные опыты уверяют нас в этом. Согрешим мы – и тяжело у нас бывает на сердце. Помолимся Спасителю, особенно если со слезами, – и легко и покойно бывает на сердце.

Как верно слово Господа, что если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни [Ин. 6,53]. Точно, мы не имеем в сердце своем духовной правильной жизни, не причащаясь преискренне Господа в Его Таинстве Тела и Крови.

У Господа Бога такой закон: грешников, помилованных Им и потом опять возвращающихся на свои грехи, наказывать с возрастающею постепенно силою. Иди, и не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже [Ин. 5,14].

Смотря на икону Спасителя или на пречистые Его Тайны, говори в себе: без Него я мертв, а с Ним, или с пречистыми Его Тайнами, достойно принятыми, я преисполняюсь жизнию, миром и радостию. Это – опыт.

Христос – моя жизнь.

Благодарю Тебя от всего моего сердца, Боже Отче Вседержителю, яко услышал еси молитву мене, грешного, принесенную о имени Господа нашего Иисуса Христа, рекшего: чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам [Ин. 15,16].

Если кто тебе скажет: ах, как вы, батюшка, похудели, говори им: нас почитают умершими, но вот, мы живы по благодати Божией [2 Кор. 6,9].

Благодарю Тебя, Господи, за искушение, которое Ты попустил мне переносить около шести недель, и за плоды от него. Ты отреблял розгу Свою, да множайший плод принесет. Даруй же мне принести Тебе плоды доброго служения, прежде же него – веры непостыдной, надежды твердой и любви нелицемерной.

Господь Бог всеведущ и правосуден – ни одна мысль, ни одно чувство нашего сердца не могут утаиться от Него: у меня нехорошие мысли в голове, нечистые чувства в сердце или хорошие мысли и чувства – и я внутренно награждаюсь или наказываюсь: мир и радость в душе при хороших, беспокойное томление – при нехороших.

Я – преступник Божий, и Господь наказывает меня болезнию, как плетьми. Благодарение Господу!

Путь, на который ты поставлен Богом, есть путь лишения: иди по нему со страхом Божиим и чувствами живой благодарности к Богу.

Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть [1 Кор. 10,12].

1857–1858 годы.

ЧТЕНИЕ ИЗ НОВОГО ЗАВЕТА.

Евангелие Марка.

Гл. 1, ст. 20. И тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. Говорится об Иакове и Иоанне, братьях. Как сильно слово Господа, Творца человеков! Он только позвал их идти за Собою – и они пошли, оставив и отца своего, и свой промысел навсегда.

Ст. 22. И дивились Его (Господа) учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Посмотрел бы я, Господи, на Божественное лице Твое, какое пребожественное выражение было в нем, когда Ты говорил с людьми и учил их; какая благодать исходила из уст Твоих в словах Божественной премудрости, власти и силы. Да, нельзя было сколько-нибудь благонамеренному человеку противостоять словам Его; Он говорил как Бог, с силою и властию Бога. Не может быть, чтобы и книжники и фарисеи не говорили тоже с некоторою властию, – но то была власть человеческая, власть людей порочных, самолюбивых. Это была тень власти, а потому на нее мало и внимания обращали.

25 [–27 ст.]. Но Иисус запретил ему (духу нечистому), говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его (человека) и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? Как не видеть здесь Творца мира духов и мира вещественного? Слова Господня беспрекословно слушается злой демон и нехотя оставляет человека. Нельзя было не ужасаться и не дивиться при виде такого чуда, нельзя было не благоговеть пред Чудотворцем. Люди в первый раз видят такого нового Учителя-Чудотворца, Который со властию повелевает самым духам нечистым, которые так много мучили тогда людей и которых силы никто не мог одолеть. И я, Господи, ужасаюсь и дивлюсь делам Твоим и лобызаю воскрилия Твоих священных риз.

31 ст. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить Ему. Слава, Господи, всемогуществу Твоему и благости. Как ясно из дел Твоих, что Ты – Творец мира! Непростительно было бы, глядя на дела Твои, не веровать, что Ты – Спаситель мира, обещанный Мессия, Сын Божий. Как справедливы слова Твои о книжниках и фарисеях: Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха [Ин. 15,24]. 32[–34] ст. При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. К Спасителю приносили недужных и бесноватых при захождении солнца потому, что днем совершенно нельзя было найти доступа к Спасителю. Но и при захождении уже солнца Спасителя желал видеть и слышать весь город, так что у дверей дома, где был Спаситель, была непроходимая толпа народа. И здесь опять вижу исцеления Божественного моего Спасителя. Он исцеляет и здесь многих, страждущих самыми сильными и закоренелыми недугами, и изгоняет злых бесов с повелением, чтобы они не провозглашали Его Божественного имени, так как они знали, [чули], что то был их Творец и Судия.

35 ст. и далее. Весьма рано поутру, когда всюду была еще тьма, Спаситель встал и пошел в пустое место и там молитву деяше. Смотри, человек, на образец твой: как Господь искал случая помолиться Богу, Отцу Своему. Быв постоянно с народом, который с трудом мог расстаться с Ним на несколько часов ночи, Он улучил минуту общего покоя и удалился в пустое место – для молитвы. Но лишь только Он ушел, все спохватились и начали искать Его: Симон Петр и другие с ним погнались за Ним и, нашедши, сказали Ему, что все Его ищут. А Он сказал им, что надобно быть им и в ближних городах и селениях, чтобы и там проповедать, так как Он для того и пришел на землю. О превожделеннейший Иисусе! Видно, зрак Твой, беседа Твоя, душа Твоя, сердце Твое были так хороши, вожделенны, что трудно было расстаться с Тобою. 39. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. И здесь опять исцеления. Безмерны были благодеяния Твои, Слове Божий. Но меньше ли Ты и теперь благотворишь? Ты вчера и сегодня, как и и во веки Тот же [Евр. 13, 8].

40[–42]. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. Слава милосердию и всемогуществу Твоему, Господи! Страшная болезнь, проказа, исцеления от которой искал некогда у Елисея Нееман, знатный вельможа Сирийский, и получил исцеление по слову пророка в водах ознаменованного чудесами Иордана, Спаситель наш исцелил прикосновением и словом: очистись. Не очевидно ли для всякого, что боле Елисея зде, – Елисея, великого пророка, которому славный пророк Илия оставил сугубый дух свой, сугубую благодать чудотворений. Но такая лютая болезнь исцелена, Господи, единственно по Твоему милосердию: больной не заслуживал того; вероятно, болезнь поразила его за грехи. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его.

Гл.2. Иисус Христос входит в Капернаум; услышали, что Он зашел в дом, и вот собралось много народа, так что наполнился не только весь дом, в коем был Спаситель, но и при дверях не было места. Господь по обыкновению учил. Вот приносят к Нему человека, расслабленного жилами. Так как народу было множество и теснота непомерная, то четверо носильщиков взобрались на крышу, разобрали ее и опустили чрез нее больного на пол, где был Господь. Видя веру их, Спаситель сказал расслабленному: чадо, отпущаются тебе грехи твои. Смотрите, как овцы чуют доброго Пастыря и стремятся слышать слово Его: где ни появлялся Иисус, всюду встречали Его несметные толпы народа. А как очевидно было для всех Божественное могущество Господа: все, нимало не размышляя, приносили для исцеления больных или сами приходили в совершенной уверенности, что Божественный Чудотворец может исцелить всякую болезнь и всякую немощь [Мф. 4,23]. Спаситель больному говорит: чадо, отпущаются тебе грехи твои, а не: исцеляется болезнь твоя, – потому что грехи – главная причина болезней. Далее видим, что некоторые из книжников, тут сидевших, подумали только об Иисусе Христе, что Он богохульствует, и Он уразумел духом Своим их помышления сердечные и обличил их, снова сказав расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой [ст. 11]. Больной, который прежде мог только лежать, вдруг встает (чудо), берет одр (новое чудо) и идет (большее чудо) в дом свой при виде всех. Народ поражен был удивлением и весь громогласно прославил Бога, признавшись, что он никогда не видал ничего подобного. Слава Тебе, Божественный Чудотворче, Агнче Божий, приявший недуги наша и болезни наша понесший!

13 ст. и далее. Затем Господь идет к морю; весь народ за Ним – а где народ, там и проповедь Спасителя: Он и здесь их учит. Так Спаситель дорожил каждым случаем к сеянию слова Божия; так Он искупал время. На пути Он увидел Левия Алфеова, сказал ему: иди за Мной. И тот пошел – так непреоборимо сильно слово Творца! Спаситель благоволил зайти в дом его и возлечь; вместе с Ним и с учениками Его возлежали многие мытари, или жестокие и хищные сборщики податей, и другие люди, не отличавшиеся праведностию. Они шли за Иисусом из Капернаума и вместе с Ним зашли в дом Левия. Господь был столько благ и смирен, что ел и пил вместе с ними у новоизбранного апостола. Книжники и фарисеи, оправдывающие [себя] пред человеки и высоко о себе думавшие, вероятно, думали найти в этом повод обвинить Спасителя человеков во грехе и сказали ученикам Его: зачем учитель ваш с мытарями и грешниками ест и пьет? Господь, услышав это, премудро ответил им: не требуют врача здоровые, но больные. Я пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников. Так и мы, удостоенные быть пастырями стада Христова, должны есть и пить со всеми и не оскорблять своих пасомых отказом участвовать в их трапезе. С овцами по-овечьи и жить надобно, то есть не чуждаться приличий и обычаев, принятых между пасомыми. Нужно, по апостолу, всем быть вся, чтобы спасти по крайней мере некоторых [1 Кор. 9,22]. Вскоре сделана была другая придирка. Ученики святого Иоанна Крестителя и фарисейские постились. И вот они пришли и сказали Ему: почто мы постимся, а Твои ученики – нет? Премудрый ответ на это Спасителя известен. Из ответа Его видно, как много щадил Он немощь учеников Своих. Он уподобил их ветхой ризе и мехам ветхим. Какое прекрасное, остроумное, светлое уподобление. Не точно ли каждый апостол, избранный из учеников Ветхого Закона, из людей, обветшавших от страстей и грехов, слабых по уму и сердцу, – похож был на ризу ветхую, к которой нельзя было пришить нового плата без опасности сделать пришивкою нового плата к ветхой, изношенной ризе большую дыру? Надобно было обновить, переродить их и тогда уже заставлять их исполнять требования Нового, лучшего Завета. Или иначе: не точно ли похожи были апостолы в известном отношении на мехи ветхие, в которые нельзя было вдруг налить нового вина благодатных требований Нового Завета? Апостолы не вынесли бы их по слабости своей природы, слова Спасителя могли показаться им жестокими, и они не стали бы слушать Его или даже оставили бы Его и, таким образом, погибли. Потому-то в заключение и прибавил Спаситель, что вино новое надобно вливать в мехи новые. А когда стали апостолы людьми новыми? По сошествии на них Святого Духа. Тогда и сами они познали свое обновленное состояние и всем проповедовали: кто во Христе, тот новая тварь [2 Кор. 5,17].

23 ст. и далее. Далее. Фарисеи захотели обличить Господа в том, зачем ученики Его в субботу рвут колосья и едят. Спаситель указал им на пример Давида: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? А известно, что он зашел во храм, сам ел и дал бывшим с собою хлебы предложения, которые могли есть только священники. Значит, не должно стесняться в крайности заповедию, как стеснялись, например, иудеи субботою, не при Иисусе Христе только, но и прежде Его, например при Маккавеях, до того, что позволили в субботу напасть на себя неприятелям и перебить себя. Например, Церковью предписан пост. А в известном месте чрезвычайно трудно держать его по дороговизне или неблагоприятным для здоровья следствиям постной пищи, тогда как скоромная пища и дешева, и здорова. В этом случае христианская свобода позволяет нарушить пост и, ничтоже сумняся, кушать скоромное. Не человек для поста, а пост для человека установлен.

Гл.3, ст. [5]. Протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Так от одного слова Творца неправильности в теле исчезают, чтобы дать место порядку, какой существует в здоровом теле. Ст.7 и далее. Господь идет к морю; многое множество народа, наслышавшись о чудесах Спасителя, пришли к Нему из разных, близких и далеких мест: из Иудеи, Иерусалима, Идумеи, с той стороны Иордана, из Тира и Сидона – и шли теперь за Ним к морю. Он сказал ученикам Своим, чтобы Ему приготовили лодку по причине множества народа, который теснил Его, так как по исцелении Иисусом Христом многих больных некоторые больные стали даже бросаться на Него, чтобы исцелиться, и бесноватые, увидев Его, припадали к Нему и кричали, говоря: Ты – Сын Божий…

13 ст. и далее. Он восходит на гору и избирает двенадцать апостолов. 20 ст. и далее. Заходит с учениками Своими в один дом, вероятно, закусить, но народу собралось столько, что они не могли поесть. Вероятно, Спаситель и здесь учил; некоторые, бывшие с Ним в дому, вышли из него, чтобы подговорить других и взять Его, так как, говорили они, Он беснуется (вышел из себя). А книжники говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и при его помощи изгоняет бесов. Ответ на это Спасителя. 28 ст. и далее. Об отпущении людям, ради покаяния их, всех грехов, кроме хулы на Духа Святого, потому что некоторые говорили, что Он имеет в Себе духа нечистого.

Гл. 4. Учит при море по удобности места. Народу собралось много, так что Он влез в лодку и сидя учил из нее: весь народ стоял на земле при море. Здесь Он произнес замечательную Свою притчу о сеятеле. Истинно творческая премудрость, или всеведение видны в этой притче. Спаситель в совершенной ясности знал, что бывает и будет во все времена со словом Божиим. Когда ученики и те, которые остались с Иисусом по уходе народа, просили объяснить им эту притчу, Он сказал им: этой ли притчи вы не понимаете? Как же вы все притчи поймете? Сеющий, сказал Он, слово сеет, то есть Он, Господь наш. А которые находятся при пути во время посева слова – это те, которые услышат слово, но приходящему сатане дозволяют взять его из сердец своих. Слово сеется на камне, когда те, которые, услышавши слово, с радостию принимают его, но не имеют в себе корня, легкомысленны, которые из-за несчастия или из-за гонения ради Евангелия соблазняются. Слово сеется в тернии, когда те, которые слышат слово, подавляют его печалию житейскою3, прелестию богатства и другими похотями и остаются бесплодными. А на доброй земле – когда те, которые слышат, принимают слово и плод творят на тридцать, на шестьдесят и на сто. Господь видел пред Собою много народа, который с жадностию слушал Его учение, но в то же время видел и расположения душевные всех и каждого и потому направил эту притчу против всех как обличение и, вместе, как урок.

26 и далее стихи. И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он [слав.: и семя прозябает и растет, якоже не весть он (а как, и сам он не знает)], ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе (то есть человек с помощью Божией начинает, а Бог возращает дело спасения). Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. Ты спасаешь нас, Господи, Своими дивными, премудрыми судьбами, а мы не знаем, как Ты нас спасаешь, как Ты возращаешь в нас класы присноживотия. 34 ст. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все. Как много заключает в себе это слово: все. Да, все, что нужно было для их веры, утешения и научения других. Как много не передали нам богомудрые апостолы! Евангелия написаны с тем только, чтобы мы веровали, что Иисус Христос есть Сын Божий, и чтобы, веруя, имели во имя Его живот вечный. 35 ст. и далее. Вечером того дня, когда говорил притчу о сеятеле, Господь сказал ученикам Своим: перейдем на ту сторону моря. И вот, отпустив народ, Спаситель поплыл в лодке на другую сторону. Были с Ним и другие лодки. Поднялась сильная буря, так что волны уже заливались в лодку, и лодка стала погружаться в воду. А Господь между тем спал на изголовье, в корме. Вот Его разбудили и сказали: Учитель! Нипочем Тебе что ли, что мы погибаем? Проснувшись, Он запретил ветру и сказал морю: молчи, перестань, – ветер перестал, и стало весьма тихо. А ученикам сказал: что вы так страшливы; как вы не имеете веры? Всех объял великий страх, и они говорили друг другу: Кто это такой, что и ветер, и море послушны Ему? Вот торжество нашей веры! Вот божественность ее Основателя, так разительно очевидная из Его власти над стихиями. А как перепугались ученики Его! Сначала от опасности погибнуть, а потом – увидевши страшное чудо послушания слову Спасителя моря и ветра! Прежде смотрели на Него с доверчивостию, без всякого страха, спрашивали Его о разных предметах, говорили с Ним, а теперь не смеют и смотреть прямо, как бы не знают Его и говорят: Кто это такой, что и море, и ветры слушают Его?

Гл.5. Переправившись на ту сторону озера, Спаситель с учениками и некоторыми из народа пришли в землю Гадаринскую. Лишь только Он вышел из лодки, как встретил Его человек в духе нечистом, имевший жилище в гробовых пещерах, шумевший в горах день и ночь и бросавший камни. Сила в нем была необыкновенная: никто не мог связать и умучить4 его. Но вот он видит Иисуса, идет и кланяется Ему, потом кричит громко: что мне и Тебе, Иисусе, Сыне Бога Вышняго; заклинаю Тя Богом, не мучи мене. А Господь раньше сказал ему: выйди, дух нечистый, из человека. И спрашивал его, как ему имя, и тот отвечал: легион имя мне, потому что нас много. Бесы умоляют Господа, чтобы Он не послал их вне страны, и просили войти в свиней, что и повелено им: около двух тысяч свиней утонуло в море. Почему бесы не хотели идти вне страны, или в бездну, – по другому евангелисту, а лучше войти в свиней? Должно быть, в бездне им очень нехорошо или делать нечего, а на этом свете им есть где попакостить. Так как природа их зла, то делать зло есть их жизнь, их удовольствие. Вероятно, им не внутренности свинины нравились – бесы бесплотны и не имеют причины любить внутренность того или другого животного, а нравилось им мучение животных, ощутивших в себе силу нечистую, их смерть в море. Слава Тебе, Слове Божий, Творче духов и всемогущий Повелитель их! Бесноватый проповедал о своем исцелении в Десятиградии; все дивились чуду. Господь, совершив чудо, переправился опять на ту сторону озера, с которой пришел. К Нему стекается многочисленный народ; по обыкновению Господь опять отверзает уста Свои и учит. Вот приходит начальник синагоги по имени Иаир и, подошедши к Нему, падает Ему в ноги. Сильно и долго просит он Жизнодавца, чтобы Он пришел и возложил руку на умирающую дочь его. Господь пошел. Народ за Ним идет и гнетет Его от чрезвычайной тесноты. Здесь кровоточивая прикасается к ризам Его, и кровотечение останавливается: она вдруг ощущает, что совершенно исцелела. Между тем и Сам Господь ощущает Своим живоносным телом, что из Него вышла исцеляющая сила. Чтобы открыть веру женщины, Господь сначала спрашивает народ, обращаясь в нем: кто прикоснулся Моим ризам? – а потом пристально осматривался вблизи Себя, кто бы это сделал. Женщина в страхе и трепете, с сознанием своего исцеления припадает к Нему и открывает всю правду. Господь сказал ей: дщерь (дочь)! вера твоя спасла тебя; иди в мире (успокойся) и будь здорова от болезни твоей. В то самое время, когда Он говорил это женщине, пришли к архисинагогу посланные из дому его и сказали ему: дочь твоя умерла; что ты еще заставляешь идти Спасителя? Пусть Он не беспокоится и делает Свое дело. Господь услышал эти слова и сказал архисинагогу: не бойся, только веруй. (Милосердый, любвеобильный, живой и животворящий, всемогущий Слове Божий, ободри и меня, грешного, такими же словами: враги моего спасения говорят мне: душа твоя погибла, что ты еще молишься Богу о ее спасении? Но я не верю им. Ты говоришь мне, я слышу вожделенный Твой глас: не бойся, только веруй. Итак, верую, Господи! помоги моему неверию [Мк. 9,24].) Вдруг Господь повелевает, чтобы никто не шел за Ним, и берет только трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова, чтобы внушить мысль о чрезмерной важности предстоящего дела, каково было воскрешение мертвеца, и чтобы только достойных сделать очевидцами Божественного чуда. (Дай и мне, Господи, видеть чудеса Твои, если не здесь, то по крайней мере – на небе.) Вот они приходят в дом начальника синагоги: безотрадные вопли и рыдания провожали отлетевшую душу любимой девицы (дочери и сестры); скорбь без всякого упования терзала души родных и близких знакомых. Жизнодавец говорит: к чему эти безотрадные вопли? Что вы плачете? Отроковица не умерла, а спит. Горькая, безнадежная улыбка была ответом Оживляющему мертвых. Выслав лишних вон, а оставил при Себе только отца и мать умершей и родственников их, Он вошел с ними туда, где была покойница, и, взявши ее за руку, сказал ей: талифа куми, то есть: девица, тебе говорю, встань. О, страшное Божественное чудо! Девица не только встала, но и стала ходить: она была лет двенадцати. Все ужаснулись. Господь запретил рассказывать об этом и сказал им: дайте ей есть. То есть как бы так сказал: Я Своею Божественною силою возвратил ее от смерти к жизни. Теперь пусть жизнь ее поддерживается тем средством, которое Я дал тотчас по сотворении человека: дадите ей ясти: пища и питие по Моей же премудрости насыщают вас и поддерживают вашу жизнь. Дивны дела Твои, Божественный Спасителю наш!

Гл.6, ст.6. Ходил по окрестным селениям и учил. Не только города, но и все села в городах палестинских неподалеку от Иерусалима Господь обходил со Своею проповедию – так Он был ревностен!

31 ст. [и далее]. Господь посылает учеников Своих отдохнуть в пустое место (народ не отходил от Господа и учеников Его, так что даже и поесть им было некогда). Они отправились в лодке одни в пустое место. Между тем народ увидел их и многие узнали, что это – они: из всех городов спешил он пешком вслед за учениками, так что прежде их пришел в то место, куда они шли для отдыха, и стекся к Иисусу, Который, пришедши вслед за учениками и увидевши многочисленный народ, пожалел об нем, потому что он был как овцы без пастыря. Пастырь добрый начал учить их здесь продолжительною беседою. Как приятно было смотреть на Тебя в это время, Воплощенная Любовь, [когда] пред Тобою тысячи простого, бедного народа стояли в молчании, жадно слушая животворное слово Твое. Прошло уже много времени (час мног, неопределенно), a Господь все учил их о Царствии Небесном. Ученики Господни подходят к Нему и просят Его отпустить народ для покупки себе хлеба в окрестных местах. Спаситель повелительно отвечает: дайте им вы поесть; а они говорят: разве купить нам хлеба на двести пенязей и дать им есть. Господь велел им идти посмотреть, сколько у них хлебов. Те посмотрели и сказали: пять хлебов и две рыбы. Он повелел им посадить народ вокруг на зелени, и они уселись рядами, по сто и по пятидесяти. Господь берет пять хлебов и две рыбы, обращает взор к небу, благословляет, затем ломает хлебы и дает ученикам Своим, чтобы они раздавали народу; и две рыбы так же разделил всем. Все ели и насытились. От хлеба и рыб осталось еще [остатков] двенадцать корзин. Всех было около пяти тысяч мужчин. Чудесный обед! А как он был вкусен, вышедши из рук Творца неба и земли! Вот где виден Творец мира. После этого обеда Господь понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на ту сторону озера, к Вифсаиде, пока Сам Он распустит народ. И, отпустив их, пошел в гору помолиться. Настал вечер; лодка была среди большого озера, а Господь – на твердой земле один, без народа.

Любовь Господа бдительно следила за Своими детьми, апостолами, и Он заметил, что при сильном противном ветре им было тяжело плыть. Оставив молитву, Пастырь добрый пошел успокоить Своих овец; в четвертую стражу ночи Он подошел к ним по морю, как по суше, и хотел пройти их мимо. Апостолы, увидевши Его ходящим по морю, подумали, что это призрак, и от страха закричали, потому что все до одного видели Его и испугались. Господь ободрил их тем, что начал говорить с ними, и сказал: успокойтесь: это Я, не бойтесь. После этого вошел к ним в лодку, и ветер утих. Ужас был неописанный, удивление без меры. О чудесных хлебах на этот раз святые апостолы и не подумали и потому не могли сообразить, что как легко было Господу их пятью хлебами и двумя рыбами напитать пять тысяч человек, так же легко ходить Ему ногами и по морю, как и по суше. Вот они пристали к берегу и пришли в землю Геннисаретскую. Здесь опять учение и исцеления. Многие исцелялись от одного прикосновения к краю риз Его. Слове Божий! Изыде душа моя в слово Твое! Даруй мне соединиться с Тобою по смерти моей!

Глава 7, ст.5 и далее. Фарисеи и книжники спрашивают Господа: зачем ученики Твои не исполняют преданий старцев и едят хлеб неумовенными руками? Господь отвечал: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия: эти люди только устами чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня; напрасно же они и чтят Меня, научая других заповедям человеческим вместо заповедей Божиих. Есть и ныне многие, которые для соблюдения какого-нибудь внешнего обряда или церковного правила жертвуют существенными обязанностями своего звания или готовы упрекать людей, почему-нибудь не соблюдающих этих обрядов или правил. В деле веры больше всего нужно внутреннее, искреннее служение Богу, наружные обряды имеют гораздо меньшую важность. 24 ст. и далее. Господь входит в пределы Тирские и Сидонские; зашедши в дом, Он желал, чтобы из других домов никто не знал о Нем; вероятно, Он думал опочить немного от беспрерывных трудов Своих, продолжавшихся, быть может, день и ночь, но утаиться не мог. Женщина, у коей дочь имела нечистого духа, сведала об Нем и пришла в дом, где остановился Спаситель. 31 ст. и далее. Отсюда выходит и останавливается между пределами Декапольскими. Здесь Он исцеляет глухонемого. Отведши его в сторону от народа, Он влагает в уши его персты пречистых рук Своих, потом, плюнувши на руку, касается ею языка его, возводит очи к небу – вздохнул и сказал: еффафа, отверзись. Слух вдруг открылся, язык разрешился, и глухонемой стал хорошо слышать и правильно говорить. Слава, Господи, всемогуществу Твоему и благости Твоей!

Глава 8. О насыщении семью хлебами и несколькими рыбами нескольких тысяч человек. 22 ст. и далее. Об исцелении слепого. Господь берет его за руку, выводит из веси (Вифсаиды) и, плюнув на глаза его и возложив на него руки, спрашивает его: видит ли он что-нибудь? Раскрыв глаза, больной сказал: вижу людей, как деревья ходящие. Потом опять возложил руки на очи его и этим сделал его совершенно зрячим, так что он все светло стал видеть. Затем Господь сказал ему: не входи в селение и не говори об этом никому. Какая чудесная сила в самых обыкновенных действиях Богочеловека! Зачем эта постепенность в исцелении? Господь, кажется, скрывал иногда Божественные чудеса Свои под покровом простых, наглядных действий или грубого вещества для того, чтобы не говорили об Нем слишком много. 35 и далее. О самоотвержении желающих следовать за Господом.

Глава 9, 3. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Так описывает святой Марк просветление одежд Спасителя на Фаворе. Он уподобляет их снегу и говорит, что на земле нет столь белой краски, которая бы равнялась белизне одежд Спасителя. Вот как слава Божия перелилась изнутри вовне – от Божества Спасителя на душу, с души на тело, а с тела – на одежды. Это был чудесный, несозданный, невообразимый свет, который не только одежды Спасителя, но и все вокруг представлял совершенно светлым, белым. Этот свет был ярче и чище солнечного. И от солнечного света иные предметы представляются беловатыми, не будучи такими в самом деле, а от Божественного света Господа Иисуса представлялось все белым. Одежды Его вовсе не были белого цвета, однако ж они стали белы, как снег. 7. И явилось облако, осеняющее их, и из облака изшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Премирное, преблаженное положение! Отец милосердия и Бог всякого утешения [2 Кор. 1,3] с Сыном любви Своей и Духом Пресвятым был на Фаворе с апостолами и наполнил миром и радостию сердца их. Им так было хорошо там, что они могли только сказать: хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии [ст.5].

14 ст. Сошед с горы и пришедши к прочим, оставленным ученикам, Он увидел с ними много народа и книжников, состязающихся с ними. Народ, увидевши Господа, Коего лицо еще так недавно сияло небесною, Божественною славою и теперь еще отражало на себе Божественное Его величие и славу, сокрытые под одеждою плоти, пришел в ужас, и, подбегая, многие целовали Его одежды. Господь спросил книжников, о чем они спорят с учениками Его. В народе послышался голос человека, который говорил: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, у которого немой дух… Я просил учеников Твоих изгнать его, но они не могли. Господь, выразив справедливый гнев Свой на человека, велел привести бесноватого к Себе; его привели; когда он увидел Господа, дух стряс его, и он, павши на землю, валялся, точа изо рта пену. Спаситель милостиво спросил отца беснуемого: сколько лет тому, как это с ним случается? Тот отвечал: с детства, и просил Его помочь ему, сколько может. Иисус Христос отвечал в сообразность с просьбою: если он может сколько-нибудь веровать, то верующему все возможно. Отец отрока бесноватого со слезами на глазах возопил: верую, Господи! помоги моему неверию. Заметив, что сбегается народ, Господь [запретил] духу нечистому, говоря ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе: выйди из него и больше не входи в него. С криком и корчами дух вышел, а отрок стал будто мертвый, так что многие говорили: он умер, – но Господь, взяв его за руку, поднял его, и он встал. Слава всемогуществу Твоему, Господи, слава Тебе.

35 ст. И, сев (Спаситель), призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. В Царстве Иисуса Христа большинство приобретается смирением и смиренным служением всем и каждому. Господь оставил нам образ, да последуем стопам Его. А Он, будучи Сыном Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, ради нашего спасения, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной [Фил. 2,7–8]. Детей, особенно бедных, никогда не нужно презирать. Господь так нежно любил их, что даже обнимал их, как отец или мать обнимают детей своих. Кроме того, принимающие таких детей принимают Самого Иисуса Христа. 41. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Вот как хорошо давать служителям Христовым, бедным ради Христа! О, казнь соблазнителям! Она страшна и необыкновенна, оттого что каждый верующий стоит Господу пречистой Его Крови, каждая душа верующая безмерно дорога для Него. 50. Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Соль, то есть всегдашнюю предосторожность, заботливость, как бы не соблазнить, не испортить других соблазнительным словом или примером. Мир должен быть неотъемлемою принадлежностию христианина.

Гл. 10, 6. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Различие полов и деторождение – дело Божие. 13 ст. Ко Господу приносили детей для прикосновения, но ученики, вероятно желая, чтобы не все беспокоили постоянно Господа, запрещали приносить их к Нему. Господь вознегодовал на это и сказал им: оставьте детей приходить ко Мне и не браните их, потому что их – Царствие Божие. Обняв их, Он возложил на них руки и благословил их. Судя по тому, что и то отроча, о котором выше была речь, Господь обнял так же, как и этих детей, можно думать, что и там разумеется отрок, дитя в собственном смысле, а не отрок веры, то есть новопросвещенный. Взрослые недостойны такого нежного обращения Богочеловека, приличного только для детей. Только Иоанн Богослов возлежал на персях Его. Господь прямо, не обинуясь сказал, что Царствие Небесное несомненно принадлежит детям. И в самом деле, они верные наследники неба, если умрут в детстве. Господь искупил их для неба: грехи у них все небольшие, простительные, притом [у несколько] взрослых очищают покаянием; между тем как взрослые могут еще много нагрешить, да еще быть иногда нераскаянными. 17 и 18. Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Надменный, самомнительный богач подошел ко Господу с мыслию о своих добродетелях (с тайною похвалою себе, что он благ), потому Господь, знающий мысли и сердце наше, не благоволил принять от богача наименования Себя благим, отнесши его к Единому Богу. Как бы так Он говорил ему: ты пришел ко Мне с мнением о себе как о человеке добродетельном, благом и не совсем смиренно и искренно называешь Меня благим учителем; но Я говорю тебе, что думать о себе таким образом несправедливо; не только тебе, даже Себе не приписываю Я названия благого, хотя Мое человечество соединено с Божеством. Только Один Бог благ. Впрочем, за исполнение им заповедей Господь выразил к нему Свою любовь. Иисус, взглянув на него, полюбил его. 26[–27]. Они же (ученики) чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. Бог может спасти и тех, которым по понятию человеческому невозможно спастись. Бог всемогущ и премудр: Он знает, как спасти, и может спасти, если мы захотим. Спаси же и нас, Господи, имиже веси судьбами. Ты печешься о нашем спасении и, верно, даруешь его, если мы не будем совсем беспечны сами в деле своего спасения.

Глава 11. Господь на осляти торжественно въезжает в Иерусалим, входит в церковь и, осмотрев все, отправляется, по причине позднего времени, с учениками в Вифанию. Утром, выходя из Вифании, Спаситель почувствовал голод и, увидевши издалека смоковницу с листвием, подошел к ней, думая что-нибудь найти на ней, но, кроме листвы, ничего не нашел на ней, потому что еще не приспело время для смокв. Господь проклял ее, и она совершенно засохла в скором времени. По этому случаю Господь предложил ученикам учение о могуществе живой веры.

Глава 12, 32. Один книжник одобряет Господа за то, что истину сказал Он, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он (книжник) разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. Ужели одно искреннее убеждение в истине слова Божия дает право на Царствие Небесное? Да, видно, так, тем более что это убеждение может быть только в душе, искренно преданной благочестию.

13 глава, 11 ст. Не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. При достаточной мере познаний не буду и я слишком беспокоиться, что мне сказать своим прихожанам. Бог даст, что мне говорить. 34 [и далее]. Подобно как бы кто (Господь), отходя в путь (возносясь на небо) и оставляя дом свой (землю), дал слугам своим власть (нам) и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома… чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

14 глава, 27 ст. Поражу пастыря, и рассеются овцы. Как плачевно исполнилось это предсказание. Пастырь добрый поражен был за наши беззакония, и овцы Его, апостолы Его, разбежались, равно как и другие последователи Его. 33 и далее. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру (который хвалился, что никогда не оставит Господа, и между тем не мог утерпеть, чтобы не заснуть, когда Господь просил бдеть); Симон! ты спишь (кроткий упрек в неверности)? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. Было чего страшиться Господу: предвидел Он все, что с Ним будет, знал Он, какую горькую чашу страданий нужно было испить Ему. Хотел было Он, глядя на бодрствующих апостолов, успокоиться несколько духом, но они все спали; в самые решительные часы для Него други Его спали по слабости природы и, можно сказать, души. Вот образ твой, человек, в апостолах: и ныне ты не хочешь часто пожертвовать для Господа единым часом, чтобы побдеть, и предаешься беззаботно сну, не подозревая, что ты чрез свою беспечность можешь впасть в напасть, тогда как бодрствование предохранило бы тебя от нее. Дивно! Человек – везде тот же слабый человек, даже пред лицем Бога Спасителя, и даже в предсмертные часы Его, когда можно бы было, кажется, собрать все силы, чтобы побдеть. Смотри, человек, как Господь молится, скорбит и тужит – это за тебя: соскорби Ему, молись с Ним и ты. Переносись чаще мыслию в это место, где Спаситель твой молился пред страданиями. Лобызай мысленно прах этого места. Вот Иисуса взяли; все разбежались; один какой-то юноша шел за Ним, одетый по нагому телу в плат; взяли и этого юношу, который, впрочем, оставив плат в руках неприятелей, убежал от них. Много свидетельств было против Иисуса, но так как все они были ложны, то все разногласили между собою: равна свидетельства не бяху [ст.56], даже не могли одинаково показать и того, что Господь говорил о разорении церкви: И ни тако равно бе свидетельство их [ст.59]. Петр три раза отвергается Иисуса: как опасно хвалиться своею преданностию Господу при слабости нашей природы! Христиане! Смотрите и учитесь. Никто не высокомудрствуй о себе. Без Божией силы всякий человек не более как трость, колеблемая ветром, способен подаваться во все стороны. Если к тебе приходят иногда помыслы отчаяния, читай эту историю, вспомни, что было с самими апостолами, – и успокойся, прося себе помощи Божией.

Глава 15, 24. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Раздрали тело Жизнодавца, пригвоздив Его к кресту, делят и одежду Его – как еще и ее не разодрали! Наконец, вот Ты и висишь на кресте, Спаситель благосерднейший, претерпевая ужасные мучения! Ты еще так недавно тужил и скорбел, предвидя Свои крестные мучения: вот Ты терпишь их, Пастырь любвеобильнейший! Мы часто по правде терпим какое-нибудь несчастие, гораздо меньшее Твоего, и ропщем, – между тем как Ты никакого зла не сделал – и терпишь невообразимые мучения. Научи меня с бодростию и смирением переносить мои несчастия, по делом наю восприемлева [рус.: по делам нашим приняли ] и помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое [Лк. 23,41–42]. Христианин! Благоразумный разбойник есть образ тебя, грешного человека: молись чаще его словами – и ты будешь так же помилован, если намеренно не будешь коснеть во грехе.

Евангелие от Луки.

Глава 1, ст. 18 [и далее]. По чему я узнаю это? (Спрашивает Захария Архангела Господня, коему он не поверил на слово: вот человеческая общая слабость!) ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить (достойное нам наказание за дерзкое неверие) до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. О несчастная, грешная, лживая земля! Как много на тебе лжи! Человек, окружаемый, так сказать, отвсюду ложью, смеет думать, что ложь может иметь место и на небе, и не верит самому Архистратигу, предстоящему пред престолом Царя истины! Но, Архангеле Божий, прости нам наше неверие: ты знаешь, как у нас мало истины на земле. Мы привыкли слышать здесь ложь, и потому мы имеем слабость думать, что и небесные вестники могут говорить иногда неправду, хотя с доброю целию.

Глава 2,9. Вдруг предстал им (между пастырями) Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. Ангелы называются вторыми светами по Боге. И точно, когда они являются, являются почти всегда светоносными и сияющими, так что и других осиявают светом своим. После воскресения Господня Ангел является мироносицам в одеждах блистающих [Лк. 24,4]. Это – отражение их духовного света. О премирные, преблаженные Ангелы Божии! Молите Бога о нас, да удаляемся грехов, помрачающих нашу душу тьмою адскою, и лобызаем добродетель, просветляющую нас светом духовным. 13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу… Вскоре они отошли на небо. Как возрадовались теперь о спасении людей Ангелы, радующиеся об одном грешнике кающемся! [Лк. 15,7]. Их глас был глас славословия Богу и радости о спасении мира. 33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем (Иисусе) от Симеона. Отчего же дивились? Вероятно, они не могли долго разгадать тайны, совершающейся в их глазах: понять во всем свете своего Божественного Младенца. Иначе отчего бы казались им столь новыми и чудными слова Симеона! 41 и далее. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника (семь дней), возвращались (домой – в Назарет), остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Вот чудное явление! Отрок в двенадцать лет не по летам обнаруживает Свою свышечеловеческую премудрость и горячайшую ревность о славе Бога, Которого Он называет Отцом Своим. Он отстал от родителей, когда они возвращались домой. Как это случилось? Вероятно, Отрок отставал и прежде, как дети отстают от своих родителей по свойственному им любопытству все видеть и слышать, что пред глазами их находится: их все занимает. Но прежде Он не отставал от них на долгое время: походил, посмотрел, да и приходил. А теперь Он отстал, да и надолго: великое дело искупления людей уже занимало Его душу; Божественная премудрость уже начинала обнаруживаться с силою в Богочеловеке; Он уже вспоминал о Своем долге: Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему. Но отец и Мать не понимали Его. Но они не поняли сказанных Им слов: они были люди простые, а Он – Богочеловек.

Глава 3, 8. Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Какая живая и твердая вера во всемогущество Божие. Здесь вера выше даже Моисеевой. Моисей говорил с сомнением: разве нам из этой скалы извести для вас воду? [Числ. 20,10]; а Этот говорит твердо: Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму, что еще чудеснее истечения из камня воды. 9. Секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Как справедливо, что человек, не приносящий плодов добродетели, понесет должное наказание! 11. Он сказал им (Иоанн народам) в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Как гений добродетели, Иоанн отвечает строго, твердо и отрывисто, в двух-трех словах. Как высока добродетель милостыни, когда строгий проповедник покаяния требует ее как условия плодотворного покаяния. 22 ст. И Дух Святый низшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Чего очевиднее Божество нашего Спасителя, когда и Дух Святой, и Бог Отец свидетельствуют об Нем!

Гл. 4, ст. 16 [и далее]. Вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать… Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем (исцели и наши сокрушенные сердца), проповедывать пленным [слав.: плененным (от диавола в рабство и смерть)] освобождение, слепым (как духовно, так и телесно) прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное (когда души человеческие опять расцветут после продолжительной смерти духовной в вертограде Господнем). И, закрыв книгу и отдав служителю, сел. Вот чем началась проповедь Господня в Назарете: удостоверением о Своей личности, что Он обещанный Мессия, – удостоверением не собственным, но пророческим, что гораздо важнее в деле свидетельства: Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно [Ин. 5,31] – говорил Сам Спаситель. Господь заключил чтение из пророка словами: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. Все подтвердили это в сонмище5 и дивились сладостному току благодатных слов, выходивших из уст Иисуса Христа, недоумевая, каким образом сын Иосифов, обыкновенный, по-видимому, человек, может так и с такою властию говорить. Далее Господь говорит, что вы хотели бы видеть от Меня чудо, но к чему это, когда Меня не уважают в Моем отечественном городе, не верят Моему Божественному посланничеству, Моему Божеству? Так и Илия пророк в отечестве не делал чудес, хотя в них и была нужда для соотечественников, а за пределами его – в Сарепте и Сирии. Эти слова Спасителя вызвали оскорбление на лица бывших в сонмище. Его выгнали из города и повели на верх горы, где был их город, чтобы оттуда низвергнуть Его: но Он, пройдя посреди них, пошел, куда Ему нужно было. 32. Господь учит в субботу в Капернауме; здесь Его учение приводит всех в страх, потому что Его слово сопровождалось Божественною властию; народ чуял в Нем Бога: овцы слышали в слове Его глас Пастыря великого. Здесь же исцеляет Он бесноватого. Бес, бросив человека на средине, вышел из него, нимало не повредив его. Весь народ пришел в справедливый ужас и с недоумением говорил друг другу: что это за дивное такое слово, что Он повелевает со властию и силою духам нечистым, и они выходят? Слава всемогуществу Твоему, Преблагий Господи, Творче наш.

Глава 5. В одно время Спаситель стоял на берегу озера Геннисаретского; народ теснился около Господа, так что трудно было учить его. На озере заметил Он две лодки, коих хозяева, рыбаки, отошедши от них на небольшое расстояние, вымывали сети. Вошедши в одну из этих лодок, принадлежавшую Петру, Спаситель попросил его отчалить немного от берега, потом сел и начал учить народ из лодки. Переставши говорить, сказал Симону: поступи во глубину, и закиньте сети ваши в лов. Симон Петр отвечал Ему: Наставник! Трудившись целую ночь, мы ничего не поймали. Но по повелению Твоему я закину сеть. Лишь только закинули, как поймали чрезвычайное множество рыбы, так что даже сеть разрывалась. Пригласили участников, бывших в другой лодке, чтобы помогли, которые и пришли, и при взаимном содействии наполнили обе лодки рыбою до того, что они стали погружаться от тяжести. Симон Петр, увидевши это множество рыбы в лодках, припал к коленам Господа, говоря: выйди от меня, потому что я грешный человек, Господи! Как разительно представилось Петру всемогущество Господа вместе с Его (благостью) святостью, Его Божество с ничтожеством Петра как человека. Апостола Петра и всех, которые были с ним, брал ужас от такой чудесной ловитвы рыб. Господь успокоил Петра словами: не бойся, отныне ты будешь ловить людей. Вытащив обе лодки на землю, они оставили все (тут были Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы) и пошли за Ним. Если бы позвал их обыкновенный человек, как бы они оставили свой промысел, веселый и честный, особенно если бы этот человек не обещал им ничего впереди! Кто не знает, как тяжело рыбаку расставаться со своею лодкою и со своими сетями, которые кормят его с семейством, или хоть даже его одного, если он один. Но Спаситель позвал – и они все оставили; везде вижу Божественность моего Спасителя. Как всемогуще и действенно слово Его! 12 ст. и далее. Один прокаженный, увидев Господа, падает пред Ним наземь, моля Его и говоря: Господи, если хочешь, Ты можешь меня очистить. Простерши руку, Спаситель коснулся его и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа отошла от него.

О Творче мой! Сколь много чудес Твоих! Книжники запрещали детям еврейским называть Тебя Мессией. Но если бы они умолчали о Твоей славе, то, наверное, камни начали бы вопить о Тебе, о Твоем Божестве.

16 ст. Господь часто удалялся в пустыню на богомолье. И ты уединяйся во внутренней своей храмине и молись чаще Богу.

17. Сила Господня являлась в исцелении больных. В один из дней Господь учил, народ слушал Его; фарисеи и законоучители из всех весей Галилеи, Иудеи и Иерусалима сидели тут же. Господь нарочито пока, вероятно, никого не исцелял, но неведомо, так сказать, для Него Самого сила Его исцеляла всех больных, здесь находившихся.

Глава 6, 12. Пред избранием учеников Своих и посольством их на проповедь Господь молился целую ночь. Так и мы должны молиться пред начатием всякого важного дела. 19 ст. Весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Буду и я, хотя мысленно, прикасаться к Тебе, Жизнодавче, верою, и от этого получу я пользу. Полнота Божественной силы Твоей бесконечно велика. 20 [и далее]. Он (Господь), возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Говоря эти блаженства, Господь во всем свете видит будущие, бесконечно великие радости Своих последователей, и потому речь Его необыкновенно сильна и впечатлительна, будущие блага представляются как бы настоящими. 24 и далее. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Какая благодать исходит из уст Господа нашего! Взгляд на людей и их жизнь такой светлый, премудрость до такой степени высокая, нравственные правила такие возвышенные, что трудно не узнать в Господе Спасителе Бога Слова. 31. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?.. И если делаете добро тем, которые вам делают добро… И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно… Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Дивно для меня ведение [ Твое ], воскликну с пророком, – высоко, не могу постигнуть его! [Пс. 138,6]. Премудрости Твоей нет конца. Слава Тебе, Господи, Спасителю наш! 44. Не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. От худого по природе не жди доброго, ни от доброго по природе – худого. 45. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. Как это справедливо! 47 и далее. Слышащий и творящий слово Божие уподобляется человеку, строящему храмину на камне, а не творящий – на песке. Удивительно хороши сравнения Господа.

Глава 7. Господь похваляет веру сотника, говоря идущему по Нем народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. В чем же обнаружилась его вера? В следующем. Сотник римский очень расположен был к иудеям, до того, что даже сонмище построил для них. Этих-то облагодетельствованных им иудеев или, точнее, старцев иудейских, как говорится в Евангелии, послал он к Спасителю – просить Его прийти к нему и исцелить слугу его. Господь пошел с ними и уже был недалеко от жилища сотника, как от него приходят друзья его (φιλοι),говоря от его имени: не тревожься, Господи; я недостоин, чтобы Ты вошел под мою кровлю. Потому-то даже прийти к Тебе я счел себя недостойным; но Ты скажи только слово, и слуга мой выздоровеет, потому что и я также, будучи лицом начальственным и имея под своею командою воинов, говорю одному: иди – и идет, и другому: приди – и придет (к себе, тогда как иди означает посольство от себя вдаль), и рабу моему: сделай это – и сделает. Господь не без причины удивился такой вере: эта вера была самая умная и вместе самая простая; такую веру, точно, даже в Израиле трудно найти. По-видимому, в самых простых словах, которые с первого взгляда не представляют ничего особенного, сотник выражает самую живую веру в Божественное всемогущество и владычество Господа. И я, говорит, Господи, также лицо начальственное, но это начальство – ничтожное подобие Твоего всемирного начальства. И уж если я, ничтожный начальник, велю тому или другому сделать то или другое, и они делают, то не тем ли более от Твоего слова сделается все, что Тебе угодно? Итак, скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Отрок, или слуга, действительно исцелел. Но вот опять величайшее чудо: Господь шел в город Наин, с Ним шли ученики Его и множество народа. Когда Он подошел к воротам городским, в это время выносили покойника, единственного сына вдовы, с которою шло много народа из города. Господь, увидевши ее, умилосердился над нею и сказал ей: не плачь. Потом, подошедши ко одру, коснулся его, – а носильщики остановились, – и сказал: юноша, тебе говорю, встань. И мертвый сел и начал говорить, и Господь отдал его матери. Так поразительно чудо. Торжественность и величие чуда умножал народ, во множестве пришедший с Иисусом и шедший в погребальной процессии из города, и самое время, в которое Господь воскресил мертвеца. Весь народ был зрителем выноса мертвеца; все до очевидности самой осязательной были уверены, что юноша был действительно мертвый и в скором времени был бы опущен в гроб, если бы не счастливая встреча. И вот среди безмолвствующего народа, ожидавшего от Господа чуда, раздается животворящий голос Жизнодавца: юноша, тебе говорю, встань. Юноша, прежде недвижимый, холодный и бледный, вдруг получает движение, теплоту и живость – садится, и не только садится, но и начинает говорить. Душа, как огонь, согрела и оживила тело, которому возвращена была крепость и свежесть. Все зрители поражены были страхом и славили Бога, говоря: великий пророк появился между нами; Бог посетил людей Своих после долгого оставления. Пророки давно уже не являлись на земле.

20 ст. Ученики Иоанновы говорят Иисусу: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам? Вместо слов Господь в ответ им в тот же час исцеляет многих от болезней и ран и одержимых духами злыми и многим слепым возвращает зрение, и затем велит сказать Иоанну то, что они видят и слышат. О, Божественный Чудотворец! Что ни шаг, то чудо. Но, неистощимый Источник чудес, Благодетель человечества, за что, за какое добро благотворишь Ты людям, которые скоро, наругавшись над Тобою, в заключение всего вознесут Тебя на крест?

25. Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. На нас можно иногда также указать: одевающиеся пышно и роскошно живущие; впрочем, это можно приложить только к некоторым бессемейным священникам, снимающим много мягкой волны с овец своих.

32. Несравненно Господь уподобляет фарисеев и книжников отрокам, сидящим на торжищах, приглашающим друг друга и говорящим: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; рыдали, и вы не плакали. И именно для них все было невпопад, неладно. Не заслужил у них почтения ни строгий постник Иоанн, ни для всех всем бывший Господь Спаситель. Один рыдал, другой играл на свирели для них, и они не плакали, не плясали, то есть не сочувствовали ни печальному тону Иоанна, ни радостному и торжественному – Господа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных