ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Хореографическая композицияДо сих пор мы останавливались на этапах, когда, задумав и готовясь к воплощению хореографического произведения, его автор создает сам или работает со сценаристом над драматургией, выбирает, заказывает и анализирует музыкальную основу танца, т. е. выступает как соавтор, готовя свое, авторское хореографическое произведение. Хореографическая композиция — это уже непосредственно сочинительская деятельность в области танца. Сам термин «композиция» трактуется по-разному; изложим наиболее близкий нашему пониманию смысл его. Композиция — сочинение, составление, соединение, связь. В рамках этих четырех смысловых прочтений хореографическая композиция — это сочинение хореографа, составление им единого целого из различных танцевально-пластических элементов, соединение, связь (т. е. соотношение) отдельных частей (компонентов), образующее единое целое. В хореографической практике иногда слово «композиция» используется по-разному: это и короткий элемент танца типа вариации, этюда, это и решение танца в пространстве, т. е. его рисунки, перестроения, фигуры.Иногда в танце метрической единицей выступает не доля такта, а целый такт. Играя в танце роль, скорее, организующую, чем содержательную, третья временная характеристика — музыкальный ритм — тем не менее имеет огромное воздействие на. восприятие танца в целом. Это наиболее свободно варьируемая характеристика. Для доказательства этого возьмем пример, которым пользуется В. Ванслов в вышеупомянутой статье. «Жизель» А. Адана — первый выход героини. Основная ритмическая фигура мелодии: Движение Жизели можно записать следующим образом: глиссад (glissade), баллоне (pas ballone), повторяющееся по кругу. Затем при повторе темы баллоте (pas ballote) на месте, на каждый такт музыки — два движения независимо от структуры танца. Не используются в хореографическом тексте и более дробные шестнадцатые доли такта, не отражаются изменения рисунка тактов музыки. Музыка и танец живут в едином темповом и метрическом измерении, при этом достаточно свободно соотносятся в ритме, рождая ритмический контрапункт. Подобное соотношение приводит к многообразию хореографического прочтения музыки. Оно очень характерно, к примеру, для русских плясовых, где каждый исполнитель в силу своей индивидуальной фантазии, сиюминутного настроения одновременно с другими предлагает свой ритмически-пластический рисунок танца. А музыка, вмещая это богатство, все объединяет, создавая ансамблевую целостность, так как в конечном итоге, как мы уже говорили, связь танец— музыка не структурная, а содержательная. Вместе с тем композиция танца находится в значительном соотношении с метроритмической структурой и формой музыкального произведения. Кроме того, предмет обучения искусству профессионально создавать сочетания хореографических элементов тоже называется хореографической композицией. Вероятно, в том или другом контексте правомочны все эти разночтения. Подобное понимание композиции аналогично и в других видах искусства. Мы хотели бы особо выделить композицию как соотношение отдельных частей (компонентов), образующих единое целое — танец. А также обосновать право теории называться хореографической композицией, подобно тому как это трактуется в музыке: основы создания музыкального произведения. При таком толковании в понятие хореографической композиции входит сочетание различных танцевальных па (движений, шагов)—элементов лексики и расположение в пространстве (сцены, площадки) элементов рисунка. Это два основных собственно хореографических компонента. Естественно, что они вступают в сложные соотношения со сценарием, музыкой, светоцветовым решением, творчеством исполнителей и т. д. и могут быть вычленены только формально с целью анализа и описания. Композиционный план — это развернутый хореографический сценарий балета (либо концертного номера), включающий режиссерскую разработку сюжета; в нем рассказывается, как на сцене будет решаться идея и тема произведения, будут раскрываться образы действующих лиц. Заложенная в программе схема будущего хореографического произведения находит в композиционном плане свое развитие: хореографические образы приобретают зримые черты, разрабатывается действие, через которое раскрывается характер героев; в нем указывается место и время действия каждого эпизода. Композиционный план — это режиссерско-балетмейстерское решение будущего хореографического произведения с конкретным заданием композитору, художнику, всей творческой группе. Рисунок танца — это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Если мы будем следить за Танцующими, обращая внимание не на их движения, а лишь на перемещение по сценической площадке, и зафиксируем эти передвижения на листе бумаги, то тем самым мы зафиксируем рисунок танца. Рисунок Танца, как и вся композиция (он должен выражать определенную мысль), должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать, что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны. И потому при анализе рисунка танца в том или ином произведении придется касаться и его хореографического текста. Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача балетмейстера — добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм — словом, все выразительные средства. Логика развития рисунка танца предусматривает связь предыдущего рисунка с последующим, а также, что каждый последующий рисунок должен быть развитием предыдущего. Представьте себе, что певец, начав музыкальную фразу, резко обрывает ее, не допев до конца, и переходит к следующей. Это вызовет у слушателей недоумение. Так и танцевальный рисунок должен быть завершенным и логично переходить из одного в другой. Балетный спектакль Балет фр.Ballett Балетный спектакль - художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-хореографических образах. Балетный спектакль исполняется средствами танца и пантомимы. В балете принято различать классические и характерные танцы. Антре Антре - в балете 17-18 веков - выход группы танцовщиков, представлявших посредством танца и пантомимы часть действия балета, комедии-балета, оперы-балета. Балетное либретто Балетное либретто - изложение сюжета балета в программе спектакля. Балетное либретто помогает зрителю понять происходящее на сцене действие. Балетный сценарий Либретто От лат.Scaena - сцена Балетный сценарий - словесный проект балетного спектакля: - содержащий изложение его главных событий, идеи, конфликта, характеров действующих лиц; - служащий основой для создания балетной музыки и постановки спектакля. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|