Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Книга пророка Иезекииля. 2 страница




Глава 18, 5 [–8]. Если кто праведен и творит суд и правду… никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою… 19[–20]. Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. 21 [–23]. И беззаконник, если обратится… и будет соблюдать все уставы Мои… жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? 24. И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Не помяни беззаконий моих первых, Господи мой, и настоящие прости по велицей Твоей милости. 31 [–32]. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! Дерзкие вольнодумцы! Перестаньте – или вы погибнете безвозвратно. [Кошар, овцы…]

Глава 19. Прекрасное иносказание – о львенке и винограде. Против сильных и великих века сего.

Глава 20, 32[–33]. И что приходит вам на ум, совсем не сбудется. Вы говорите: "будем, как язычники, как племена иноземные, служить дереву и камню". Живу Я, говорит Господь Бог: рукою крепкою и мышцею простертою и излиянием ярости буду господствовать над вами. Люди часто весьма много замышляют в нечестии своем, но Бог терпит до времени и не попустит исполниться всем замыслам нечестивых.

Глава 21, [ст.3–17]. Вот грозное слово земле Израильской: вот, Яна тебя, и извлеку меч Мой из ножен его и истреблю у тебя праведного и нечестивого. А для того, чтобы истребить у тебя праведного и нечестивого, меч Мой из ножен своих пойдет на всякую плоть от юга до севера. И узнает всякая плоть (человек), что Я, Господь, извлек меч Мой из ножен его, и он уже не возвратится. Ты же, сын человеческий, стенай, сокрушая бедра твои, и в горести стенай перед глазами их. И когда скажут тебе: "отчего ты стенаешь?", скажи: "от слуха, что идет",и растает всякое сердце, и все руки опустятся, и всякий дух изнеможет… Вот, это придет и сбудется, говорит Господь Бог. И было ко мне слово Господне: сын человеческий! изреки пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: скажи: меч, меч наострен и вычищен; наострен для того, чтобы больше заколать; вычищен, чтобы сверкал, как молния. Радоваться ли нам, что жезл сына Моего презирает всякое дерево? Я дал его (меч) вычистить, чтобы взять в руку; уже наострен этот меч и вычищен, чтобы отдать его в руку убийцы. (Чей это меч наострен? – Божий: как это страшно!) Стенай и рыдай, сын человеческий, ибо онна народ Мой, на всех князей Израиля; они отданы будут под меч с народом Моим; посему ударяй себя по бедрам. Ибо он уже испытан. И что, если он презирает и жезл? сей не устоит, говорит Господь Бог. Ты же, сын человеческий, пророчествуй и ударяй рукою об руку; и удвоится меч и утроится, меч на поражаемых, меч на поражение великого, проникающий во внутренность жилищ их. Чтобы растаяли сердца и чтобы павших было более, Я у всех ворот их поставлю грозный меч, увы! сверкающий, как молния, наостренный для заклания [слав.: благо остр бысть на сечение, благо бысть на блистание (хорошо сечет, хорошо блистает: как это картинно и сильно!)]. Соберись и иди направо или иди налево, куда бы ни обратилось лице твое. И Я буду рукоплескать и утолю гнев Мой; Я, Господь, сказал. Может ли быть так сильно и прекрасно слово человеческое? Воистину верх совершенства и образец совершенства слово Божие! Так и видишь, что это говорит Сам Творец слова, у Коего слово есть дело. 25 ст. и далее. И ты, недостойный, преступный вождь Израиля, которого день наступил ныне, когда нечестию его положен будет конец! так говорит Господь Бог: сними с себя диадему и сложи венец; этого уже не будет; униженное возвысится и высокое унизится [слав.: сними кидар 57 и отложи венец, сей (старейшина) не таков будет, смирил еси высокая и вознесл смиренное ]. Низложу, низложу, низложу и его не будет, доколе не придет Тот, Кому принадлежит он, и Я дам Ему (власть старейшины). И ты, сын человеческий, изреки пророчество и скажи: так говорит Господь Бог о сынах Аммона и о поношении их; и скажи: меч, меч обнажен для заклания, вычищен для истребления, чтобы сверкал, как молния, чтобы, тогда как представляют тебе пустые видения и ложно гадают тебе, и тебя приложил к обезглавленным нечестивцам, которых день наступил, когда нечестию их положен будет конец. Возвратить ли его в ножны его?на месте, где ты сотворен, на земле происхождения твоего буду судить тебя: и изолью на тебя негодование Мое, дохну на тебя огнем ярости Моей и отдам тебя в руки людей свирепых, опытных в убийстве. Ты будешь пищею огню, кровь твоя останется на земле [слав.: и предам тя в руце мужей варвар, творящих пагубу: огню будешь ядь, кровь твоя будет посреде земли твоея ]; не будут и вспоминать о тебе; ибо Я, Господь, сказал это. Слава правосудию, величию и всемогуществу Твоему, Господи! Ну что если и на нас огнем ярости Своим дунет Господь, тогда и нас варвары или неприятельские народы возьмут в свои руки, тогда и мы будем пищею огню, и кровь наша потоками разольется среди земли нашей.

Глава 22, 3[–9]. Так говорит Господь Бог: о, город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твое… Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным… и приблизил дни твои и достиг годины твоей. За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям. Близкие и далекие от тебя будут ругаться над тобою, осквернившим имя твое, прославившимся буйством… У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя. Святынь Моих ты не уважаешь и субботы Мои нарушаешь. Клеветники находятся в тебе. 12. Ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог [слав.: лихву и избыток взимаху в тебе: и скончал еси скончание злобы твоея яже в насилии, Мене же забыл еси, глаголет Адонаи Господь ]. Беззакония сокращают время жизни не только частных лиц, но – и целых городов и государств. 13[–16] ст. И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя. Устоит ли сердце твое… Я, Господь, сказал и сделаю. И рассею тебя по народам, и развею тебя по землям, и положу конец мерзостям твоим среди тебя. И сделаешь сам себя презренным перед глазами народов, и узнаешь, что Я Господь. Какая велелепота и величие в речи! 17 ст. и далее. И было ко мне слово Господне: сын человеческий! дом Израилев сделался у Меня изгарью; все ониолово, медь и железо и свинец в горниле, сделались, как изгарь серебра (дом Израильский). Посему так говорит Господь Бог: так как все вы сделались изгарью, за то вот, Я соберу вас в Иерусалим. Как в горнило кладут вместе серебро, и медь, и железо, и свинец, и олово, чтобы раздуть на них огонь и расплавить; так Я во гневе Моем и в ярости Моей соберу, и положу, и расплавлю вас. Соберу вас и дохну на вас огнем негодования Моего, и расплавитесь среди него. Как серебро расплавляется в горниле, так расплавитесь и вы среди него, и узнаете, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас [слав.: якоже приемлется сребро и медь, и железо и свинец и олово чистое во средину пещи, еже дунути на ня огню, да слиются, тако прииму вас во гневе Моем и в ярости Моей, и соберу и слию вас, и дуну на вы во огни гнева Моего, и слияни будете среде его: якоже сливается сребро среде пещи, тако слиетеся посреде его и познаете, яко Аз Господь излиях ярость Мою на вас ]. Чем существенно тело человеческое отличается от земли, от руды, от металла? Не та же ли земля всякий человек? Но люди забывают о своей бренности и, мечтая жить долго, хотят увековечить с собою на земле и свои пороки. Как величественно Господь напоминает мне о их природе, их ничтожестве! Какою силою и властию проникнута речь Адонаи Господа! Как берутся серебро, медь, железо и свинец, и олово чистое и ввергаются в печь, чтобы обхватил их огонь и слил вместе, так возьму Я вас в гневе Моем. Соберу и солью вас; дуну на вас огнем гнева Моего – и вы сольетесь среди его. Как сливается серебро в печи, так сольетесь вы во гневе Моем и узнаете, что Я Господь излил ярость Свою на вас. Как это боголепно! 30[–31] ст. Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел. Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их (жителей Иерусалимских)… Какое страшное развращение было в избранном народе! Заимствовать эти и подобные места в проповеди, когда нужно говорить о ничтожестве человека грешника и всемогуществе Бога правосудного.

Глава 23. О блужении Самарии и Иерусалима.

Глава 24, [ст.3–11]. И произнеси на мятежный дом притчу, и скажи им: так говорит Господь Бог: поставь котел, поставь и налей в него воды; сложи в него куски мяса, все лучшие куски, бедра и плеча, и наполни отборными костями; отборных овец возьми, и разожги под ним кости, и кипяти до того, чтобы и кости разварились в нем. Посему так говорит Господь Бог: горе городу кровей! горе котлу, в котором есть накипь (значит, котел означает город Иерусалим) и с которого накипь его не сходит! кусок за куском его выбрасывайте из него, не выбирая по жребию. Ибо кровь его среди него; он оставил ее на голой скале; не на землю проливал ее, где она могла бы покрыться пылью. Чтобы возбудить гнев для совершения мщения, Я оставил кровь его на голой скале, чтобы она не скрылась. Посему так говорит Господь Бог: горе городу кровей! и Я разложу большой костер. Прибавь дров, разведи огонь, вывари мясо [слав.: Аз же… умножу дрова и возгнещу огнь, яко да истают мяса (люди), и оскудеет юха (изобилие во всем)]; пусть все сгустится, и кости перегорят. И когда котел будет пуст, поставь его на уголья, чтобы он разгорелся, и чтобы медь его раскалилась, и расплавилась в нем нечистота его (людская), и вся накипь его исчезла. Божественная речь сильна, величественна и необыкновенно поразительна оттого, что при чтении или слышании ее сейчас видишь безмерное расстояние между Творцом и Судией, всемогущим и праведным, и между человеком – тварию ничтожною, но преступною. Так и ожидаешь, что вот-вот сотрет людей и жилища их, как пыль, с лица земли слово Всемогущего, или сварит их, как мяса, или разольет кровь их, как воду, а составы тела бренного размечет, как песок. Дивна речь Божия. Ни один человек никогда не в состоянии подделаться под речь Божию, ни один дух сотворенный, хотя бы Серафим, потому что ни у кого недостанет столько внутренней силы и величия, никто даже вообразить себе не может их вполне.

Глава 25, 6[–7]. Так говорит Господь Бог: за то, что ты рукоплескал и топал ногою, и со всем презрением к земле Израилевой душевно радовался,за то вот, Я простру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам, и истреблю тебя из числа народов, и изглажу тебя из числа земель… и узнаешь, что Я Господь. Если Господь наказывает кого, ты не радуйся о несчастии другого. Жестоко поплатишься ты за то, что будешь злорадоваться. Здесь виден Промысл и о языческих народах. Поместить… Обратить внимание на эту главу. 13 ст. Простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею. Так за грехи поражается даже земля и скоты. 16. Я простру руку Мою на Филистимлян, и истреблю Критян, и уничтожу остаток их на берегу моря. Слава промышлению Твоему, Господи!

Глава 26. Сын человеческий! Так как жители Сора сказали Иерусалиму: уа! сокрушился город, погиб народ, ко мне обратился; полный всякого богатства, опустел, – то поэтому вот что говорит Господь: вот Я на тебя, Сор, и приведу на тебя многочисленные народы, подобно тому, как море воздымает свои волны. И обвалят они стены Сора и разрушат столпы твои, и Я развею прах Сора и сделаю его гладким камнем (как гладкий камень). Среди моря (при котором ты живешь) будут сушиться сети: Я – Господь, сказал (говорит Адонаи Господь), и будет он пленен чужими народами… (Вот что говорит Адонаи Господь): вот Я приведу на тебя, Сор, Навуходоносора, царя Вавилонского от севера: по могуществу своему в сравнении с другими царями он есть царь царей; приведу его с конями и колесницами, и конными воинами, и с многочисленным собранием народов. Он перебьет мечом всех дочерей твоих на поле и приставит к тебе стражу, сделает около тебя ограду, и ров, и острог; обставит тебя оружием и прямо против тебя поставит свои копья. Стены твои и башни (пирги) твои разорит оружием своим. От множества коней его тебя покроет пыль их; от ржания их и от стука колес колесниц его потрясутся стены твои, когда будет входить в ворота твои, как бы входя в город с поля. Копытами коней своих потопчут они все улицы твои; людей твоих иссечет мечом и всю силу твою повергнет на землю; пленит силу твою, возьмет имения твои… разорит прекрасные домы твои, а дерева, камни и землю твою повергнет среди моря. Все музыкальные инструменты твои уничтожит, и в тебе уже не будет слышно игры на них. И Я сделаю тебя камнем гладким (вероятно, Сор стоял на скале среди моря), будешь ты местом сушения сетей, не восстановишься более, так как Я – Господь, сказал, – говорит Адонаи Господь. Вот что говорит Адонаи Господь: не от шума ли падения твоего, когда будут стенать пораженные в тебе по извлечении меча посреди тебя, будут трястись острова? Все владыки народов, живущих на островах морских, сойдут со своих престолов, свергнут венцы с глав своих и совлекут с себя испещренные одежды свои; ужаснутся они, сядут на землю и устрашатся своей погибели, стеня и плача о тебе, говоря: как это ты, хваленый город, погиб, рассыпался в море, тогда как ты был крепок на море и был страшен всем, живущим около тебя? Со дня падения твоего будут бояться все острова. Вот что говорит Господь Бог: когда Я обращу тебя в пустой город, как бы никогда не населявшиеся города, когда Я подниму на тебя бездну, тебя покроет множество воды. И сведу Я тебя к нисходящим в ад, к людям, прежде жившим; и поселю тебя в глубинах земных, как вечную пустыню; сделаю Я тебя с нисходящими в (нее) пропасть, чтоб ты не населился больше и не появлялся на земле живота. На погибель отдам Я тебя: не будет тебя больше; поищут тебя и никогда не найдут, – говорит Адонаи Господь. Какая велелепная, божественная, грозная речь! Какие подробности в предсказании будущей судьбы! Так подробно и ясно изрек предсказание Господь и Спаситель наш о разорении Иерусалима! Слава правосудию и всеведению Твоему, Господи! Глава 27. [Далее идет пропуск в пол авторской страницы. – Ред. ].

* * *

Слава Господу Человеколюбцу, благодатно касающемуся во время молитвы нашего грешного, пораженного змием сердца и успокаивающему оное животворящею, услаждающею силою Своею! Но мы не должны забывать – беречь его вновь от диавольского уязвления: малейшая оплошность – и мы снова уязвлены, и снова внутренность наша будет терзаться искусителем. Господь оставляет нас Своею благодатию, чтобы видеть и нашу собственную борьбу с лукавым, чтобы было за что увенчать нас.

Делай все надлежащим образом в свое время, чтобы после не пришлось исправлять прежних погрешностей, допущенных по причине необдуманности или поспешности.

Твой есмь Аз, спаси мя [Пс. 118,94]. Я – раб Твой, а Ты – Господь мой; не покинь меня, не погуби меня с беззакониями моими, но имиже веси Сам судьбами спаси мя.

Даже в горести и скорби есть у человека гордого неохота заниматься молитвою и попытка обойтись без нее. Это – мерзость Господу. Нужно непременно обращаться в скорбях к Богу, отложив всякую тень гордости.

При чтении молитв нужно иметь непременно точку опоры для мысли и языка – живую веру в Господа – для того чтобы мысль и заодно с нею действующий язык, склонные к поспешности, не увлекли тебя стремлением своим, против воли, и не оставили тебя посрамленным безо всякой мысли и слова.

Легко и весело на душе у священника, когда он добросовестно отправит службу Божию или совершит требу: с благословением и миром Божиим возвращается он домой.

Помни пословицу: глаза страшат – руки делают. Так и с тобою пусть будет: хоть ум плоти страшит тебя множеством слов при молитве, но язык пусть говорит.

Желая избежать недоброго мнения людского, ты впадаешь в немилость Божию, которая в сравнении с людскою немилостию тяжелее в бесконечное число раз. Не лучше ли, пренебрегши людским мнением, думать при совершении всякой службы единственно о славе Божией?

Ты смущаешься духом во время службы, и тяжело для тебя это смущение. Но слыши кроткий глас Духа Божия, вразумляющий Тебя: много думаешь. Не думай – и будешь покоен. Говорится о мнительности.

Что вы так боязливы [слав.: страшливы ], маловерные? [Мф. 8,26]. Ах, Господи, даруй Ты эту живую веру нам, чтобы мы не были страшливы и в надежде на Тебя исходили бодро и с радостию на всякое дело благое. Как часто, в самом деле, пугаемся мы по причине маловерия того, чего не следовало бы никогда пугаться? Люди с верою и надеждою на Бога выходят на страшного силою и искусством неприятеля и бывают победителями, а мы – какой стыд! боимся выступить на поприще известного, заученного, укоренившегося в памяти слова и, будучи обязанностию принуждены выступить на него, теряемся от смущения до того, что слово замирает на устах наших. Где тут вера и надежда на Бога?

Якоже, Господи, малодушие апостолов Твоих претворил еси в мужество Духом Твоим Святым, тако претвори и мое малодушие в мужество Тем же Духом Животворящим.

Сонмы пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных и всех святых громогласно, вседушевно, иногда с пролитием собственной крови – свидетельствуют тебе, что Иисус Христос есть Богочеловек, пострадавший за нас и давший нам Тело и Кровь Свою в пищу и питие нам, а ты допускаешь в свою голову помыслы, что Он – не Бог, что хлеб и вино – не истинные Тело и Кровь Господа, и за то сердце твое страдает, потому что без Христа нет жизни для сердца, нет радости. Он Один – радость наша, мир наш. Устыдись такого собора святых: они дивятся твоему безумию.

Господь Иисус есть Бог, имеющий Един власть оставляти грехи. Это мы познаем и на опыте, когда в душевной туге о грехах прибегаем к Нему с молитвою и получаем сами в себе свидетельство о прощении грехов. Молитва – живительный пластырь для души. Люби, прощая слабости.

Веруй всем сердцем, что грех [крайне] оскорбителен для Всесвятого Бога.

Однажды подступил к Спасителю сатана и сказал Ему: дай мне сеять учеников Твоих, как пшеницу. Вскоре после этого Спаситель сказал Петру: И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих [Лк. 22,31–32]. Вот завистник наш пускается иногда на какие искушения: он силится как бы по воздуху разметать наши святые и добрые мысли, иногда с большим трудом собранные; вырвать из сердца веру и рассыпать ее на все четыре стороны, чтобы, веровав, мы не спаслись. И как заметен бывает в нас часто след темной силы, усиливающейся разрушить в нас всякое добро: в самые важные, решительные минуты веры это святое чадо неба иногда вырывается из нашего сердца; ищем его и – к посрамлению своему – не находим. Иногда непонятная недоверчивость к самому себе во время богослужения или при совершении треб и ощущаемое при этом чувство смущения и боязни необыкновенно стесняют душу, останавливая правильное действие рассудка и приводя в трепет сердце – до того, что слова замирают на устах. Это – тоже след сатаны. Бог есть Бог мира и спокойствия. Кто ж за меня помолится, чтобы не оскудела вера моя при таких искушениях? Божественный Спасителю! Якоже о Петре молился Ты, да не оскудеет вера его, тако и во мне, Господи, возгревай веру Твою по бесприкладной благости Твоей и утверди, утверди ее и во мне, да не исхожу всегда посрамлен от лица Твоего, да не наведу соблазна людям Твоим и да не погублю некие от них своею нетвердостию в вере.

Ты привык обнимать все только одним беглым взглядом ума и не прилагаешь сердца своего к тому, с чем встречаешься или что хочешь делать, например к прекрасным молитвам; и оттого ты, как ветер, хочешь разом схватить всю молитву, совершенно забывая закон последовательности. Приложи свое сердце к тому, что читаешь, – и не унесутся, как бы по ветру, слова молитвы, и не оставят мысль и язык твой без понятия и слова.

Господи! Если оставит меня навсегда сатанинское смущение и боязнь во время святых служб и вообще в жизни моей, если Ты даруешь мне живую веру и ревность о славе Твоего имени, подобно Ильиной или Иоанновой, и даруешь мне бодро, в простоте и веселии сердца служить Тебе во все время моей жизни, то в храм Твой обязуюсь сделать приращения на двенадцать рублей серебром.

Дара от Бога хочешь большого, а от себя даешь очень небольшой. Лучше его сделать без условия с Богом, а Бог уже Сам знает, что и сколько даровать тебе.

Если орудие ума – мозг, поврежден, худо действовать умом; а если сердце и внутренности, особенно желудок, страдают какими-нибудь завалами или припадками – худо вдвойне для души, для ее нравственных отправлений. Болезни внутренностей наводят на человека сильную тоску, ослабляют сильно веру, живущую в сердце, вообще делают хандрою, тяжелым для себя и для людей.

Всеблагой Господь дал мне сначала почувствовать животворность, сладость веры в Бога и в Его Таинства, особенно животворность святого причащения, несмотря на мое маловерие, единственно по Своей благости. Но с течением времени маловерие мое не перешло в живую и простосердечную веру в Господа и Его святое слово, исполненное истины и всемогущества, и Он за мою неблагодарность и невнимательность к Его дарам, за мое маловерие благоволил наказать меня совершенным недоверием к самому себе – для того, чтобы я горьким опытом убедился, как животворна вера и как гибельно неверие.

Легче поднять иглою высокую гору, нежели вынуть гордость из сердца человеческого. Глубоко таится она и неприметнее следов мухи, ходящей в темную ночь по камню.

Точно два совершенно различных духа живут иногда во мне в разное время: то дух злобы, хулы, нетерпения, дух подавляющий, мертвящий душу страшною тоскою, унынием; то дух кротости, смирения, умиления, мира, тихой радости. Первый – злой дух, а последний – Дух [Животворящий].

Я опытно дознал на себе владычество диавола и владычество Бога; как первое несносно, так последнее животворно, легко и приятно.

Держава Бога нашего над сердцами человеческими открывается пренебесным миром в сердце, когда мы творим угодное Ему, и нестерпимым томлением, тоскою, когда мы делаем что-либо Ему противное. А что Бог знает сердца, это ясно из того, что каждая мысль, хорошая и нехорошая, сопровождаются соответствующими им последствиями в душе: или миром, или неприятным ощущением.

Если во время службы заметишь, что тобою овладевает чувство смущения и мысль твоя слишком стремительно влечет тебя к концу молитвы или возгласа, остановись на два мгновения и начинай исподволь, с расстановками произносить слова и ни в каком случае не поддавайся малодушно чувству смущения.

При виде древних священных письмен, установлений и обрядов представь себе, сколько веков протекли они, сколько людей – в разных веках преемственно живших – пережили, сколько почтения имели во всех веках, и скажи себе при этом: они достигли и до меня, как цвет отцветающего человека, до моего ничтожества – для того, чтобы и я ради моего собственного блага, ради спасения вечного употреблял их с благоговением.

Человек, говорят, точно свечка: горит, горит – и погаснет. Хорошо это сравнение. А мне при этом сравнении вот что приходит в голову: смотря на бесчисленное множество зажженных свечей во храме – пред иконами или в руках предстоящих и молящихся, я представляю огненную, постоянно существующую стихию, распространенную везде на земном шаре – и в воздухе, и на земле – и по местам, от действия известных причин, видимую, но большею частию невидимую; эту стихию я признаю источником тех видимых огоньков, которые зажжены в церкви, делаю сравнение ее с людьми. Что люди, как не отдельные огоньки, – только назовем эти огоньки духовными (как говорит Спаситель в притче: огонь пришел Я низвести на землю [Лк. 12,49], разумея под ним благодать Святого Духа)? Все эти огоньки горят почти каждый по-своему: одни сильнее и ярче, другие слабее и тусклее. Как у огней, замечаемых в разных местах, есть источник – стихия, или неиссякаемый источник огня, так у людей, как частных огней или светильников, есть Единый, Вечный, Беспредельный, духовный Огонь или Свет, Источник всех неделимых, на земле видимых огоньков. Как обыкновенный огонь стремится вверх, так и духовный огонь – душа, также стремится к Богу, горе. И как прекрасно установлено держать свечи в известное время в церкви или ставить их пред образами: они прекрасно изображают жизнь человеческую или пламень их душ, пламень веры и любви!

О большом, но кривом дереве. Вертоградарь посадил в своем саду семя дерева; семя стало расти, расти, образовалось в едва заметное деревце, наконец, вышло из земли на свет Божий и стало развертываться и подниматься вверх все больше и больше. Вертоградарь любил и берег это деревце, поливал его и тщательно ухаживал за ним, наблюдая, как бы оно не получило кривого направления. Между тем как оно все росло и росло и, вероятно по природной испорченности семени, обнаруживало наклонность к кривизне, Вертоградарь употреблял усилия дать ему, сколько можно, прямое направление; эти усилия обходились часто с болью для деревца, потому что его нужно было и осекать, и подпирать жесткими подпорками, которые сдирали его кожицу, а иногда и оставлять на произвол ветров (искушений), чтобы оно испытывало свои силы в борьбе с ними, – и отнимать у него лишнюю влагу, чтобы она не произвела в нем вредного полносочия, сопровождающегося болезнями и пр. Деревце все поднималось выше и выше, и благодаря нежной и мудрой попечительности Вертоградаря возросло в великое древо, которое дало и плоды, довольно сладкие. (Вертоградарь стал питать этими плодами овец своих разумных и соком из них утолять их жажду.) Но при всей заботливости Вертоградаря в дереве все-таки осталось много худосочия; особенно оно усилилось после, когда оно совсем выросло и дало плоды и когда Вертоградарь усилил его питание и напоение, чтобы оно больше давало от себя плодов. Вместо того, чтобы давать больше и больше плодов, соразмерно с питанием и напоением, производимыми от Вертоградаря, дерево скоро от множества сочной и питательной пищи уты, утолсте и разшире [рус.: утучнел, отолстел и разжирел] [Втор. 32,15], не стало обращать своих соков на произведение плодов, а стало удерживать в себе и от того – загнивать. Вертоградарь все не отставал от дерева, с таким рачением им возращенное, и старался его исправить – то обрезыванием его широких ветвей, то обвязыванием его ран или больных мест, то извлечением лишних и дурных соков из его грунта, – но дерево не исправилось: оно стало все больше и больше загнивать и портиться, тлеть и сохнуть. Наконец Вертоградарь сказал садовнику: посецы это сухое дерево, на которое я напрасно употребил столь много трудов: зачем оно только место занимает? И срубили дерево. Что это за дерево? Это – мы.

Как в монастырях новички в духовной жизни избирают себе руководителями опытных в ней старцев, так и ты, новичок в ней, за неимением близ тебя живых, опытных в духовных подвигах старцев, избери переселившихся на небо и прославленных Церковию святых мужей, например в особенности святителя Николая. Ты грешник. Пусть посредником между тобою и Богом будут всегда святые.

Господи, у меня немирная душа, и оттого все мои беды.

Ты к людьми не имеешь великого почтения, потому что видишь, что все они, не исключая никого, со слабостями, и ведешь себя довольно самонадеянно и гордо. Но помни Бога, смотри: Он не такой, как человек. Не яко человек Бог [Числ. 23,19]. Представляй Его грозное лице для грешников и милостивое для праведников…

Боже мой! Какое страшное происшествие: чухонка, которой муж-чухонец доверил деньги двести рублей, возвращаясь чрез море из Кронштадта на лошади, провалилась под лед и с лошадью, и с санями; исчезло все: и чухонка, и лошадь, и сани, и деньги. А бедный чухонец, который пробовал лед впереди шестом, должен был воротиться назад и, долго плакав, взят ночевать в полицию… Что жизнь наша? Что стяжания наши? Все прах или мыльный пузырь. 11 апреля 1858 года.

Когда ты почувствуешь всю нужду в Животворящем Духе Божием, когда ты будешь воздыхать о Нем? А как Он, Всесвятой Дух, необходим для нас. Что мы без Него? Трость, ветром колеблема.

Что ты молчишь? Что ты не прославляешь Бога, тебе благодеющего, тебя спасающего? Ты был сначала верующим; довольно удачно, при помощи Божией, боролся с помыслами неверия, и тебе было хорошо: твое сердце радовалось, твой ум был светел. Несмотря на сладкие плоды веры, ты в последствии времени ослабел в вере, в борьбе с помыслами неверия, стал маловером или даже невером, и тебе стало тяжело, так тяжело, что ты, как дара, желал смерти, чтобы престать от мучений сердечных; ты потерял веру даже в себя самого и имел несчастие испытывать многократно унизительную недоверчивость к способности слова во время церковного богослужения и при совершении треб; исчезал, трепетал от глупой робости и малодушия в то время, когда следовало бы иметь святое дерзновение, и был несчастнейшим человеком. Ничто тебя не могло утешить в этом состоянии: ни ласки жены, ни добрые знакомые, ни свои – ничто, ничто. Но вот ты показал усердие в молитве к Богу, стал искать у Него веры, стал сокрушаться о своем маловерии и своей прежней маловнимательности, сделался внимательным к святыне – и смотри: Бог снова удивил58 на тебе милость Свою; ты вдруг стал спокоен и весел, возымел снова дерзновение к Богу, унизительное малодушие оставило тебя, потому что, кто прилепился к Богу, тот высок, без гордости, и доверчив к своим силам. Помни же, во славу Божию, эти противоположности в своей жизни и будь вперед внимательнее к себе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных