Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Книга пророка Иезекииля. 3 страница




По той мере, как усиливаются в нас помыслы лукавства и неверия, должно возбуждать в себе противоположные им мысли и чувства – простые, искренние, мысли живой веры, надежды и любви, чтобы не давать торжествовать в нас поврежденной природе, или плоти над духом; также диаволу, действующему чрез наше развращенное существо ко вреду нашему, к хуле на Бога и Его святыню.

Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже [слав.: да не горше ти что будет ] [Ин. 5,14]. Чем чаще будут у тебя повторяться те же слабости, то есть душевные возмущения, тем горчее будут у тебя их последствия.

Как все связано последствиями: один грех, одна погрешность едва ли не всегда есть зародыш, семя другого греха, другой погрешности!

Помни всегда, что ты немощный человек. Смотри, как ты исчезаешь в скорбях душевных, когда Бог, по правосудию, но вместе по Своей благости и премудрости, отнимает у тебя Духа Своего и допускает кознодействовать над тобою духу злобы. И – о, несчастье! Когда Бог попустит диаволу ругаться над нами своими несносными действиями на душу, этот последний заставляет ее хулить, роптать, прилагать язвы к язвам. Какое благо в этом случае искренняя, сердечная молитва к Богу! Она по действию злого духа часто бывает сначала тяжела, но потом берет свое действие, по действию Ангела мирна – Хранителя душ и телес наших, и по милосердию Божию. Все это взято со свежего опыта.

Помни, что ты – ничтожный, немощный человек и что Господь Бог – совсем не то во всех отношениях, что ты. Помни Его беспредельное всемогущество, бесконечную премудрость, благость. У Него – все бесконечно.

Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня [Пс. 117,18]. Слава Ему! 12 апреля 1858 года.

Не забывай чаще воздыхать о недостатке веры и любви своей к Богу и молись как можно чаще о ниспослании тебе свыше дара веры и любви.

Представляй чаще, что ты ни в душе, ни в теле, ни около – ничего своего не имеешь, а имеешь только то, что дарует Бог; также представляй чаще, что ты сам по себе и окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг [Откр. 3,17], – и проси себе милостей Божиих.

Будьте мудры, как змии [Мф. 10,16], сказал Спаситель. Когда змея видит неприятеля своего, тогда она искусно скрывает свою голову, чтобы неприятель не уязвил ее, и свертывается в кольцо. Подобным образом должен беречься человек от духовного врага своего, диавола: он должен прятать голову свою, то есть ум свой, в сердце и, сосредоточивши таким образом всю жизнь свою в одном пункте, тем сильнее противиться духу злобы, который развлеченные силы души очень скоро ниспровергает. Оттого рассеянных людей ему ничего не стоит опрокинуть, разбить.

Слава животворящим Твоим Тайнам, Господи! Ты опять возвеселил меня в приобщении их после долгого оставления. Чтобы иметь чаще радость в сердце от причащения, чтобы достойно причащаться, надобно совершенно сокрушить свое грешное, нечистое сердце смирением и предать себя в волю Божию; надо совершенно выгнать из него всякую тень неверия, всякий помысл лукавый; надобно, чтобы оно совершенно замолкло, замерло, или умерло (надобно, чтобы ожило сердце новое, которое Сам Бог дает – смиренное, полное святых чувств).

Ты земная мудрствуешь, но необходимо мудрствовать горняя. Мудрствуй же горняя, размышляй чаще о горнем, ищи горнего.

Хочешь иметь в жизни спокойствие душевное? Занимайся больше делом. Позвали тебя к требе? Исправляй ее с совершенным спокойствием, нисколько не торопясь, – и вот тебе мир душевный во время совершения ее, мир и после нее. Знай, что это – твоя обязанность, исполняя которую надлежащим образом, ты благоугождаешь Богу и достигаешь цели своей жизни. Проповедь тебе нужно сочинять? Сочиняй ее с удовольствием, не тяготясь проповедничеством; даже ищи случаев и не в очередь приготовлять и сказывать поучения, чтобы сказать тебе прихожанам всю волю Божию. И вот тебе опять сладость от труда.

Когда придет тебе какой-либо гордый помысл – плачь.

Не забудь брать на себя труд усиливать, напрягать свое внимание при чтении молитв или каких-нибудь возглашений каждый раз, когда ленивая плоть и заодно с нею действующий диавол будут тяготить внутренность твою и язык твой отчаянною леностию и устрашать твою мысль множеством слов впереди, которые также нужно выговаривать. О, плотская хитрость и подлость!

Злобен и хитер диавол в высшей степени: чего стараешься достигнуть, то он всячески и старается у тебя отнять, – а Господь по премудрым и благим Своим планам попускает ему кознодействовать над человеком, побеждать его и тем мучить, терзать его, чтобы научить человека терпению и искусству, и упованию.

Предотвращай малейшее рассеяние мысли во время богослужения; особенно же позабудь и думать о неуместной робости или о ложном стыде, происходящих от духовной гордости. Предавайся службе всею душою и переживай своим умом и сердцем все то, что содержится в молитвах, ектиниях или возгласах.

Теперь знаю я, Господи, что моя слабость в вере, моя рассеянность и ложный стыд, от духовной гордости происходящий, виною того, что меня так удобно искушает диавол моими слабостями почти во время всякой службы. Итак, я должен непременно исправиться, чтобы диавол не приступал ко мне больше с этой стороны.

Грех – злое семя; сначала, при младенчестве человека оно проявляется слабо; с возрастом – растет; по мере развития нравственных сил человека развивается все больше и больше – так что наконец представляется какою-то быстрою, мутною рекою, которая, истекая из нас самих, в нас же самих мутится и шумит, и только по молитве перестает от своего возмущения.

Не выпускай, пожалуйста, из головы светлой мысли о Боге как нашем Творце, Верховнозаконодателе и Отце. Ах, как мы много грешим оттого только, что забываем о Боге или представляем Его как-то несовершенно, слишком человекообразно, темно!

Священное Писание есть величайшее чудо в рассуждении лиц, чудесно его написавших. Не чудо ли человеку неграмотному, некнижному, простому, знавшему прежде только рыбный промысел, написать такие прекрасные, сладкие Писания, которыми никогда не насытишься; записать такие истины, которые простому человеку не могут сами по себе и в голову прийти; написать так просто и так умно?

Замечай, как Господь строго, постоянно и настоятельно требует от тебя, чтобы ты читал молитвы при службах и требах со вниманием, неспешно, членораздельно: душевное мучение после скорого, невнятного, робкого чтения есть Его праведный, обличающий глас.

Взирай чаще на небо и зри там верою Господа славы, воспеваемого непрестанно небесными Силами, – и стой в вере, мужайся, утверждайся.

Господи! Возвесели мя в служении Тебе. Возвесели мя радостию с лицем Твоим!

Не отставай своею молитвою от Бога, от Пречистой Матери Божией или от других святых: они непременно исполнят твое желание, относящееся к славе Божией и к твоему спасению. Помни жену хананейскую и разговор с нею Господа.

Нет ничего истиннее и святее Господа Бога; нет ничего истиннее, несомненнее и святее Его Таинств и спасительных их действий. Слово Божие: ей и аминь.

Моли Бога, чтобы Он утвердил сердце твое на камне веры и на камне заповедей Своих: беда от шаткости, непостоянства сердечного в вере; диаволу простор для искушения.

Когда почувствуешь, что животворная теплота Духа оставила твое сердце, тогда поспешай скорее теплою молитвою и глубокими вздохами к Богу или Пресвятой Богородице ввести ее опять в себя. Не откладывай со дня на день намерения возвратить ее или, лучше, – самых усилий возвратить ее.

Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню [слав.: прежде даже не смиритимися, аз прегреших: сего ради слово Твое сохраних ] [Пс. 118,67]. Ах! Как необходимо смирение пред Богом во всех мыслях, чувствах и поступках! Без него человек скоро собьется с пути.

Ты торопишься при чтении молитв из раболепства людям, незаметного для тебя самого; старайся угодить только Богу и читай слово за словом.

Бог вразумляет меня и животом, и смертию, или миром, и радостию душевною, и страшною тоскою, и возмущением духа.

Предзрех Господа предо мною выну, говорит богоотец Давид, да не подвижуся [Пс. 15,8]. Я должен также непременно видеть всегда пред собою Господа, чтоб не грешить, потому что Он всегда одесную меня. Особенно я должен видеть очами веры и никогда не упускать из виду Господа во храме, в котором Он непременно присутствует, когда в нем есть двое или трое человек, собравшихся во имя Его.

Говори с апостолом Павлом: все могу в укрепляющем меня Иисусе [Флп. 4,13], – и возмогай о Господе и в державе крепости Его – при всех искушениях.

Боже мой! Думал ли я вступить в такую жестокую борьбу со своим языком, отказывающимся служить мне при богослужении, и встретить от него столько горя и слез? О! Плоть грешная! О, Боже праведный.

Когда мыслишь о Боге Отце, тогда, для удостоверения об Нем чувственной твоей природы, представляй, как разверзались небеса в то время, когда Сын Божий, облекшись в нашу плоть, ходил по земле и Бог Отец гремел оттуда Своим гласом, свидетельствуя о Своем Сыне возлюбленном; когда мыслишь о Сыне Божием, тогда представляй чудеса, сделанные Им во времена Ветхого Завета, например десять казней египетских, преложение огня в росу для отроков и пр.; Его явление и пребывание на земле в Новом Завете, Его Божественные речи, Его чудеса и пророчества, Его воскресение и вознесение. Когда же мыслишь о Духе Божием, вспомни, как Он говорил в пророках, представь, как в праздник иудейской Пятидесятницы, при многочисленных свидетелях, стекшихся в Иерусалим к иудейскому празднику из разных стран, – внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, – апостолы и другие верующие. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать [Деян. 2,2–4]. Шум с неба был так силен, что, несмотря на раннюю пору дня, народ весь сбежался и пришел в смятение от непонятного зрелища ниспущения с неба огненных языков и оттого, что несведующих в познании иностранных языков апостолов и их учеников слышал говорящими на разных языках.

Никогда да хулится пост. Он есть мати здравия и целомудрия. В святую Четыредесятницу я дознал это самым опытом. Погрешности, взводимые на пост, происходят собственно от нас самих, от нашей души.

Что значит радость при живой, сердечной вере в Бога и что значит тяжелое томление, болезнь сердца при каждом помысле неверия? Значит то, что вера есть жизнь и радость для души, а неверие – смерть для души.

Обтеките все страны земного мира – вы везде найдете, что люди имеют часто сердца свои горе, туда возводят они умные очи свои и говорят: там живет Бог наш, Создатель наш. Что это значит? Значит то, что единый Бог всем людям вложил чувство о Его бытии.

Когда нож затупится или покривится набок, тогда исправляют его на брусе или на оселке, а когда душа наша притупится для добрых и святых помыслов и чувствований и для добродетели или когда сердце наше уклонится в словеса или в помышления лукавства, тогда прекраснейшим оселком к поострению или исправлению ее служит Священное Писание, Тело и Кровь Христовы, также молитва и чтение писаний святых отцов.

Благодарить непременно преосвященного Варлаама за его милость к моей матери и ко мне.

Не смущайся во время посещения [Сир. 2,2], то есть во время искушения. Крепись, не торопись: вся беда от торопливости.

Как необходима вера, не говорю – Божия, а вера даже в себя! Без веры человек смутен, недоверчив к самому себе даже в том случае, когда всякий другой человек не считает и нужным подумать о доверенности к себе, потому что имеет ее и не думает не иметь. Бывают с человеком мнительным и во всем сомневающимся такие странности, что он не доверяет себе даже в том, что может по книге исправно прочитать давно известные молитвы.

Как человек простодушный, видя на иконе написанным Господа во плоти, или Пречистую Его Матерь, или Ангела, или какого-либо святого, не разбирает, какими красками и как написана икона, художественно или нет, таков ли был в натуре изображенный святой или нет, а без всяких рассуждений, прямо относится к нему в молитве с верою и подобающим благословением, как бы видя пред собою того истого святого, коему молится, – так должен вести себя в вере и каждый христианин: какая вера во что прилична, какое почтение чему подобает, такую веру и такое почтение и должен иметь он, без всяких рассуждений, следует ли так верить, то ли это в самом деле, во что мне велят верить, и такое ли почтение должен я воздавать тому предмету, в который и Сам Господь или люди, имевшие в себе Духа Божия, повелевают мне верить. Святая простота! Приди к нам и живи с нами, в нашем сердце и в [нашем] уме. (Душепагубная хитрость и лукавство одолевают меня и погубляют меня.)

Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего святого не отъими от мене [Пс. 50,13]. Тяжела, несносна мне жизнь без Тебя, Живота моего, радования моего. Было несчастное время, когда Ты отвратил от меня за мою невнимательность к себе и маловерие лице Свое – и тогда – о! как я был смущен: и дома и во храме, и днем и ночью, и во сне и наяву! Господи! Не помяни неправд моих прежних и даруй мне все прочее время живота моего ходить пред Тобою во истине Твоей, с полною внимательностию к себе.

Итак, Господи, я, невер, дознал горьким опытом, что без Тебя, без веры в Тебя я не могу делать ничего [Ин. 15,5]. О, помози, Господи, моему неверию! Буди со мною и никогда не отлучайся от меня, чтобы я совсем не впал в лютое уныние и чтобы не поело меня отчаяние, как огонь поедает вещи.

Кто уверен в себе, тот по жердочке пройдет, а кто сомневается в себе, тот и по доске не пройдет.

Пусть слоги и слова при чтении текут непрерывною и ровною струей: тогда не пропадет ни одно из них.

Как недалеко от каждого из нас [Деян. 17,27] Господь Бог: мысль живой, сердечной веры – и Он с нами, радует и веселит нас; луч несомненной надежды – и Он с нами, радуя нас вещами уповаемыми, как бы настоящими; дело любви – и Он, как Любовь всеобъемлющая и все содержащая в Своей любви, опять с нами и в нашей совести, в ее мире свидетельствует нам свое животворное для души благоволение.

Неложный Боже! Ты рекл еси усты пророка Твоего: Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя [Пс. 49,15]. Изми убо меня, Господи, от обышедшия мя скорби, мене подавляющия: избави мя от смущения и боязни, яже от диавола мне прибывающия, яко да право бе сердце с Тобою, Господи, радование сердца моего, и даруй ми прочее веру непостыдну, любовь нелицемерну, надежду известну. Внемли себе.

Через все естественное действует Сам Господь Бог, потому что все естественное – от Господа Бога. И чтоб дерзкое неверие не находило себе и предлога отнимать что-либо бывающее естественным образом у Господа Бога, надобно естественным образом бывающее восписывать Самому Господу Богу, например хорошую мысль, доброе желание и проч.

Есть справедливая пословица: тише едешь – дальше будешь; поспешишь – людей насмешишь. Помни ее и никогда не торопись ни в чем без крайней нужды.

Я до сих пор не ласкал своих шуринов; стану же с этого времени ласкать их во всякое время, особенно [угощения] их хлебом-солью.

Держи себя на свободе бесстрастия – и тебе будет всегда хорошо.

Слава преисполненной благодати литургии: как она успокаивает душу! Ах, Господи, как благо иго Твое, как легко бремя Твое! Но как тяжело иго мира, плоти, диавола! Как оно гнетет, давит бедную душу!

Помни постоянно слова молитвы Господней: хлеб наш насущный даждь нам днесь – и, имея насущный кусок хлеба, будь доволен им. (Тебя особенно Бог не забудет дарами Своими, потому что у тебя есть сироты.)

Смотри, везде держи себя простосердечно и с любовию: Господь Бог везде смотрит на тебя – и дома, и на улице, и в церкви, и в домах других людей.

До сих ли пор ты не научился терпению? Еще ли ты имеешь глупость ожесточаться? Еще ли ты так неблагоразумен, что сам себе полагаешь раны на раны? А ожесточаться при душевных искушениях именно значит прилагать раны к ранам. Научись терпению и всецелой преданности воле Божией. Помни всегда о необходимости смирения. Говори себе во всякой тесноте душевной, когда бы она ни случилась: по грехам моим стою я еще не этого, а гораздо большего.

Если ты молился и, по-видимому, не услышан, не отчаивайся, но смиренно отдавайся в волю Божию. Терпение и смирение чрезвычайно необходимы на каждом шагу: терпение – потому, что с нами случаются часто неожиданные и непонятные неприятности, которые мы всячески старались удалить; смирение – для того, чтобы с покорностию высшей воле переносить случающиеся неприятности. Тебя, по-видимому, отвергает Господь: буди Его святая воля; видно, отвергает недаром, – что же в этом случае поможет тебе, кроме смирения? Силою не войдешь в Его милость. Смиряйся и терпи: вот тебе правило для всей жизни. А как мало у тебя этих добродетелей! Или даже вовсе их нет. Диавол знает твои слабые стороны – и нападает на них. Маловерие, малодушие, нетерпеливость, гордость!

Старайся углублять свою веру в сердце и не горячись при неудачах. Терпение нужно вам [Евр. 10,36], говорит слово Божие. Теснотою в сердце Господь испытывает любовь твою к Нему. И в самом деле, становится очевидно в этом случае, что любовь твоя очень нетверда. Ты ропщешь, хулишь, ожесточаешься. Видишь, чего тебе недостает? – Приобрети то, чего нет. Помни, что искренний друг узнается при тесных обстоятельствах. Что за дело до того, когда случаются эти обстоятельства: тогда ли, когда ты их вовсе не ожидаешь или стараешься устранить их всеми силами, или когда ты предусмотрел их и знал раньше, что они будут. Если они были предусмотрены раньше, тогда легче было бы избежать их и ты запасся бы терпением. Но Господь хочет выдержать тебя в трудных случаях, чтобы за трудную борьбу дать блистательный венец.

На Тайной вечери после сего куска вошел в него (в Иуду) сатана [Ин. 13,27], сказано. Так, для добрых людей Святые Тайны служат средством к укреплению в добродетели, а для злых не приносят никакой пользы, напротив, приносят осуждение. После самого причастия вошел в Иуду сатана. Христиане, смотрите: тотчас после причастия от вашей беспечности, нетерпения или злого расположения души может войти в вас сатана. Боже мой! Какие быстрые переходы от освящения к совершенной скверне и осуждению! Смотри, и ты всевозможно терпи и смиряйся после причастия, когда вместо радости ощущаешь тугу в сердце от погрешности, случившейся во время литургии или от недостатка веры. Боже мой! Малейшее сомнение в Тайнах лишает сладости и мира сердечного после принятия их, а производит тугу в сердце. Когда я буду иметь живую веру?

Аще не смиритися и не будете яко дети, говорит Спаситель, не внидете в Царство Небесное [Мф. 18,3]. Ах, как необходимо быть нам смиренными, подобно тем. Без смирения не может быть простой, чистосердечной веры, а без веры невозможно угодить Богу. Боже мой, Господи Иисусе Христе! Даруй мне быть дитятею веры – простым, доверчивым.

У большей части людей око лукаво. Что это за порча в нас, что мы и смотря на хороший, даже святой предмет, скорее представляем что-либо нехорошее, чем хорошее, нечистое, чем чистое, так что представления святые, чистые и возвышенные без воспитания их в нашем сердце и уме не могут и обитать в нас. А отчего бывает око лукаво? От нечистого сердца. От сердца бо исходят, говорит Спаситель, помышления злая [Мф. 15,19], око лукаво, хула, гордыня. Ах, как нужно хранить сердце всяцем хранением, как говорит премудрый.

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него [Мф. 7,11]. Слышишь, что говорит Спаситель; веруй же всегда твердо, что по твоему прошению всегда снисходит Дух Святой на Святые Дары во время литургии.

В неверии тайно сокрывается гордость: невер не хочет признать сердечно, всею душою высшего, превосходнейшего во всех отношениях, могущественнейшего над собою Существа, Который бесконечно далеко не то, что человек.

Господи! Научи меня всецелой преданности в волю Твою – в счастии и несчастии, после греха, когда тяжелое чувство мучает меня, и когда я не предаюсь греху.

Пусть я буду как дитя, любящее своих родителей, которое, право ли, не право ли пред ними, всегда отдается на их волю, зная наверное, что с ним всегда будет поступлено отечески – с любовию.

Господи! Научи ты меня достойно благодарить Тебя за все благодеяния, которые Ты творил во всю жизнь мою и теперь творишь мне. Помню я, как, поступив в Училище совершенно безграмотным и беспомощным, я желал прежде всего, чтобы Ты вразумил меня в учении, и Сам же вложил Ты мне мысль и желание помолиться Тебе о ниспослании этого дара. И живо помню я, как Ты вдруг отверз мне ум разумети писания или письмена, так что это удивительно было и для меня самого, и для моих товарищей. После этого из мальчика малосмысленного и безграмотного я стал довольно смысленным и грамотным: скоро первая грамотка (письмо), писанная собственноручно, известила моих родителей о моих успехах в грамоте. Затем, под Твоим водительством, я просвещался более и более; стопы мои на пути учения исправлялись; я в числе первых переходил из класса в класс. Наставники любили меня, а я любил заниматься особенно теми предметами, к коим Ты поселил во мне особенную любовь. Вот что замечательного было в это время. С особенным уважением смотрел я, бывши еще во втором классе, на учеников высшего класса, и как я мечтал (я, точно, считал тогда мечтою) быть в этом классе, – величие учеников его поражало и ослепляло меня. И вот, о чем я мечтал, то Ты, Боже мой, исполнил для меня самым делом. Чем ты вначале, как ты сначала был мал, ничтожен и как Господь постепенно прилагал тебе дары к дарам, чтобы ты не забылся вперед, обремененный, так сказать, множеством даров Господних. Получивши желаемое, человек обыкновенно желает большего и высшего – так было и со мною: перешедши в высший класс, я стал смотреть на семинарию – на риторов, на философов, на богословов; почтенны были в глазах моих первые, привлекали взоры удивления другие; склонялся я невольно пред величием и мудростию последних. И – о, Боже всеблагий! я сам становился постепенно ритором, философом, богословом! И – о, слепота самолюбия человеческого! По мере просвещения и возвышения моего все низшее становилось низко в глазах моих; я равнодушно окидывал глазами пройденные мною ступени и мало был благодарен Тебе, Создатель, за милости Твои! Тогда как весь видимый мною горизонт мира ученого (провинциального) был пройден и я не думал переступить за него, Ты, о Премилосердый Господи, раскрыл для меня еще новый, высший круг знаний – в святилище Академии, вразумляя там меня, что путь, которым я шел, не я пролагал себе, но единственно Твоя всеблагая десница. И вот, окончивши курс и здесь, я теперь по воле Твоей – священник Твой: вот цель моего образования, вот златый кидар57 на главе первосвященника – шестнадцатилетнего образования, которое все было делом Твоей благости и долженствовало быть посвящено единственно Тебе. Научи же Ты меня, Всеблагий, достойно благодарить Тебя за все Твои благодеяния, которые Ты всегда творил и творишь мне. Неисчетная Благостыня! Не престани и ныне, за грехи мои, за неблагодарность мою Тебе, благотворить мне, но до конца кратковременной моей жизни продли ко мне Свои благодеяния.

Старайся всеми силами искоренить в себе непокорность неверия. А эта непокорность проявляется каждый раз почти, когда читаешь или слушаешь такое, что требует веры и что само в себе чудесно. Непослушание неверия обыкновенно старается объяснить и самые чудеса естественным образом. Будь внимателен к своим мыслям. Чудеса чудесами всегда и почитай, равно как и пророчества – пророчествами. Отнюдь не смей объяснять их естественным образом: это диавольское непослушание. И сколько сладости для сердца от послушания веры простой и искренней и сколько горести, тяжести от гордого, лукавого непослушания неверия. О, Господи! Когда Ты даруешь мне стяжать эту простоту веры!

При виде пречистых Таин мгновенно, без всяких посредствующих умозаключений, представь, что это – самое пречистое Тело и самая пречистая Кровь Господа, так, как бы в них был и обыкновенный вид и вкус тела и крови. Помни, что вера прямо верует, но не умозаключает; видит непосредственно, но не ищет, так сказать, оптических стекол для своего видения. Эти оптические стекла – действия рассудочного мышления. Рассудок со своим сложным, формальным мышлением имеет свою область. Вера – не его область, не его дело.

Возьми себе урок – никогда не растворять Крови не в меру во избежание опасности пролития ее.

Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию?.. [1 Кор. 11,22]. Слова апостола Павла.

Как тяжел грех против Таин! Я страдаю смертельно целый день и не могу дождаться конца страданий. Грех состоял в том, что от сотрясения моего святая Чаша также стряслась, и Честная Кровь брызнула на пол или на ковер. Я после смыл и выжал ее с ковра в таз и воду вылил в печь. Боже мой! Какое страшное искушение, и когда? В Великую Субботу, когда я о том и заботился, как бы сохранить мир совести и спокойствие душевное! Боже! Не отвержи мене от лица Твоего [Пс. 50,13].

Мы часто, видя брата согрешающего, если не на словах, то в сердце говорим: как это Бог не накажет его, – дивимся, что он так грешит, и готовы бы сами поразить его. О, самолюбие и слепота человеческая! Своих грехов мы не замечаем и не хотим знать, что только по милости Божией к нам, недостойным, мы не делаем того же, потому что Бог нам помогает жить безукоризненно. Но оставь нас Бог – и мы сделаем сами всякие грехи, и часто те же самые, какие делал брат. (Бог дал мне испытать на себе это, когда праведный суд Его постиг наконец брата моего, прежде непростительно, по моему мнению, согрешившего.)

Господь подверг испытанию любовь твою к Нему в самый светлый праздник. Ты под огнем должен был славословить Его, воскресшего. Что же ты не выдержал этого испытания? Видно, любовь твоя к Нему не крепка, а слаба. Какая теснота была в этот день! Какой несносный жар от множества возженных светильников в руках молящихся, и пред иконами, и от дыхания людей, в непомерном множестве собравшихся. Тело горело, не сгорая, пот лил ручьями во все время службы. Прости, Жизнодавче Христе Боже, мою торопливость и мою малодушную робость, и оттого происшедшую небрежность при богослужении в пресветлый Твой праздник. Вместо благословения и радости я заслужил в этот день своими грехами клятву, и душевную тугу, и горе.

Чтобы тебе никогда не торопиться при чтении молитв, смотри неуклонно к Богу, Которому молишься, говори каждое слово твердо, без всякой торопливости.

Псалмы принадлежат Давиду без сомнения, а не составлены кем-либо посторонним; в них есть много выражений, заимствованных из пастушеской жизни, а Давид был из пастушеского состояния взят на царство.

Бог потому и Бог, что Он – всемогущ: для Него решительно ничего нет невозможного. Что Иисус Христос есть Бог, это доказывают и сопровождающие Его Божественные чудеса и пророчества, также Его дышащие Божественною истиною слова. Читай евангелиста Иоанна Богослова.

Старайся иметь послушание веры, о коем говорит апостол: (Иисусом Христом) мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы [Рим. 1,5]. Без послушания не может быть веры, а послушания не может быть без смирения. Поэтому необходимо для веры смирение, как основание ее. А у тебя послушания веры не было прежде, да и теперь – весьма мало: оттого ты был таким маловером. Послушание веры нужно на каждом шагу, особенно потому, что диавол всячески старается уничтожить его.

Из глубины воззвах к Тебе, Господи [Пс. 129,1], говорил Давид, то есть из глубины сердечной. Господь принимает молитвы только призывающих Его всем сердцем. Поэтому и ты непременно старайся призывать Его не иначе, как от всего сердца. Наше сердце всегда почти покрывает злокачественная, толстая оболочка страстей и привязанности к земному; старайся в молитве разорвать ее и пускать слова молитвы, как горящие угли, на самое сердце.

Чтобы читать молитвы неспешно, необходимы остановки при чтении после каждой запятой.

В простоте и смирении ходи и дома, и вне дома.

Не забывай призывать в домашних молитвах святителя Митрофания и преподобного Сергия.

Слава Сладчайшему Господу Иисусу и Пречистой Его Матери! Как скоро Они внемлют искренней молитве нашей и проливают небесное утешение в сердце, исполненное скорби! Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Владычице. Как хорошо с сердцем, исполненным смирения, веры и упования, читать каноны Иисусу Сладчайшему и Божией Матери! Какое спокойствие, какая сладость в сердце после чтения их!

Грех первородный так силен, что родные родным делают зло, например завидуют и пр. Действия его в родных прекрасно выразил Спаситель, когда сказал: Предаст же брат брата на смерть, и отецсына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их [Мф. 10,21].

Господи, Творче и Благодетелю мой! Я неблагодарнейший из рабов Твоих, недостойный даров Твоих. Чего Ты, Всеблагий, не даровал мне? Каких даров духовных и телесных я не получил от Тебя? Ты просветил ум мой и обогатил драгоценнейшими дарами знания многоразличного; Ты часто наполнял сердце мое чувством высочайшего блаженства от познания истины Твоей. Ты постоянно ведешь меня к добру. Что касается внешних даров, то каких я не имею от Божией благости теперь и какие имел прежде? Прежде я о многом не имел и понятия, а теперь имею весьма многое такое, чего прежде и не предполагал иметь и о чем не имел понятия. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им [слав.: и все, егоже просиста очи мои, не отъях от них ] [Еккл. 2,10); и не одни только очи мои теперь насытились всем, но и уста, и слух, и осязание, и обоняние – ничего не лишила меня благость Твоя: почти все то, о чем я мог прежде только мечтать, имею теперь самым делом. Вкусите и видите, яко благ Господь [Пс. 33,9], но вижу также и то, как я, несчастный, неблагодарен пред моим Благодетелем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных