ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Церковь Богоявления Господня
Большой остров в Невской дельте, омываемый водами Невы, реки Екатерингофки и Морского канала, не раз менял очертания и названия. В давние времена финны называли его Кустарниковый, при Петре Великом – Незаселенным, а потом – Святой Екатерины, Круглый, Приморский, Новосильцов. Но когда в середине XVIII века этот остров купил купец – судостроитель Конон Гутуев, его стали называть по имени владельца – Гутуевским. Это имя носит остров и сегодня. В XIX веке сюда из Кронштадта был переведен Морской порт, остров заселили портовые служащие, докеры, моряки, таможенники и артельщики. Несколько лет на острове не было храма. Затем в 1888 году жители Гутуевского острова решили построить деревянный храм, и был составлен проект; затем богатый купец первой гильдии, владелец ткацкой мануфактуры Иван Агапович Воронин пожертвовал на новую церковь баснословную сумму, пожелав, чтобы в ней находилась семейная усыпальница; поэтому храм стали строить сразу каменный. Проект Богоявленской церкви поручили инженеру и архитектору Василию Косякову, директору Петербургского инженерно‑строительного института, замечательному педагогу, воспитавшему немало талантливых инженеров. Молодые инженеры, Василий Косяков и его помощник Бронислав Правдзик, тоже выпускник инженерно‑строительного института, очень быстро, всего за месяц, выполнили заказ. Сложенная из красного кирпича и украшенная мозаикой, изразцами[44], коваными решетками, золочеными рельефами и живописными кокошниками[45], эта сорокаметровая церковь с большими светлыми окнами и шатровой колокольней похожа на гигантский корабль, стоящий у причала Гутуевского острова. Главный придел храма освящен во имя спасения цесаревича Николая. В 1891 году наследник императорского престола Николай Романов, совершавший большое ознакомительное путешествие, ехал в коляске по узким улицам японского города Отсу. Внезапно из рядов японской охраны, на ходу вытаскивая из ножен саблю, на него напал полицейский. Первый удар задел лоб цесаревича с правой стороны, второй – успел отразить тростью находившийся рядом греческий принц Георгий. Николай остался жив, хотя его лоб навсегда «украсил» шрам. Причин покушения называли несколько: это и ревность самурая к жене, с которой наследник непринужденно беседовал, и неуважительное поведение русских путешественников в японских храмах, и многое другое. Александр III, узнав о происшествии, приказал сыну возвращаться домой, путешествие оборвалось[46]. Церковь Богоявления Господня
Вскоре в храме появились еще два придела: во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Иоанна Постника. Иван Воронин, давший деньги на строительство храма, считал Иоанна своим покровителем. Храм был просторным, в нем могли поместиться более тысячи человек, а богатое внутреннее убранство соответствовало узорчатому великолепию самого здания. Сияла золоченая бронза царских врат, мраморный алтарь гармонично дополнял иконостас цвета «слоновой кости», изготовленный московской фирмой Кузнецова и удостоенный золотой медали в Париже. Все стены покрывали росписи. После революции церковь закрыли, в ее здании долгие годы находились овощехранилище, мыловаренный завод, склады универмага «Фрунзенский», автопарк, а вся утварь была разграблена и уничтожена. Во время Великой Отечественной войны в здание попал снаряд, от страшного пожара сгорело не только внутреннее убранство, но и сильно пострадали фасады. К началу восстановления храма, в 90‑е годы XX века, вместо прекрасной церкви на острове стояло полуразрушенное, обгоревшее здание. До сих пор храм еще не восстановлен полностью, деревянные леса обрамляют стены фасадов, а внутри здания еще не отреставрированы живописные евангельские сюжеты, чудесным образом сохранившиеся и обнаруженные строителями на стенах церкви. Но уже идут богослужения, служат акафисты перед иконой «Всецарица», иконой Святого Пантелеймона с частицами его святых мощей и Святителя Николая Чудотворца, а также – перед иконой «Неупиваемая Чаша». Перед этой иконой всегда много женщин, которые молятся Богородице об исцелении своих пьющих мужей. Приходят петербуржцы посмотреть на чудесным образом обновленную икону «Рождество Христово». Произошло это чудесное событие 14 марта 199В года. После вечерней службы возле иконы оставили гореть лампаду, но наутро увидели, что лампада полна масла, а сама икона словно написана свежими красками. С изумлением смотрели служащие храма на золотой яркий свет нимбов над головами стоящих в обновленных одеждах Девы Марии и Иосифа, самого младенца Христа, в чистом сиянии лежащего в яслях. Каждый день люди молятся перед нерукотворным образом обновленной иконы, но особенно многолюдно в храме на Рождество, когда, по традиции, совершается торжественное богослужение с водоосвящением. В память того, что, войдя в воду реки Иордан во время крещения, Иисус освятил всю воду в мире, накануне и в день Крещения, 19 января, в церкви на Гутуевском острове совершается торжественное освящение воды. Как и встарь, прихожане окропляют ею себя, своих больных родственников, свои жилища. Храм Богоявления, переживший трагедию запустения, вернулся к людям. Плещутся волны о берег острова, бурлит жизнь в Петербургском порту, возможно, когда‑нибудь назовут этот остров, расположенный вдали от центра и главных магистралей, «Святым» или «Крещенским» – по имени восстановленной церкви, или церковь назовут Гутуевской – по имени острова. Церковь Богоявления Господня открыта с 9 до 18 ч., в воскресенье и праздничные дни с 8 до 20 ч. Адрес: Двинская ул., д. 2. Транспорт: ст. метро «Нарвская» Автобус: 22, 35, 65, 66, 67.
Собор во имя Воскресения Христова («Спас на Крови»)
Собор Воскресения Христова – «Спас на Крови» – сияет златыми куполами над гладью канала Грибоедова и кажется образом прекрасной русской сказки в самом сердце европейского города. Волшебное кружево решетки Михайловского сада обрамляет его с алтарной стороны, преклоняясь перед красотой дивного храма, а ограда набережной канала, словно сильное плечо незримого покровителя, хранит хрупкость западного лика собора. Поражающий своей красотой храм освящен во имя Воскресения Христова – самого важного праздника для христиан. В этот день, согласно преданию, мученически умерший на кресте и погребенный учениками Иисус воскрес из мертвых. На третий день после погребения Спасителя его мать и Мария Магдалина пришли к пещере, где было тело Христа, но обнаружили, что пещера открыта, а стражники разбежались – на их месте сидел ангел, возвещающий Воскресение. А вечером апостолы увидели своего воскресшего Учителя, который пришел говорить с ними. Каждый год христиане празднуют Воскресение Христово – Пасху, радуются тому, что Иисус победил смерть. Сооружение храма на канале Грибоедова, освященного в память этого радостного события, связано с трагедией, которая произошла 1 марта 1881 года на месте, где возвышается собор; отсюда и название – «Спас на крови». 1 марта император Александр II возвращался в Зимний дворец из Михайловского манежа с парада войск, в котором первый раз принимал участие его племянник. Царю предлагали отменить поездку – в городе было опасно, но Александр II не хотел лишать юношу счастья предстать перед всеми в новом мундире. В столице было необычайно тихо. Уже несколько дней говорили о зловещем предзнаменовании: император несколько раз видел под окнами своего дворца мертвых голубей. Оказалось, что на крыше поселился огромный коршун, который убивал голубей. Коршуна поймали, но в Петербурге заговорили, что это не к добру[47]. Царская карета в окружении конных казаков по Инженерной улице выехала на канал. Собор во имя Воскресения Христова («Спас на Крови»)
Вдруг раздался сильный грохот, и все вокруг окутал черный дым. Кучер решил гнать лошадей что есть сил, но император приказал остановиться. Царь вышел из кареты и увидел страшную картину: несколько казаков лежали убитыми, а рядом кричал от боли окровавленный ребенок. Вдруг Александр увидел молодого светловолосого человека – убийцу, который пытался отбиться от толпы, окружившей его. Царь подошел ближе. Другой участник покушения, Игнатий Гриневицкий, уже ждал царя чуть дальше, у решетки канала. На миг Гриневицкий и Александр оказались рядом, их глаза встретились, что думал каждый из них в эту последнюю секунду, мы никогда не узнаем. Раздался взрыв – Игнатий бросил между собой и царем бомбу. Когда дым немного рассеялся, все увидели, что царь лежит в разорванной, обгоревшей шинели, весь в крови. Убийца тоже был смертельно ранен и лежал поодаль. Через час в Зимнем дворце царь скончался, а убийца через некоторое время умер в тюремной больнице. Все участники террористической группы вскоре были арестованы, а тех пятерых, кто непосредственно подготовил и совершил убийство, повесили[48]. Вся Россия была потрясена. Вспомнили и страшное предсказание, данное при рождении Александра II юродивым Федоровым, о том, что царь будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах. Действительно, царь, прославившийся своими реформами, отменивший крепостное право, умер от взрыва бомбы, оторвавшей ему ноги[49]. Часть булыжной мостовой, окропленная кровью царя, со следами брошенной бомбы и решетки канала, была сохранена. Она находится в западной части собора, под шатровой сенью на четырех колоннах из яшмы. Свод сени облицован лазурью и украшен самоцветами и топазами в виде звезд. Снаружи это скорбное место обозначено мозаичным распятием Христа. Первоначально здесь на средства лесопромышленника и мецената И. Ф. Громова была построена часовня, проект которой выполнил архитектор Леонтий Бенуа. Ее установили сразу же после убийства, а в 1883 году, когда был заложен собор Воскресения Христова, часовню снесли и разобрали[50]. Новый император Александр III, сын погибшего царя, лично рассматривал проекты будущего храма. Он хотел, чтобы в память об отце построили не просто церковь, а мемориал, выполненный в стиле русского культового зодчества XVII века. Дважды проходили конкурсы, на которых лучшие архитекторы представляли свои работы. В результате предпочтение было отдано проекту Альфреда Александровича Парланда, академика архитектуры, профессора Академии художеств, и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице‑Сергиевой пустыни, который в свое время учился в Академии художеств. Сам отец Игнатий утверждал, что во сне ему явилась Богоматерь и поведала, каким должен быть храм в память об убитом императоре. Проснувшись, он сделал наброски плана, которые потом были использованы при создании проекта собора[51]. Для сооружения храма на берегу канала требовалось особое инженерное решение, чтобы избежать проникновения воды. Авторы отказались от использования свай; впервые в градостроительстве под всей площадью здания соорудили бетонное основание, а для колокольни был сделан выступ, на 8 метров выдвинутый в воды канала. Строили собор очень долго, освящение его произошло уже при внуке Александра II, императоре Николае II, 19 августа 1907 года. По замыслу Парланда храм должен был напоминать собор Василия Блаженного в Москве. Яркий, красочный, с окнами, обрамленными мраморными резными колоннами, фигурными наличниками, многоцветными кокошниками, облицованный глазурованным кирпичом, мрамором, опоясанный фарфоровым и керамическим орнаментом, узорчатыми изразцами, шатровый храм Воскресения действительно напоминает шедевр Бармы и Постника. Но главным украшением фасадов является изумительная мозаика, из нее выполнены и изображения гербов русских городов, губерний, уездов, а также панно на евангелические сюжеты, созданные по эскизам известных художников, расположенные на каждом из четырех фасадов. В нишах установлено двадцать гранитных досок, надписи на которых рассказывают об истории России в период правления Александра II. Интерьеры храма своим великолепием не уступают внешнему облику. Главное в них – это мозаичное убранство. Общая площадь мозаик составляет около 7000 квадратных метров. Мозаика покрывает пол, стены, своды, колонны, поэтому собор иногда называют «музеем мозаики»[52]. Иконостас, увенчанный тремя хрустальными крестами, тоже мозаичный. Среди икон – изображение Спасителя и Богоматери, выполненные по рисункам Виктора Васнецова. Киоты созданы по рисункам Альфреда Парланда, мозаичные иконы – по рисункам Михаила Нестерова. Еще одной особенностью собора является использование в его отделке мрамора, самоцветных камней, разноцветных минералов. Это яшма, орлец, горный хрусталь, топазы – не только русские, но и привезенные из‑за границы. Своей яркостью и великолепием они не уступают прекрасной мозаике. Таким увидели собор горожане после реставрации. Почти 30 лет стояли вокруг его фасадов строительные леса. Многострадальный храм, закрытый в 30‑е годы, лишь чудом не был взорван «как образец дурного вкуса в архитектуре города». Во время войны в собор свозили тела ленинградцев‑блокадников, а в купол попал неразорвавший‑ся снаряд, обезвреженный лишь во время реставрации. После войны долгие годы в соборе находился склад декораций Малого Оперного театра, а в 1970 году власти решили передать «Спас на крови» Государственному музею «Исаакиевский собор» в качестве одного из филиалов. Началась долгая восстановительная работа[53]. И вот спустя десятилетия величественный собор скинул с себя леса и предстал в обновленном виде изумленным взглядам петербуржцев и гостей города. Сегодня в храме много посетителей. Собор открыт в наши дни как музей, но в дни больших праздников уже несколько раз проводились богослужения Митрополитом Санкт‑Петербургским и Ладожским Владимиром. Собор Воскресения Христова «Спас на крови» открыт ежедневно, кроме среды, с 11 ч. до 19 ч. (летом – с 10 ч. до 20 ч.). Адрес: Наб. канала Грибоедова, д. 2‑а. Транспорт: ст. метро «Гостиный двор» Автобус: 3, 7, 22, 27 Троллейбус: 1, 5, 7,10, 22.
Собор Воскресения Христова (Смольный собор)
В излучине Невы, на ее левом берегу, есть необыкновенный уголок, где не слышно трамвайных звонков и обрывается шум городских проспектов и улочек, сбегающихся к набережной. Здесь, за невысокой каменной оградой, где возвышается, сверкая золотыми куполами, небесно‑голубой с белыми пилястрами и колоннами, оконными наличниками и лепниной ансамбль Воскресенского собора, царство тишины и красоты. Собор Воскресения Христова (Смольный собор)
Верхняя часть собора, выполненного в стиле барокко – с четырьмя луковичными главками, расположенными на многоярусных башнях‑колокольнях, – кажется единым целым, как бы вырастающим из объема храма. Смольный собор поражает своей величественностью и грациозностью. Рядом на площади – такие же бело‑голубые монастырские корпуса, расположенные в виде каре, по четырем углам которого возвышаются главки церквей во имя св. Захария и Елизаветы, св. Екатерины, св. Александра Невского и св. Марии Магдалины. Воскресенский собор называют Смольным в память о том, что в петровское время здесь, вдали от городской черты, основали Смоляной двор, где гнали и хранили смолу для Адмиралтейской верфи молодого Балтийского флота. До сих пор проспект, улица и набережная, окружающие площадь, где расположен Воскресенский собор, носят название Смольных[54]. Смольный собор стал главным сооружением Воскресенского Новодевичьего женского монастыря, который начали строить по приказу императрицы Елизаветы Петровны. По преданию, государыня через несколько лет после начала своего правления задумала отречься от престола и уйти в монастырь; но ей не хотелось уезжать из столицы в дальние обители, так что она решила построить монастырь рядом с городом. Удаленный от центра Смоляной двор стал лучшим местом для осуществления идеи Елизаветы Петровны. Говорят, что была и другая причина возведения монастыря в этом тихом уголке. Еще при Петре стоял здесь Смоляной дом, на месте которого позднее построили дворец, куда и поселили во времена Анны Иоанновны молодую царицу Елизавету. Смольный дворец потом так и называли – Девичий. Долгие годы под постоянным надзором всесильного фаворита императрицы Эрнста Бирона безвыездно жила дочь Петра вдали от императорского двора. Герцог не раз сам, переодевшись в одежду простого мастерового, тайно наблюдал за Елизаветой, боясь, не готовит ли она переворот в надежде взойти на престол. Вот поэтому здесь и хотела жить императрица Елизавета – в уединении и молитвах, как прежде[55]. Строительство обители поручили выдающемуся зодчему середины XVIII века Франческо Бартоломео Растрелли. Еще молодым юношей он приехал в Петербург с отцом, известным итальянским скульптором Карло Растрелли, приглашенным Петром I на службу. Создатель великолепных дворцов: Воронцовского, Строгановского, Царскосельского, Большого Петергофского и знаменитого Зимнего, где в наши дни расположена коллекция Эрмитажа, Франческо Бартоломео Растрелли, граф и кавалер ордена святой Анны, отдавший городу свой необычайный талант, в конце жизни оказался не у дел. Забытый всеми, зодчий последние годы жил в бедности в родной Италии, вдали от города, который принес ему мировую славу и где до сих пор возвышаются его великолепные дворцы и храмы[56]. Получив высочайший заказ в 1744 году, Растрелли работал над созданием проекта будущего монастыря до 1748 года, когда произошла закладка собора. Много времени и усилий потребовалось зодчему, чтобы найти идеальное архитектурное решение ансамбля, соответствующее желанию Елизаветы Петровны, которая в конечном итоге утвердила проект. Императрица повелела строить пятиглавый храм по образцу Успенского собора в Кремле, а также возвести звонницу, подобную башне Ивана Великого в Москве и превосходившую по высоте колокольню Петропавловского собора. Замечательный замысел Растрелли реализовать так и не удалось. Гигантская 140‑метровая колокольня так и не была построена. В музее Академии Художеств до сих пор хранится деревянная модель композиции Воскресенского монастыря, по которой можно судить о грандиозности замысла великого зодчего. Строительство монастыря шло с небывалым размахом, Елизавета Петровна не жалела ни казенных денег, ни сил своих подданных. Тысячи солдат, присланных по приказу царицы из гарнизонов, по 14 часов в день рыли котлованы и забивали сваи под фундамент. Сотни мастеров и подмастерьев из разных губерний России возводили Воскресенский собор, монастырские кельи, трапезную, покои настоятельницы и четыре однокупольных храма, расположенные вокруг собора. Листовое железо на Невские берега везли с Урала, знаменитый камень из Пудости, чугунную черепицу из Олонецких заводов. Но началась Семилетняя война, денег на строительство уже не хватало, а потом императрица умерла, и строительство обители прекратилось[57]. Неоштукатуренный, без куполов и с недостроенной колокольней, почти пять лет стоял монастырь на берегу Невы. А в Петербурге стали шептаться о том, что в алтарной части Смольного монастыря кто‑то из строителей наложил на себя руки, и теперь сто лет нельзя совершать в нем службу, ведь место осквернено[58]. Екатерина Великая поручила достраивать монастырь, в котором проживало к этому времени не больше 20 монашек, не автору ансамбля, а его помощнику, Юрию Фельтену, стиль которого больше соответствовал представлениям императрицы об архитектуре. Растрелли был уволен в связи со слабостью здоровья и вынужден был покинуть Петербург. Вскоре после вступления на престол просвещенная императрица учредила в Петербурге Воспитательное общество для девочек из дворянских и мещанских семей. Для проживания «благородных девиц» стали строить Воспитательные дома, а также передали часть зданий Смольного монастыря. Воспитанниц, проживавших в обители, так и стали называть – «смолянки». В течение 10 лет, с 1765 по 1775 год, под руководством архитектора Фельтена достроили корпуса, начали создание интерьеров. Но из‑за недостатка денег строительство не было закончено. В конце XVIII века, при императоре Павле, монастырь упразднили, последние монахини были переведены в другие обители, а бывшие кельи позднее занял Вдовий дом. Вскоре петербуржцы совсем забыли, что на Екатерининской площади была женская обитель, и лишь «смолянки», пугая друг друга, рассказывали шепотом по ночам о замурованной в стене монахине[59]. А для воспитанниц в начале XIX века рядом с бывшей обителью построили специальное учебное заведение – Смольный институт. Автор этого сооружения, итальянец Джакомо Кваренги, по преданию, каждый раз, проходя мимо великолепного Смольного собора, с уважением снимал шляпу и восклицал: «Вот это храм!»[60]. В наши дни в здании Смольного института заседает правительство города. Император Николай I повелел достроить ансамбль Смольного монастыря. Был проведен конкурс, в котором победил проект Василия Стасова. В течение трех лет продолжались работы по реставрации, отделке интерьеров и обустройству монастырского двора. В 1835 году храм освятили как Собор всех учебных заведений, он предназначался для воспитанников и учащихся столицы. Была выбита бронзовая медаль с изображением собора и Иисуса Христа, благословляющего детей, а архитектор Стасов получил денежное вознаграждение – 2000 рублей серебром в год, выплачиваемое в течение 12 лет[61]. Стасову удалось сохранить изящество и причудливость фасадов собора и создать великолепное внутреннее убранство храма. Огромный церковный зал, вмещавший до 6 тысяч человек, был украшен мрамором, алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ Богородицы в окружении «смолянок», ныне находящийся в Русском музее, написал выдающийся художник Алексей Венецианов. Среди особенно почитаемых петербуржцами икон был образ Черниговской Божьей Матери[62]. В соборе проходили богослужения, крестные ходы на Неву с водосвятием. Но, к сожалению, все внутреннее убранство собора не сохранилось: оно было растащено, уничтожено, частично передано в музеи города после революции, когда храм закрыли. Долгие годы в прекрасном когда‑то соборе находился склад, а в 70‑е годы после реставрации здесь разместились экспозиции Музея истории Ленинграда. В наши дни в Смольном соборе не проводятся богослужения, он используется как концертно‑выставочный комплекс. Здесь проходят выставки, звучат классические и духовные произведения. Собор Воскресения Христова (Смольный собор) открыт ежедневно с 10 до 19 ч., кроме среды. С 15 августа до ноября 2006 года закрылся на реставрацию. Адрес: пл. Растрелли, д. З. Транспорт: ст. метро: «Чернышевская» Автобус: 74 Троллейбус: 3, 7 Трамвай: 10,12,16, 65.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|