Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Казачий Крестовоздвиженский собор




 

Извилистое русло Обводного канала смыкается с руслом современного Лиговского проспекта. Где когда‑то текла вода, проносятся автомобили, грохочут по мостовой, попадая в такт трамвайным колесам. Там, сразу за Ново‑Каменным мостом, вдоль Лиговки раскинулись три прекрасные церкви Крестовоздвиженского собора.

Когда‑то здесь покосившиеся домишки гляделись в воду Лиговского канала да слышалось кое‑где ржание лошадей, цокот копыт и лихая ямщицкая песня. Лишь изредка колокольный звон нарушал привычную размеренную тишину ямской слободы: видно, в церкви праздник или повезли кого‑то на старое кладбище…

Еще при Петре I здесь начали селиться ямщики. И вплоть до середины XIX века вдоль берегов Лиговского канала, прорытого от реки Лиги специально для того, чтобы его вода питала фонтаны Летнего сада, существовала ямская слобода. Неуютное это было место: в ряби воды отражался тусклый свет одиноких масляных фонарей да тусклое лунное сияние, на зов которого сюда частенько забегали волки.

Страшное наводнение 1777 года погубило фонтаны, и канал стал больше не нужен, перестали за ним следить; он обмельчал, постепенно зарос тиной. И лишь тогда власти решили забрать его в трубу, над которой проложили Лиговские бульвары, ставшие излюбленным местом городской шпаны и воров. А после окончания гражданской войны здесь появилось ГОП – городское общежитие пролетариата, куда поселили малолетних беспризорников и хулиганов[74]. В сознании петербуржцев Лиговка так и осталась местом неблагополучным; но эта часть города хранит свою историю, и есть в ней особая прелесть, не открывающаяся с первого взгляда.

В том самом месте, где сейчас высятся купола Крестовоздвиженского собора и колокольня, в далеком XVIII веке стояла деревянная кладбищенская церковь. Построена она была во времена Петра, когда ямщики обратились к архимандриту Феодосию с просьбой о слободской церкви, в 1719 году: деревянную церковь освятили во имя Рождества Иоанна Предтечи. Спустя 11 лет случился пожар, церковь сгорела. На ее место перенесли деревянный храм с охтинских заводов, также освященный во имя Рождества Иоанна Предтечи, и в нем устроили придел святого Николая Чудотворца.

Казачий Крестовоздвиженский собор

 

Поскольку храм не отапливался, в зимнее время службы проходили в церкви Тихвинской иконы Божьей Матери. Ее заложили в 17б4 году на деньги петербургского купца Ивана Ильина, который прежде был раскольником, но потом вернулся к ортодоксальному вероисповеданию. Так постепенно рос Предтеченский приход.

В храмы приходили теперь уже не только ямщики. Петербург рос, и много разного народа селилось вокруг ямской слободы. Самыми многочисленными жителями Лиговки стали к тому времени казаки, служившие в столичных полках. Поэтому и в наши дни казачество считает Крестовоздвиженский собор своим. Деревянная кладбищенская церковь была слишком мала, чтобы вместить всех прихожан, и тогда люди обратились к Священному Синоду с просьбой выстроить новый каменный храм и освятить его во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, ведь храма с таким именем в городе еще не было.

Праздник Воздвижения Креста Господня уходит своими корнями в начало второго тысячелетия нашей эры, во время гонений на христиан и иудеев. Римский император Андриан приказал срыть Голгофу[75], а на месте пещеры, где стоял гроб Господень, выстроить языческий храм. Казалось, святыни безвозвратно были утрачены, но около 386 года царица Елена и ее сын, первый христианский император Константин, начали поиски реликвий. При раскопках в Иерусалиме археологи тех лет обнаружили место, где была Голгофа, и пещеру гроба Господня. В пещере было три креста, один из которых принадлежал Христу, а два других – распятым с Господом разбойникам. В тот момент мимо пещеры шла похоронная процессия, и люди решили выяснить, на каком из трех крестов был распят Иисус. К губам покойника поочередно поднесли кресты. И тут случилось чудо: едва один из крестов коснулся усопшего, как тот ожил. А потом митрополит Макарий взял крест, вознес его над изумленной толпой – и воздвиг на высоком месте, где каждый мог увидеть святыню. С тех пор день, когда все это произошло – 27 сентября, – назван Крестовоздвижением[76].

Спустя три столетия Крест был утрачен и обретен вновь. Иерусалим был завоеван иноверцами, разграбившими храм Воскресения Господня, построенный на месте пещеры гроба Иисуса. Животворящий Крест тоже был похищен. Когда византийский император Ираклий одержал над завоевателями победу, он потребовал вернуть святыню – и 27 сентября 631 года Крест вернулся на Голгофу.

Во всем христианском мире чтят этот день, возводят храмы и освящают их во имя Воздвижения Креста Господня. Поэтому, когда прихожане‑петербуржцы обратились с просьбой о новом храме с таким именем, Синод дал согласие, ив 1794 году был освящен новый каменный храм. Старое кладбище, на территории которого его выстроили, было закрыто. О том, что оно некогда существовало, сейчас свидетельствует только памятная табличка «Предтеченский садик – территория одного из первых кладбищ Санкт‑Петербурга – в XVIII веке упразднено» да чудом сохранившаяся старая могила придворного портного, погребенного под серой каменной плитой. Предтеченским садик назвали в память первой Предтеченской деревянной церкви, расположенной здесь, а также – в честь придела во имя Иоанна Предтечи, выстроенного в каменном храме.

Прошло время, и в начале XIX века перед зданием храма выросла четырехъярусная шестидесятиметровая надвратная колокольня, построенная по проекту архитектора Постникова. Эта колокольня сохранилась и до наших дней. Две прекрасные часовни соединены дугообразной крытой колоннадой из двадцати четырех белоснежных крыльев – колонн, стоящих попарно. Кажется, что колокольня, подобно легкокрылой чайке, вот‑вот взмоет в небо. Купол ее увенчан шпилем и крестом. Белые колонны, по две с каждой стороны, поддерживают портик с гипсовым барельефом «Всевидящее око». В нишах – статуи апостолов Петра и Павла, а над каждой из них – барельеф с евангельским сюжетом. Верхний ярус колокольни также декорирован статуями. Зрителя поражает удивительная пропорциональность, изящество и симметричность всех ярусов. Каждый следующий ярус поддерживают четыре попарно расположенные колонны, и на каждом – такая же дуга надвратной арки посередине, как у главного входа в храмовый комплекс, украшающего собой перспективу Лиговского проспекта. Легкая дуга колоннады уводит в глубь магистрали, словно приглашая прохожих на минуты забыть о суете и будничности и заглянуть в Крестовоздвиженский собор.

В 1872 году купец Иван Ильич Шигалев, староста собора, в память о скоропостижно скончавшейся супруге устроил под сводами колокольни церковь Святых Кирилла и Мефодия. Эта церковь и сейчас является частью Крестовоздвиженского прихода.

Главная церковь была еще раз перестроена, когда прихожане решили, что оба храма – Тихвинский и Воздвиженский – обветшали и требуют реконструкции. В 1848 году здание Воздвиженской церкви было разобрано, а на его месте возвели новый пятиглавый храм в стиле барокко с куполами‑луковичками. Проект был поручен архитектору Егору Ивановичу Диммерту, ученику Стасова. К сожалению, архитектор не дожил до окончания строительства, и храм был достроен уже после его смерти, в 1851 году. Позднее в церкви появилось еще два придела: один – во имя Святых Равноапостольных Елены и Константина, того самого императора и его матери, при деятельном участии которых некогда был обретен Крест Господень и другие христианские святыни; второй – во имя Святого Сергия Радонежского.

И в Воздвиженском храме, и в храме во имя иконы Тихвинской Божьей Матери было множество святынь, к сожалению, не сохранившихся, в числе которых – старинные иконы, кресты с мощами святых и частицами Животворящего Древа Господня (так среди христиан принято называть крест, на котором распяли Иисуса). В годы советской власти, в 1932 году, церкви Крестовоздвиженского собора были закрыты, а святыни разграблены и уничтожены. Перед началом Великой Отечественной войны интерьеры церквей подверглись капитальному переустройству: Тихвинскую церковь отдали под школу, а впоследствии в ней, как и в церкви Воздвижения Креста Господня, разместились реставрационные мастерские.

В 1991 году все храмы Крестовоздвиженского собора возвращены верующим. Собор передан православному приходу, который объединил петербургское казачество – потомков старейших прихожан Предтеченской церкви. На территории храмового комплекса, у алтарной стены Воздвиженской церкви, обращенный лицом к Тихвинской церкви стоит бронзовый бюст последнего русского императора, Николая II, а у подножия полутораметрового гранитного постамента памятника – капсулы с землей тех регионов России, где издавна жили казаки. Это символ верности казачества царю и Отечеству.

Памятник последнему царю был открыт в его день рождения, 19 мая, в 2002 году. Проект его выполнил петербургский скульптор Сергей Алипов, работавший в течение полугода с уникальными историческими источниками и фотографиями из собрания коллекционеров. Здесь, на Обводном канале, стоял лейб‑гвардии казачий полк, в составе которого числился царевич Алексей и шефом которого был Николай II. К тому же именно здесь, в Тихвинской церкви Крестовоздвиженского собора, находится первый и единственный в Петербурге престол, освященный по благословению митрополита Владимира во имя императорской семьи (последние Романовы были канонизированы – причислены к лику православных святых за свою мученическую смерть).

В настоящее время еще идут реставрационные работы в Воздвиженской церкви, но силами прихожан и священнослужителей под руководством настоятеля собора восстановлена Тихвинская церковь и церковь Кирилла и Мефодия, благоустраивается территория внутреннего дворика. В двух церквях, Кирилло‑Мефодиевской и Тихвинской, проводятся богослужения, свершаются таинства, причем таинство крещения – с полным погружением в воду.

А в Предтеченском садике играют дети, зеленеет трава и слышно, как ветер небрежно и легко звенит в колокола. Проходят столетия, сменяются исторические эпохи, но место это, на пересечении Лиговки и Обводного, всегда будет близко и дорого сердцам петербуржцев.

Крестовоздвиженский собор открыт ежедневно с 9 до 20 ч. Богослужения проводятся в Тихвинской церкви. В церкви Кирилла и Мефодия – воскресные литургии в 7 ч. утра и ежедневные молебны и панихиды.

Адрес: Лиговский проспект, д. 128.

Транспорт: ст. метро «Лиговский проспект»

Автобус: 3, 74

Трамвай: 25,44.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных