ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Исаакиевский кафедральный собор
На левом берегу Невы, за Адмиралтейством, где Медный всадник гордо простирает ладонь над городом, а другой император, Николай I, пришпорил ретивого коня, словно пытаясь взять барьер и догнать великого пращура, как гигантская чернильница, выплеснув в петербургское небо синеву, высится златоглавый Исаакиевский собор. Исаакиевский собор – самый большой храм города, его вес – триста тысяч тонн, а высота – сто один с половиной метр. Выше него в Петербурге только колокольня Петропавловского собора. Величие и монументальность храму придают сто двенадцать гранитных колонн‑монолитов. Бригада каменщиков во главе с Самсоном Сухановым вручную высекала эти колонны в каменоломнях под Выборгом, а затем на баржах привозила в город. Колонны, по идее автора собора Огюста Монферрана, устанавливали раньше, чем возводили мощные[124]стены собора. Установка первой колонны, которая произошла за тридцать лет до освящения собора, стала настоящим праздником. Приехавшие на торжество иностранные гости, царская чета, многочисленная толпа зевак с изумлением наблюдали, как всего за 45 минут, с помощью специальных приспособлений – кабестанов[125], была поднята и установлена 17‑метровая колонна весом 114 тонн. Этот первый монолит легко найти: эта колонна крайняя справа, в первом ряду, в восточной части северного портика[126]. Под основанием первой колонны погребена свинцовая коробка, куда вложена платиновая медаль с изображением императора Александра I. Всего четыре портика храма поддерживают 48 колонн. Не менее грандиозной была работа по установке 24 колонн вокруг высокого барабана центрального купола – ведь каждый из монолитов весил 64 тонны и был лишь на три метра меньше нижних; а поднять колонны надо было на большую высоту. На колоннаду барабана, где расположена смотровая площадка, можно подняться по винтовой лестнице из 562 ступеней; с сорокаметровой высоты виден и знаменитый памятник Николаю I, и самый большой в городе Синий мост, и здание Мариинского дворца, где заседает Законодательное собрание Петербурга; оттуда, с высоты птичьего полета, можно увидеть не только Исаакиевскую площадь, но и весь город. Колонны окружают и барабаны малых куполов, и огромные окна. Исаакиевский кафедральный собор
Скульптурное убранство придает внешнему облику храма небывалое величие. Бронзовые барельефы фронтонов портиков выполнены Иваном Петровичем Витали; на них изображены библейские сцены – в частности, Исаакий Далматский, предсказывающий гибель императору Валенту и благословляющий императора Феодосия. С крыши собора на город смотрят двенадцать скульптур апостолов, а еще выше, у мраморного основания барабана центрального купола, на балюстраде, застыли двадцать четыре бронзовых ангела. Словно недремлющая стража, они охраняют город вот уже почти сто пятьдесят лет. Четыре колокольни‑купола охраняют коленопреклоненные ангелы. На золочение медных куполов и крестов ушло сто килограмм золота. Все одиннадцать колоколов собора, из которых самый большой весит 30 тонн, были отлиты из старых медных пятаков, но с добавлением большого количества серебра – вот почему у них такой мелодичный звон. Уникальные главные двери Исаакиевского собора, выполненные по проекту Витали, сделаны из дуба и отлиты в бронзе; половинка двери весит около десяти тонн[127]. За всеми этими цифрами стоит колоссальный труд сотен тысяч рабочих и мастеровых, которые без устали трудились с восхода и до заката, и в лютый мороз, и в проливной дождь, а жили впроголодь в бараках возникшей рядом с собором Исаакиевской деревни. Только под основание гигантского храма, уступающего в своих размерах разве что собору Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне[128], строители забили 24 просмоленных сосновых сваи. Но до сих пор в Петербурге поговаривают, что собор оседает под тяжестью собственного веса и когда‑нибудь обвалится. В 1927 году, когда в стране был страшный голод, американцы предложили купить Исаакиевский собор, чтобы, разобрав его на отдельные части, вывезти на кораблях в США; предлагали заплатить золотом и вдобавок отремонтировать все улицы города; но собор, к счастью, остался в Петербурге. Возможно, это еще одна легенда, связанная с собором, а может, и нет[129]. Городские легенды рассказывают нам, что в годы блокады огромная высота здания собора оказалась полезна городу. Чиновники Ленинграда никак не могли решить, как уберечь от бомбежек музейные ценности города; и тогда кто‑то из старых артиллеристов предложил спрятать все в Исаакиевском соборе: вражеские бомбардировщики обязательно используют самую высокую точку города как ориентир для пристрелки и не станут бомбить собор. Так и вышло: подвалы собора стали убежищем, а сам храм уцелел, получив лишь небольшие повреждения[130]. Одна из колонн со следами осколков снарядов сохранена, и на ней установлена мемориальная доска. Величественное творение Монферрана – не первый храм в честь Исаакия Далматского. Первым была деревянная Исаакиевская церковь, которая стояла на месте нынешнего фонтана у Адмиралтейства. Она знаменита тем, что в ней венчались царь Петр I и будущая императрица Екатерина. Под церковь перестроили бывшую адмиралтейскую чертежную, храм освятили в 1710 году и посвятили Исаакию Далматскому, в день памяти которого, 30 мая, родился Петр Великий[131]. Преподобный Исаакий, приняв постриг, долгие годы провел в пустыне; но, узнав о том, что по приказу императора Валента в Константинополе закрывают и разрушают храмы, пришел в столицу. В это время Валент собирался в поход против варваров. Увидев императора, Исаакий предсказал, что поход будет удачным, если Валент прикажет открыть все храмы. Самоуверенный правитель не послушал монаха, а велел бросить его в темницу. Но пророчество сбылось: варвары победили, а император погиб. Новый правитель Византии, Феодосий, повелел открыть все христианские церкви, а Исаакия почитал как святого. Для него построили недалеко от города жилище, где потом и возникло поселение монахов. Здесь Исаакий в трудах и молитвах прожил до глубокой старости, оставив обитель на попечение своего ученика Далмата, имя которого и носит монастырь. Петр I почитал Исаакия Далматского как своего небесного покровителя и, когда деревянный храм обветшал, приказал заложить новую каменную Исаакиевскую церковь. Автором проекта был Георг Маттарнови, а место выбрали у Невы, там, где в наши дни стоит «Медный всадник». Церковь, напоминающую по внешнему виду Петропавловский собор, строили долго, а освятили уже после смерти Петра. Невские воды во время наводнений подмывали фундамент здания и оставляли трещины на стенах, а пожар 1735 года завершил то, что не удалось воде. Храм решили разобрать, а при Екатерине Великой, считавшей себя преемницей Петра, стали строить третью Исаакиевскую церковь, уже дальше от Невы, на месте нынешней Исаакиевской площади. Проект «мастера мрамора» Антонио Ринальди был грандиозен; но постройка затянулась, императрица умерла, а архитектор покинул Россию – при нем успели облицевать стены храма многоцветным мрамором лишь до карнизов. Новый правитель, Павел, приказал достроить собор своему любимому зодчему Винченцо Бренне, но мрамор, предназначавшийся для облицовки храма, передали для строительства Михайловского замка. Мрамор заменили кирпичом, укоротили колокольню, а купол возвели один, а не пять, как предполагал Ринальди. В таком неприглядном виде, не соответствующем архитектурному убранству площади и своему назначению, собор и был освящен (это произошло в 1802 году)[132]. В Петербурге вскоре стали распевать: «Двух царствований памятник приличный, низ мраморный, а верх кирпичный». Сочинителя сослали в Сибирь, обрезав ему уши и язык[133], а новый император, Александр I, объявил конкурс разработок на перестройку третьего храма, пожелав при этом сохранить алтарную часть храма и мраморный низ. Конкурсов было два, но все архитекторы предлагали разобрать старый собор и возвести новый. Тогда Александр II поручил Августину Бетанкуру, знаменитому изобретателю и инженеру, председателю Комитета по делам строений, найти такого мастера, который перестроил бы храм. Архитектор пришел сам и принес альбом с рисунками храмов, выполненных в разных стилях: от готического до китайского[134]. Так строителем собора стал энергичный и смелый француз Огюст Монферран, уже два года живший в Петербурге. Он был храбрым солдатом, кавалером ордена Почетного легиона, участником наполеоновских войн, имел архитектурное образование и к этому времени успел два года проработать в Париже под началом Ж. Молино, генерального инспектора по строительству. Просмотрев альбом, Александр I назначил Монферрана императорским архитектором, поручив ему проект собора[135]. Перестройка Исаакиевского собора продолжалась целых сорок лет – с 1818 года до 1858 года. Так долго не строили ни один храм в Петербурге. Сначала пришлось переделывать проект, так как оказалось, что сохранить старые пилоны технически невозможно. При Академии Художеств была создана целая комиссия для исправления проекта, и, используя все замечания, Монферран создал новый план. В течение пяти лет забивали сваи, затем устанавливали колонны, возводили стены, а архитектору пришлось создать еще один, третий проект храма, для возведения верхней части собора. После возведения здания еще много лет создавалось внутреннее убранство храма. В Петербурге поговаривали, что гадалка предсказала архитектору смерть только после того, как он достроит собор, поэтому Монферран не торопится. И действительно, архитектор скончался через месяц после освящения собора. Одна из легенд о скоропостижной смерти автора собора гласит, что во время освящения один из вельмож из свиты императора обратил внимание на скульптурную композицию, изображающую святых. Все фигуры были изображены склонившими голову, лишь один, держащий в руках модель собора, не склонился в почтении. В облике этого святого угадывались черты Монферрана – своеобразный автограф зодчего. Император промолчал, не пожав Монферрану руки, и, даже не поблагодарив, вышел. После этого расстроенный архитектор заболел и умер[136]. Вообще в истории градостроительства очень популярны легенды о предсказании смерти зодчего после окончания строительства храма; то ли это городская легенда, то ли действительно архитекторы отдают своему детищу большую часть души и умирают вскоре, не в силах жить неполными. В соборе находится еще один памятник автору – бюст Монферрана, выполненный из сорока трех пород минералов и камней – всех, что использовали при отделке интерьеров храма. Залы Исаакиевского собора украшает также позолота, бронза, полированные гранитные колонны. Здесь можно увидеть произведения искусства, служащие украшением интерьера. Это мозаичные картины на евангельские сюжеты, скульптура и полотна знаменитых мастеров XIX века, уникальные литые позолоченные люстры[137]. Освещение в соборе не такое яркое, как в других храмах; но именно этот величественный сумрак создает особое душевное настроение. Сегодня под куполом снова парит серебряный голубь, символ Святого Духа. После революции на месте голубя висел маятник Фуко, один из экспонатов антирелигиозного музея, созданного в храме после его закрытия (с конца 30‑х годов XX века – Историко‑художественного музея). Сейчас в здании собора располагается Государственный музей «Исаакиевский собор», но в храме снова проводятся богослужения. В трехпридельный собор во имя святых Исаакия Далматского, великомученицы Екатерины и благоверного князя Александра Невского вернулась на свое место особо почитаемая икона Тихвинской Богоматери. В дни праздников первый удар колокола кафедрального Исаакиевского собора раздается над Невой как сигнал для звонниц всех церквей города, и начинается торжественное богослужение. Невозможно представить город без Исаакиевского собора – немного таинственного, хранящего в себе сотни лет петербургской истории. Сама природа вписала в свой ландшафт собор, так похожий на грандиозный античный храм. В туманное утро и вечерние сумерки еще более загадочным становится величественный силуэт собора, уходящего своей вершиной за облака; и ослепительным блеском наполняет солнце его купола, в ясный день видные даже из Кронштадта. Исаакиевский собор открыт с 11 до 17 ч. Богослужения проводятся в субботу в 17 ч., в воскресенье в 11 ч. Адрес: Исаакиевская пл., д. 4. Транспорт: ст. метро «Невский проспект» Автобус: 10, 27 Троллейбус: 5, 22.
Собор во имя Святого апостола Андрея Первозванного (Андреевский собор)
Большой проспект, пересекающий 6‑ю и 7‑ю линии Васильевского острова, когда‑то был дорогой от Меншиковского дворца к заливу. Здесь, на перекрестке, всегда было оживленно. Купцы и горожане спешили на Андреевский рынок, а проходя мимо Андреевского собора и стоящей рядом церкви Трех Святителей, осеняли себя крестом. Кто богобоязненно, с поклонами, кто второпях. И так несколько веков – жизнь и вера, земное и вечное существуют рядом: стоит на этом месте Андреевский собор, особый, орденский храм, а рядом – рынок, названный его именем. Собор во имя Святого апостола Андрея Первозванного (Андреевский собор)
Идея создания собора во имя Андрея Первозванного принадлежала Петру Великому, который особо чтил апостола, считая и его своим покровителем. Смерть не позволила императору осуществить замысел, хотя уже был готов проект Андреевской церкви и создана модель храма. Осуществить идею Петра удалось при Анне Иоанновне. В 1732 году была построена небольшая деревянная одноэтажная Андреевская церковь с маленькой звонницей, при Елизавете Петровне ставшая соборной. Сюда перенесли иконостас, находившийся в церкви дворца Меншикова, где до сооружения Андреевской церкви совершались службы для жителей этой части острова. Имя автора этого деревянного Андреевского собора осталось тайной, хотя предполагают, что это был Джузеппе Трезини – он проектировал церковь Трех Святителей, позднее появившуюся рядом с собором. Деревянный собор пользовался любовью, сюда приходили не только простые горожане, но и члены царской семьи, подолгу молился Иоанн Кронштадтский, приходила на службу блаженная Ксения Петербургская. В церкви было холодно, она не отапливалась, в зимние морозы людей обогревал лишь огонь свечей и лампад; но горожане полюбили храм, ведь он был освящен во имя Андрея Первозванного, покровителя России, одного из самых почитаемых святых. По библейскому преданию, апостол Андрей жил в Галилее и был рыбаком, как и его брат Петр. Однажды, услышав проповеди Иоанна Крестителя, Андрей пошел за пророком в надежде, что тот и есть Мессия. Иоанн Креститель привел последовавших за ним к реке Иордан, где принимал крещение Иисус. Так Андрей стал первым учеником Спасителя. Андрей Первозванный все годы земной жизни Иисуса был рядом с ним, а после проповедовал христианское учение среди язычников, ходил в разные страны, основал церковь в маленьком селении Византий, ставшем позднее столицей православия – Константинополем. Летописец Нестор упоминает о том, как однажды святой Андрей отправился вверх по Днепру и увидел горы. Апостол сказал ученикам, что здесь будет великий город, в котором построят много церквей, и, поставив свой крест в землю, благословил это место[138]. Предсказание Андрея Первозванного сбылось. Две тысячи лет красуется на берегах Днепра город Киев – «мать городов русских», а на месте креста стоит вековая липа. Отсюда, с этих гор, началась история русского государства, и с тех пор на Руси Андрея Первозванного почитают как покровителя. Как и все апостолы, он принял мученическую смерть, не пожелав отречься от веры; его распяли на Х‑образном кресте, не прибивая рук и ног, чтобы продлить мучения. Поэтому Андреевский флаг, бывший флагом России, а потом ставший символом морского величия нашего государства, – стяг белого цвета с голубым диагональным крестом. Веками апостола Андрея почитали как первосвященника Византийской церкви; а когда Русь крестилась, приняв православие из Константинополя, и в России стали особо чтить святого Андрея. И в наши дни в день крещения Руси от Андреевского собора отправляется торжественный крестный ход, а рядом с храмом воссоздана одна из часовен – в честь князя Владимира, крестившего Русь. Летом 1761 года во время грозы в Андреевский собор попала молния, и храм сгорел. Знаменитый иконостас удалось вынести из огня, и долгие годы он находился в церкви Трех Святителей Вселенских. Это один из самых старинных храмов города, построенный более чем за два десятилетия до Андреевского собора, он сохранился до наших дней и является частью Андреевского прихода. Удивительно и необычно – два православных храма рядом! По одной из городских легенд, на церковном кладбище, где хоронили именитых петербуржцев, упокоилась невеста молодого императора Петра II, Екатерина Долгорукая, на 16 лет пережившая своего жениха, умершего накануне венчания от болезни. Строительство нового храма поручили архитектору Сената, Александру Висту, известному зодчему; но он не оправдал высокого доверия. В 1766 году, через два года после начала работ, своды, поддерживающие купола, рухнули; тогда архитектора отстранили от работы; началось следствие. Постройку храма поручили Алексею Иванову, выпускнику Академии художеств, профессору архитектуры, долгое время стажировавшемуся в Париже и Риме. Строительство затянулось, но наконец в 1781 году собор освятили. В XIX веке строительство храма продолжалось. Были построены три часовни, две рядом с собором, а одна – на Николаевском мосту (сейчас – мост имени лейтенанта Шмидта). Николай Гребенка, выпускник Академии художеств, приехавший в Петербург из Полтавы, проектировал два боковых придела храма – Успенский и Никольский – и руководил их постройкой[139]. Собор разделил судьбу многих других храмов Петербурга. В 30‑е годы XX века его закрыли, передали институту «Ленморпроект», затем институту этнографии. В годы блокады от взрывов бомб и артобстрелов сильно пострадали стены и крыша храма и его интерьеры. Старинный иконостас из Меншиковского дворца удалось частично сохранить во время разграбления храма: прихожане укрыли его фанерой и досками. После возрождения собора иконостас отреставрировали. Среди икон современных мастеров в иконостасе и сейчас находятся святыни храма – иконы Святого Александра Невского и Святителя Николая Чудотворца, датируемые XVIII веком. Голубой в золоте иконостас напоминает по цвету орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром Великим. Награждали им царственных особ и именитых вельмож «за веру и верность». Великие князья при крещении, а князья императорской крови при достижении совершеннолетия получали Андреевский орден – крест синей эмали с изображением Андрея Первозванного. Петр также был кавалером ордена, получив его за знаменитую победу в сражении на Неве. Вот уже несколько веков Андреевский орден украшает барельеф над входом в собор. Храм стал орденским при императоре Павле, об этом напоминает обелиск, стоящий недалеко от храма. И в наши дни орден Андрея Первозванного – одна из самых почетных наград. Удивительной красоты, нежно‑розовый, с серебряным куполом, с высокой колокольней, выполненный в стиле барокко пятиглавый Андреевский собор – любимый храм жителей Васильевского острова. Под руководством настоятеля собора ведется большая просветительская и благотворительная работа, действует воскресная школа, класс церковного пения, ведутся богослужения, нередко их совершает Митрополит Санкт‑Петербургский и Ладожский Владимир. И как когда‑то, идут люди помолиться перед иконами апостола Андрея. Одна из них – мозаичная, с частицами мощей святого, а другая – с житием, написанная в 1728 году. Чудесным образом сохраненные старинные иконы – главные святыни храма. Идут люди в собор и в праздники, и в будни, молятся женщины в заботе о замужестве дочерей. Из окон новой современной гостиницы, что выходит фасадом на площадь, можно увидеть, как горожане спешат на Андреевский рынок, и кто‑то остановится у входа с ангелами, держащими орден Андрея Первозванного, задумается… Собор во имя Святого апостола Андрея Первозванного открыт ежедневно с 9 до 19 ч. Адрес: 6‑я линия В. О., д. 11 Транспорт: ст. метро «Василеостровская» Автобус: 7,128,151 Троллейбус: 10 Трамвай: 1, 6,11.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|