Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественное самодеятельное творчество

 

Художественное самодеятельное творчество – это активность масс, про-

явленная в сфере художественной деятельности.

Понятие «художественная самодеятельность» появилось после Октябрь-

ской революции 1917 года. Оно выражало проявление социальной активнос-

ти в сфере художественной культуры и предполагало воздействие на массы средствами искусства в деле политической агитации и пропаганды в строительстве нового общества.

В развитии художественного самодеятельного творчества выделяют три

периода:

-становление художественной самодеятельности (20-е годы ХХ столетия),

-развитие и расцвет художественной самодеятельности(30-е – 60-е годы

ХХ столетия),

-кризис и трансформация художественной самодеятельности (70-е -80-е

годы ХХ столетия).

За время своего существования художественная самодеятельность постоянно изменялась. Каждые десять лет она меняла «свое лицо»

Период становления художественного самодеятельного творчества прихо-дится на 20-е годы ХХ столетия. В первые годы после революции огромную роль в развитии художественной самодеятельности сыграл Пролеткульт,

который допустил две ошибки:

-призвал отказаться от профессионального искусства,

-призвал отказаться от традиционного творчества.

Перед организациями, которые занимались воспитанием и образованием, была поставлена задача социально-политической пропаганды и агитации нового строя, нового образа жизни.

Стали рождаться новые агитационно-пропагандистские формы работы.

ЕДИНЫЕ ХУДОЖЕСТЕННЫЕ КРУЖКИ – это объединения, которые

подчинялись общеклубным задачам, обслуживали праздники, отказались

от студийной работы, полностью отказались от профессионального искусства. Межсоюзные соревнования ЕХК выявили множество недостатков и вскоре от этой формы отказались. Единые художественные

кружки просуществовали всего пять лет (с1920 по 1925г.)

Лидирующее положение после отказа от ЕХК занимала театральная самодеятельность. Особенно популярными были следующие формы работы.

1. Инсценировки басен И.Крылова, сказок А.Пушкина, пьес Н.Гоголя и др

2.АГИТСУДЫ и ПОЛИТСУДЫ – это мероприятие, по форме напоминающее суд. Однако на таких судах осуждали не конкретного человека, а типичное явление. Например, суд над обвенчавшимися в церкви, недисциплинированными комсомольцами, различными мелкобуржуазными пороками и безнравственностью.

3.ЖИВАЯ ГАЗЕТА - зародилась в связи с неграмотностью населения.

- 2 -

Сценарий строился по газетному принципу:

-передовица (рассказ о достижениях молодого государства)

-международная и внутренняя политика (приглашался лектор)

-письма читателей или фельетоны.

В основном весь материал разыгрывался участниками театрального кружка. Материал для живой газеты готовили литкружковцы (участники литературного кружка). Наибольшую популярность приобрела живая газета под названием «Синяя блуза».

С 1925 года стали организовываться Театры рабочей молодежи (ТРАМы), которые от коротких инсценировок переходят к постановке пьес.

В музыкальной самодеятельности создаются хоровые и инструментальные коллективы, играющие обслуживающую роль в массовых мероприятиях (митингах, праздниках, собраниях). Основным жанром стала массовая песня.

В этот период прослеживаются уход от классического искусства и отсутствие интереса к народному творчеству, народной песне.

30 – е годы ХХ столетия относятся ко второму периоду развития художественной самодеятельности. Как и в дореволюционном любительстве, стали создавать коллективы различных жанров. Произошел возврат к профессиональной культуре, классическому искусству. В коллективах художественной самодеятельности стали изучать язык искусства. Однако вторая часть деятельности коллективов осталась неизменной - это агитационно-пропагандистская работа. Коллективы этого периода по-прежнему огромны. Архивы сохранили сведения о том, что в г. Западной Двине Калининской (сейчас Тверской) области в1936 году действовал хоровой коллектив, в котором занимались около 300 участников. С1937 года особенно популярными становятся коллективы народного танца. Количество коллективов постоянно росло.

В целях руководства, контроля и оказания методической помощи коллективам художественной самодеятельности в декабре 1936года создается областной Дом народного творчества. Дом народного творчества проводит большую работу по оказанию методической помощи и организации культурного шефства деятелей искусства области над коллективами художественной самодеятельности.

40-е годы принесли нашей стране тяжелые испытания. Началась Великая Отечественная война. На оккупированных территориях художественная самодеятельность замирала, но как только города или села освобождались, в них возобновляли работу коллективы художественной самодеятельности. Вместо огромных коллективов по понятным причинам возникали камерные ансамбли народной и духовой музыки, вокальные ансамбли. Стал популярен такой вид творчества как сольное пение и художественное чтение.

 

- 3 -

Художественные агитбригады обслуживали военные госпитали, выезжали с концертами на передовую. В репертуар коллективов и солистов входили патриотические произведения, которые поднимали дух и настроение солдат.

Послевоенный период 40-х,50-х годов - это период восстановления не только народного хозяйства, но и художественной самодеятельности. К 1948 году в стране количество клубных учреждений превысило довоенный уровень. Количество кружков и участников художественной самодеятельности превысило довоенный уровень в полтора раза. Статистика свидетельствует о существовании в этот период около 70 тысяч кружков и почти 1 миллиона участников в них. В целях ускорения процесса восстановления художественной самодеятельности было принято решение активизировать помощь со стороны творческих работников - музыкантов, хореографов, актеров и режиссеров, таким образом возобновилось шефское движение, начавшееся еще в 30-е годы Однако развитие жанров происходило неравномерно. В то время как хореография за короткий период сделала значительный скачок вперед, музыкальные коллективы – народные и духовые оркестры, не достигли своего довоенного уровня. Это было обусловлено новой волной увлечения молодежи джазовыми инструментами и потерей интереса к народным и духовым инструментам.

Период второй половины 50-х годов принес в культуру много нового.

1. В 1957 году был проведен VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. В дни фестиваля состоялись концерты, в которых участвовали и самодеятельные коллективы, показывая свое возросшее мастерство.

2. С1956 года стал выходить журнал «Художественная самодеятельность». Со временем журнал превратился в своеобразную творческую лабораторию по обмену опытом и повышению квалификации начинающих.

3. В это же время было принято постановление о присвоении лучшим коллективам звание «Народный» и «Любительский». В 1958 году звание «Народный» получили 19 театральных коллективов. Важно было то, что в таких коллективах предусматривалось государственное финансирование двух штатных единиц.

4. Были приняты меры по улучшению подготовки специалистов. Были открыты художественные специализации в институтах культуры, которые ранее готовили организаторов массовой клубной работы.

60-е годы считаются периодом расцвета художественной самодеятельности. Расцвету способствовали:

-укрепление материальной базы учреждений культуры;

-развитие науки и техники;

-повышение материального уровня жизни народа;

 

- 4 -

-увеличение свободного времени в связи с сокращением рабочего дня, а затем и рабочей недели;

-рост общего культурного уровня, духовных потребностей и интересов.

В этих условиях продолжалось шефство профессиональных мастеров, проводились смотры и выставки по отдельным видам и жанрам искусства, в коллективы пришли выпускники художественных специализаций институтов культуры, все больше становилось коллективов с почетным званием «Народный».

В 60-е годы появилось кинолюбительство как результат развития профессионального кино, науки и техники.

В это время повсеместно распространялся новый музыкальный жанр – вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Еще не пришло время их признания, но они принесли новые инструменты и вытеснили не только оркестры народных и духовых инструментов, но и джаз 50-х годов.

Расцвет переживали и самодеятельное изоискусство, театральные, хоровые и хореографические коллективы.

Уже к концу 60-х годов в сфере культуры стали проявляться тенденции к ограничению творческой свободы, подавлению индивидуально-личностного самовыражения. Появились нормативы во всех областях жизнедеятельности, препятствующие творческому раскрытию и развитию человека. В 70-е годы наступил кризис художественной самодеятельности. Учреждения культуры теряли не только зрительскую аудиторию, но и участников художественной самодеятельности. Исследователь Смирнова Е.Н. определила зоны развития и свертывания художественной самодеятельности. В зоне свертывания оказались традиционные исполнительские коллективы. Это театральные и хоровые коллективы, которые уступили свое место хореографии. Оркестры народных и духовых инструментов были вытеснены различными группами электроинструментов. В зоне развития оказались камерные коллективы и авторское творчество.

В середине 80-х годов общество обращается к своим корням. Начинается период активного возрождения традиционного творчества, его осмысления, т.е. период трансформации художественной самодеятельности. Принимаются меры, которые способствуют изучению, осмыслению и сохранению творчества наших предков. Это принесло оживление и в художественную самодеятельность. Стали создаваться фольклорные коллективы, которые ориентированы в своем репертуаре на возрождение народных национальных, фольклорных традиций.

Народное художественное творчество 90-х годов развивается на фоне общей тенденции коммерциализации и расширения рыночных отношений в культуре. Это принесло с собой изменение мотивации в сфере культуры с духовной на материальную. Сохранились коллективы-

«звезды», которые имели звание «Народный» и опыт обслуживания населения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Художественное творчество» в подготовительной группе | Букай Х. Я, она, он… снова я. Прими жизнь такой, какая она есть / прославленный аргентинский психолог и писатель


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных