ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Художественные открытия романтиков
1. Новая повествовательная структура. В центре ее – герой, обладающий ярким и страстным характером. Он не столько действует, сколько наблюдает за собой, анализирует себя. В то же время он становится объектом анализа со стороны других персонажей, либо со стороны автора. Интересно, что эта повествовательная структура сохраняется иногда и в реалистических произведениях, например в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 2. Романтики обогатили литературу мастерством изображения внутреннего мира героев. Они вводят глубокий психологический анализ. Внутренний мир героя раскрывают через жесты, мимику, интонации, внутренние монологи, авторские комментарии, пейзаж и др. 3. Романтики по-особенному видят и художественно воспроизводят мир. На первом плане у них стоит субъективность. Виктор Гюго в «Предисловии к драме «Кромвель» (манифесте романтического искусства) создал образ романтического зеркала, которое превращает мерцание в свет, а свет в пламя. Субъективное видение мира романтика представляют через использование символов, сновидений, необычные ситуации, фантастические герои, мелодраматические ситуации. 4. Для романтиков значима категория пространства. Они часто изображают события на фоне пышной природы отдаленных стран. Чаще всего – это южная природа. Например, Италию с ее необычными небесами, воздухом романтика представляют по контрасту с северными странами. Географическое пространство Италии позволяло ее представлять «раем на земле». У немецких романтиков сформировалась оппозиция «обетованная страна искусств», Италия – Германия. К экзотическим странам относится Восток. Байрон создает цикл «Восточные поэмы». В.Гюго пишет сборник стихотворений «Восточное». К экзотическим странам относится и Испания. Например, сборник В.Ирвинга «Альгамбра». 5. Категория времени у романтиков тоже своеобразна. По мнению Михаила Михайловича Бахтина, именно романтики вносят в изображение «призрачное, жуткое, безотчетное». Это – чувство отделенности прошлого, одиночества человека в мире. Оно передается через ощущение разрывов во времени, непредсказуемости хода времени. 6. Фрагментарность как жанр и стиль мышления. Фрагментарность стали пропагандировать иенские романтики. Романтики понимали действительность как беспрерывный поток, который невозможно охватить. Задачей романтического искусства становится, по словам Генриха Гейне, «изобразить или хотя бы выразить намеком бесконечное». Фрагмент как раз и позволяет это сделать. Он изображает «миг» действительно глубоко и полно. По этому «мигу» можно судить об эпохе в целом. По словам Л.Тика, «по отдельным фрагментам колонны можно догадаться о ее пропорциях и представить ее в целом виде», так и фрагмент становится хранителем человеческого духа. Кроме того, фрагмент позволял романтикам выразить мысль о незавершенности всякого творческого познания. Фрагментарность характерна для романов, например Новалиса и Гофмана. Фрагментарностью характеризуются новеллы, поэмы. С фрагментарностью связана и циклическая организация произведений («Фантазус» Л.Тика, циклы Гофмана и др). 7. Различные формы вторжения в действительность используются романтиками. Это: А) аллюзии (намек), то есть выражение, стилистическая фигура, которая является намеком на историческое событие, на литературные произведения и др. Например, Гофман часто отсылает с помощью намека к циклу Л.Тика «Фантазус». Б) реминисценции (воспоминания), то есть черты, наводящие на воспоминание о другом тексте. Иногда бывает трудно установить, когда автор делает это сознательно, а когда бессознательно. Например, Гофман сознательно пишет новеллу «Разбойники», отсылая читателя к шиллеровским «Разбойникам». Гофман решается на «переписывание истории Генриха фон Офтердингена в новелле «Битва певцов», он вступает в полемику с романом Новалиса, который считался каноническим. В) авторские отступления часты у романтиков. Например, Гофман или В.Гюго любят общаться с читателем, задавать ему вопросы, вовлекать таким образом в действие. 8. Синтез искусств. Немецкие романтики высоко ценили музыку. Для многих из них своеобразной литературной установкой было мышление звуками музыки. Герой романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» - Крейслер – носитель представления о взаимосвязи природы и музыки: «Я прислушивался к голосам леса и ручья, мелодии которых звучали мне в утешение». Конечно, музыка была значима и в культурах других стран. Например, Колридж находил в музыке интеллектуальное содержание. Ж.Санд героиней своей дилогии – «Консуэло», «Графиня Рудольфштадт» - сделала певицу, прототипом которой была Полина Виардо. Романтики воспринимали музыку как философскую категорию и как способ существования души. Музыкант – особое мироощущение, характерное для творческой личности. Основоположником романтической музыки называют Глюка и Моцарта. Гофман сделал этих композиторов героями своих первых новелл – «Кавалер Глюк» и «Дон Жуан». Современником ранних романтиков был Бетховен.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|