Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Где была крещена Ольга




Возникает и другой важный вопрос связанный с реконструкцией поездки Ольги в Константинополь: если княгиня уже была крещена до приезда в Константинополь, то где и кем? Как отмечает Голубинский, скорее всего, княгиня была крещена в Киеве в 946–957 гг [69]. Есть еще одно мнение, согласно которому она была крещена в Корсуни, заехав туда по дороге в Константинополь[70], но нет никаких данных, которые могли бы подтвердить эту точку зрения.

Более серьезно мнение о Моравском крещении Ольги. Церковные традиции, в частности почитание Бориса и Глеба как на Руси, так и в Моравии, свидетельствуют о имеющихся между этими странами религиозными связями. К подобным свидетельствам можно отнести сказания о Людмиле и Вацлаве,Ольге и Владимире. Сказания о крещении Людмилы и Ольги схожи до деталей. Так как темпы христианизации, были на порядок выше в Моравии, чем на Руси, можно заключить, что именно моравская сторона была ведущей в этих взаимоотношениях.

Не стоит упускать из виду и деятельность князя Хелга (Олега). Именно о нем упоминает Х. Ф. Фризе в «Истории польской церкви». Известно, что князь Олег в 940 г. был провозглашен королем Моравии. Затем он несколько лет воевал с венграми, получая помощь от русских и поляков, пока его войско не погибло, попав в засаду. Согласно одних источников Олег после поражения отправился в Польшу, где в скорости и умер, но по другой версии он вернулся на родину, на Русь, и не сам, а в сопровождении моравской знати и священников и принял участие в обращении русских в христианство[71].Фризе предполагает, что, будучи двоюродным братом князя Игоря, князь Олег внес существенный вклад в распространение христианства на Руси. По его мнению, моравское духовенство вполне могло в середине X в. создать церковь в Киеве,крестить Ольгу, а позже и Владимира[72]. Также возможно, что именно следы моравского влияния пытались вычеркнуть греческие летописцы, намекая на какие‑то другие мнения о месте крещения князя Владимира. Следует серьезно обратить внимание на утверждение Фризе,что Ольга стала христианкой под влиянием моравского духовенства и самого Олега. Не исключено, что Олег и его моравское окружение внесли значительный вклад в распространение христианской идеологии и культуры на Руси.

Большое значение имеют археологические подтверждения связи древнерусской церкви с южными славянами. Так в конце XIX века в Швеции были найдены нагрудные кресты с так называемым грубым изображением распятого Христа. Такие же кресты в последствии были найдены в Финляндии, а затем на территории Древней Руси, при чем русские кресты датируются X веком. Седов, анализируя распространение данных крестов, приходит к выводу, что такие кресты не имеют ничего общего с византийскими энколпионами, а ведут свое начало из Великой Моравии[73]. Эти труды моравского духовенства по распространению христианства на Руси вполне могли внести вклад в последующий конфликтный характер отношений между Русью и Византией[74].

Глава III

Славяне и Византия

В свое время Н. М. Карамзин в «Истории государства российского»[75] заложил основы так называемой «византийской» теории принятия Русью христианства. У него нашлось немало приверженцев. К примеру, Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский, никоим образом не допускает роли других славянских государств в деле введения христианства на Руси. Среди представителей того же, некогда традиционного взгляда на введение христианства на Руси следует упомянуть А. В. Карташева.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных