Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 1. Общая характеристика школьной образовательной среды.




Тема 6.3.1. Образовательная среда школы, её воспитательный и развивающий потенциал.

Цель:способствовать освоению студентами специфики школьной образовательной среды и на этой основе сформировать умения её организации для решения различных образовательных задач; способствовать формированию профессиональных компетенций, связанных с организацией образовательной среды.

Задачи:*раскрыть различные взгляды на школьную образовательную среду, выделить её специфику и основные компоненты; *рассмотреть примеры организации образовательной среды для решения разных профессиональных задач; *способствовать освоению студентами конкретных проектов организации образовательной среды.

План:

1. Общая характеристика школьной образовательной среды.

2. Организация образовательной среды для решения задач интеллектуально-творческого развития личности учащихся.

3. Организация образовательной среды для решения задач саморазвития и самореализации учащихся.

4. Организация образовательной среды для решения задач духовно-нравственного развития учащихся.

5. Организация образовательной среды для решения задач профессиональной ориентации учащихся.

Литература

1. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия.- Волгоград.:2000, С.42-65. 2. Кукушин В.С. Общие основы педагогики.- Ростов н/Д.: 2002, С.100-125. 3. Маленкова Л.И.Теория и методика воспитания.-М.: 2004, С.156-224. 4. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.: 1997, С.17-24. 5. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии.- Волгоград.: 2006. 6. Дереклеева Н.И. и др. Справочник классного руководителя (для 5-9, и 10-11классов).- М.:2005. С.216-236; и С.210-237. 7.

А также:

1. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов ВУЗа.- Волгоград.: 2004, С.62-66. 2. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии./Под ред.Щурковой Н.Е.- М.: 1998, С.52-75. 3. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/Под ред. Караковского В.А. и др.- М.: 1999, С.44-55. 4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения.- М.: 2005, С,72- 5. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- М.: 2005, С.115-142 6. Школьный интеллектуальный марафон./Под ред. Лизинского В.М.- М.: 1999. 7. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности.- Рига-Москва.: 1997. 8. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. 9. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании./Под ред. Сластёнина В.А. и др.- М.:2006, С. 155-179. 10. Павлова Т.Л., Павлова Е.В. Психологическое консультирование в системе профориентационной работы.-Волгоград.: 2003.

 

Содержание и Методические материалы к занятию.

Вопрос 1. Общая характеристика школьной образовательной среды.

В общем виде под средой в педагогике понимают совокупность окружающих человека общественных, материальных, и духовных условий его существования и деятельности.

Хуторской А.В. под образовательной средой понимает естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.

Щуркова Н.Е. понимает воспитывающую среду как совокупность окружающих ребёнка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие, и содействующих его вхождению в современную культуру.

Фрумин И.Д. выделяет следующие отличия средового подхода от социального воспитания:

Средовый подход Социальное воспитание («прямая социализация»)
Предполагает «естественную» среду школьного обитания ребёнка. Организуется в виде специальных мероприятий.
В естественной среде формируются умения, связанные с переносом на другие сферы, поскольку ребёнок сам проходит этап инициации действия. Опыт, полученный в специальных учебных занятиях, не содержит внутренних механизмов переноса на другие практики.
Источником активности является сам ребёнок, его жизненный интерес одной стороны, и объективные компоненты окружающей среды – с другой. Источником активности является педагог.
Позволяет полностью анализировать и задавать контекст развития ребёнка. Совокупность отдельных мероприятий никогда не приобретёт целостность правильно устроенной жизни.
Любая сфера школьной жизни при организации коммуникаций и рефлексии может стать местом получения опыта демократического поведения и взаимодействия. Специально организуемое социальное воспитание не формирует опыт демократического взаимодействия.

 

 

Согласно Щурковой Н.Е. и Борытко Н.М., воспитывающую образовательную среду можно представить как совокупность четырёх специфических окружений ребёнка: *- предметно-пространственное окружение, *- социально- поведенческое окружение, *- событийное окружение, *- информационное окружение ребёнка.

Предметно-пространственное окружение (то есть: обустройство учебных помещений, кабинетов, двора, спортплощадок; государственная символика и символика учреждения; информационные стенды у входа, таблички на кабинетах и т.д.; а также костюмы преподавателей, технических работников и самих обучающихся) создаёт психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находится в здании учебного учреждения. Предметно-пространственное окружение становится воспитательным лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», когда за предметом видится отношение, когда за вещами угадываются интересы, материальные средства выступают для всех участников образовательного процесса как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, а учащиеся активно заботятся об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство учебного заведения.

Социально- поведенческое окружение является отражением человеческих отношений. Она рождается как некая единая карта поведения, свойственная учащимся и педагогам в данном учреждении, за счёт доминирования тех или иных поведенческих форм: традиции, ритуалы, обычаи, установившиеся интонации в обращении, мимика и жесты при беседе, позы при диалоге, характер совместной деятельности учащихся и педагогов, отдельные поступки, стили разрешения конфликтных ситуаций и пр. Через призму поведенческих традиций усваивается этикет и нормы морали, формируется способность к саморегулированию и самооценке, устанавливаются добрые отношения, и т.д. В поведенческом окружении очень важны динамизм и общий тон образа жизни. Такой динамизм задаётся деятельностью различных школьных сообществ (клубов, общественных организаций, научного общества учащихся и пр.), которые создают благоприятную среду общения, атмосферу личностного роста, а также способствуют социализации взрослеющих подростков и приобретению социального опыта, и т.д.

Событийное окружение – это совокупность попадающих в поле воспитания/образования индивида событий, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов. Такими событиями могут быть и отношения между участниками образовательного процесса, и разнообразные совместные дела-праздники, и творческие встречи-мероприятия, и походы-поездки, и пр., и пр. при условии, что все эти события становятся значимыми для учащихся, а значит, влияют на их личностное развитие.

Информационное окружение является воспитывающим и образовательным, если в школе имеется хорошая библиотека, читальный и компьютерный залы с удобным доступом, необходимое методическое обеспечение учебного процесса; если в школе создан «культ» книги и знаний, проводятся различные познавательные игры и конкурсы, и пр.

Борытко Н.М. определяет воспитательную среду как совокупность окружающих ребёнка *социальных, *дидактических, *материальных и *духовных условий, в которых протекает процесс взросления и личностного становления учащегося.

Климов Е.А. в среде выделяет следующие компоненты *информационный (различные средства наглядности, писаные и «неписаные» правила, прямые правила); *социально-контактный (культура окружающих, существующая система отношений и «включённость» в неё учащихся); *предметный (материальные условия учебной деятельности и быта, санитарно-гигиенические условия).

Басов А.Н. выделяет такие типы среды, как *доброжелательная,- в которой учащиеся ощущают себя субъектами деятельности; *формализованная,- в которой жизненное пространство организуется взрослыми для детей и ребёнок воспринимается как объект воспитания, *аморфная,- где отсутствуют связи, отношения между людьми, видами деятельности, всем происходящим, *агрессивная,- в которой происходящее выталкивает ребёнка за пределы школьной среды.

В последнее время в отечественном образовании наряду с понятием «среда образовательного учреждения» используется понятие «атмосфера образовательного учреждения» как устойчивый эмоционально-психологический настрой в этом учреждении, отражающий взаимоотношения между участниками образовательного процесса и обеспечивающий не только воспитательное влияние на учащегося, но и его активность, его субъектность в преобразовании окружающих условий.

Маленкова Л.И., Караковский В.А. предлагают под средой понимать всё, что окружает ребёнка и посредством чего он реализует себя как личность. В среде они выделяют а)ниши природные, социальные, культурные (уголок природы, дружеская компания, творческая студия) – своеобразные пространства возможностей, позволяющие подростку удовлетворять свои потребности; и б) стихии- некие силы, увлекающие, а значит, и управляющие детьми: социальное движение, информационный поток, общественное настроение и пр. Изучая и проектируя стихии, а также, моделируя состав и содержание ниш, педагог может влиять в целом на среду и повышать эффективность воспитания. При этом, стратегической задачей воспитания является создание в школе, в классе, в индивидуальном развитии ребёнка такой системы воспитания, которая позволила бы регулироватьстихийные воздействия среды, и одновременно- создавать нишу культурного развития школьников.

Кукушин В.С. определяет среду как то, среди чего пребывает ребёнок, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и социализирует личность. При этом утверждает, что в любом случае образовательная среда должна быть: *обучающей, *развивающей, *воспитывающей, *информативной, *экологичной, *эстетичной, *диалоговой, *гуманной, *одухотворяющей. Основой построения образовательной среды является взаимодействие человека и среды в различных ситуациях со-участия, со-действия, со-общения, со-бытия, со-переживания, со-трудничества, и т. п. А в качестве основных характеристик образовательной среды Кукушин В.С. выделяет: открытость, экологизацию, эстетизацию, духовность, интеллектуальность, информативность, диалогичность, толерантность.

Средовый подход предполагает работу педагога с окружающей личность ребёнка средой.

Специальная работа школы и каждого педагога по конструированию и развитию воспитывающей образовательной среды включает в себя несколько специальных направлений:

- создание в «педагогическом пространстве» ребёнка (подростка) социокультурной среды развития:

- педагогическое взаимодействие с семьёй, как фактором воспитания;

- создание и развитие ученического коллектива как среды обитания и самоактуализации ребёнка (подростка);

- забота об атмосфере творческого сотрудничества и доброжелательном климате в школьном и классном коллективах;

- забота о создании и развитии внутришкольных традиций и ритуалов (ценностных, поведенческих, событийных);

- содействие детско-юношескому движению в школе и вне её как средству социализации, источнику социального опыта, «школе» самостоятельности, активности, взросления;

- сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями клубно-кружкового типа, способствующими развитию способностей и удовлетворению потребностей;

- улучшение (эстетизация, о-культуривание, информатизация и пр.) школьного предметно-пространственного окружения.

Средовый подход представляет собой технологию опосредованного (через среду) управления процессом формирования и развития личности ребёнка (Караковский В.А.). Эта технология включает в себя: *средовую диагностику, дающую возможность судить о состоянии среды и личности; *средовое проектирование, включающее прогнозирование, конструирование, моделирование, планирование; *средовое продуцирование воспитательного результата.

Все эти взгляды на школьную образовательную среду не противоречат, а дополняют друг друга.

СРС: изучив и осмыслив разные теоретические взгляды на понятие образовательной среды, оформите собственное представление о школьной образовательной среде (понятие, основные компоненты и характеристики, потенциал, включённость участников, и т.д.и т.п.). По форме это может быть эссе, концепция, тезисы, проект, схема и пр.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных