ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ
Мало провозгласить законность и её принципы, мало придумать и издать хорошие законы – необходимо, чтобы существовали определённые гарантии их реальности, доступности, эффективности. Под гарантиями в данном случае понимаются объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка, а также специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идёт о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе, ибо автоматически, само собой это не происходит. Существуют и другие определения гарантий законности. Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии. В данном случае подчёркивается направленность гарантий не только на обеспечение формального требования соблюдения и исполнения законов, но и определяется целевая характеристика этих мер – «движение страны к состоянию демократии» – отражающая сущность законности. Гарантии законности – это меры общего и специально-юридического характера, с помощью которых в общественную жизнь внедряется, а в случае нарушения восстанавливается законность. Такой подход к определению гарантий законности отражает их превентивный характер, предполагающий наличие мер, направленных не только на прекращение допускаемых нарушений законности и её восстановление, но и на недопущение таких нарушений. Гарантии законности – это определённый комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и иных факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства. Они носят комплексный характер, связаны со многими явлениями и процессами социальной жизни и могут быть эффективными лишь в своей совокупности, в тесном переплетении объективных и субъективных условий и предпосылок социальной жизни со специальными юридическими и организационными средствами, направленными на обеспечение режима законности. Таким образом, гарантии законности необходимо рассматривать как комплексное, системное явление, предполагающее не только наличие и нормативное закрепление конкретных мер и возможностей по обеспечению законности, но выражающееся в самом порядке, условиях общественной жизни и характеристиках государственного строя. В юридической науке выделяют общие и специальные гарантии законности, а также субъективные факторы. Первые представляют собой базу, основу её реальности как целостного правового явления, а вторые – средства, специально предназначенные для обеспечения законности. Третьи же обеспечивают идеологическую основу обеспечения законности. Общие гарантии – это условия, «обстановка», «уклад жизни общества» характеризующие уровень развития государства в экономической, политической, социальной и других сферах общественной жизни. Они обусловлены также уровнем правовой культуры общества, существующими моральными и религиозными нормами. Они определяют «степень желания и возможности» всего общества в целом и каждого отдельного субъекта исполнять и соблюдать требования закона. К общим гарантиям законности относятся: - политические – легитимность государственной власти, разделение властей, разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, строгое соблюдение прав органов муниципального образования на решение вопросов местного значения и некоторые другие; - экономические – признание существования и равенства всех форм собственности, свобода предпринимательской деятельности, наличие достаточных материальных ресурсов для обеспечения деятельности государственных органов, устойчивость экономического развития и другие; - идеологические – развитая система правового воспитания и правового просвещения; - социальные – высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищённых слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности, уверенность граждан в завтрашнем дне и другие; - общественные – связаны с деятельностью различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий; - правовые – состояние самого права, системы законодательства, его полнота, стабильность, обеспеченность высоким уровнем юридической техники, а также используемые правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство. Общие гарантии носят единый характер и распространяются на организацию государственной власти и общественную жизнь в целом. Сами по себе они не обеспечивают практическую реализацию режима законности, а формируют условия, предпосылки для такой реализации. Она достигается установлением специфических, собственно юридических гарантий. В системе специальных гарантий выделяют и так называемые организационные гарантии. К ним можно отнести наиболее целесообразное построение системы органов государственной власти, соответствующее финансовое, материальное и техническое обеспечение их деятельности, надлежащую подготовку высококвалифицированных кадров, организационные вопросы деятельности органов государственной власти и их должностных лиц. С одной стороны, они не представляют собой средства, специально направленные на обеспечение законности, так как являются предпосылками их должной реализации со стороны государства, его органов и должностных лиц. А с другой, они не носят такого базисного, единого характера как общие гарантии, поскольку представляют собой вполне конкретные формально закрепляемые требования к организации и деятельности органов государственной власти и их должностных лиц. Тем не менее, они имеют важное значение и должны действовать в системе всех гарантий законности. Специальные юридические гарантии – это система юридических средств обеспечения законности. Они получают чёткую фиксацию в нормах права и представляют собой конкретный механизм (приёмы и способы), каждый из элементов которого и все они вместе предоставляют конкретные возможности субъектам права для обеспечения режима законности. Также они предполагают наличие нормативно закреплённого порядка их реализации. Традиционно к ним относятся такие средства как: - прокурорский надзор; - правосудие; - контрольная деятельность органов власти и управления; - юридическая ответственность; - институт жалоб и заявлений граждан; - средства выявления, предупреждения и пресечения правонарушений; - процессуальные гарантии осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти; - меры защиты и восстановления нарушенных прав; - и другие. Среди них в качестве важнейшей меры выделяется установление прочного режима конституционной законности, имеющей своей целью обеспечение реального верховенства Конституции в правовой системе, прямое и непосредственное действие её норм, положений, создание в стране такого политического режима и социально-экономического строя, при котором конституционная формула: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» стала бы действительно смыслом, содержанием и обязанностью для государства, его органов и должностных лиц. Одной из важных гарантий упрочения режима законности является формирование у должностных лиц государства развитого чувства законности, то есть внутреннего побуждения при любых ситуациях поступать в соответствии с законом. Правомерный вариант поведения при этом избирается даже в том случае, если оно в каком-то смысле и не устраивает адресата нормы, не отвечает его интересам в данный момент (например, при условии несовершенных предписаний). Основанное на вере в право, уважении к правам и свободам человека, чувство законности есть непреодолимое и сильное влечение лица, применяющего норму, действовать всегда и только в соответствии с её требованиями, поступать не вопреки, а согласно закону. Развитое чувство законности позволяет должностному лицу: а) не нарушать прав и интересов граждан, иных лиц в ходе профессиональной деятельности; б) в полной мере использовать собственные права для эффективного осуществления целей, поставленных задач; в) чётко ориентироваться в границах предоставленной законом свободы, не нарушая их; г) использовать в профессиональной деятельности исключительно дозволенные, правовые средства; д) занимать активную позицию в борьбе с правонарушениями. Чувство законности есть имманентное качество представителя власти, формируемое в процессе его профессиональной подготовки. Интересы государства требуют, чтобы в должностные лица в профессиональной деятельности придерживались требований законности. В качестве субъективных факторов рассматривается уровень правовой культуры общества и отдельной личности. правосознание, уровень правовой информированности общества, активность участия граждан в правовой сфере, состояние правовой науки, полнота и развитие в ней гуманистических идей и начал.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|