ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Учебная программа факультативных занятийБАСКЕТБОЛ
Учебная программа факультативных занятий для V – XI классов общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения
Минск 2010
Автор-составитель: Навойчик Валентина Петровна, доцент кафедры спортивных игр УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе физического воспитания школьников одним из направлений учебного процесса является внеклассная работа. Один из ее важных элементов – организация факультативной работы по виду спорта. В связи с переходом на два урока физической культуры и здоровья в неделю сложилось так, что учителя, ведущие факультативы, не имеют программ для проведения занятий. Факультативная работа по видам спорта в среднем общеобразовательном учреждении является дополнительным физкультурным образованием и должна осуществляться на основе соответствующей образовательной программы. Проведение занятий через реализацию школьной программы затруднено, поскольку речь идет о дополнительном образовании, углубленном изучении раздела «баскетбол». Работать на основе программы детско-юношеских спортивных школ не представляется возможным, так как её содержание строго дифференцировано по годам обучения и уровню спортивного мастерства. Изложенное выше диктует необходимость создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях шестого школьного дня. Предложенная программа по баскетболу разработана на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Физическая культура и здоровье» для 1-11 классов. Программа рассчитана на обучение в рамках факультативных занятий учащихся основам этой игры, что будет способствовать приобщению детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, гармоничному развитию личности занимающихся. Построение программного материала с учётом теоретических сведений, основ вида спорта, развития двигательных способностей, а также контрольных упражнений позволяет целенаправленно решать следующие задачи обучения: 1) формирование общего представления об игре в мини-баскетбол, баскетбол, стритбол; 2) знакомство с правилами соревнований; 3) обучение основным игровым приёмам баскетбола; 4) овладение навыками коллективной (командной) игры; 5) способствование приобретению двигательного опыта за счет овладения игровыми приёмами баскетбола с целью укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни; 6) совершенствование функциональных возможностей организма; 7) формирование умений в организации и судействе соревнований по баскетболу; 8) осуществление педагогического контроля над усвоением теоретического и практического материала по баскетболу. Содержание данной программы рассчитано на систему одного или двух занятий в неделю продолжительностью 45 минут. Материал структурирован по видам спортивной подготовки: теоретической, технической, тактической и физической. В программе представлены контрольные упражнения для оценивания физической и технической подготовленности занимающихся, методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено в соответствии с требованиями школьной программы. При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и его тактико-техническим действиям. Теоретическая подготовка включает вопросы по истории и современному состоянию баскетбола, правила соревнований по данному виду спорта, вопросы, связанные с гигиеническими требованиями, а также правила безопасного поведения на занятиях. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общие и специальные. Совершенствование техники предусматривает задания без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят приемы для освоения ловли, передач, ведения и бросков по кольцу. Задания для изучения тактики позволяют формировать индивидуальные, групповые и командные действия игрока в нападении и защите. Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий на факультативе по баскетболу для учащихся 5-11-х классов представлено в примерном распределении учебного материала. Для организации и проведения факультативных занятий, направленных на обучение основам баскетбола, необходимо наличие игровой площадки, минимальные размеры которой составляют 24х13 м; баскетбольных мячей и щитов, которые должны быть исправны и соответствовать основным требованиям, предъявляемыми правилами. Организация учебного процесса предусматривает теоретические и практические занятия, способствующие развитию физических качеств, а также отработке игровых приемов. В 5-8 классах игровая форма проведения занятий является основой методики обучения. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала при индивидуальном подходе к учащимся. При подборе физических упражнений необходимо учитывать возрастные особенности и возможности школьников. Целесообразно использовать разнообразные подготовительные и подводящие упражнения, которые помогут занимающимся быстрее освоить разучиваемые двигательные действия. При этом важно обеспечить сознательное освоение предлагаемых упражнений. В 9-11 классах методика обучения должна предусматривать постоянное изменение условий, в которых выполняется приём. Условия необходимо постепенно приближать к максимальному противодействию, встречающемуся в игре. Усложнение процесса обучения осуществляется последовательно: 1) изменением уровня сложности выполнения самого приёма (исходным положением, способом перемещения, сокращением амплитуд); 2) введением сбивающих и отвлекающих факторов и противодействий; 3) повышением требований к качеству и эффективности выполнения приёма. Реализация программы при обучении учащихся баскетболу призвана способствовать освоению данной спортивной игры. Это расширит границы использования баскетбола как средства физического воспитания и активного отдыха школьников, а также создаст базу для возможной дальнейшей спортивной специализации. Содержание программы может быть использовано для разработки программы секционной работы по баскетболу.
Класс Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|