Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Учебная программа факультативных занятий




БАСКЕТБОЛ

 

Учебная программа факультативных занятий

для V – XI классов общеобразовательных учреждений

с белорусским и русским языком обучения

 

 

Минск 2010

 

Автор-составитель: Навойчик Валентина Петровна, доцент кафедры спортивных игр УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В системе физического воспитания школьников одним из направлений учебного процесса является внеклассная работа. Один из ее важных элементов – организация факультативной работы по виду спорта. В связи с переходом на два урока физической культуры и здоровья в неделю сложилось так, что учителя, ведущие факультативы, не имеют программ для проведения занятий.

Факультативная работа по видам спорта в среднем общеобразовательном учреждении является дополнительным физкультурным образованием и должна осуществляться на основе соответствующей образовательной программы. Проведение занятий через реализацию школьной программы затруднено, поскольку речь идет о дополнительном образовании, углубленном изучении раздела «баскетбол». Работать на основе программы детско-юношеских спортивных школ не представляется возможным, так как её содержание строго дифференцировано по годам обучения и уровню спортивного мастерства. Изложенное выше диктует необходимость создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях шестого школьного дня.

Предложенная программа по баскетболу разработана на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Физическая культура и здоровье» для 1-11 классов. Программа рассчитана на обучение в рамках факультативных занятий учащихся основам этой игры, что будет способствовать приобщению детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, гармоничному развитию личности занимающихся.

Построение программного материала с учётом теоретических сведений, основ вида спорта, развития двигательных способностей, а также контрольных упражнений позволяет целенаправленно решать следующие задачи обучения:

1) формирование общего представления об игре в мини-баскетбол, баскетбол, стритбол;

2) знакомство с правилами соревнований;

3) обучение основным игровым приёмам баскетбола;

4) овладение навыками коллективной (командной) игры;

5) способствование приобретению двигательного опыта за счет овладения игровыми приёмами баскетбола с целью укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;

6) совершенствование функциональных возможностей организма;

7) формирование умений в организации и судействе соревнований по баскетболу;

8) осуществление педагогического контроля над усвоением теоретического и практического материала по баскетболу.

Содержание данной программы рассчитано на систему одного или двух занятий в неделю продолжительностью 45 минут. Материал структурирован по видам спортивной подготовки: теоретической, технической, тактической и физической.

В программе представлены контрольные упражнения для оценивания физической и технической подготовленности занимающихся, методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено в соответствии с требованиями школьной программы. При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и его тактико-техническим действиям.

Теоретическая подготовка включает вопросы по истории и современному состоянию баскетбола, правила соревнований по данному виду спорта, вопросы, связанные с гигиеническими требованиями, а также правила безопасного поведения на занятиях. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общие и специальные. Совершенствование техники предусматривает задания без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят приемы для освоения ловли, передач, ведения и бросков по кольцу. Задания для изучения тактики позволяют формировать индивидуальные, групповые и командные действия игрока в нападении и защите.

Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий на факультативе по баскетболу для учащихся 5-11-х классов представлено в примерном распределении учебного материала.

Для организации и проведения факультативных занятий, направленных на обучение основам баскетбола, необходимо наличие игровой площадки, минимальные размеры которой составляют 24х13 м; баскетбольных мячей и щитов, которые должны быть исправны и соответствовать основным требованиям, предъявляемыми правилами.

Организация учебного процесса предусматривает теоретические и практические занятия, способствующие развитию физических качеств, а также отработке игровых приемов.

В 5-8 классах игровая форма проведения занятий является основой методики обучения. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала при индивидуальном подходе к учащимся. При подборе физических упражнений необходимо учитывать возрастные особенности и возможности школьников. Целесообразно использовать разнообразные подготовительные и подводящие упражнения, которые помогут занимающимся быстрее освоить разучиваемые двигательные действия. При этом важно обеспечить сознательное освоение предлагаемых упражнений.

В 9-11 классах методика обучения должна предусматривать постоянное изменение условий, в которых выполняется приём. Условия необходимо постепенно приближать к максимальному противодействию, встречающемуся в игре. Усложнение процесса обучения осуществляется последовательно:

1) изменением уровня сложности выполнения самого приёма (исходным положением, способом перемещения, сокращением амплитуд);

2) введением сбивающих и отвлекающих факторов и противодействий;

3) повышением требований к качеству и эффективности выполнения приёма.

Реализация программы при обучении учащихся баскетболу призвана способствовать освоению данной спортивной игры. Это расширит границы использования баскетбола как средства физического воспитания и активного отдыха школьников, а также создаст базу для возможной дальнейшей спортивной специализации.

Содержание программы может быть использовано для разработки программы секционной работы по баскетболу.

 

Класс






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных