Экспериментальные методы исследования интеллекта. Нарушения интеллекта.
Интеллект как познавательная деятельность человека включает уже приобретенный опыт (знания) и способность к дальнейшему его приобретению и применению на практике.
Интеллект всегда рассматривается (как и ум, разум, уровень знаний) в непосредственной связи с мышлением. Однако интеллект обобщает все познавательные процессы: внимание, мышление, память и, не являясь самостоятельной функцией или тем более отграниченным от других психическим процессом, всегда должен рассматриваться только комплексно.
В прошлом предлагалось довольно много определений интеллекта. Из них наиболее распространенным было данное К. Ясперсом: "Интеллект - это человек в целом, рассматриваемый со стороны его способностей".
Исследование
- тест Равена, тест Векслера, вербальный тест Айзенка.
Экспериментально-психологическое исследование интеллекта позволяет уточнить характер и тяжесть снижения интеллекта. Интеллект оценивается опосредованно при исследовании мышления, понимания переносного смысла пословиц и поговорок, общей осведомленности, составляющих основу теста Векслера. Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик субтестов, разделенных на вербальную и невербальную группы.
Тест прогрессивных матриц Равена состоит из 60 заданий, распределенных по пяти сериям. В каждой серии представлено изображение полотна с геометрическим рисунком и несколько матриц с одной недостающей частью. Необходимо обнаружить закономерности в матрицах и подобрать из шести-восьми предложенных рисунков ту матрицу, которой недостает в полном изображении. От серии к серии задания усложняются. Результаты оцениваются по количеству правильно подобранных недостающих фрагментов по каждому заданию. Выделяют пять степеней развития интеллекта по тесту Равена: особо высокоразвитый интеллект, интеллект выше среднего, средний, ниже среднего, интеллектуальный дефект.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|