Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 16. Способности




Способности и деятельность. Структура способностей. Проблемы измерения и определения способностей. Возможности компенсации способностей. Способности и успешность деятельности человека. Понятие об одаренности, таланте и гениальности.

Представления о задатках. Неоднозначность связей между задатками и способностями. Врожденное и приобретенное в способностях. Формирование и развитие способностей. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Способности и задатки в профориентации и переориентации. Педагогические способности.

 

Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

Иногда способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей.

Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности.

Одаренность многолика и многогранна, ее можно классифицировать по различным основаниям:

-по широте проявления – общая или специальная;

- по типу предпочитаемой деятельности: интеллектуальная - эта способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты; в семье такой ребенок – умник или умница, а в школе – отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим. Академическая - которая проявляется в необычной способности к учению; люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты. Творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;

- по интенсивности проявления - повышенная готовность к обучению, одаренные, высоко одаренные, исключительно или особо одаренные;

- по виду проявления – явная или скрытая (непроявившаяся);

- по временным характеристикам – одаренные с нормальным темпом возрастного развития, с его опережением (вундеркинды) или отставанием;

- по возрастным особенностям – стабильная или преходящая, временная;

а также по личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.

1.По уровню одаренности:

Особая, исключительная одаренность. Она видна невооруженным глазом. Но эти дети относятся чаще всего к группе психологического риска, так как у них наблюдаются серьезные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость. Они часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, талантливые изгои общества. «Очкарики»,»сухари» – они редкие гости на детских праздниках. Занятия, которыми они увлечены, лишают их свободы и радости, которыми расцвечены дни детства и отрочества их обычных сверстников. Они добровольные рабы своего таланта.

«Высокая норма» или великолепная норма. С этой группой одаренных детей меньше проблем, так как их одаренность носит нормальный, обычный характер. Это дети, которым повезло с самого начала – нормальные роды, хорошая семья. Внимания, любви родителей было очень много. Ребенок, как правило, не ходил в детский сад, или пошел поздно и не надолго. Это более благополучные дети, чем дети особо одаренные. Эти дети здоровее и выше своих сверстников. Проблем общения у них меньше, чем у обычных детей. Они «баловни судьбы», любимчики учителей и потом общества.

2.По особенностям возрастного развития. Иногда одаренность носит временный характер. Многие вундеркинды – это именно дети с ускоренным возрастным развитием временного характера. Со временем эти дети заметно «усредняются», тускнеют. У части же детей яркая одаренность остается на всю жизнь, являясь индивидуальной, устойчивой характеристикой развития личности (Александр Грибоедов, Лев Ландау).

Есть одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только профессионалам психологам или внимательным учителям.

«Антивундеркиндный» вид возрастного развития одаренности, когда обнаруживается замедленное развитие. А. Эйнштейн позднее, чем другие дети, заговорил, не блистал успехами в гимназии, и даже был изгнан из нее за неуспеваемость.

Не всегда вундеркинд вырастит в выдающегося человека, не всегда одаренность проявляется в блестящих школьных успехах или в явном опережении в развитии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных