Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 18. Психологические основы периодизации и становления личности




Понятие возрастных периодов. Периодизации жизни человека и психического развития личности.

Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности. Факторы и движущие силы становления личности: природная среда, биологический и социальный факторы, собственная активность личности. Случайные обстоятельства и судьбоносные события. Значение потребностей в становлении личности.

Профессионально ориентированные периодизации.

Возрастная периодизация - периодизация этапов в жизничеловека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастнойстратификации. Можно выделить следующие возрастные периодоы:

18) Раннее детство 1-3 года: Интенсивно идёт сенсомоторное развитие, речевое общение, понимание речи взрослых, расширение запаса слов, построение фраз; ведущая деятельность – предметная деятельность (овладение человеческими действиями, обращение с предметами);появление игровых действий (игры – подражание действиям взрослых), становление элементарного самосознания (Я - сам). Социальная ситуация «ребёнок-предмет-взрослый» (способ действия с предметом принадлежит взрослому, а ребёнок должен выполнять индивидуальные действия)

19) Дошкольный возраст 3-4 года. Упрямство, негативизм, строптивость; 5-6 лет – гармонизация отношений со взрослыми, развитие способностей рисования, музыкальных способностей, развитие воли, любознательность, изобразительная деятельность ребёнка, обогащение лексикона, формирование готовности к школе (овладение навыками счёта, письма, чтения). Социальная ситуация совместной деятельности ребёнка со взрослыми распадается. Перед ребёнком возникает сложный мир взрослых людей и ребёнок не может принять участия в жизни взрослых и поэтому он ведёт совместную со взрослыми жизнь. Такой формой совместной жизни является игра.

20) Младший школьный возраст 6-11 лет. Развитие мышления, развитие саморегуляции, развитие рефлексии(умение ребёнка осознавать то, что он делает), формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, формируется уверенность в себе, происходит овладение навыками домашнего труда.

21) Подростковый возраст 11-14 лет. Интенсивное развитие, бурная физиологическая перестройка организма самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных ситуаций со взрослыми, строптивость упрямство, формирование характера, самооценки, развитие логического мышления, возникает чувство взрослости.

22) Ранняя юность 14-18 лет. Формируется самосознание (представление о себе, оценивание внешности), появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах, стемление к самоутверждению своей независимости, пренебрежение к советам старших, возникает первое чувство любви, дружбы

23) Поздняя юность 18-25 лет. Зрелость в умственном и нравственном отношении, смелость, решительность, самостоятельность, прямолинейность, усиление целеустремлённости, выбор спутника жизни, создание семьи. Это благоприятный период для формирования профессионального мышления и профессиональной компетенции.

24) Соц. ситуация- окружение человека на определенном возрастном этапе, оказывающее влияние на развитие и формирование личности. (мама, семья, сверстники…)

25) Ведущая деятельность имеет три признака: 1.она должна быть смыслообразующей для ребёнка 2. в контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и со сверстниками 3. в связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования в возрасте

 

26) Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития. Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение.

27) Более или менее ясное осознание потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, неудовольствие, страдание от неудовлетворения потребности и т. д.).

28) Наличие эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск и нахождение возможных путей удовлетворения потребностей. Ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний или превращение их в противоположные при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения).

29) Повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее основе, вновь дает о себе знать.

30) Существуют различные классификации потребностей. Потребности различают по происхождению (естественные и культурные) и по предмету (материальные и духовные).

31) 1. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и

32) поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.

33) 2. В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

34) 3. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

35) 4. Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т. д.).

36) Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению - либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

37) Потребности человека имеют общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда. В рассмотрении вопроса потребностей также используются такие понятия как: желание и стремление.

38) Желание - это, отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.

39) Стремление - это первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к ее объекту.

Профессиональное становление кратко можно определить как «формообразование» личности, адекватной деятельности. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами.

На разных этапах профессионального становления личности возникают психологически обусловленные проблемные образовательные ситуации.

Оптация (14–16 лет). В этот период происходит формирование профессиональных намерений в учебно-профессиональной деятельности, выбор профессионально-образовательной области, поступление в профессиональное учебное заведение или получение профессиональной подготовки. Проблемные образовательные ситуации, помогающие формированию профессиональных намерений: психолого-педагогические технологии профессионального самоопределения; диагностика профессиональных интересов, склонностей и способностей; организация подготовительных курсов, вступительных и конкурсных испытаний.

Профессиональное образование и подготовка (14–23 года). Происходит формирование учебно-профессиональных мотивов, социально-профессиональных знаний, умений и навыков, овладение способами решения типовых профессионально значимых задач и заданий, развитие готовности к самостоятельной трудовой деятельности и трудоустройству. Проблемные образовательные ситуации, помогающие профессиональному образованию и подготовке: психология учебно-профессиональной мотивации; личностно ориентированное содержание и технологии профессионального обучения, воспитания и развития; мониторинг профессионального становления; формирование у обучаемых базовых компетентностей, ключевых компетенций и метапрофессиональных качеств; психологическая подготовка к нахождению своего места в мире профессий.

Профессиональная адаптация (18–25 лет). Для этого периода характерно: приобретение опыта самостоятельного выполнения нормативно одобряемой профессиональной деятельности, освоение новой социально-профессиональной роли и норм профессионального поведения в коллективе. Проблемные образовательные ситуации, обеспечивающие профессиональную адаптацию: обеспечение профессиональной социализации, профессиональное самоопределение на рабочем месте, супервизорство, формирование психологической системы деятельности и профессиональное совершенствование.

Профессионализация (25–33 года). Высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности и индивидуальный стиль ее реализации на основе сформированных ансамблей профессионально важных качеств и способностей. Проблемные образовательные ситуации, помогающие данному процессу: непрерывное повышение квалификации и профессиональной компетентности, обеспечение конкурентоспособности путем самообразования и саморазвития, развитие ключевых квалификаций и профессиональной мобильности.

Профессиональное мастерство (33–55 лет). Вершинные достижения в профессиональной деятельности, самоутверждение в профессиональном сообществе, творческий стиль труда. Проблемные образовательные ситуации, повышающие профессиональное мастерство: всесторонняя актуализация профессионально-психологического потенциала, стимулирование самоактуализации и сверхнормативной профессиональной активности, создание условий для полной реализации себя в профессиональном труде.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных